15. Ввод-вывод тоже под контролем!
Вспоминает Анатолий Чистяков
Вопрос с ЦВУМ был решен, но как быть с «во весь «Аккорд» – с вводом-выводом? С одной стороны все ладно, теперь есть “диагностическое ядро” в виде исправной ЦВУМ, но с другой стороны…
Дело в том, что в процессе контроля и диагностики необходимо вызывать срабатывание контролируемого оборудования, в т.ч. срабатывание выходных элементов, т.е. оказывать воздействие на управляемое от данного прибора оборудование. С ЦВУМ вопрос решался очень просто. В 161 приборе УВВ по всем операциям были выделены контрольные адреса, срабатывание исполнительных элементов по которым ни на кого не влияло. Но как быть с исполнительными сигналами, выдаваемыми из прибора 161 в 119-е приборы и в сопрягаемые системы. Тут недолго и выстрелить в процессе контроля, и активную посылку акустики вызвать. Вопрос был решен путем разработки оригинальной целиком аппаратной системы контроля совмещенного с фиксацией места неисправности (т.е. диагностикой), причем, все это осуществлялось в момент использования оборудования по прямому назначению, т.е. никаких тестов. Контролирующее оборудование, органически вписанное в контролируемое, проверялось в ходе выполнения операции ввода-вывода, поэтому сакраментальный вопрос, который так любили муссировать скептики – кто проконтролирует контролера – даже не возникал. Вопрос с контролем и диагностикой и здесь был решен и на “ходу” внедрен в оборудование ввода-вывода, разумеется, ценой разработки новых блоков.
Внедрение контроля и диагностики, благодаря активному вмешательству научного руководства, сделало “Аккорд” практически безотказным в процессе эксплуатации. При возникновении неисправностей контроль вызывал автоматическое переключение на резерв, диагностика за сотни миллисекунд высвечивала место неисправности с точностью до сменного блока. По существу “Аккорд” оказался единственной системой на флоте, в которой действительно были реализованы автоматический контроль и диагностика. Не даром на одной из комиссий во время ходовых испытаний ПЛ было сказано, что “Аккорд” оказался единственной системой, которая без страха повесила вывеску о своей неисправности на самом видном месте центрального поста ПЛ.
Тем временем на заводе один за другим изготавливались приборы опытного образца, которые тут же проходили автономные испытания и поставлялись на стенд “Розовой дачи” и за два месяца до конца 1965 года стенд был полностью укомплектован штатными приборами и имитаторами и начались официальные и неофициальные испытания системы целиком. И вновь многочисленные комиссии! Особый интерес вызывали контроль и диагностика. Их испытания проводились дважды – в конце 1965 и начале 1966 года. Члены комиссий случайным образом выбрали 100 неисправностей, которые вносились в приборы и должны были быть определены автоматически. Результаты оказались сногсшибательными: в первый раз было обнаружено 98 неисправностей, во второй – 95. Сомневающиеся успокоились!
На стендовом образце одна за другой отрабатывались задачи, а на заводе полным ходом шло изготовление поставочного образца. Усилия, затраченные на опытном образце, оказались не напрасными. Изготовление и испытания поставочного образца прошли, что называется “без мыла” и в середине 1966 года образец был поставлен на ЛАО, где в связи с задержкой в строительстве лодки, он был развернут в специально оборудованной стендовой.
В начало
Далее
Назад
Автор: Меттер Эрнест Яковлевич | слов 459Добавить комментарий
Для отправки комментария вы должны авторизоваться.