9. Буртовский прорыв в проектировании

Эскизный проект был завершен к концу 1963 года и незаметно и плавно перешел в техно-рабочий проект. На этот этап были поставлены следующие задачи: разработка аппаратуры системы на новой элементной базе, создание промежуточного макета системы, как инструмента для отладки матобеспечения и отработки структурных вопросов, создание опытного образца системы в конструктивном исполнении для проведения испытаний с отработкой задач первой очереди.

Буртову удалось создать исключительно творческую, деловую и непринужденную обстановку. При постановке, обсуждении и решении многочисленных вопросов не существовало никаких административных и должностных барьеров – все участвовали на равных. Формальности были сведены к минимуму. Достаточно сказать, что при разработке “Аккорда” между подразделениями-разработчиками аппаратуры, между разработчиками аппаратуры и разработчиками матобеспечения не было выдано ни одного(!) технического задания (задания пришлось выдавать только конструкторам). Решения принимались коллективным главным конструктором, утверждались Решением А.И. Буртова, и этот документ был основанием для работы.

Известно, что при разработке любой системы часто возникают “пограничные” противоречия, трения, на стыке различных приборов; приборов и матобеспечения: кому делать, где делать, что сначала, что потом. Таких трений при разработке “Аккорда” не возникало, все определялось по одному критерию: “Так нужно для системы”.

Коллектив отлично понимал, что неудача одного отражается на общем результате, поэтому существовала полная взаимовыручка и взаимопонимание. Затруднения аппаратурщиков разрешались программным путем, затруднения разработчиков МО разрешались аппаратными средствами. Интересен один из способов, которым А.И. Буртов создал такую обстановку и такой коллектив единомышленников. Раза два в неделю он проводил длительные, иной раз часа по два, совещания, на которых присутствовало человек по 15-20, из которых большая часть не имела отношения к разбираемым вопросам. Поначалу эти совещания у некоторых, в т.ч. и у авторов, вызывали раздражение – зачем? Но вскоре стало ясно, что именно на этих совещаниях и рождалось единомыслие, все отлично понимали проблемы и возможности друг друга, были в курсе общего состояния разработки, понимали свое место и роль в общем деле.

Не следует считать, что то, что решено в принципе – уже готово. Реализация идей сформулированных на ЭП и частично реализованных в макете оказалась далеко не простым делом. Продвижение в разработке МО, в части алгоритмов функциональных и системных задач создавало впечатление, что на их реализацию не хватит никаких ресурсов ЦВУМ. Разработчики МО требовали их увеличения, технические средства, которыми располагали аппаратурщики требовали их снижения, все вместе понимали – надо искать решение. Решение как всегда было найдено “на встречных курсах”.

Вспоминает Эрнест Меттер

В течение нескольких месяцев Э.Я. Меттер и В.А. Петров, ставшие к тому времени ведущими инженерами-конструкторами, работая в командировках, продолжали согласование с ИАТ’овцами основной части системы команд. Эта система команд учитывала встроенный режим микроуправления с набором «микрокоманд», необходимых для обеспечения поиска неисправностей с точностью до сменного блока, но без специфических команд, обеспечивающих функционирование системы в целом.

После возвращения из командировки Э.Я. Меттер и В.А. Петров засели за кропотливую длительную разработку функционального построения системы БИУС «Аккорд» в целом. В конечном счёте, это нашло отражение в функциональной схеме УУ ЦВУМ. Работа шла при систематическом обсуждении с ведущими специалистами устройств системы и её матобеспечения: А.Н. Чистяковым, М.М. Силиным, В.В. Платоновым, Л.Е. Фёдоровым, А.А. Гринбергом, И.М. Ароновым, А.П. Андреевой, В.И. Шагулиным и А.И. Буртовым. Параллельно с работой по структурной и функциональной увязке системы, Э.Я. Меттер и В.А. Петров закладывали в разработку УУ идеи самодиагностики, регулярно согласовывая их с разработчиками из ИАТ. Процесс проектирования включал постоянный поиск оригинальных идей, позволивший решить весь возложенный на систему перечень задач в условиях резко ограниченных объёмов центральной и периферийной аппаратуры, объёмов оперативной и постоянной памяти, объёмов питания и быстродействия, жёстких требований по надёжности. Работа велась в различных направлениях схемотехнического и конструктивного решений: централизация процессов организации внешних и внутренних связей системы, сокращение объёмов периферийной аппаратуры, например, централизацией из машины управления УНО (устройствами наглядного отображения информации на ПУ) и отказ от использования в приборах УНО специализированного буферного запоминающего устройства. Реализация этой идеи потребовала оригинальной связи и разработки в ЦВУМ специализированного блока управления, обеспечивавшего выдачу с высокой частотой отображаемых кодов из выделенного участка ОЗУ ЦВУМ на схему управления электронно-лучевой трубкой УНО. В процессе проектирования приходилось долго объяснять преимущества этого решения и уламывать М.М. Силина и Т.В. Богданову, чтобы доказать пользу предлагаемого решения для системы в целом.

Централизация из машины управления выводом информации в оружие также привело к необходимости разработки в ЦВУМ специализированного блока управления движением шаговых двигателей и соответствующей операции вывода на ЭВУ. В этой операции в АУ ЦВУМ осуществлялся анализ величины выдаваемого кода и знака приращений (для выбора направления поворота ШД), адресация ШД – в УВВ, в 119 приборах связи с оружием осталось только силовое исполнительное оборудование. В качестве запоминающего устройства для хранения кодов, подлежащих выводу на шаговые двигатели, использовался фиксированный массив адресов ЗУ ЦВУМ, а управление производилось непосредственно из машины. В этом вопросе пришлось преодолеть упрямство А.П. Андреевой. В немалой степени это объяснялось её желанием выглядеть солиднее за счёт большого процента оборудования, образующего периферию системы. Это удалось «провернуть» А.Н. Чистякову, Э.Я. Меттеру и В.А. Петрову, доказавшим А.И. Буртову пользу предложения по обеспечению сокращения размеров периферии системы. Централизация обработки информации от пассивной РЛС «Бухта» также была обеспечена посредством выделения массива адресов в специальной зоне в ЗУ ЦВУМ. Для этой цели был разработан специализированный блок управления работой ПРЛС «Бухта». С помощью этого блока осуществлялось управление приёмом быстротекущей информации с прерыванием работы ЦВУМ с основными операциями, поскольку частота её поступления была сравнима со временем выполнения коротких операций. Здесь работа проходила «гладко», т.к. были лишь сторонники идеи совмещения массива поступающей информации с памятью ОЗУ ЦВУМ.

В начало

Далее

Назад

Автор: Меттер Эрнест Яковлевич | слов 878


Добавить комментарий