5. Мон шер ами
На озеро Искандеркуль можно добраться не только из Душанбе, но и из Самарканда. Особенно популярен маршрут через Маргузорские озера. Сразу за так называемыми «Гиссарскими воротами», каньоном шириной четыре метра и высотой более километра начинаются эти озера, каскадом спускающиеся вниз с вершин Гиссарского хребта. Их еще называют «Семь красавиц». И недаром: каждая красавица хороша по-своему. Они напоминают радугу: чем ниже расположено озеро, тем меньше его размер и гуще цвет. Самое нижнее темно-фиолетовое Нежигон называют еще Сиехидон (чернильница). Не из нее ли черпал краски для своих гениальных стихов великий Рудаки, по легенде неоднократно сюда возвращавшийся? Самое уютное и теплое из всех озеро Маргузор пестрит разнотравьем и обилием цветов. Вблизи на небольшом холмике находится глыба известняка, испещренная рисунками первобытного человека. А у озера Нофин сохранились остатки крепости, построенной в первые века нашей эры. На пути к самому верхнему, большому и светлому озеру Хазорчашма (тысяча источников) встречаются глубокие пещеры, где можно найти горный хрусталь, малахит или исландский шпат. Можно пойти дальше и через перевал Каменных идолов спуститься к форельным озерам, а через перевал Ахбашер к Искандеркулю или удобным и невысоким Тавасангом пройти к Куликалонским озерам, наслаждаясь всегда здесь хорошей погодой, любуясь снежными вершинами, отраженными в чудесных глазах Семи красавиц. Однажды я шла этим маршрутом с группой туристов из Горького. Среди них был преподаватель французского языка Исай Львович. Уже немолодой, полноватый, обаятельный и веселый. Знатоков французского среди нас не было, а Исай читал нам стихи на французском, пел песни и иначе как «мон шер ами» к нам не обращался. Мы поднимались на Тавасанг, а навстречу нам спускались вприпрыжку несколько веселых парней в яркой одежде. Когда мы встретились, они залопотали на непонятном языке, понятными жестами показывая, что им здесь очень нравится и они хотели бы на память об этом иметь какие-нибудь значки. Тогда туристские значки были в цене, а «Фанские горы» особенно. Все стали дарить им значки, а я крикнула отставшему Исаю: «Французы!», так как некоторые слова их языка показались мне похожими на французские. Исай рванул вперед что было сил, ворвался в круг и заверещал по-французски. Лица французов вытянулись, они дали понять, что ничего не понимают, а огорченный Исай сокрушенно сказал: «Слышал я, что советский французский, который мы преподаем в школе, далек от настоящего, но чтобы так!…» Я внимательно посмотрела на французов – лицо одного из них показалось мне знакомым. Я вспомнила, кто это. Дело в том, что маршруты по Фанским горам долгие, иногда свыше 20 дней. В таких случаях мы делали заброски, то есть прятали запас продуктов где-нибудь на пути. Это помогало нам облегчить рюкзаки. А некоторым негодяям помогало ходить вообще без груза, ибо они воровали продукты из наших забросок, как бы старательно мы их не прятали. Но если кто-нибудь из них попадался, их ждал суровый «суд чести». Так вот в одном из «французов» я узнала такого шаромыжника. «Верните значки! – строго потребовала я. – Иначе вам не избежать суда чести!» «Французов» как ветром сдуло, я объяснила расстроенному Исаю в чем дело, но он огорчился еще больше: «Как же можно среди такой красоты, пропитанной духом туристского братства, поступать так гадко и мелочно?!» Я напомнила ему слова одной бардовской песни: «Есть у гор свои заветные ключи, но не каждый их, не каждый подберет». Исай, обиженно сопя, поплелся на перевал, а там нас встречал чабан. Со словами «Вас-то я и дожидаюсь!» он пригласил нас попить чайку и съесть «общий хлеб». Это такой особый хлеб, который выпекается под костром, завернутый в большие листья чукурака (ревеня) из муки собственноручного помола и козьего молока. Его надо съесть весь вместе с хорошими людьми, чтобы задобрить духов гор. Он разгреб кострище и вынул из-под него большую ароматную лепешку. Вкуснее и уместнее хлеба я не припомню. Но Исай не унимался. Оценив общий хлеб по достоинству, он спросил: «А вот перед нами прошли другие туристы, почему ты их не пригласил?» И услышал в ответ: «Это плохие люди, таких Дух Горы не любит!»
В начало
Далее
Автор: Солодовникова Надежда Васильевна | слов 636Добавить комментарий
Для отправки комментария вы должны авторизоваться.