Этих дней мы не забудем никогда

Опубликовал: Юровский Евгений Михайлович
Автор: Богатина Тамара Васильевна

Нацистские войска в четыре часа утра напали на нашу страну.

В тот вечер как прежде трамваи ходили,
В ту ночь снились всем безмятежные сны,
А утром багровое солнце всходило
И днём объявили начало войны!

Всё трудоспособное население города, в том числе и я, вышло на строительство оборонных объектов. Вокруг города под артиллерийскими обстрелами копали противотанковые рвы и окопы…

Немцы сжимали город стальным кольцом блокады. И вот, пошли дни за днями: обстрелы, налёты, бомбежки. Город горел.

Нет тока к станкам и нет света в жилищах.
Оборваны бомбой, висят провода.
Закрылись театры, все думы – о пище,
Нет бани, нет дров, и не льётся вода.

За водой ездили на Неву. Делали проруби, черпали из них ледяную воду. А ветер и мороз свирепели. Были дни, когда мороз достигал тридцати градусов и ниже…

Когда я окончила курсы медицинских сестёр, меня, семнадцатилетнюю, направили работать в детскую больницу им. Раухфуса в грудное отделение. Туда поступали дети с различными заболеваниями, а ещё опухшие от голода и с кровавыми поносами – взрослые, а также раненые бойцы. Наступило крайне тяжёлое время.

Норма хлеба уменьшилась до ста двадцати пяти грамм (из них хлеба – только 10 %, остальное – суррогатные добавки). Стали умирать врачи и сёстры милосердия, а также дети. Мне приходилось выносить по восемь-десять мёртвых в смену.

Трупик ребёнка лежит на рогожке,
В нём крови не видно, он как восковой.
А в серых глазах его, чуть приоткрытых,
Одна лишь мольба, чтобы хлебушка дали.
Нам с голодом трудно сражаться…

По сигналу «воздушная тревога» нам нужно было для обеспечения безопасности детей выносить их в подвальное помещение больницы…

Обстрелы и бомбёжки были длительные, и поддерживать тепло в буржуйках было трудно…

Бутылочки с соевым молоком были холодные, и мне приходилось греть их своим телом. От кормления до кормления я их держала за пазухой – застудила лёгкие и заболела туберкулёзом…

В свободное от дежурств в больнице время дежурила на крыше по месту жительства в Свечном переулке, дом 17, Фрунзенский район. Тушила осветительные бомбы: это ужасно, когда всё грохочет, воет, свистит и содрогается земля…

В период с 1941-го по 1944-й год была инструктором санитарного звена. При бомбёжках раненым оказывали первую медицинскую помощь. Дежурила в штабе МПВО 51-го квартала Фрунзенского района.

Весной 1942-го года активно участвовала в уборке территории от нечистот во избежание эпидемии. До сих пор сохранилась характеристика от начальника штаба МПВО от 26 сентября 1944 года.

Мои сыновья, Владимир и Александр, родились уже после войны и о всех её ужасах узнали от меня…

Будучи на пенсии в 1990 году по зову сердца пошла работать в общество блокадников города на Невском, 104, а затем организовала общество блокадников по месту жительства в Смольнинском районе. До настоящего времени являюсь председателем комиссии по оказанию гуманитарной помощи блокадникам.

Далее

В начало

Опубликовал: Юровский Евгений Михайлович | Автор: Богатина Тамара Васильевна | слов 422


Добавить комментарий