14. ПОСЛЕВОЕННЫЙ ГОРОД

В те первые послевоенные дни мы с Гориком буквально исколесили город, особенно центр, вдоль и поперек. Облик города я помню очень хорошо. Серые фасады со следами осколков, разрушенные и полуразрушенные дома с частично отвалившимися стенами, в проемах видна сохранившаяся от огня буржуек мебель, здесь и пианино, и кожаные, как у нас до войны, диваны, громоздкие шкафы и буфеты, зеркала все в пыли, но нигде не было видно стульев, они первыми отправлялись в печь, а чтобы разломать шкаф или буфет, нужны были силы, а их-то и не было.

По улицам мчались, в основном, американские «студебеккеры» и «виллисы» с белыми звездами на капотах. Дребезжали на рельсах и скрежетали на поворотах трамваи с открытыми дверями, так и манившими вскочить на ходу, что я часто и проделывал. Появились солидные «американские» более просторные с автоматически закрывающимися дверями, что, конечно же, нас никак не устраивало.

Тем не менее, этот полуразрушенный, израненный город нес в себе какое-то благородство, достоинство, как гордость не сдавшегося, не сломавшегося человека. За этими величественными и таинственными фасадами уже теплилась жизнь, город оживал, хотелось узнать, кто живет в этих красивых домах с портиками с колоннами, с пилястрами, лепными головами мифических животных и героев, с мощными торсами атлантов и кариатид, подпирающих балконы. Мой словарный запас сильно обогатился именно в это время. Так вот, все эти скульптуры из истории древней Греции и древнего Рима, даже Египта дали мне едва ли не больше знаний, чем школьные уроки на эту тему. И когда я первый раз попал в Эрмитаж с экскурсией в пятом или шестом классе, мне показалось, что все это я уже видел на улицах города, в котором я родился, в его садах и парках.

Мы познавали город и его красоту неосознанно, мы же были просто мальчишками, а самым большим нашим удовольствием было кино и ленинградские кинотеатры, настоящих кинозалов я не видел уже больше четырех лет.

Первый наш поход был в кинотеатр «Баррикада», где шел музыкальный фильм «Аршин Мал Алан» с Рашидом Бейбутовым. А в кинотеатре «Аврора» уже почти два месяца без перерыва шел фильм «Иван Никулин – русский матрос». Деньги на кино добывал я. Делал я это очень просто: вечером я забирался во внутренний карман в подкладке маминого пальто и выгребал серебро и медь. Бумажные деньги я не брал, как честный человек, тем более, что брал я только часть мелочи. А мелочь, я думал, это не воровство, и считал, что такую малость мама не заметит. Но мама что-то заподозрила и, видимо, все рассказала тете Лие. Та провела «беседу» с Гориком, а он все передал мне. После этого «мы тут посовещались» и решили, что с этим надо кончать. Но мы не пропали. После этого то мне, то Горику выдавали сколько-то копеек на дневной сеанс.

Далее

В начало

Автор: Рыжиков Анатолий Львович | слов 437


Добавить комментарий