Телепроект

Начало информационному проекту положила переписка с сыном в 1992-ом году, когда он еще служил в армии. Мы обсуждали вопрос о том, как можно связать множество компьютеров между собой. Идея «носилась в воздухе», тема была актуальная. Я хорошо проработал вопрос и понял, что доступным способом обмена информацией может служить только однонаправленный широковещательный канал. Все остальное требуют огромных капиталовложений для создания структуры, поддерживающей «обратную связь». Обратный канал, конечно, был бы полезен. Более того, он необходим. Но для него можно использовать уже существующие системы — телефон, телеграф и прочие средства коммуникации. Есть центр, в который стекается информация самыми разными путями и оттуда разбрасывается по всей территории зоны действия системы. Широковещательный канал легко выполняется на радиочастоте. Будучи по образованию радиоинженером, я понимал, что «схемотехнических» трудностей здесь нет, и передатчик не должен дорого стоить. Все трудности — юридические, связанные с получением разрешения на радиовещание. Здесь было два варианта — оформить собственную частоту или договориться с тем, у кого она есть, об использовании части этого ресурса.

Канал связи есть у кабельного телевидения. Почти очевидно, что в этой сфере имеются очень большие резервы. Пропускная способность канала в тысячи раз превышала то, что реально используется. Т.е. возможности безграничные — надо только понять, как ими воспользоваться. Довольно быстро я сделал пару — кодер/декодер, с помощью которой превращал двоичный код в видеосигнал, и затем — обратно, в двоичный код. Испытал на домашнем телевизоре, опутав всю комнату проводами. Вскоре понял, что кроме того, что я уже сделал, по «материальной части» для запуска проекта вообще ничего больше не требуется. На передающей стороне к аппаратуре подключается компьютер с кодером, а на принимающей — нужна некоторая доработка телевизора. Она заключается в том, ставится электронный переключатель в цепь видеосигнала между приемником и системой отображения. Тексты будут приниматься через декодер, а телепрограммы — напрямую. Получается, что имеющаяся инфраструктура кабельного телевидения достаточна для того, чтобы при минимальных вложениях развернуть информационную систему.

Испытания проходили настолько успешно, что я разработал печатную плату, и изготовил их некоторое количество в гальваническом цехе завода «Северный пресс». Весной 1994-го технически я был вполне готов к реализации проекта. Можно было подумать конкретнее о содержании передач. По предварительным наметкам, это должны быть новости — общие и городские, а также блок частных объявлений, сообщений и вопросов — примерно то, что сейчас в Интернете называется «форум». Частные объявления принимаются по телефону и распространяются через систему. Все, что принимается, хранится в памяти декодера. Телезритель в любое время может переключить свой телевизор в режим просмотра накопившейся информации и, если будет желание, что-нибудь передать «всем, кто слышит», набрав номер телефона студии.

Надо сказать что в это время (1993-94г.) еще не было Интернета, еще не был дописан Windows-95, да и компьютер, поддерживающий DOS и Norton-comander был еще весьма дорогой и диковинной штучкой, а число телеканалов не измерялось десятками. И вот, в таких условиях предлагаются функции обмена информацией, которые потом, с приходом Интернета, получили очень широкое распространение. Затраты клиента — небольшая плата за декодер, «вживляемый» в домашний телевизор. Проект был беспроигрышный по части полезности и окупаемости.

Подготовив технические средства, я отправился на поиски студии кабельного телевидения, чтобы договориться о внедрении. Одной из первых была студия нашего микрорайона, которую нашел на Российском проспекте. Сразу придумалось название для системы или для фирмы — «Российский проспект». Показалось, что звучит оптимистично — широкая дорога, устремленная (естественно!) в будущее, имеющая в названии имя нашего бедного государства. В то время, однако, путепровода на Ржевку еще не было, Российский проспект упирался в тупик.

Пришел я в студию. Много и долго говорил с разными людьми, которые переключали меня от одного к другому. …Во время разговора в комнату врывается человек, кричит — «Вы совсем обалдели, кто поставил порнуху?, в такое время!, нельзя!». Мой собеседник оправдывается — где-то что-то недосмотрел. Большого интереса я не смог возбудить ни у работников, ни у владельцев этой студии. У них было слишком много собственных текущих проблем, чтобы внимательно выслушать и попытаться понять суть предложений.

Я не сдавался. Через знакомых вышел на какую-то студию на пр. Энгельса. Маленькое тесное помещение, десяток человек, каждый из которых был чем-то занят. Мне сказали, что выйдет некто, кто может со мной поговорить. Минут через десять действительно появился человек. Я, как мог, изложил. Не знаю, понял ли он что-нибудь из моих речей. В своем комментарии он попытался сказать нечто положительное в мой адрес. Это звучало примерно так.- Ваши занятия, конечно, хороши. Это много лучше, чем глушить водку в свободное время. Но тема новая, а если попытаться сделать что-то новое, то неизбежно появится великое множество вопросов, в которых легко увязнуть навсегда. Он говорит об этом «со знанием дела», ссылаясь на собственный опыт. Даже в известных и хорошо обкатанных делах неожиданных проблем вытекает великое множество. И потому — нет! Мы этим заниматься не будем.

Я не сдавался. Вспомнил, что во время последнего разговора Гена (мой двоюродный брат из Сланцев) сказал, что среди его друзей есть владелец студии кабельного телевидения. — Ну что ж, подумал я, — начнем трансляции из Сланцев, и двинемся оттуда покорять большие города…

Через некоторое время я узнал о существовании нового способа передачи информации на домашние телевизоры. Это был Телетекст. Посмотрел я структуру и схему — все было похоже на мой вариант — в разрыве между приемником и видеоусилителем вставляется декодер информации телетекста. Более того, телетекст использует свободное место в самом телесигнале, и отдельный канал ему не нужен. Я понял, что даже если найду принципиальные положительные отличия от телетекста (они есть), то никогда никому не смогу их объяснить. Таким был последний и завершающий удар по телепроекту. В середине 1994-го года я эту тему закрыл.

Сейчас, наблюдая информационный бум и всеобщее увлечение социальными сетями (типа «В контакте»), я думаю о том, что все могло случиться много раньше, лет 15-17 назад, еще до пришествия компьютеров и Интернета. Но, вероятно, на начальной стадии развития капитализма в России бизнес мог быть только очень простым. Я предлагал нечто сложное.

«Всему свой час, и свое время..», — как говорится в известной, ныне популярной, книге.

17.07.2011.
Далее
В начало

Автор: Ханов Олег Алексеевич | слов 950


Добавить комментарий