Моя жизнь среди проблем (12)

Нашему центру пришлось заниматься проблемой оценки условий труда в так называемых чистых комнатах. Производство микросхем требовало абсолютно чистых комнат, что обеспечивалось использованием системой специальной вентиляции и соблюдением строгого режима, принятого для этого вида производств. Наши исследования строились по той же схеме, что и в работах с гипомагнитными полями. В результате мы разработали практические рекомендации по улучшению условий труда в «чистых комнатах».

Наши финансовые возможности ограничивал закон Абалкина. Создание еще одного центра совместно со своим учеником Владимиром Ивановичем Шеиным по проблемам экологии кардинально положение не изменило, хотя сотрудники Центра Литвинов Виктор Николаевич, Зарайский Борис Викторович, Чухров Анатолий Владимирович из РТИ и др. очень старались.

После реорганизации бывшего отдела В.С. Кощеева мне разрешили переместить Центр на основную территорию института, но без оплаты хозяйственных услуг и аренды. Я думаю, что этот шаг сделала Дирекция как выражение признания моей многолетней работы в Институте. После возвращения в Институт я чувствовал себя очень комфортно, хотя реальные законы «Перестройки» поставили Институт и, в частности, бывший мой отдел 9, в очень тяжелое положение.

Очень хочу сегодня выразить глубокую признательность Леониду Андреевичу Ильину, Владимиру Сергеевичу Степанову, Александру Александровичу Иванову, Юсифу Фирудиновичу Багирову, Геннадию Ивановичу Шапошникову за оказанное внимание ко мне. Я хотел бы поблагодарить плановый отдел во главе с Бугровой Галиной Васильевной, отдел режима и его руководителя Александра Константиновича Потькало, которые старались мне помочь в этот трудный для всех период.

В течение семи лет я активно участвовал в работе Международной энергетической комиссии (IEC). В 1991 году была создана группа экспертов IEC для разработки руководства по дозиметрии ЭМП различных частот. В состав Комиссии входили специалисты из различных стран — Великобритании, Франции, Германии, Нидерландов, Финляндии, Японии и России. Наши заседания проходили ежегодно в различных странах. Мы вместе прошли за 6 лет все этапы подготовки Руководства — от общей концепции и до электронного макета. Многолетняя работа над этим руководством было очень полезно для меня, как специалисту. Кроме того, я прошел большую школу общения с коллегами из различных стран.

Очередное заседание рабочей группы МЭК. Амстердам, 2000 г.

В 1993 году члены Межведомственного научного совета по проблемам электромагнитной совместимости при Миннауке, в который я также входил, предложили мне принять участие в организации научного центра по проблеме электромагнитной безопасности населения. Деятельность новой структуры должна была строиться на современных принципах инновации и коммерческом подходе к использованию научных знаний. Этот Совет работал на организационной базе кафедры Техники и электрофизики высоких напряжений Московского энергетического института, с которой у меня сложился рабочий контакт. А наиболее теплые отношения сложились с профессором Владимиром Петровичем Ларионовым. Это был очень хороший человек с большим жизненным опытом, возглавлявший много лет кафедру. У нас с ним в процессе совместной работы сложились устойчивые доверительные отношения и общие взгляды на проблему электромагнитной безопасности населения. В одну из встреч, Владимир Петрович сказал мне, что у них на кафедре есть аспирант, который бы смог взять на себя организацию этого малого предприятия. Меня же, как признанного главу этого направления в России, он просил возглавить новый центр. В это время я руководил секцией по радиобиологии неионизирующих излучений в Совете по радиобиологии РАН и был председателем соответствующей секции Технического комитета по электромагнитной совместимости при Госстандарте.

После нескольких рабочих совещаний у В.П. Ларионова, я дал согласие на это предложение, преследуя цель привлечь очень квалифицированных инженеров-физиков и специалистов по измерительной аппаратуре из Московского энергетического Института в уже ранее созданный Центр «БЭМС». С начала 1994 года началась фактическая работа нового коллектива, даже не имевшего к тому времени юридического оформления, но очень увлеченного социально значимой и фактически не освоенной в нашей стране тематикой. Юридически новое предприятие — Центр электромагнитной безопасности (ЦЭМБ) был создан в сентябре 1994 года и, хотя он располагался на территории института физико-технического профиля, я мог использовать ресурсы обеих Центров. Директором Центра стал аспирант кафедры ТЭВН мой однофамилец Григорьев Олег Александрович, а я был избран Президентом Центра электромагнитной безопасности. В ЦЭМБ пришли работать молодые сотрудники в основном из технических институтов, а в качестве их научных наставников активно работали профессор Юрий Петрович Пальцев, кандидаты наук Владимир Александрович Тищенко и Тэмир Александрович Пальбах.

Со временем стало ясно, что развитие на базе технического института научного центра по профилю более склонного к проблемам гигиены и радиобиологии было крайне затруднено, поскольку устойчиво возникал технический уклон. Поэтому, чтобы сохранить первоначальную идею и иметь возможность активно на неё влиять, я убедил коллег в необходимости перебазировать Центр электромагнитной безопасности на территорию Института биофизики и во главу угла поставить задачу электромагнитной безопасности населения. Дальнейшая деятельность Центра полностью подтвердила правильность моего выбора.

Таким образом, с 1995 года на территории Института биофизики заработало два Центра под моим руководством и под покровительством Владимира Сергеевича Степанова. Развитию исследований по электромагнитной безопасности населения активно способствовал и Леонид Андреевич Ильин. Мягкую политику финансового давления осуществляли Александр Александрович Иванов, Геннадий Иванович Шапошников и Галина Васильевна Бугрова. Конечно, я понимал всю значимость их отношения ко мне и глубоко признателен им за оценку моей прошлой деятельности в Институте. В 1996 г. на одном из  торжественных заседаний, Леонид Андреевич пригласил меня в президиум и попросил вести это торжественное заседание.

Конечно, была большая приятная неожиданность для меня. После окончания заседания при участии Леонида Андреевича, Киселева Михаила Федоровича, Степанова Владимира Сергеевича и моем возник весьма значимый для меня разговор. Вдруг Михаила Федорович выразили удивление, что я формально не являюсь сотрудником института. Леонид Андреевич тут же попросил Владимира Сергеевича подготовить соответствующий приказ, и я стал главным научным сотрудником Института биофизики без изменения направления работы.

Я продолжал работать по проблеме электромагнитной безопасности населения.

В конце 90-х годов проблема электромагнитной безопасности приобрела научную, социальную и государственную значимость. Причиной этому послужили, во-первых, широкое внедрение мобильной связи и, во-вторых, результаты обширных исследований, полученные под моим руководством очень малыми научными коллективами двух наших центров — Центром электромагнитной безопасности (ЦЭМБ) и Центром биоэлектромагнитной совместимости (ЦБЭМС). Сотрудники Олега Александровича Григорьева (ЦЭМБ) дали достаточно полную характеристику и гигиеническую оценку современным условиям антропогенного электромагнитного загрязнения среды обитания. Стало ясно, что в течение этого периода произошло принципиальное изменение условий контакта населения с источниками электромагнитного поля, сформировалась новая электромагнитная обстановка, которой ранее не было за все время развития цивилизации.

Ведущие сотрудники ЦЭМБ. Е.П. Бичелдей и А.В. Меркулов.

. Получение достоверной информации о величине ЭМП.

Огромный пласт работ возник по разработки новых подходов к разработке нормирования ЭМП РЧ с учетом реально создавшейся электромагнитной радиационной обстановки. Возникла необходимость заново вернуться к многочисленным, ранее опубликованным результатам, которые легли в основу нормирования еще в 80-е годы прошлого столетия. Для этой работы я привлек ведущих специалистов страны Никитину В.Н., Походзей Л.В., Рубцову Р.Б., Томашевскую А.А., Шафиркина А.В., Васина А.Л.и др. Обобщение этих работ позволило сформулировать ряд новых подходов к нормированию ЭМП РЧ и представить их на обсуждение на многих отечественных и зарубежных научных форумах.

На протяжении многих лет над проблемой нормирования облучения космонавтов мы работаем с Александром Венециановичем Шафиркиным. Это позволило нам и Андрею Львовичу Васину сформулировать нетрадиционный подход к оценке опасности ЭМП РЧ в условия хронического облучения населения.

Мною было проведено обобщение всех опубликованных отечественных работ по биологическому действию модулированных ЭМП, итоги которых, по нашему убеждению должны учитываться при нормировании.

За последние четыре года в ЦБЭМС была создана и усовершенствована методика, оценки биологической эффективности электромагнитных полей малой интенсивности на развитие куриных эмбрионов. Специальные инкубаторы и системы термостатирования позволили провести ряд экспериментов, в том числе с мобильными телефонами и нестандартными источниками ЭМП в разных диапазонах частот. Эти эксперименты осуществлялись, в том числе, с участием наших французских и американских коллег. Ответственным исполнителем всех экспериментальных работ ЦБЭМС был А.Л. Васин, главным конструктором — М.В. Полегаев, который также осуществлял всю необходимую инженерную поддержку.

Коллектив исполнителей проводивших эксперименты с влиянием ЭМП на развитие куриных эмбрионов. А.Л. Васин, Е.П. Бичелдей, Ю.Г. Григорьев, А.В. Меркулов. 2004 г.

Доклад на научном международном форуме о критериях нормирования ЭМП в России.

Буквально с первых месяцев деятельности центров возник интерес к нашим работам со стороны средств массовой информации, населения и многих производственных предприятий, но, к большому сожалению, не со стороны МЗ РФ.  Население совершенно обоснованно обеспокоилось безопасностью своего здоровья.

С 1996 года я стал постоянным членом Консультативного Комитета ВОЗ по Международной программе «ЭМП и здоровье человека». Это позволило мне резко расширить контакты с зарубежными учеными, посетить ряд научных центров и информировать научную общественность о точке зрения российских ученых на нормирование электромагнитных полей.

Вскоре руководитель международной программы ВОЗ Майк Репачоли (Mike Repacholi) прислал мне письмо с просьбой организовать в России первую Международную конференцию по проблеме нормирования ЭМП РЧ. Я взял на себя инициативу и возглавил Организационный комитет первой Международной конференции в России «Проблемы электромагнитной безопасности человека.Фундаментальные и прикладные исследования».

Прием М. Репачоли в Институте биофизики. В.С. Степанов, О.А. Григорьев, М. Репачоли, Ю.Г. Григорьев

Мы совместно с Институтом медицины труда РАМН (Н.Ф. Измеров, Н.Б. Рубцова) с успехом провели эту конференцию в 1996 году. Возобновились ранее прерванные контакты с зарубежными учеными: в работе конференции приняли участие более 200 ученых из практически всех республик СНГ и стран Восточной Европы. В рамках культурной программы гости также посетили Лавру в Сергиев-Посаде.

. В Лавре Сергиев-Посада. Н.Ф. Измеров, М. Репачоли, Ю.Г. Григорьев, Дж. Берихардт, Б. Гринбаум.

Мы стали нуждаться в еще более широкой научной кооперации. С распадом Советского Союза фактически прекратили действовать многие отработанные схемы научно-информационного обмена. К середине 90-х годов мы осознали крайнюю необходимость проведения научной конференции по проблемам электромагнитной безопасности, которая должна была дать возможность специалистам радиобиологии и гигиены неионизирующих излучений решить, казалось бы, элементарную задачу — всем специалистам в области электромагнитной безопасности встретиться вместе. В научном плане накопилось значительное количество проблем, требовавших обсуждения, в первую очередь это было связано с новым этапом технического прогресса — широким распространением компьютеров, офисной и бытовой электротехники, а также началом массового внедрения сотовой связи. Мы сочли необходимым обсудить фундаментальные и прикладные основы обеспечения гигиены населения в условиях формирования новой ситуации облучения.

В сложившейся ситуации как никогда стала очевидна необходимость наличия постоянно действующего научно-координационного и экспертного органа по проблеме электромагнитной безопасности. В 1997 году при поддержке В.Ф. Меньщикова, который на тот момент являлся Секретарем Межведомственной комиссии по экологической безопасности Совета безопасности Российской Федерации, я и мой коллега О.А. Григорьев приступили к организации Российского национального комитета по защите от неионизирующих излучений (РНКЗНИ). Довольно сложной задачей, оказалось, определить, так называемую, «ведомственную принадлежность» Комитета. Проблема явно была межведомственной и требовала решений на стыке социально-экономических задач, диктуемых с одной стороны потребностями общества в развитии новых технологий, а с другой, — необходимостью ограничений эмиссии ЭМП для защиты здоровья населения. Уместно напомнить, что в 80-х годах в СССР решение проблемы электромагнитной безопасности населения и экосистем регламентировалось решениями союзного Совмина, в этих работах принимали участие 17 ведомств, включая две Академии.

В сложившейся ситуации огромную помощь в создании Комитета нам оказал академик Анатолия Федоровича Цыб и в 1998 году, благодаря нашим совместным усилиям, был создан Российский национальный комитет по защите от неионизирующих излучений. По-видимому, учитывая мой опыт научной и организационной работы, авторитет среди отечественных и зарубежных ученых, я был назначен Председателем РНКЗНИ.

В настоящее время в Российский национальный комитет по защите от неионизирующих излучений входит более 30 ученых, представляющих все ведущие отечественные научные центры, работающие в области радиобиологии и гигиены неионизирующих излучений. Мне, как Председателю, большую помощь в практической работе оказывают заместители — О.А. Григорьев, В.Н. Никитина, В.Н. Бинги. Несколько лет Ученым секретарем РНКЗНИ работала Е.П. Бичелдей, приложившая колоссальные усилия к организации текущей работы, а также к проведению мероприятий Комитета, конкурсов молодых специалистов, по выпуску «Ежегодника» и ведению сайта в Интернете.

Безусловная заслуга нашего РНКЗНИ в том, что он первый реализовал на практике предупредительный принцип ВОЗ, предложив еще в 2001 году регламентацию при использовании сотовой связи и ограничения для групп населения, а также рекомендовал запрет для детей, реализованный впоследствии в нормативных документах Минздрава.

Сейчас Комитет осуществляет координацию научной деятельности в нашей стране, а также с ВОЗ, ведет большую экспертную и координационную работу, а главное дает возможность коллегам регулярно общаться, в том числе и в неформальной обстановке и обсуждать научные и наиболее острые проблемы.

. Обсуждение повестки дня очередного заседания РНКЗНИ. Слева на право. С.Н. Лукьянова, В.В. Шиходыров, Ю.А. Холодов, Ю.П. Пальцев, В.Г. Зуев, Б.И. Давыдов, Ю.Г. Григорьев.

Члены РНКЗНИ на «приеме» у Председателя.

. Профессор Борис Ильич Давыдов мой друг и единомышленник.

Председатель РНКЗНИ, профессор Ю.Г. Григорьев обдумывает решение.

Далее >> ( 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13)

Автор: Григорьев Юрий Григорьевич | слов 2073


Добавить комментарий