Цензура и память

30.11.2010. Олег Ханов  (Рецензия на повесть «Ах война, что ты сделала, подлая…», Марфа Звонарёва, proza.ru)

Уважаемая Марфа!
Не буду много говорить о художественных достоинствах повести, они несомненны. То, что Вы пишите, оказывает эмоциональное действие и этого достаточно для оправдания таких занятий.

Но постепенно эмоции затухают и их место занимает холодный рассудок. Когда я попытался записать то, что говорит эта (не самая лучшая) часть человеческой натуры, то обнаружил, что нечто похожее я уже где-то писал. Это было, когда попытался найти нечто положительное в отрицательном для моего восприятия фильме «Гитлер капут». Можно сказать, что его содержание противоположно Вашему (и моему тоже) ощущению войны.

01.12.2010. Марфа Звонарёва:
Благодарю за внимание к моим рассказикам, хотя я не совсем согласна с Вашим мнением, что надо чем-то оправдывать это занятие. Лично я не собираюсь этого делать. Хочу и пишу! По-моему, именно для этого и создан наш сайт: чтобы мы — графоманы, дилетанты, могли писать своё и читать написанное нашими коллегами — такими же непрофессионалами, впрочем, иногда гораздо более интересно пишущими, чем те, кто называет себя — ПИСАТЕЛЕМИ.

02.12.2010.  Олег Ханов:
По поводу «оправдания» — цитирую непревзойденного циника О.Уайлда. Дословно не помню, но смысл таков — для тех, кто занимается чем-то полезным, единственным оправданием может быть увлеченность своими занятиями.

По поводу рецензии. Мне действительно все понравилось, но сидящий во мне бес стал нашептывать то, с чем все-таки не надо соглашаться. Поскольку просто ссылка не проходит, копирую текст:

Наше знание сформировалось из рассказов людей, переживших войну. Но более всего всего информации мы получили из многочисленных книг и фильмов. Здесь необходимо отметить, что в советские времена все печатные источники и кинофильмы подвергались цензуре. Поэтому надо признать, что наше представление соответствует официальному, государственному, которое не может быть объективным. Хотим мы того или нет, оно базируется на определенных клише, сформировавшихся еще в далекие сталинские времена и освободиться от этого очень непросто. Ныне, в эпоху некоторой <свободы слова>, мы хотим быть объективными. Но не можем, клише не позволяют».

Иными словами, мне кажется, наше поколение (первое послевоенное) не может писать о войне, мы не можем быть объективны. Более старшее может, они ее застали, а мы — нет. Младшее тоже может, для них эта война также далеко, как для нас первая империалистическая. Таково мое (очень субъективное) мнение.

02.12.2010 Марфа Звонарёва:
Я писала не о войне, а о судьбах женщин, которые она перекорежила. Между прочим, основа этого рассказа из достоверных источников, от самих героинь рассказа. А что это за дикая идея — нашему поколению нельзя писать о войне? Поколение наших родителей — ПОБЕДИТЕЛЕЙ, практически ушло и только мы можем сохранить и передать детям и внукам их живые рассказы, многочисленные детали, которые они сохранили в своей памяти и передали нам. Да это просто наша обязанность (!) передать всё это дальше.

02.12.2010.  Олег Ханов:
Уважаемая Марфа! Хочу завершить дискуссию, меня смущает ее направление. В действительности, у нас нет расхождений. Предполагаю, что даже в деталях. Например, в первом варианте своей рецензии я заметил, что изломанные судьбы были и до и после войны. Это все наше, российское, не слишком привязанное к определенному времени. Из этого следует, что в Вашем рассказе, как и в том «нехорошем фильме», на который была ссылка, война остается фоном, одной из причин происходящего. Потом я увидел эту мысль в Вашем ответе на чей-то комментарий и отказался от ее «материализации», поставив вместо нее ссылку. В последнем сообщении Вы снова говорите об этом. — Нет у нас расхождений. Только разные ракурсы и субъективности.

Был у меня такой эпизод. Пишу воспоминания. Однажды показал эти записи товарищу, profi. Его рецензия была мне непонятна. Когда мы стали говорить подробнее, он пояснил — надо дополнить сюжет (привел примеры — чем), и все будет хорошо. Я возражаю — было не так. Он спросил, — говорим ли мы об искусстве или о чем-то другом?- Я говорю о «документальной» истории — фиксирую факты, они имеют безусловный приоритет.- Так что же ты мне голову морочишь!

С наилучшими пожеланиями!

02.12.2010 Марфа Звонарёва:
Вот и ладно, вот и договорились.

В начало

Автор: Ханов Олег Алексеевич | слов 628


Добавить комментарий