Системные нюансы

Роль личности 
Она такова, что история сама выбирает угодную ей личность, ситема принимает лишь те влияния, которые в данный момент соответствуют ее устремлениям.

Попадая в (стабильную) систему, субъект должен действовать сообразно законам, установившимся в данной системе. Законы не произвольны, они адекватны состоянию. Волюнтаризм в стабильной системе принципиально невозможен. Если действия субъекта выходят за допустимые пределы, система их не воспринимает, либо отвергает самого субъекта.

Нестабильная система — особый случай. Обычно нестабильность сопровождает становление системы, либо ее закат.

Самый первый шаг при конструировании системы в значительной степени определяет ее структуру, ее вид и ее развитие, т.е ее историю. Каждый последующий шаг резко сужает возможность маневра, сказав «А» следует непременно сказать «Б». Начиная с какого-то шага, система становится совершенно независимой от воли своего создателя. Если же новое строится на обломках старого, система может вообще никогда не зависеть от воли ее создателя и, тем более, — от воли разрушителя старой системы. Уровень «наследования» определяется глубиной разрушения. Для создания принципиально нового надо начинать «с нуля», т.е. довести разрушение до предела.
21.09.1997.

Интеллект в системе
Не всегда наличие интеллекта есть факт безусловно положительный.

Интеллект имеет склонность вмешиваться в происходящие процессы. В системе его действия могут вступить в противоречие с потребностями «системного интеллекта» по причине не достаточной информированности, управляющий должен быть всегда один. Достаточно частая причина авиакатастроф — когда действия человека и автомата в ступают в противоречия.

«Умный» или амбициозный руководитель не всегда есть благо, отсутствие этих качеств снижает степень риска.
07.12.1997.

Различия
Одна из основных посылок коммунизма — мир несовершенен, следовательно, его надо изменить. Буржуазный принцип другой — мир таков, какой он есть. Пусть он плох, несовершенен, но другого нет и не будет, следовательно, к нему надо приспособиться.
21.05.1999.

Коммунизм — произведение искусства 
Коммунизм — это планирование системы, связей, их обязательная взаимообусловленность, нетерпимость к противоречиям… — Все это призники произведения искусства. Коммунизм пытается конструировать будущее по законам прошлого, т.е. логически связать еще не случившееся, заставить случиться то, что должно быть.

Если бы попытка удалась, все было бы прекрасно. Но, когда стирается грань между прошлым и будущим, то лишается смысла настоящее — все фиксировано и предопределено. Окончательно ускользает смысл бытия.
18.03.2000.

Добро и зло 
Сотворение добра требует свершения определенных усилий, которые должны в какой-то мере изменить существующую систему. Для нее это, несомненно, зло, поскольку системы всегда стремятся сохранить свое состояние, в этом залог их стабильности. Какова бы ни была система, — она существует, и это дает ей основания существовать впредь. Но созидание, вероятно, невозможно без разрушения.
08.07.2000.

Удаление копий
Законы упорядочивают материал, они отсекают большие отклонения, а малые сводят к стандарту. Тем самым законы снижают информационную емкость объекта, они приближают систему к единообразию.

Нет необходимости поддерживать долгое время существование одинаковых объектов, т.к. они легко восстанавливаются простой операцией копирования эталона. Множество можно (и нужно) уничтожить копии после выполнения им заданной функции, а эталон надо хранить долго и бережно охранять.
01.11.2002.

Устранение ошибок
В серийном производстве изделия, а тем более, — в массовом, любая неисправность (отклонение от нормы) исследуется очень тщательно, рассматривается со всех сторон, определяются причины, считаются убытки и последствия. Все это для того, чтобы понять причину во всей полноте и изменить технологию так, чтобы исключить возможные, даже очень редкие и даже совсем небольшие неприятности. У жизни высокий тираж, счет идет на миллиарды. Каждую аномалию надо хорошо рассмотреть, это будет способствовать угасанию вероятности ее поаторениф.
15.09.2013.

Центральное управление
Когда-то сотрудничал со службой Скорой помощи, где мы испытывали (на живых людях, ничего не подозревающих) свой прибор для анализа кардиограмм. В памяти остался только факт, и никаких подробностей, это продолжалось недолго. А планы были большие. Примерно такие. Человек почувствовал себя плохо. Прилепил датчик на свое тело, подключился к телефону. В Центр управления здоровьем ушли сигналы о работе сердца этого человека, машина анализирует и в случае необходимости дает сигнал «тревога» группе захвата, которая быстро выезжает на место происшествия, хватает пациента и привозит его на допрос-анамнез, после чего применяют к нему меры физического или химического воздействия.

Главное слово во всей этой схеме — «Центр». Это было по-советски. Локальное, индивидуальное — это не наше. В электронной технике тоже была борьбы двух концепций — централизованная структура или распределенная. Я по-антисоветски занимался распределенными структурами, хотя иногда надо было отдать предпочтение схемам с центральным управлением. Но прошло время, и в конце 90-ых я написал статью под названием «Тоталитарный Интернет», где обосновывал принцип организации, противоположный ныне принятому в Интернете. Мой вариант был быстрее, неизмеримо проще и, соответственно, дешевле, но ограничен территорией мегаполиса. Вариант настолько простой и дешевый, что я сам в одиночку пытался его осуществить. Но он не прошел не только из-за ограничений, но и потому, что в то время был еще в моде либерализм.

Ассоциации м.б. странные, но я действительно всегда чувствовал сходство систем технических, социальных, природных, всяких. Технические были самые простые, в них общие принципы организации узнаваемы.
10.04.2014.

Ошибка и сбой
Сбой — это когда все должно быть идеально, но по каким-то случайным причинам возникает отклонение от заданного. Баг — это когда нет отклонений, все идет по плану, но возникает неприятность из-за того, что план не совсем верный, что-то не учтено. И здесь можно искать причину неслучайную, запрограммированную. Что-то не так в системе. Это как «итальянская забастовка», — «работа по правилам». Правила несовершенны, их корректируют душа и разум исполнителя, если это отключить и действовать формально, несовершенство системы предстает «во всей красе».
13.07.2014.

Соленый огурец
Преподаватели обладают большой властью, но крайне редко распространяют ее за пределы очерченной законами и уставами сферы, не конвертируют в личные блага, интеллектуальное насилие не превращают в физическое. Таковых единицы, а соблазн велик! В «правоохранительных органах» ситуация на входе (зависимость и власть) похожая, а результат совсем другой. Немец Гедель в свое замечательной теореме имел ввиду, конечно, советско-российскую милицию и всю нашу бюрократию. Его теорему я понимаю так. Огурец, помещенный в рассол, непременно просолится, но при этом, никогда не сможет понять, что он тоже соленый! Потому просоленные американцы не понимают просоленных русских, и наоборот.
17.07.2014

Многомерность
Жизнь сложнее, чем наше представление о ней. На тезис находится антитезис, неожиданно появляется обратная сторона, про которую все забывают. Добро и зло меняются местами. Есть у меня текст с характерным названием «Многополюсная нравственность», где пытаюсь доказать, что поднимаясь на вершину, мы никак не приближаемся к другой, более того, — удаляемся. Нет на земле абсолюта, земля круглая, и куда бы мы ни двинулись, непременно вернемся туда, откуда начали даижение. Я иногда блуждал в лесу и удивлялся, — какой маленький шарик у нашей земли, — несколько раз приходил в одно и то же место. А высокое, абсолютное, мы располагаем на небе, ищем его там, на недосягаемой высоте. Эйнштейн назвал свою работу по-земному, «Теория относительности», а тема была неземная. Физика столкнулась с абсолютом и никак не могла его преодолеть и осмыслить. С проблемой справился Эйнштейн, он предложил признать существование чудес. И физики, подумав, согласились. Наука сблизилась с религией.

Это я все про свет и тьму, про каплю, которая сползает вниз. Потом эта капля как-то снова оказывается наверху и дождиком падает на нашу голову, чтобы охладить ее. Я знаю, что надо трудиться и стремиться к знаниям, но не могу убедительно сказать, — зачем и почему.

Я бы не смог учить, поскольку всегда сомневаюсь. А учитель не должен сомневаться, его задача вести вперед, увлекая за собой безалаберную молодежь, которая ни в чем не сомневается, поскольку еще ничего не знают. Для сомнения необходимо знание, это следующая ступень восхождения к истине. Интуитивно употребляю слово «восхождение». Но может быть она не там, она внизу, и надо спуститься, чтобы до нее добраться.
28.08.2014.

Ю.Б.
Сегодня был у ЮБ. Часа два посидел, поговорил с ней. В процессе разговора она спросила, как я отношусь к Сталину? Я сказал, что вижу нечто общее между ней и Сталиным. Человек должен отодвинуть все личные, погрузиться в систему и действовать так, как ей угодно, — бесчеловечно, если она того требует. В качестве примера привел рассказ самой ЮБ. Когда она ставила спектакли, она была человеком жестким, придиралась к мелочам, люди смотрели на нее как на чудовище. «Меня все ненавидели» — это ее слова. И только когда спектакль завершался, она становилась доброй, мягкой, душевной, из нее «можно было веревки вить». Человек нормальный должен быть таким, каким от него требуют обстоятельства, и высшее благо (для системы), когда руководитель ее чувствует, понимает и действует соответственно.
01.11.2014.

Распределенное тепло
Тепло на расстоянии, без дров и без открытого огня — так принято в 21-ом веке, источник невидимый. Русская печь — это несовременно, меняем на теплый пол. По-современному, тепло окружает со всех сторон, не имеет четкой локализации и не требует никаких действий со стороны обогреваемого. Оно приходит само и это не эпизод, как горячая печка, это состояние… Ассоциаций нет, значит, просто фиксирую факт. Впрочем, отсутствие локализации — это демократично. Это второй круг прогресса, на первом консолидация, она же локалицация, была прогрессивной целью.
10.10.2015.

Системное
Существует несистематизированное и внесистемное. Не берусь сказать, что лучше, — быть в беспорядке внутри или выйти за пределы? Ни то, ни другое не подрывает ни индивидуальность, ни свободу, но беспорядок дает больше возможностей. Систематизация — удобно, но скучно и планово ограничивает свободу. Беспорядок грешит ограничениями, к тому же ставит неожиданные преграды. Но не люблю систематизацию и в результате часто страдаю от беспорядка. Не люблю практически, а теоретически только этим и занимаюсь, систематизацией, — есть такое противоречие личности.
30.10.2015.

В начало

Автор: Ханов Олег Алексеевич | слов 1443


Добавить комментарий