Деконструкция

19.11.2016. О.А.:
Услышал от А.Б. новое слово «Деконструкция». Он рассказал, что это такое, по его мнению, я много занимаюсь деконструкцией. Уже дома посмотрел четко, что означает слово: «понятие современной философии и искусства, означающее понимание посредством разрушения стереотипа или включения в новый контекст. Исходит из предпосылки, что смысл конструируется в процессе прочтения, а привычное представление тривиально, оно лишено глубины. Поэтому необходима провокация, инициирующая мысль и освобождающая скрытые смыслы текста, не контролируемые автором».

Мне нравится искать нетривиальные смыслы. Однако, в отличие от «деконструкции», я не вижу тут необходимости «провокации». Не отрицая первоначальный смысл, можно говорить о других сторонах. Есть еще вопрос об «абсолютном смысле», не зависимом ни от чего. Я склоняюсь к тому, что его нет, да и вообще, слово — не «элементарная» смысловая единица, хотя изначально появилось как таковая.

В пояснении к «деконструкции» прочитал то, с чем живу всю жизнь, — о приоритете письменной речи. Как говорил основатель направления, француз Деррида: <»письмо» до языка, потому что сквозь толщу посредников звучащая речь не доходит, и письменная становится важнее>. Оказывается, я читал упоминание об этом еще 15 лет назад. Из письма Абрамсону (2002): < Читал недавно критику на статью французского автора, который вполне серьезно утверждал, что «Вначале было слово». Письменное, и только потом устное. Мне показались неубедительными аргументы критика и интересными утверждения того француза> .

Есть в «деконструкции» еще и упоминание о «скрытых смыслах», которые автор вкладывает в текст бессознательно. Это известная тема, — когда критики выступают как «психоаналитики» и находят в произведениях то, о чем автор даже не догадывался. Кстати, писатель Саша Кругосветов на недавней встрече тоже говорил о том, что читатели ему показали много нового в его произведениях, о чем он и не думал. Хороший писатель тот, кто имеет хороших читателей. Известный писатель тот, у кого много читателей. У известных советских писателей среди читателей был товарищ Сталин. Собственно, он активно влиял и на известность автора.

13.03.2017. С.О.:
Интересная тема. Да, я помню такую свою проблему. Однако тут, конечно, играл вопрос отсутствия знаний. В ассоциативном вакууме не было возможности применить шаблон и приходилось строить модель на ходу. Также играло и то, что смысл слов до меня доходил тоже не всегда именно такой, какой в эти слова был заложен. Вообще, хочу добавить, что, наверное, существует уровни декоснтрукций. И проблема понимания это, возможно, просто вопрос несовпадения сложностей задачи и восприятия.

Согласен с тем, что необязательно разрушать стереотип. Это даже вредно. Думаю, смысл от человека к человеку вообще может быть передан только посредством стереотипов и никак иначе. В школе есть понятие «минимума» по основным предметам. Это небольшой список терминов и определений, которые должны быть заучены наизусть. Абсолютно дословно, без каких либо синонимов или донесения общего смысла. Я сначала возмутился таким подходом к обучению, но потом понял, что это полезно и необходимо. Полезно тем, что вдолбленное остается дольше выученного. А необходимо потому, что так разговор ведется на одном языке. Так есть список правил, которые трактуются всеми участниками однозначно.

14.03.2017. О.А.:
Явление, обозначенное словом, утверждает, что мы не уникальны. Стпндарты, шаблоны, — все прописано до мелочей, систематизировано. Нужны усилия, или недопонимание, чтобы выйти из шаблона. Но, выходя, тут же попадаешь в дугой шаблон. «Деконструкция» тоже нуждается в деконструкции.

Со стереотипами у меня плохо оттого, что память плохая, — не помню шаблоны, приходится все время изобретать. Оказалось, что есть в этом позитив. Во время обучения я самостоятельно, по имеющимся следам, делал открытия, доказывал теоремы, и т.д. Хочу предположить, что в какой-то степени это приходится делать всем ученикам и студентам. Каждый копает по-своему, и если нет стандартных заготовок, результат выглядит оригинально. Память — шпаргалка, у меня таковых было мало, т.е. все в основном по-честному. По этой причине мне нетрудно переквалифицироваться, могу заниматься чем угодно. Свободу творчества дает необремененная большими массивами память. Плохая память способствует ассоциативному мышлению, — не имея заготовок в данной области, приходится ворошить другие, искать похожее там. Потому соглашусь с причастностью к деконструкции. Если это достоинство, оно, как и положено, вытекает из недостатка. Понимаю, почему среди больших ученых немало двоечников, им тоже приходилось изобретать.

У каждого свои формы мышления. Животные тоже мыслят, но не словами, а запахами (как собаки), или звуками, как птицы. Я мыслю письменным словом. Это какая-то странная субстанция, — полуобраз, полусимвол. Математики оперируют исключительно символами, но не могу сказать, что у них «символьное мышление», — такое, скорее, у поэтов. А математики мыслят логикой.

В начало

Автор: Ханов Олег Алексеевич | слов 690


Добавить комментарий