Да поможет Мнемозина!
Моя жизнь в послевоенном Ленинграде, так же как и жизнь большинства сверстников, проходила, главным образом, в четырёх местах: дома, во дворе дома, в школе и летнем пионерском лагере. В каждом из этих мест существовал свой мир, не похожий на другие, но везде встречались необычные люди — взрослые и юные — привлекавшие всеобщее внимание. О них говорили, ими восхищались или их ругали, но равнодушных не было. Поэтому я и запомнил их, несмотря на пролетевшие с той поры десятки лет. Некоторые из этих необычных людей стали известными в своём городе, стране и даже во многих странах мира.
«Надо писать о них» — решил я и принялся за дело. Первый рассказ был посвящён моему родственнику — выдающемуся физику-атомщику Ю.Б. Харитону. Я послал очерк в «Вечерний Петербург». Вскоре позвонила журналистка и похвалила «материал». Прошло несколько дней, и я увидел свой очерк опубликованным. Потом я написал о жильцах нашего дома послевоенного десятилетия. И этот очерк опубликовали в «Вечернем Петербурге». Я написал ещё один очерк — о коллеге Ю.Б. Харитона, малоизвестном талантливом конструкторе Н.Л. Духове, который всю жизнь работал под завесой секретности, а после смерти его позабыли рассекретить. Вскоре я с удовольствием прочитал в газете и этот очерк. Я почувствовал, что занимаюсь достойным делом. Правда, я рассчитывал на некоторый гонорар, но ничего не получил. Следующим был рассказ о послевоенной ленинградской школе №203 им. А. С. Грибоедова, о будущих знаменитостях, которые в ней учились, а потом их вынудили покинуть страну. Но на этот раз мне даже не ответили. Я подумал, что редакция не хочет публиковать материал об эмигрантах. Тогда я собрал свои заметки и послал их известному писателю Игорю Ефимову, живущему в США. Когда-то мы с ним учились в параллельных классах 203-й школы. Я был уверен, что он не помнит меня, поскольку мы с ним никогда не общались. Я даже не очень надеялся на ответ…
Но однажды раздался телефонный звонок и глуховатый голос произнёс: «Это Игорь Ефимов». Я немного растерялся и спросил: «Вы откуда говорите?». Игорь ответил, что из Америки. Он также сообщил, что послал мне письмо и свою книгу афоризмов. Сказал, что я должен писать не короткие заметки, а книгу о школе.
Его звонок меня сильно воодушевил, и я с нетерпением стал ждать письмо и бандероль. Но прошёл месяц, потом ещё половина. Ни письма, ни книги. Обычная ситуация для Петербурга. Письма и посылки из-за рубежа пропадали довольно часто. Я написал об этом Игорю Ефимову. Тогда он снова послал мне письмо, но теперь уже на адрес редакции журнала «Звезда».
И вот мне домой позвонил известный петербургский историк и литератор, директор и редактор журнала «Звезда» Яков Аркадьевич Гордин (как раз незадолго до этого я приобрёл его книгу «Дуэли и дуэлянты») и пригласил меня в редакцию за письмом. После работы я примчался на Моховую улицу, дом № 20, вызвал Гордина с редакционного совещания и попросил письмо. Добродушный с виду Яков Аркадьевич долго смотрел на меня с удивлением, затем хлопнул себя по голове и виновато произнёс, что письмо от Игоря Ефимова он в редакционной запарке отправил мне почтой. Я расстроился, поскольку боялся, что письмо снова пропадёт. Провожая меня до дверей, Гордин непрерывно извинялся. Я хотел предложить ему дуэль, тем более что благодаря его книге узнал дуэльные правила, но в первый день знакомства шутить не решился.
У Иосифа Бродского, одного из учеников школы на Кирочной, есть стихи «На 22 декабря 1970 года Якову Гордину от Иосифа Бродского». Заканчиваются они такими словами:
День этот нами изберётся
днём Добродушья, Благородства —
Днём Качеств Гордина — Ура!
Ещё у И. Бродского есть шутливые строчки с упоминанием Гордина:
А эти лучшие умы:
Иосиф Бродский, Яков Гордин —
на что любой из них пригоден?
Спасибо, не берут взаймы.
(«Ничем, Певец, твой юбилей…»)
На следующий день я обнаружил в своём почтовом ящике бандероль с книгой Игоря Ефимова «Светляки», проделавшей очень долгое путешествие из США. Раскрыв книгу, я увидел дарственную надпись: «Игорю Архангельскому на память о нашей 203-й школе. Да поможет Вам Мнемозина описать её учителей, учеников и всё, что творилось вокруг».
Через день пришло и письмо Игоря Ефимова, отправленное Я.А. Гординым. Вот оно.
_______________
21 августа 1999
«… Как из детства голоса»
Булат Окуджава
Здравствуйте, Игорь Архангельский!
Ваше письмо и отрывки воспоминаний о 203-й школе оставили очень тёплый след в сердце и пустили круги воспоминаний, докатившиеся до самых дальних и полузабытых впечатлений.
Представьте себе, я Ваше имя помню, хотя вряд ли узнал бы при встрече. Во всяком случае, оно было связано с мальчиком, который был всегда окружён ребятами выше него ростом, но он оставался при этом таким решительным, спортивно-уверенным, что сразу чувствовалось: это место среди высоких он заслужил.
Сама затея – написать воспоминания о людях, которые прошли через Ваше детство и юность, задели какие-то струны в душе, — вызывает у меня самое горячее сочувствие. Я вообще — мемуаропоклонник. Мне кажется, что способность помнить своё прошлое — самая главная и самая драгоценная черта духовной жизни народа. (В моих философских книгах я обозначил это термином «выбор ведения».) Как помнят своё прошлое англичане, американцы, немцы! А евреи! Вся Библия — это запечатлённая в слове память, мужественно хранящая и высокое, и ужасное, и постыдное, и непостижимое. И это именно то, что у русского народа было практически ампутировано под властью большевиков. Поэтому хотел бы всеми силами укрепить и ободрить Вас на этом пути. Теперь уже можно оглянуться на то, что принято именовать «судьбой поколения», и ясно различить, что было главным в судьбе нашего: это было поколение, которое выросло под властью коммунизма и потом полностью отвергло и свергло его.
Буду рад поделиться с Вами практическим опытом, накопленным за 40 лет литературной деятельности. Вот первые соображения.
1. ОБЪЁМ. Сразу призываю Вас отказаться от жанра беглых заметок. Никакой журнал, никакое издательство, ни в России, ни на Западе, не сможет ими заинтересоваться. 203-я школа? Ну и что? Почему не 199-я, не 193-я, не 202-я? Возьмите с самого начала прицел на книгу. Большой объём как бы говорит за себя: не стал бы человек зря взваливать на себя такую ношу, наверное, тут что-то есть. Кроме того, поднимаемый материал часто начинает жить своей жизнью, подсказывает ходы, структуру, внутренние связи. И чтобы книга была не просто увлекательной, но также имела вес в глазах историка, могла быть для него полезным инструментом, в ней обязательно должен быть в конце постраничный указатель имён (то, чего российские издатели до сих пор пытаются избегать).
2. ОТБОР. Очень хорошо, что Вы не упорствуете в предложенном в начале принципе отбора персонажей: написать о заметных людях. Нет, в такой книге обязательно должно быть место и нашему бесценному Владимиру Иозефовичу, и физруку Косте, и директору Жоре, и завучу Вагону Яковлевичу, и латинисту Садье Александровичу (этот, вообще, так сильно на меня повлиял своими Ливиями, Светониями и Тацитами, что я на первом курсе Политехнического читал только античную литературу). Все они вошли в ВАШУ судьбу, это ВАША картина мира, ВАШЕ видение, и оно должно быть критерием отбора. Вы нашли очень достойный и спокойный тон повествования, он хорошо вплетает в рассказ фигуры самого разного масштаба и яркости, и это придаёт всему то ощущение естественности и художественной оправданности, которое делает ненужной подпорку «пишу о знаменитых». Ибо, по чести говоря, пишешь в конечном итоге всегда о себе.
3. «СОАВТОРСТВО». Похоже, память у Вас замечательная и Вы с гораздо большим вниманием относились уже в детстве к людям, проходившим через Вашу жизнь, чем это свойственно молодости. (Я, например, был так оглушён своей юностью и мелькавшими кругом косичками, что порой превращался просто в беспамятного балбеса). И всё же уверен, что очень многое растворилось, ушло, но могло бы быть возвращено к жизни путём разговоров и переписки с другими выпускниками. Для примера, могу привести несколько имён, которых не нашёл в присланной рукописи (возможно, правда, они ждут своей очереди):
В 1948 году в нашем классе один год учился Борис Парамонов — ныне известный философ и эссеист, часто выступающий на Радио Свобода.
Вместе со мной кончал школу Леонид Эйдлин — впоследствии известный режиссёр, работавший в московских театрах и в кино (был помощником у Кончаловского).
Классом младше нас учился Яков Виньковецкий — впоследствии известный геолог, философ, диссидент, художник (умер в Америке, сейчас его вдова устраивает в России его выставки, выпускает альбомы).
Наконец, до седьмого класса в нашей школе учился Иосиф Бродский, который оставил школу, кажется, как раз в 1954-м. (Мы с ним часто вспоминали Вагона-Батона Яковлевича и других учителей; о его школьных годах можно найти в книге Соломона Волкова «Разговоры с Бродским»; отсюда же строчки про кинотеатр «Спартак» в «Двадцати сонетах Марии Стюарт»; да и все стихи из «Школьной антологии» — это про нашу школу).
Если эта идея придётся по душе, я могу сообщить адреса тех выпускников, которые у меня есть (с двумя встретился этим летом в Израиле, один живёт в США, мы дружим со второго класса).
В заключение хочу сказать, что отрывок, посвящённый Игорю Ефимову, был для меня полной и — не скрою — лестной неожиданностью. Я не мог себе представить, что кто-то в России так хорошо знает написанные мною книги, помнит и ценит их. (Видимо, тут всё же сказалось то, что Ваша мама — библиотекарь). Какой же это критик считает, что «Ефимов мог бы стать писателем номер 1, если бы не уехал»? Рад был бы с ним познакомиться, но заранее могу сказать: если бы не уехал, то ни одной из написанных за последние 20 лет книг написать бы не смог.
Желаю Вам успеха, сил и ограждения от нынешних российских бед, конца которым всё не видно.
Игорь Маркович Ефимов»
_______________
Я написал Игорю Ефимову письмо с просьбой прислать адреса его одноклассников, а также задал множество вопросов.
Вскоре пришло ответное письмо, в котором Игорь Ефимов сообщил адреса своих одноклассников — Леонида Слуцкера и Константина Бравого, живущих в США и Израиле. Кроме того, в письме был адрес жены покойного Якова Виньковецкого — писательницы Дианы Виньковецкой.
Получив адрес Кости Бравого, я очень обрадовался. Хотя Костя учился не в нашем классе, одно время мы с ним были дружны. Я бывал у него в доме на улице Петра Лаврова (ныне Фурштатской), где его семье принадлежали две сумрачные, обставленные старинной мебелью комнаты в коммунальной квартире. О Косте в моей душе сохранилось воспоминание как о хорошем, добром товарище, умном и начитанном.
Лёню Слуцкера я тоже хорошо запомнил — высокий симпатичный парень с густой шевелюрой, спокойный, сдержанный. Он был одним из лучших учеников. Окончил школу с серебряной медалью. За шесть лет до этого школу окончил с золотой медалью его брат Александр. Через много лет моя дочь Виктория училась в школе в одном классе с сыном Александра Слуцкера — Ильёй. Как говорится, мир тесен.
На вопросы Игорь Ефимов не ответил. В письме он по этому поводу написал: «На собственные воспоминания, право же, пока не раскачаться. Вот уж доеду как-нибудь до России — наговорю Вам на магнитофон». Позже, когда я узнал о той немыслимой нагрузке, которую несёт Игорь Ефимов, я устыдился своих вопросов.
Я написал письма Диане Виньковецкой, Косте Бравому и Лёне Слуцкеру. Первой откликнулась Диана Виньковецкая.
Как-то вечером 28 марта 2000 года, в начале двенадцатого, зазвонил телефон. Моя жена Лидия сняла трубку, выслушала, что ей сказали и, недоумённо подняв брови, передала трубку мне. «Диана Виньковецкая из Бостона» — услышал я. Диана говорила быстро, чётко, в доброжелательном тоне. Чувствовалось, что она полна неиссякаемой энергии.
Диана рассказала о своей литературной и организационной работе и в рамках короткого телефонного разговора успела расспросить и меня. Она сказала также, что на 2 июня у неё заказан билет в Санкт-Петербург и она привезёт для меня свои книги.
Я положил трубку в приподнятом настроении, и это состояние не покидало меня в тот вечер.
Через три дня, 31 марта, позвонил Леонид Слуцкер из Дугласвилла, США. Он поддержал идею написать книгу о 203-й школе. Обещал свою помощь и сообщил, что прилетает 10 апреля в Петербург, и тогда мы встретимся.
И вот Леонид Слуцкер приехал в Санкт-Петербург, позвонил, и мы встретились 19 апреля в 19 часов на трамвайной остановке вблизи моего дома. Издали узнали друг друга, хотя от Лёниной шевелюры ничего не осталось, а мои волосы побелели (правда, перед встречей мы, на всякий случай, описали друг другу свою одежду и отличительные признаки).
Дома я познакомил Лёню со своей семьёй. Он всем очень понравился — и детям, и взрослым. За бутылкой коньяка мы душевно поговорили. Поскольку я несколько опередил Лёню в потреблении напитка, наша беседа перешла в мой монолог. Но Лёня был снисходителен. Я давно не встречал таких внимательных и чутких собеседников и поэтому никак не мог выговориться. Всё же я успел расспросить Лёню о его жизни и о школьных товарищах. Вот что я узнал.
После блестящего окончания учёбы в школе Леонид подал заявление на радиотехнический факультет Ленинградского политехнического института. Его как медалиста должны были принять без экзаменов. Но не приняли. Он вынужден был пойти на энергомашиносгроительный факультет. На этот же факультет поступил Игорь Ефимов. Только учились они в разных группах. В одной готовили специалистов по паровым турбинам, а в другой — по газовым. После окончания института Леонид работал в конструкторском бюро знаменитого Металлического завода, который вначале носил имя Сталина, а потом XXII съезда КПСС, на котором решено было убрать Сталина из Мавзолея. В 1965 году Леонид резко изменил направленность своей деятельности — стал заниматься полимерами. В 1973 году защитил диссертацию. Работал в институте химических волокон на Пороховых. А в 1978 году покинул страну. В то время уехать из Советского Союза было нелегко. В частности, Лёне пришлось выдержать длительную волокиту, связанную с его допуском к секретным работам, хотя он не хранил никаких тайн, а допуск ему был нужен только для посещения Физико-технического института имени А. Ф. Иоффе.
После отъезда из Союза Леонид 8 месяцев жил в Австрии. Здесь он пережил очень трудное время — тяжело болела его дочь. Из Австрии он попал в Чикаго, где пробыл также 8 месяцев, затем 11 лет работал в шинной компании в штате Ахайо, потом в нефтяной компании в Атланте (штат Джорджиа) — 8 лет, и, наконец, открыл собственное дело в том же штате.
По-прежнему занимается полимерами. По делам своей фирмы нередко бывает в Санкт-Петербурге. Жена его — Жанна Долгополова — профессор русской литературы. С ней он познакомился в США, благодаря Игорю Ефимову.
Лёня рассказывал не только о своей жизни. Он говорил об Игоре Ефимове, о его таланте писателя и организатора. Вспоминал школу. Показал школьные фотографии. Я ностальгически смотрел на юные лица, и тёплая волна накатилась на меня из почти полувекового прошлого.
Леонид высказывал своё мнение о происходящем в России. Чувствовалось, что ему небезразлична наша жизнь и переживает он за Россию не меньше, а может быть и больше, чем люди, живущие в ней. Разговор наш касался разных тем. В частности, Леонид сказал о том, что после войны Советский Союз вывозил из Германии станки, а США — специалистов. Эти слова как бы продолжили мои раздумья о значимости человеческой жизни в разных странах. Вот что определяет жизнь нашей страны и США! У них на первом месте люди, у нас — станки. Вывезенные в Штаты специалисты начали создавать самые современные станки и другую технику, способствуя развитию и процветанию страны. А доставленные в Советский Союз станки оказались морально устаревшими, они заполонили советские предприятия и затормозили развитие многих отраслей индустрии на долгие годы (надо сказать, что из побеждённой Германии кроме старых станков вывозили и учёных-физиков, занимавшихся созданием атомной бомбы). Человек в моей стране во все времена ничего не значил (исключение составляли физики-атомщики). Поэтому уничтожались лучшие умы, а в конце двадцатого века их просто изгоняли из страны, или делали всё для того, чтобы они сами уехали. Уехал и Леонид — умный и интеллигентный человек, прекрасный специалист. Каких людей теряла наша страна в течение многих лет из-за идиотизма властей! А много ли осталось в России таких умниц, как, например, Лёня? Хочется верить, что да. Но в повседневной жизни я их, к сожалению, почти не встречаю.
С Дианой Виньковецкой я встретился 6 июня. Она подарила мне свои книги: «Ваш о. Александр. Переписка с отцом Александром Менем», «Америка, Россия и я», «Илюшины разговоры», «По ту сторону воспитания» и альбом репродукций с абстрактных картин Якова Виньковецкого. 8 июня она выступала перед художниками в мраморном зале этнографического музея, а 13 июня в Доме кино состоялся показ фильма о Якове Виньковец- ком «Окна в пространство света» режиссёра Евгения Поротова. Фильм произвёл сильное впечатление.
И в музее, и в Доме кино Диана Виньковецкая раздавала свои книги и каждому что-нибудь писала на память. Книг было множество, и все были раздарены. В этнографическом музее какой-то художник спросил, имеют ли её книги коммерческий успех. Но о какой коммерции может идти речь, если она свои книги не продаёт, а дарит…
Шло время. Я урывками работал над книгой, поскольку большая часть времени уходила на зарабатывание денег для относительно сносного существования. Однажды, 4 сентября 2001 года, в служебном кабинете раздался телефонный звонок, и неуловимо знакомый голос спросил меня и представился: «Ваш тезка, Игорь Ефимов». Я, ошарашенный, спросил, откуда он звонит. Игорь сказал, что из Питера. «Завтра, в 6 часов в редакции журнала «Звезда» состоится обсуждение моего романа «Суд да дело», опубликованного в 7, 8 и 9-м номерах журнала. Приглашаю вас». Я задал идиотский вопрос: «В 6 часов вечера?» (как будто совещания устраивают в 6 часов утра).
На следующий день я пришел в редакцию, увидел в коридоре Игоря Ефимова и подошел к нему. Он посмотрел на меня и с некоторой тоской произнес: «Не узнаю!». Я представился. Игорь подарил мне три номера журнала со своим романом и сделал по моей просьбе дарственную надпись: «Дорогой Игорь Архангельский! Желаю Вам успеха в роли летописца наших школьных времён и прочих делах быстротекущей жизни». Он сказал, что обычно подписывает книги, но не журналы. Через минуты разговора мне показалось, что он не покидал страну и мы часто встречались в прошедшие годы, хотя последний раз я видел его 23 июня 1954 года.
Я.А. Гордин, которому Игорь представил меня как будущего автора интересной книги об истории 203-й школы, любезно пригласил меня в зал заседаний. В этом зале вдоль стен стояли кресла, а в центре — длинный стол, уставленный напитками и закусками. Для впервые пришедших сюда Гордин пояснил, что это традиция редакции — обсуждать новые произведения с накрытым столом. Как показывает опыт, обсуждение проходит живее. Кто-то из присутствующих заметил, что разве можно долго обсуждать, когда перед тобой роскошный стол. Да никто не позволит. И действительно, обсуждение было недолгим, но интересным. Первым выступил заведующий отделом прозы писатель М.М. Панин. Он сказал, что, читая рукопись, не сделал ни одной правки. Настолько роман совершенен. Пересказать роман невозможно. Это то же самое, что пересказать Библию. Роман великолепен. Предыдущие произведения Ефимова очень умные, а в этом романе соединились ум и артистизм. Потом ещё несколько человек говорили о романе и об его авторе. После всех выступил Игорь Ефимов. Он рассказал об интересе молодых американцев к русской литературе. Хотя встречаются и казусы. Так, в одной из студенческих работ князь Андрей Болконский стал принцем, сыном царя. Игорь сказал, что отсутствие денег в русской литературе имеет и положительную сторону. Остались таланты, люди, преданные литературе. В противном случае их смели бы любители больших денег.
После обсуждения перешли к столу. Игорь сел рядом с симпатичной молодой женщиной по имени Рита. У меня тоже были приятные соседки — две очень интеллигентные дамы, брюнетка и блондинка, которые не оставляли мою тарелку пустой. За столом Игорь рассказал случай, как однажды в гостях он достал из кармана толстую пачку бумаги и заявил, что прочитает свою любовную переписку за прошедший год. Понятно, что лица у гостей при этом вытянулись.
«Письмо первое. Дорогой Игорек, положи белье в сушилку. Марина.
Письмо второе. Дорогой Игорек, вынь белье из сушилки. Марина.
Переписка окончена. Так пусть же тосты за этим столом будут такими же короткими, как наша переписка».
А директор Гордин с огромной алюминиевой кастрюлей обходил стол и накладывал всем усыпанную зеленью аппетитную картошку, которую он вырастил на своем псковском участке. Было такое впечатление, что отец огромного семейства ухаживает за любимыми детьми. В этой атмосфере я чувствовал себя легко и непринужденно, но все же я здесь был посторонним и, наверное, мне не следовало долго задерживаться. Я подошел к Игорю Ефимову, оживленно беседовавшему с Ритой, и поблагодарил его за приглашение. Мы немного поговорили, Игорь любезно согласился прочитать мою рукопись, и мы попрощались. Я шел с Моховой к станции метро по улицам своего детства. Прошел мимо Летнего сада. Пролез через дыру в ограде Михайловского сада и по аллее вышел к храму Спаса-на-крови. На душе было удивительно хорошо от встречи с Игорем Ефимовым и прошедшего вечера…
8 сентября Игорь уехал в Москву, откуда собирался вылететь в Нью- Йорк. А 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке произошло страшное событие, потрясшее весь мир. Террористы захватили пассажирские самолеты и протаранили ими два небоскреба Всемирного торгового центра. В результате погибли тысячи ни в чем неповинных людей, в том числе и много бывших граждан России. Одновременно захваченный террористами пассажирский самолет «Боинг-757» врезался в здание Пентагона в Вашингтоне. И здесь погибли люди… «И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нём всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним…» (Откровение Святого Иоанна Богослова, 6:7).
Прошло ещё некоторое время. Я понял, что работать над книгой можно бесконечно. Постоянно появляется новая информация, и всё время хочется что-то улучшать и дополнять. Я начал думать о том, что пора остановиться, но напоследок позвонил бывшей учительнице младших классов 203-й школы Нине Михайловне Агафоновой, которая пришла работать в школу, когда я учился в 10-м классе. Я задал ей ряд вопросов, она любезно ответила. К сожалению, её сообщения были очень грустными. Я узнал, что никого из моих любимых учителей не осталось в живых. После разговора с Ниной Михайловной я принял окончательное решение закончить книгу. Я распечатал текст и послал его в США Игорю Ефимову. Очень скоро пришел ответ.
_______________
26 января, 2003
Дорогой Игорь!
Получил рукопись Ваших воспоминаний о 203-й школе и тут же прочел её — не отрываясь и с большим удовольствием. Конечно, сыграла свою роль и стариковская готовность ко всякому умилению по поводу своего детства. Но всё же, думаю, достоинства книги сделают её увлекательной и для выпускников других школ. О достоинствах я пишу отдельно в письме Гордину — прилагаю его, чтобы здесь сразу перейти только к замечаниям (их совсем не много) и пожеланиям (надеюсь, какие-то из них совпадут и с Вашими планами доведения книги до окончательного вида)…
(Далее следуют замечания и пожелания, которые практически полностью учтены.)
И заключение письма.
…У нас тут зародилась смутная идея устроить в 2004 году встречу бывших студентов Политехнического института, поступивших туда 50 лет назад. Может быть, подверстать к этому и встречу выпускников 203-й школы? И нацелить выпуск Вашей книги к этой дате?
Всего доброго, Гордину пишу отдельно,
И.М. Ефимов
_______________
А вот письмо Игоря Ефимова Якову Гордину.
_______________
3 февраля, 2003
Дорогой Яша!
Неделю назад я получил рукопись книги Игоря Архангельского о 203-й школе, той самой, что рядом со «Спартаком», той самой, где учились Бродский, Корчной, Клячкин, Парамонов, Ефимов, а до них — многие другие занятные и заметные персонажи. Прочел книгу с огромным интересом и с весьма тёплым чувством. «Как из детства голоса…» — поёт Окуджава. И он прав — стариковское умиление на собственную юность неизбежно. Но мне кажется, что в этой книге есть множество достоинств, которые сделают её увлекательной и для выпускников других школ, районов, городов.
Главное: у автора есть органическое чувство-переживание истории, вернее, того мистического процесса, которым повседневное трансформируется в историческое. Все детали и аспекты жизни в послевоенном Ленинграде — не только школьной — он воссоздаёт с таким вниманием и красочностью, что в будущем никакой социальный историк, занимающийся этим периодом, не сможет обойти его книгу. Также и предыстория, от самого основания «Анненшуле» в 18-м веке, исследована им с невероятной скрупулёзностью. Стиль рассказа исполнен спокойного достоинства и сочувственного интереса к описываемым людям. Думается, книгу эту с благодарностью будут вырывать друг у друга учителя — в ней они, может быть, впервые получат подтверждение того, что их труд не пропадает даром, что они остаются в памяти учеников, оставляют след в их жизни.
Мне бы очень хотелось, чтобы вы с Андреем* отнеслись к книге с вниманием.
У нас всё катится обычным порядком, с детьми дружим, с авторами не ссоримся. Мой новгородский роман надеюсь завершить где-то в мае. Продвинулся ли мой мемуар о дне с Бродским к печати? Дай знать при случае.
Обнимаю, поклоны семье, Игорь.
_____________
В перечне замечаний и пожеланий Игорь Ефимов упомянул о необходимости визита в сегодняшнюю школу. Я и сам собирался навестить родную школу, но его письмо ускорило моё посещение. И вот я с волнением вхожу в директорский кабинет, куда в ожидании справедливого возмездия с трепетом вступал больше 50 лет тому назад. Но перед собой вижу не грозную Антонину Максимовну Щипкову, а обаятельную молодую женщину — Татьяну Ефимовну Иванову. Вместе со мной в кабинете присутствует Александр Гаврилович Филиппов, председатель попечительского совета, много сил отдающий школе. О современной 203-й школе можно написать отдельную книгу. Но это уже сделает другой автор. Отметим лишь, что в школе специальные занятия ведут преподаватели Театральной академии. Поэтому выпускники школы хорошо знают, что представляет собой театральное искусство…
А.Ю. Арьев — соредактор (вместе с Я.А. Гординым) журнала «Звезда». — Примеч. автора.
Автор: Архангельский Игорь Всеволодович | слов 3938Добавить комментарий
Для отправки комментария вы должны авторизоваться.