История создания Горного института
В 1771 году башкирский рудопромышленник Исмагил Тасимов подал челобитную в Берг-Коллегию, в которой просил разрешить ему и товарищам разрабатывать пермские медные рудники. В этой же челобитной Исмагил Тасимов писал: «… чтоб начальники заводов или надзиратели их трудов и промысла были знающие люди, ибо они часто спрашиваться должны, и от умного и сведующего охоте слушать наставления, нежели от глубокого невежи, то просить, чтоб завести офицерскую школу, как здесь кадетские корпусы и академии…»..
На содержание школы башкирские рудопромышленники обязались вносить с каждого пуда поставляемой ими медной руды по «полушке с получаемой платы» (четвертая часть копейки), что, можно предположить, послужило важным аргументом в пользу благоприятного отношения императрицы Екатерины II к этой инициативе.
В докладе Сенату «О заведении горной школы» Берг-Коллегия одобрила предложения башкир, причем признала «не только оное полезным, но и необходимо нужным для всего Горного корпуса». Кроме того, под руководством президента Берг-Коллегии А.Э. Мусина-Пушкина был разработан план «О горных школах».
Обер-прокурор Сената М.Ф.Соймонов, талантливый и энергичный человек, которому были переданы документы из Берг-Коллегии, написал заключение и составил свой «план об учреждении при Берг-Коллегии Горного училища». Первоначальное название «Горный корпус» заменили на «Горное училище», так как по законам того времени в корпусах могли учиться только дети дворян, которые неизвестно еще, будут ли направлять своих чад для обучения столь несветскому делу. А в училище могли отдавать своих детей семьи всех сословий.
Доклад об учреждении Горного училища Сенат представил Екатерине II, которая 21 октября (3 ноября по новому стилю) 1773 года начертала свой рескрипт: «Быть посему». С этого дня и ведет свою родословную Горное училище – ныне Национальный минерально-сырьевой университет «Горный». Из институтов горного профиля в мире старше его, причем всего на семь лет, только Фрейбергская горная академия в Германии.
Открытие училища состоялось 28 июня 1774 года, после того как приискали подходящее помещение на Васильевском острове. Поначалу Горное училище размещалось в двух каменных зданиях, откупленных вместе с земельным участком у графа Б.П. Шереметева на углу 22-й линии Васильевского острова и набережной Невы. Недолгое время спустя правительство купило близлежащие участки и поручило архитектору Андрею Никифоровичу Воронихину составить проект и ведать строительством. Архитектору было 46 лет, он находился в самой зрелой поре своего таланта и создал великолепное здание, архитектурный шедевр, без которого немыслим теперь Санкт-Петербург.
Первым командиром училища был назначен М.Симонов. Для преподавания пригласили выдающихся ученых академии и крупных специалистов горнозаводского дела. В Горном училище преподавался обширный круг общеобразовательных и горных дисциплин, причем излагались различные, иногда противоположные точки зрения на природные явления. Из преподавателей того периода заслуживает внимания И.М.Ренованц, приглашенный в Россию в 1772 году из Фрейберга. Он обучал воспитанников минералогии, а также горному и маркшейдерскому искусству. По его проекту за зданиями училища был устроен «примерный» рудник со штреками, вертикальными стволами, искусно вмонтированными в стены «месторождениями полезных ископаемых». «Сие заведение многие знатные странствующие чужестранные особы почитают одной из достопримечательностей столицы», — сообщалось о «примерном» руднике в 1794 году в двухтомном описании Санкт-Петербурга».
Как и обещал Тасимов, он содержал Горное училище на свои деньги в течение 19 лет.
Таким образом, благодаря Тасимову воплотились в жизнь идеи Петра I и М.В.Ломоносова о подготовке инженерных кадров для развития горнозаводского дела – основополагающей отрасли, необходимой для самостоятельного экономического и политического становления России.
За прошедшие более двух веков учебное заведение не раз меняло свое название. Горное училище в дальнейшем было преобразовано в Горный кадетский корпус (1804), Институт Корпуса горных инженеров (1834), Горный институт (1866), Горный университет (2011), Национальный минерально-сырьевой университет «Горный» (2012).
Выпускник Горного кадетского корпуса академик Дмитрий Соколов в 1830 году писал в одном из своих трудов: «Кто бы поверил, что полудикий башкирец из дымного аула своего положил первый камень в основание Горного корпуса: по своенравию судьбы башкирцы были виновниками нашего просвещения в деле горном».
В день 100-летнего юбилея Горного института его выпускник, действительный статский советник Петр Алексеев обратился к коллективу Горного института со стихами:
Сто лет тому назад тогдашний горный мир
Приятно изумил безграмотный башкир.
Он подал от своих товарищей прошение –
В России утвердить такое заведение,
Что б рудокопам – им, безграмотным, как сам,
Давать указчиков по рудным их делам!
Царица ласково на просьбу посмотрела,
Пометила рукой, — дело закипело:
Тотчас написаны указы и статут;
И вот так зачался наш Горный институт.
За то признательно и с чувством умиленья,
Должны мы помнить башкирское прошенье,
И за благодарность им, — как вековой привет,
Для них должны просить, чтоб университет
Устроить в Азии, где б тех Башкиров внуки
Могли бы изучать и горные науки,
Откуда б, наконец, в Азийский весь народ
Дух просвещения проник из рода в род.
В 2007 году в стенах Санкт-Петербургского горного института состоялась торжественная церемония открытия мемориальной доски, где золотыми буквами выгравировано имя основателя Горного училища Исмагила Тасимова.
Автор: Архангельский Игорь Всеволодович | слов 721Добавить комментарий
Для отправки комментария вы должны авторизоваться.