Что было дальше

Итак, пришел конец последнего курсантского лета.  Мы благополучно вернулись из отпуска и получили дипломы об окончании академии, «поплавки» с уважаемой нами аббревиатурой (ВКИАС) и долгожданные лейтенантские погоны.

Еще до отпуска, в ходе защиты дипломных проектов и работ шло распределение: каждому из нас определяли место и должность на нашей первой службе. Это волновало нас тогда больше всего – куда пошлют, что нас там ждёт…

В конце 50-х годов армии требовались специалисты для создаваемых ракетно-космических и ядерных сил, поэтому значительная (и явно не худшая) часть нашего выпуска была направлена на дополнительную подготовку к работе в этих новых родах войск. Около трети курса получили назначения на новые инженерные должности в войсках связи, многие были направлены в военные научно-исследовательские институты (в Мытищах, Курске). Несколько человек были оставлены в академии: Н. Живица, В. Комарович, Е. Лебединский, О. Мусин.

География распределения была очень велика: от Группы советских войск в Германии на западе (В. Вениаминов, И. Захаров, В. Маврин) до Чукотки и Уссурийска на востоке страны (Р. Турсунов, В. Титов).

Однако не прошло и десяти лет,   как многие захотели продолжить учёбу  – теперь  уже в адъюнктуре (т.е. аспирантуре)  академии или военных НИИ. В результате с начала 60-х до кон-ца 80-х годов в академии и в училище связи на Суворовском, а также в научно-исследовательских лабораториях и институтах работала почти половина наших выпускников!

Наибольших успехов на науч-ном поприще добились Г. Волошин, В. Деев, В. Комарович, В. Коржик,  А. Ланнэ,  И. Сиваков, Л. Щербина, В. Ярополов, защитившие докторские диссертации и получившие звание профессора.

Равиль Турсунов

Несколько наших сокурсников сделали серьезную служебную карьеру. Евгений Маслин  на последнем  этапе своей  службы  возглавлял 12 Главное управление МО (ядерные силы)  в чине генерал-полковника. Равиль Турсунов закончил службу в войсках связи ФСБ генерал-майором. Он трагически скончался в 2005 году. Полковник Геннадий Синицын занимал высокую должность в управлении войсками связи и группе советников при президенте России. Полковник Виктор Вениаминов занимал пост заместителя начальника Высшего военного инженерного училища связи, а после ухода из армии организовал и до своей кончины в 2005 году был бессменным ректором Международного банковского института в Петербурге.

Большинство моих однокашников завершили армейскую службу в конце 80-х – начале 90-х годов, причем очень многие продолжают работать в государственных или коммерческих учреждениях по сегодняшний день!

Не могу промолчать о наших потерях: к декабрю 2008 года, когда я пишу эти строки, из жизни ушел 21 человек. Книгу воспоминаний о них пишет Володя Миненко.

Итак, пути наши после окончания академии разошлись, но не ослабли узы дружбы между нами, а осознание положительной роли в нашей жизни учебы в академии лишь укреплялось с годами. Именно любовь к нашей альма-матер, желание увидеть и обнять своих друзей-сокурсников сделали регулярными наши встречи, которые проходили и в Питере, и в Москве. Сначала они проводились через каждые 10 лет, а в последнее время мы встречаемся через 5 лет.

1979 год

1989 год

1999 год

Ритуал наших встреч в Питере был стабилен. Все начиналось с утренней встречи около памятника Чапаеву. Как все радовались вновь прибывшим! Бывали и смущенные слова: “А ты кто?” Ведь время неумолимо, а мы не хранились в холодильнике. Затем все шли в академию, где встречались с командованием, преподавателями, осматривали кафедры и лаборатории, заходили в аудитории, где мы когда-то просиживали штаны…

И, конечно, вечером все встречались за большим столом. Запомнились чудесные вечера в прекрасном Доме ученых в парке Политехнического института, в кафе  на Дворцовой набережной, в дубовом зале с окнами на Невский проспект в Международном банковском институте! Мы молодели душой, вспоминая дни нашей учебы, радовались успехам одних, сочувствовали бедам других, поминали ушедших из жизни… Мы пели наши старые песни, танцевали под старую музыку,  записанную Севой Биланом.

Помню,  как тот же Сева организовал нам пароходную прогулку по Неве, когда мы вышли из кафе на Дворцовой набережной! Эти чудесные встречи давали нашим душевным батарейкам хорошую зарядку.

Питерские встречи начинались обычно в субботу, а в воскресенье многие ехали в  Левашово – вспомнить наш лагерь, погонять мяч, просто погулять по любимым местам.

К встрече в 1979 году были подготовлены фотоальбомы, где каждому была выделена страница с его личными и семейными фотографиями, а так же фотогазета на трех листах с нашими стихами, песнями, шутками и анекдотами курсантских лет. Заполнялись шутливые и не очень анкеты – они приведены в последней главе.

С тревогой прошла встреча в июле 2004 года, посвященная 50-летию со дня поступления в академию (“50 лет в строю”). Вечером  в Банковском институте нас принимал Виктор Вениаминов – организатор и бессменный ректор этого института. За несколько месяцев до этого он перенес тяжелую операцию, и мы видели, каких усилий стоил ему приезд на нашу встречу. Он открыл ее, очень тепло и искренне сказал о роли академии и дружбы с однокашниками в своей жизни, и, посидев немного с нами, уехал домой. Никто в тот вечер не знал, что это было его последнее выступление и последний приезд в родной институт. В марте 2005 года его не стало…

Сегодня я мечтаю о том, что бы желанная встреча с друзьями в 2009 году, посвященная 50-летию окончания академии, состоялась в родном городе, и что бы на неё сумело приехать как можно больше ребят (ничего себе  ребята  –  всем  за  70!).  Но,  как  сказал  мой великий тёзка:  “Дни наши сочтены не нами”. Так что дай Бог здоровья всем моим дорогим  однокашникам!

1999 год

2004 год

Июль, 2009 г.

 

Далее

В начало

Автор: Ефимов Александр Сергеевич | слов 918


Добавить комментарий