12. ЭНИКИ-БЕНИКИ-СИКОЛИСА

Удивительно, но многие игры во время эвакуации были разнообразнее и интереснее, чем те, что мне запомнились из довоенного детства. Собственных деревенских игр было мало, в основном, это были игры в бабки, клек, так назывались городки, и прятки.

Почти все деревенские мальчишки имели наборы бабок – костей суставов домашних животных, овец или свиней. Помню названия лишь некоторых из них: панки, хрульки. Бабки метились или красились в разные цвета, чтобы определить хозяина. Панки ценились особенно. В них высверливалось глухое отверстие, которое заливалось свинцом, и получалась бита. Это изобразил Маковский в картине, которая так и называется «Игра в бабки». Нужно было с определенного расстояния попасть битой в бабку противника, а потом ударами той же биты перевернуть ее на «попа». Чем-то бабки напоминали игру в деньги, в пристенок. Сначала мне ребята подарили две или три бабки, но потом я освоился и постепенно стал выигрывать. Кольке я, уезжая, оставил целый мешок бабок.

Ленинградцы привезли с собой и свои игры, например, круговую лапту, когда одна команда бегала взад и вперед в большом прямоугольнике улицы, а другая стояла с двух концов прямоугольника и старалась выбить мячом кого-нибудь из бегавших, и он выбывал. Если кто-то из бегавших ловил мяч, то выбитый игрок возвращался. В эту игру, в основном, играли девчонки. Мальчишки чаще всего играли в «двенадцать палочек»  и «казаки-разбойники». Игра «двенадцать палочек» мне нравилась своим озорством и требуемой ловкостью. Нужно было ударить ногой по свободному концу дощечки, и тогда двенадцать палочек, которые лежали, как на качелях, на другом конце, разлетались в разные стороны. Пока водящий их собирал и укладывал снова, остальные прятались. Во время поиска ребят кто-нибудь выскакивал и снова ударял по доске, рассыпая эти палочки. Мне очень нравился этот момент.

Для определения водящего или для разбивки на команды мы, естественно, использовали давно известные считалки, думаю, имевшие явно не русское происхождение, поэтому и казались загадочными. Вот, например, самая распространенная «эники беники сикалиса, эники беники ба». Здесь совершенно явно прослеживаются А.В.С – первые буквы азбуки любого европейского языка, скорее всего, английского. Или вот такая считалка: «На золотом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной, а ты кто такой?» Ну совершенно еврейская считалка. Во-первых, так и хочется ответить по-ильфовски: «А ты кто такой?» Во-вторых, ну кто еще чаще всего был сапожником и портным? Ответ ясен. В-третьих, где еще, если не в земле обетованной могли сидеть рядом царь и царевич, и сапожник, и портной?

А еще играли в штандер. Что это за слово, никто не знал, от этого мы игру любили еще больше. Играли так: водящий бросал вверх мяч, и все старались отбежать подальше. Поймав мяч, водящий орал: «Штандер» и все должны были замереть на месте, где их заставал этот дикий вопль. Выбрав мишень, водящий имел право на три прыжка и старался попасть. Жертва могла только извиваться на одном месте. Потом, изучая в школе немецкий, я понял, что «штандер» — это «штанд хер», что по-немецки означает «стой здесь». Я любил эту игру, потому что был шустрый и вертлявый, а еще любил всякие незнакомые слова.

Далее

В начало

Автор: Рыжиков Анатолий Львович | слов 483


Добавить комментарий