8. АЛЕКСАНДРИНКА
Я иду дальше, ухожу от Аничкова моста. Погода для Питера прекрасная, светит северное нежаркое солнце, совсем не калифорнийское. Прохожих мало – рабочее время. Шумят кроны деревьев у реки, красивые добротные старые дома по обоим берегам. Зияют арки ворот, ведущие в мрачные проходные дворы и если выбрать правильный путь по арочным туннелям, то можно выйти в царство Карло Росси и к самому Александринскому театру. Это был мой храм. Любой путь от дома к этому театру (отнюдь не к школе) был для меня дорогой к Храму. Он был храмом не только по сути, но и по форме. Эрмитаж тоже был Храмом, но в театр я ходил гораздо чаще. Потом, после прихода Товстоногова в БДТ им. Горького, я изменил своему Храму и стал молиться другим богам, но об этом – после Чернышева моста.
Свое название театр получил в честь Александры Федоровны, супруги Николая Первого. С тех пор, а построен он был в 1832 году, его так и называют «Александринка», хотя официально он называется Государственный Академический театр драмы имени А.С. Пушкина. Фасад театра образует глубокая лоджия с коринфской колоннадой, а над ней парит квадрига, управляемая Аполлоном, богом искусств, работы скульптора Пименова. Здесь в зале, где царит пурпур и золото что ни спектакль, то играет знаменитость. Симонов, разве можно забыть его Федора Протасова в «Живом трупе» Л. Толстого; Черкасов, Скоробогатов, Борисов, Меркурьев, Честноков и его «Игрок», Адашевский, Толубеев (старший) – лучшего городничего я не видел, а его коммивояжер в спектакле «Смерть коммивояжера» А. Миллера, помнится, я тогда плакал, а был молодой, неженатый, так что нервы были еще в порядке. Черкасов и Симонов прогремели еще по фильмам «Петр Первый», «Александр Невский», «Иван Грозный», «Депутат Балтики» Женский состав труппы был тоже богат прославленными женщинами: Корчагина-Александровская, Лебзак, ее я видел в роли цыганки Маши в «Живом трупе». Все эти артисты сильно повлияли на мое отношение к драматическому искусству и на мое видение артиста. Мне хороший артист виделся, прежде всего, как личность. Например, на прекрасное, скульптурно вылепленное лицо Н. Симонова бесконечно интересно было смотреть даже, если он ничего не произносил.
В то время театром руководил Вивьен, после его смерти худруком стал Игорь Горбачев, на которого сыпались награды и звания, а театр стал неузнаваем, тем более, что ушли великие старики. Но одной из главных причин утери величия Александринки стала все возраставшая популярность Большого драматического театра имени М. Горького, особенно с приходом великого Товстоногова, куда с ним было равняться Горбачеву.
А Фонтанка течет себе и течет и дотекла до Чернышева моста. Стиль площади возле этого моста определяет совершенно изумительная своей геометрией и пропорциями улица Зодчего России, главная балетная улица страны. По углам моста – четыре башенки, связанные цепями. Они кажутся мне мрачными, как склепы, а на самом деле в них когда-то скрывались механизмы для подъема средней части моста. Давным-давно таких мостов через Фонтанку было семь, а теперь осталось только два, второй – Старо-Каменский. Чернышевым мостом я почти не пользовался, к Горьковскому театру, о котором я чуть-чуть позже расскажу, я подъезжал по Садовой улице.
Но однажды я приехал со стороны Загородного проспекта и шел по этому мосту, как на Голгофу. Вернее, шли мы вдвоем с П.А. Безобразовым – заместителем начальника Конструкторского отдела. Приехали мы до Пяти углов втроем, был еще Фельдман Б.Л., но он сказался больным и дальше с нами не пошел. Дело в том, что затеяли мы рискованное предприятие и шли в редакцию газеты «Ленинградская правда» с письмом в защиту главного инженера ГСКТБ А.М. Нахамкина, на которого ополчилась заводская партийная клика, во главе этой гнусной компании стоял секретарь парткома Шарай В.Е. Мы намеревались попасть к самому Куртынину, главному редактору газеты, от которого одного зависело, появится ли фельетон против А.М. Нахамкина, которую, как мы полагали, подготовил приходивший корреспондент газеты, знакомец Шарая. Мы очень рассчитывали, что наш визит и подписанное многими ведущими специалистами письмо сможет переломить ситуацию. Просчитались. Силы зла и на этот раз оказались сильнее добра, не в сказке живем.
Далее
В начало
Автор: Рыжиков Анатолий Львович | слов 627Добавить комментарий
Для отправки комментария вы должны авторизоваться.