Дневниковые записи (1952)

<<   1952 г.  >>

01.01.1952.    Новый Год встречали вдвоем с Верой Петровной, закусили хорошо. Наташа с Вен. Евг. и с приехавшей из Тифлиса Эрной встречали отдельно у себя. Миша с Люлей были на Гагаринской.

03.01.1952.   Написал письмо Конст. Мих. в Печоры и Лидии Петровны в Москву. У Эрны заболела дочка Мариночка скарлатиной, ее отправили в больницу, а у нас провели дезинфекцию. Все это очень неприятно. Теперь будем бояться за Лидочку, с которой она все время играла и кушала.

08.01.1952.   Присутствовал в Музее Ист. Религии по случаю приезда из Москвы Комиссии для обследования работы за 1951-ый год, никого из сотрудников Музея Комиссия не вызвала для беседы, ограничилась все только тем, что сообщил М.И.Шахнович. Получил большое и неприятное письмо от В.Д.Бонч-Бруевича. Послал ему с Щахновичем следующее: 1)фотоснимки с «Логики», 2) мою статью «Из литературной полемики 16 века между иосифлянами и их противниками» с тремя приложениями, 3)предисловие к «Житию Нила Сорского», 4) библ.карточки №№ 96, 97.

14.01.1952.   В Музее Ист.Религии вернувшийся из Москвы М.И.Шахнович передал мне, что В.Д.Бонч-Бруевич настаивает на соблюдении норм, по которым я обязан за год написать две главы — в 5 печ. листов. Срок предоставления первой главы — май, второй — ноябрь.

22.01.1952.   В Рук. Отделе Публ. Б-ки имел беседу с приехавшим из Москвы ст. научн. сотрудником Института Истории А.Н. А.А.Зиминым, работающим на тему об Иосифе Волоцком.

04.02.1952.   Наташа вышла замуж за Бориса Васильевича Липатова, сегодня регистрировались, а вечером он уехал в Москву.

05.02.1952.   Уехал А.И.Абагян в Эривань, где ему будто бы предлагают кафедру.

06.02.1952.   Говорил с Г.М.Ершовым относительно шинели и удержаний из моей зарплаты.

10.02.1952.   Приходил фотограф (студия) и я снимался с Лидочкой и Верой Петровной.

12.02.1952.   М.И Шахнович дал мне прочитать письмо В.Д.Бонч-Бруевича от 5 февраля, где очень много говорится обо мне.

16.02.1952.   Дело относительно шинели продвигается вперед, есть надежда купить материал по казенной цене. Занял в долг у Софьи Григ. 25 р.

21.02.1952.   В 11:45 у. приехал из Москвы В.Д.Бонч-Бруевич. Я встречал его на вокзале. Кроме меня были М.И.Шахнович и С.М.Коннко. Встреча была приятной.

22.02.1952.   Был на заседании в Музее ист.Религии, на к-м председательствовал В.Д.Бонч-Бруевич. После заседания дал там консультации, касающиеся истории русской церкви. На заседании В.Д.Бонч-Бруевич огласил свой приказ о назначении меня заведующим 4 отделом «Религия и атеизм в России в эпоху феодализма и капитализма».

23.02.1952.   Был у Вл. Дм. Бонч-Бруевича (по его вызову) в гостинце «Астория» и имел с ним продолжительную (двухчасовую) беседу о всех моих работах.

26.02.1952.   Получил письмо от В.Д.Бонч-Бруевича о том, чтобы я навел справку в Библ. Ак. Наук о пожертвованном им собрании книг и рукописей, к письму было приложено 10 документов.

27.02.1952.   Передал проф. В.А.Петрову все материалы относительно собрания В.Д.Бонч-Бруевича. После больших и трудных розысков это собрание было найдено, но не в Рук. отделе, а в книжных фондах. После этого еле дотащился домой, нет сил и чувствую себя скверно.

05.03.1952.   Был по вызову В.Д Бонч-Бркевича у него в «Астории», получил от него последние руководящие указания по моей работе, по его желанию передал ему перечень моих печатных работ. Подарил ему сборник «За сто лет» (б. 3-я гимн.). В уч. Дзержинского лтдал в пошивочную мастерскую материал для пошива мне шинели.

07.03.1952.   Присутствовал на заседании в Музее Ист. Религии, которое происходило под председательством В.Д.Бонч-Бруевича. В 9час. вечера Вл.Дм. с женой уехали в Москву. Я провожал его на вокзале. Расстались мы оч. хорошо. Он сказал, чтобы я обо всем чаще писал ему.

08.03.1952.   Читал «Журнал Московской патриархии» за 1951 год. День рождения мамы (в 1863 году).

12.03.1952.   Был у Леон. Ст-ча по случаю дня его рождения. Кроме меня, были А.ФЛюич, В.В.Уколов, Душечка с Наташей, Ляля.

17.03.1952.   Уехала Нина Александровна в Еривань к Т.А.Абагянцу.

21.03.1952.   На научном заседании в Музее Ист. Религии М.И.Шахнович в течение двух часов делал доклад о рисунках Гойи.Я не выдержал и заявил свое неудовольствие по этому поводу. На меня все взъелись! Вообще, для меня было все оч. неприятно.

31.03.1952.   Получил два письма от В.Д.Бонч-Бруевича. Одно очень хорошее, другое — в высшей степени неприятное по поводу заседания в Музее 21 марта. До поздней ночи составлял ему ответ.

10.04.1952.   Дома работал над «Синодиком» — взято как соцобязательство к 1 мая в Музее Ист. Религии.

18.04.1952.   В Рук.Отд.Публ.Б-ки присутствовал на докладе Вл.К.Макарова о Леонардо да Винчи.

23.04.1952. Дома был семейные совет (без меня). Решили отправть Веру Петровну с Лидочкой в Гомель к брату бабушки Татьяны Павловны.

28.04.1952.   Был на заседании в Пушк. Доме на докладе проф. М.И.Скрипиля.

05.05.1952.   Подписался на заем 2000 руб, 100%. Договорился с тремя сотрудниками 4 отдела Музея: А.И.Легкой, Н.А.Нистратовой и Н.О.Тройницкой о том, что первое организационное собрание по отделу будет 7 мая в 1 ч. дня.

07.05.1952.   Состоялось первое организационное собрание в Музее Ист.Рел., под моим председательством, по 4-му отд.: «Православие в России». Дома обдумывал тематический план экспозиции 4-го отд.

09.05.1952.   Заходил после заседания в диетич. магазин к Леон. Ст-чу и купил там бутылку вина на 11 число (визит к Мар. Влад.)

10.05.1952.   Передал Зав. канцелярией, согласно распоряжению В.Д.Бонч-Бруевича 7-мь его писем для переписки на машинке и хранения их там.

14.05.1952.   Имел неприятный разговор с Шахновичем по поводу обследования. Он накануне потребовал, чтобы я принес ему, будто-бы для обследователей, полный экземпляр своих карточек. Я, конечно, принес. — Там же получил письмо, срочное от Бонч-Бруевича с требованием немедленного ответа на его вопросы по поводу моей работы о стригальниках, к-ю он получил от меня. Пришлось весь день составлять ему отчет. Очень меня это раздражает.

15.05.1952.   Был в Музее Ист. Рел. на заседании Комиссии по разбору тканей (церковных облачений) и потом производил там разбор тех облачений, кот. должны быть оставлены для Экспозиции и на хранение в Музее

16.05.1952.   В Музее Ист. Рел. меня подвергли допросу: Шахнович в присутствии С.М.Козинова и Нистратовой, по распоряжению В.Д.Бонч-Бруевича предложил мне объяснить, почему я в течение 4-х последних месяцев, как это было установлено обследованием Нистратовой, 17 дней не работал в Публ. Б-ке, ка это установлено графиком. Т.к. точных данных о днях моей работы в Публ.Б-ке не оказалось, то Нестретовой было предложено сегодня же получить их в Рукописн. Отделе и передать мне. В 5 ч. я их получил. Потом состоялось очень неприятное для меня научн. совещание, на котором Шахнович позволял себе очень много дерзких выпадов против меня.

23.05.1952.   Был в Музее Ист. Рел. на научном совещании. Как всегда за последнее время чувствовал там себя противно.

26.05.1952.   Был в Музее для просмотра икон в экспозицию 4-го отдела музея «Православие в России».

27.05.1952.   Был в Пушк. доме на ценном для меня докладе В.П.Адриановой — Перетц «Некоторые вопросы методологии перевода с древнерусского языка». Вечером, в 9:45, с Витебского вокзала уехала Вера Петровна с Лидочкой в Гомель. Их провожала масса народа, но я не мог остаться дома. Поехали в мягком вагоне, хорошо. Без них стало как-то скучно и одиноко.

29.05.1952.   В Музее присутствовал на заседании Комиссии по инвентаризации, обсуждалось положение с вещами из драгоц. металлов. От В.Д.Брнч-Бруевича получен очень неприятный приказ всем сотрудникам о строжайшем соблюдения графика работы и выполнения отчетности.

30.05.1952.   На заседании в Музее Ист. Рел. чрезвычайно противно было поведение Шахновича по отношению ко мне. Все это всем, по-видимому надоело, и Л.И.Шурыгин выразил по этому поводу протест, а потом вне предложение: Заявит В.Д.Бонч-Бруевичу, чтобы он освободил меня от обязанностей зав. отделом по православию, и оно было принято.

31.05.1952.   В 6-м часу меня вызвали в Музей — получить два письма от Бонч-Бруевича. Одно оказалось рецензией на посланную мною работу о строгальниках, а другое — от 27 мая — с массой всевозможных наставлений и требований. Как то, так и другое произвело на меня чрезвычайно угнетающее впечатление.

03.06.1952.   Звонил мне Леонид Степанович Корниенко, условились встретиться у меня в субботу.

13.06.1952.   В.Д.Бонч-Бруевич прислал приказ (очень большой, 3 стр.) об освобождении меня от должности заведующего 4 отделом с оставлением меня там консультантом.

14.06.1952.   Подписался на «Лгр. правду» на полгода.

15.06.1952.   Отправил Вере Петровн заказное (третье) письмо с поздравлениями ко дню 21 июня (день рождения Люли и наша свадьба)

17.06.1952.   Был на заседании в Пушк. Доме — на докладе Зимина (московского) «О политической доктрине Иосифа Волоцкого».

22.06.1952.   Вечером у Люли было много гостей: Кулиманины, Башкирцевы, поздравляли ее (Башкирцевы подарили ей золотой перстень с жемчугом). Принимали их Люля и Наташа. Я к ним не выходил по своей дикости (дичусь гостей).

28.06.1952.   Получил в Музее Ист. Рел. бумагу с ходатайством о дополнительной комнате мне.

30.06.1952.   Получил письмо от Веры Петровны (из Гомеля). Поднимается вопрос о том, чтобы во время отпуска приехал туда. Но я очень не хочу этого и так и буду писать ей: мне трудно предпринимать такие дальние поездки. Хозяин все время пьяный и неприятный человек, а жена и дочь — милые люди, и с ними Вера Петровна в самых лучших отношениях.

01.07.1952.   Узнал (в Музее Ист.Рел.), что В.Д.Брнч-Бруевич уезжает в отпуск на два месяца и никому не дает своего адреса, чтобы его не беспокоили письмами, — у него что-то неладно со здоровьем.

03.07.1952.   В Рук. Отд. Публ. Б-ки переписывал «Слово о лживых учителях».

04.07.1952.   Получил письмо от В.Д.Бонч-Бруевича (от 28 июля) с многочисленными указаниями, что я не сделал или что не так сжелал, как надо. Я рассердился и вечером составил ему соответствующий ответ, где постарался указать все его неправильности. К Наташе приехал Бор. Вас. Липатов и вечером уехал обратно в Москву.

06.07.1952.   Гулял в Летнем Саду, встретил там Л.М.Добровольского, от кот-го узнал, что умер В.С.Спиридонов и что его вчера хоронили в Пушкинском Доме, народу было всего несколько человек. Дубровский рассказал мне много интересного из научного мира.

18.07.1952.   В Музее мне дали прочитать письмо В.Д.Бонч-Бруевича от 7 июня — об обязанностях М.И.Шахновича и его отношениях ко мне.

21.07.1952.   В Музее мне рассказали, что пришло письмо от Бонч-Юруевича Шахновичу с одобрением моего отчета, вопреки мнению последнего.

08.08.1952.   Был у меня Лнон Ст-ч. он уезжает куда-то в санаторию, кажется, в Прибалтику.

10.08.1952.   Чувствую себя настолько утомленным, что решительно ничего делать не могу.

23.08.1952.   В уч.Дзержинского получил окончательны расчет за приемные экзамены — на руки 1933р.40к.

01.09.1952.   Явился в Музей из отпуска. Шахновича не было, его замещает Шурыгин Л.И.

07.09.1952.   В 11ч. у. поехал на дачу к Мих. Мих. Сперанскому (за Политехникумом, на Ананьевской улице). Он и его жена Людмила Владимировна приняли меня оч. хорошо и угостили на славу.

14.09.1952.   Говорил по телефону с Ст. Гр. Бархударовым о возможности моего участия в словарной работе в Институте Язвкознания А.Н.

05.10.1952.   Уехала от нас к себе на Кировский Ксаночка.

07.10.1952.   Начал работать над второй главой своего исследования о стригольниках.

20.10.1952.   Передал для отзыва развернутый план-проспект моей работы о строгальниках проф. Д.С.Лихачеву, проф. В.А.Петрову, проф. И.П.Еремну и Я.С.Лурье.

31.10.1952.   Был в уч. Дзержинского, в этом году я там работать не хочу, — всего одна группа из 3-х чел., без меня обойдутся.

03.11.1952.   После обеда работал дома. Ознаменовали закусочкой день моего знакомства с Верой Петровной в 1918-ом году.

05.11.1952.   В 5ч. вечера был в Музее на торж. зас. по случаю 35-ой годовщины Октября.

11.11.1952.   В Музее мне дали прочитать письмо Шазновичу от Бонч-Бруевича, где он порядочно пишет о моей работе, в связи с отзывом Будовница.

14.11.1952.   В Музее Ист.Рел. разбирался на научном совещании развернутый план-проспект моей работы о строгальниках, признан неудовлетворительным, предложено переработать его и представить 1-го декабря.

24.11.1952.   Приехала с Украины домработница Галя.

28.11.1952.   День моего рождения, мне 68 лет. Получил поздравительную телеграмму из Москвы без подписи — от всех. Только вечеров Люля с Мишей узнали, что у меня сегодня за день, и на сон грядущий угостили, Люля подарила мне прекрасные носки.

28.11.1952.   В Музее обычного заседания не было, а происходили индивидуальные собеседования М.И.Шахновича с сотрудниками об изучении ими труда И.В.Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР». Мне предложено явиться завтра. Одним из рецензентов моей работы будет Я.С.Лурье, которого я там встретил, другим — В.Д.Бонч-Бруевич, кто третий — не понял, не мог понять из ответа Шахновича.

20.11.1952.   День рождения Лидочки, послал ей телеграмму.

21.11.1952.   День рождения Миши никак не ознаменовали, т.к. он весь день был на работе и на заседаниях.

29.11.1952.   Имел беседу с М.И.Шахновичем о работе над трудом И.В.Сталина «Эконом. проблемы социализма в СССР», представил ему конспект 32 страниц, все зачтено. А.М.Модзалевская информировала меня, что Шахнович оч. плохо для меня информировал обследовательскую комиссию о моей работе.

30.11.1952.   К вечеру стало оч. скучно. Скорей бы приехала Вера Петровна с Лидочкой.

01.12.1952.   Был на заседании в Пушк. Доме (Доклад А.А.Зимина из Москвы о Пересветове)

03.12.1952.   В Музее Ист. Рел. получил зарплату и пенсию, за вычетом в Союз, на руки 990 руб. Имел там неприятный разговор с Шахновичем по поводу моей работы, кот. он не признает исследовательской. Получил письмо от Бонч-Бруевича о каком-то предисловии или введении, кот. я должен написать.

05.12.1952.   День конституции. Занятий нет. К вечеру пришла телеграмма от Веры Петровны, что она приедет в воскресение 7-го с Лидочкой поездом в 9:45 утра. Я очень рад, ибо соскучился. Когда она отдохнет, то посоветуюсь с ней относительно письма Бонч-Бруевичу и после этого отошлю.

05.12.1952.   Вечером был у Марии Владимировны Крутиковой по случаю дня рождения Татьяны Владимировны. Была там еще Ия Альфонсовна, которую я не видел года 2-4. Мне звонил Мих.Мих. Сперанский, звал меня и Веру Петровну к себе на Ждановку. Я отказался.

08.12.1952.   Написал по совету Веры Петровны два письма Бонч-Бруевичу: одно официальное (через Музей), другое — личное. Получил в Музее нелепое распоряжение о создании особой комиссии в помощь мне под председательством Шахновича, но он отказался.

12.12.1952.   Заседание в Музее Ист. Рел. вопреки повестке дня вс было посвящено вопросу обо мне. Шахнович доказывал, что я не выполнил обязательной для меня работы, представил не то, что от меня требовалось. Все было оч. безобразно. Заседание продолжалось 3.5. часа. Домой пришел оч. возбужденный и стал писать письмо Бонч-Бруевичу. Положение мое в Музее оч. обостряется и еще неизвестно «что день грядущий мне готовит».

15.12.1952.   Вечером позвонила мне зав. канцелярией Музея Елиз. Вас. Персианцева и сообщила, что получила письмо от Бонч-Бруевича с приложением отзыва Будовница на последний развернутый план моего исследования о стригольниках, будто бы все хорошо.

19.12.1952.   Сегодня я именинник. От семейства получил в подарок 0.5 л. водки. Получил от Бонч-Бруевича письмо Шахновичу (копия — мне) о помощи мне в работе.

24.12.1952.   Написал рецензию на книгу «Послание Акиндина».

25.12.1952.   Передал заведующей Рук. отд. Публ. Б-ки Галине Андреевне Озеровой свою работу «Описание Погодинских пергаменных рукописей», сделанную мною в 1947 году.

29.12.1952.   Оч. хороший день. В Музее получил письмо от Бонч-Бруевича и его отзыв на 1-ю половину моего «Обзора Литературы». Он пишет, что соя работа будет зачтена как выполнение мною годового плана и сделана вполне добросовестно. Затем был в Жил. Отделе Горисполкома и подал заявление о предоставлении мне дополнительной комнаты, сказали, чтобы я пришел в среду.

31.12.1952.   Утром был в Жилищном отделе, получил там карточку на дополнительную комнату, что для всех было оч. приятно. В Музее получил от Бонч-Бруевича окончание его рецензии на мою работу — целых 20 страниц, все для меня оч. хорошо, приказывает записать в отчет, что мною годовой план выполнен. Новый Год встречал вдвоем с Верой Петровной, оч. хорошо, в особенности потому, что было спокойно на душе после письма Бонч-Бруевича. Миша с Люлей встречали Новый Год на Гагаринской, Лидочка спала у себя. «Конец — делу венец», несмотря но много неприятностей, 1952 год кончился у меня хорошо.