Судьба длиною в век
Толстовский дом — неофициальное, но широко распространённое название знаменитого дома в Санкт-Петербурге, имеющего адрес: улица Рубинштейна (бывшая Троицкая), дом № 15-17, или набережная реки Фонтанки, дом 54.
Архитектор дома — Ф. И. Лидваль. Дом строился при участии техника Д. Д. Смирнова — ученика Ф. И. Лидваля.
Дом построен в 1910-1912 годах по заказу генерал- майора графа Михаила Павловича Толстого, по фамилии которого он и получил своё неофициальное название.
После смерти графа Михаила Павловича владелицей дома с 1913 года стала его вдова графиня Ольга Александровна Толстая, уроженная княжна Васильчикова. Графиня была вторым и последним частным владельцем дома. В 1918 (?) дом был национализирован. Архитектурный стиль — «северный модерн».
Статус дома — памятник архитектуры регионального значения.
Объект Культурного наследия Российской Федерации (памятник архитектуры Регионального значения) № 7800770000.
С 1988 года дополнительный охранный статус дому обеспечивала его принадлежность Объединенной охранной зоне Санкт-Петербурга, соответствовавшей границам исторического центра, признанного объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО (№ 540). Однако, с 2008-го года, после сокращения Охранной зоны, статус этой территории был понижен до уровня «Зоны регулируемой застройки».
В 2008 году в доме создано ТСЖ «Толстовский дом», которое предпринимает усилия по ремонту, реставрации и сохранению Толстовского дома. В настоящее время Толстовский дом имеет искажения в архитектурном облике, внесенные «ремонтами» некоторых жителей (например: надстройка-«курятник» над мансардой во дворе со стороны Фонтанки) и работами городских Жилищно-коммунальных служб.
При ТСЖ на общественных началах создается музей «Толстовский дом» и готовится программа празднования 100-летия Толстовского дома. Первым мероприятием по этой программе является издание этой книги.
Толстовский дом находится в историческом центре Санкт-Петербурга, буквально на перекрёстке «культурных дорог». Многие артисты и режиссёры спешили в свои театры через дворы Толстовского дома, ведь он буквально окружен театрами. Поблизости от него находятся: Большой Драматический Театр им. Г.А.Товстоногова,
Чуть поодаль: Театр комедии им. Н.П.Акимова, Театр марионеток им. Е.А.Деммени, Большой и Малый залы Филармонии, Михайловский театр, Театр юного зрителя им. А.А.Брянцева, Театр музыкальной комедии, Драматический театр им. В.Ф.Комиссаржевской, театр «Маска», театр «Приют комедианта» …
Невдалеке от Толстовского дома — дворцы, памятники, особняки: императорский Аничков дворец (архитекторы Михаил Земцов и Иван Старов), Императорский Кабинет (архитектор Джакомо Кваренги), дом Императорского Кабинета (архитектор Луиджи Руска), дворец Белосельских-Белозерских (архитектор Андрей Штакеншнейдер), Михайловский дворец (ныне Русский музей), Михайловский (Инженерный) замок, Казанский собор, дом графини Карловой (архитектор Вильгельм Лангваген), дом купца Елисеева (архитектор Гавриил Барановский), площадь Ломоносова, обрамлённая постройками великого Карла Росси, чудесный мост Ломоносова (бывший Чернышёв) и прекрасный Аничков мост с конными монументами барона Петра Клодта фон Юргенсбурга.
Рядом с Толстовским домом жили многие выдающиеся люди XX века. В доме № 50 по Фонтанке жили Евгений Чарушин и легендарный дирижёр Карл Ильич Элиасберг.
В школе на Фонтанке (дом № 62) учился будущий великий артист Аркадий Райкин. В доме- коммуне на углу улицы Рубинштейна и Графского переулка жила поэтесса Ольга Берггольц. В доме № 23 на улице Рубинштейна жил писатель Сергей Довлатов, в доме № 11 и сейчас живёт всеми любимая актриса Алиса Фрейндлих, а в скверике возле Толстовского дома можно увидеть гуляющего с внучкой знаменитого магистра Александра Друзя…
Толстовский дом построен на длинном и узком участке неправильной формы, протянувшемся от Троицкой улицы (ныне улица Рубинштейна) до набережной реки Фонтанки. Нынешнее пространство Толстовского дома к началу XX века занимала хаотическая застройка из многочисленных домов и хозяйственных построек. Никаких архитектурных памятников здесь не было, так же как не было никакого единого стиля застройки. Единственной связующей особенностью этого городского пространства было то, что большинство его владельцев были женщины.
Например, в 1896 году, согласно справочнику «Весь Санкт-Петербург» по Троицкой улице среди владельцев домов № 15 и 17 были баронесса Ливен Елизавета Густавовна, фон-дер-Брюген Лидия Густавовна и фон Вилькен Мария Густавовна (родные сёстры, дочери Франка Густава Густавовича). По набережной Фонтанки в разное время на месте Толстовского дома находились участки и дома, принадлежавшие жене титулярного советника Марии Фёдоровне Руадзе и княгине Саломее Агафоновне Эристовой (рождённой Акимовой).
Пространство прекрасно организованной анфилады внутренних дворов Толстовского дома выводит из тесноты улицы Рубинштейна (бывшей Троицкой) с прилегающими узкими переулками и дворами- колодцами к простору Фонтанки.
С улицы Рубинштейна дворы Толстовского дома «затягивают» пешехода заглублённой, относительно «красной линии», средней частью фасада. Эффект «воронки» ещё более усиливается трёхпролётной аркой, которая повторяется ещё, ещё и ещё раз. Архитектурная ось самого дома изгибается, не давая взгляду охватить всю глубину «анфилады», затягивая зрителя в небольшое путешествие. В середине этого путешествия справа неожиданно открывается вид на своеобразный внутренний курдонёр (открытый к улице двор), кажущийся глубоким и торжественным за счёт театрального эффекта значительно сужающихся боковых стен-кулис. Парадные дворы играют роль внутренней улицы, а средний двор (с курдонёром) — роль небольшой торжественной площади с римским фонтаном, к сожалению, не сохранившимся.
Римский фонтан, спроектированный и построенный Ф. И. Лидвалем, был до неузнаваемости переделан, действовал до 1950-х годов и полностью утрачен в 1990-е. Первоначально проезды находились по центру дворов, а небольшими газончиками были заняты только очень узкие полоски вдоль своеобразной улицы. В советское время облик дворов был значительно изменён: посередине дворов, в проездах, были разбиты газоны, на которых были высажены тополя, а в фонтане установлена бетонная отливка. Таким образом, исчезла задуманная Ф. И. Лидвалем внутренняя улица с небольшой площадью (иногда поэтически называемая улицей зодчего Лидваля)…
В конце путешествия по улице Лидваля неожиданно распахивается вид на Фонтанку: »Сочетание воды и камня порождает здесь особую, величественную атмосферу» (С.А.Довлатов).
Это поэтическое сочетание притягивало к Фонтанке многих художников и писателей. Многочисленные изображения берегов Фонтанки — в произведениях художников серебряного века и наших современников. Река заставляет взглянуть в одну сторону — и слева перспектива с мостом Ломоносова и куполами Троицкого собора, взглянуть в другую сторону — и справа перспектива реки с Аничковым мостом и шпилем старинной церкви Симеония Богоприимца и пророчицы Анны.
Трёхпролётные арки Толстовского дома опираются на квадратные в плане колонны и пилястры из пудожского камня. Со стороны фасадов (и уличных, и дворовых) над капителями колонн и пилястр возвышаются в виде барельефов египетские обелиски (тоЖе из пудожского камня). Для прохожего — это просто архитектурные украшения. Для человека посвященного — закодированные послания поколениям. Историк Галина Зеленская в одном из интервью предложила некоторые их расшифровки: «Я очень хорошо знаю закодированный язык, в котором высказываются архитектурные заповеди в камне. Масонские заповеди. Это великое право, долг, возможность, обязанность быть человеком, который, как масоны, ищет правды через понимание сутей. И то, что архитекторы 18-го, 19-го и начала 20-го века были масонами, это никак не говорит о них как о заговорщиках или носителях темных оккультных сил. Нет-нет. Это были люди ищущие, и этот поиск их объединял. Египетские обелиски — это символ очищения души через устремленность от земного, низменного, к горнему, высокому. Символ очищения души. Между обелиском и овальным окном ликторские пучки. Это тоже распространенный масонский символ. Это розги, плети для наказания. Их носили ликторы — стражи, которые в древнеримской республике сопровождали должностных лиц. Это означало наказание того, кто не тешет камень сердца своего, не стремясь к высотам. Значит перед нами не просто дом, а дом-заповедь в камне»* Подробное рассмотрение символов и символики Толстовского дома выходит за рамки данной работы. Отмечу лишь то, что в одном из интервью Эдуард Хиль (житель Толстовского дома) утверждал: «До революции в Толстовском доме находилась масонская ложа». Так ли это — ещё предстоит проверить.
Культурологические воззрения Н.П.Анциферова позволяют рассматривать город как цельный историко-культурный организм, выделяя «анатомию, физиологию и психологию (душу) городского организма». Санкт-Петербургский жилой комплекс Толстовский дом имеет множество признаков некоего самостоятельного организма, и в этом смысле представляет из себя «город в городе», то есть опираясь на теорию Н.П.Анциферова можно выделить его «анатомию», «физиологию» и «психологию (душу)», рассматривая генезис Толстовского дома как рождение историко-культурного организма. Эволюция этого историко-культурного организма может рассматриваться в рамках таких научных направлений как историческая культурология, разрабатываемого С.Н.Иконниковой, и теория интеграции культурологии и регионалистики, разрабатываемого Л.М.Мосоловой.
Жилой комплекс Толстовский дом как любой эволюционирующий организм является открытой динамической системой и находится в сложном взаимодействии с другими урбанистическими системами, входя на правах компонента в их иерархию. Толстовский дом занимает вполне определённый иерархический уровень в ряду пространственных и временных систем. У Толстовского дома существуют как вышестоящие в пространственной иерархии структуры: квартал, микрорайон, район, город, область и т.д., так и нижестоящие в пространственной иерархии структуры: двор (или корпус) жилого комплекса, подъезд (парадная), этаж, квартира.
Следует заметить, что определённой заслугой Ф.И.Лидваля является перевод многоквартирного «доходного» дома на более высокий иерархический уровень и создание нового типа жилья — жилого комплекса. Биологи сказали бы, что он создал более высокий таксономический уровень Жилья. Следует отметить, что объективно существующая иерархия урбанистических структур требует и соответствующей иерархии структур управления и обслуживания, что в настоящее время соблюдается далеко не всегда. Подстройка внутригородских структур управления и обслуживания к реалиям иерархии урбанистических структур идёт, как правило, «методом тыка», без учёта какого либо научного анализа. Например, созданному в 2008 году ТСЖ «Толстовский дом» городские власти передали коммуникации, прилегающие территории и строения без учёта их единой «анатомии» и «физиологии».
Кроме пространственной иерархии, Толстовский дом уже сто лет существует и во временной иерархии, состоящей из более-менее чётко выделенных периодов: долгосрочных, среднесрочных, краткосрочных, годовых, сезонных и т.п.
Таким образом, как мы видим, Толстовский дом представляет из себя некий организм, «город в городе», и может рассматриваться как урбанистическая структура , открытая саморазвивающаяся система. С другой стороны, Толстовский дом представляет собой некую утилитарную вещь (правда вещь очень больших размеров), имеющую историко-культурную, художественную и сакральную ценность, то есть может рассматриваться с точки зрения концепции С.Т.Махлиной о вещи как феномене культуры. В любом случае, Толстовский дом и как историко-культурный объект, и как феномен культуры имеет огромное (в том числе и сакральное) значение, требует сохранения, консервации и реставрации. Дальнейшие перспективы использования Толстовского дома как историко-культурного объекта определяются исходя не столько из его утилитарного назначения (как просто жилого комплекса), а скорее с точки зрения концепции «центров общества», созданной Ш.Айзенштадтом. Согласно этой концепции Толстовский дом является не только и не столько феноменом пространственной или временной локализации, а в значительной мере «феноменом мира ценностей и верований».
__________________
Основные архитектурные оси Санкт-Петербурга образуют «Невский трезубец». От здания Адмиралтейства отходят три магистрали: Невский проспект, Гороховая улица и Вознесенский проспект. Там где «трезубец» пронзает реку Фонтанку, между Невским и Гороховой расположен Толстовский дом.
Через Толстовский дом проходят некоторые архитектурно-планировочные оси, не столь известные и явные как «Невский трезубец», но несущие определённую городскую архитектурную нагрузку и имеющие в некотором смысле сакральное содержание.
Основная ось: Адмиралтейский собор (находился в левом крыле здания Адмиралтейства) — Казанский собор — башенка со шпилем управления Октябрьской Железной дороги — Толстовский дом — Владимирский собор — Единоверческая церковь (ныне не действующая, в ней расположен Музей Арктики и Антарктики) — Троицкий собор Александро-Невской лавры.Поперечная ось: Преображенский собор — разрушенная церковь подворья Троице-Сергиевского монастыря — Толстовский дом — церковь в Подъездном переулке (ныне не действующая, без креста и сильно перестроенная). Эта ось также проходит через башенку на угловом доме Загородного проспекта и Звенигородской улицы.
Диагональные оси
Первая диагональная ось: к сожалению, полностью разрушена, так как «опиралась» на два красивейших и важнейших собора: Спас-на-Сенной и Знаменский, которые были взорваны коммунистическими властями. Продолжение этой оси опиралось на Вознесенский собор, также взорванный и разрушенный до основания.
Вторая диагональная ось: шпиль церкви в Михайловском замке — Толстовский дом — шпиль колокольни Крестовоздвиженского собора на Лиговке.
Определённую сакральную ауру Толстовского дома создают и культовые сооружения не попадающие на архитектурно-планировочные оси, но буквально «хороводом» стоящие на некотором расстоянии от Толстовского дома. Вместе с разрушенными и перестроенными в советское время церквями их несколько десятков.
Наверное, немаловажную роль в начальном периоде жизни дома играл тот факт, что дом официальный расположен был на Троицкой улице. Наверное, всеми уважаемый музыкант и педагог Антон Григорьевич Рубинштейн, живший на Троицкой улице, отнюдь не обрадовался бы, узнав, как современные экскурсоводы рассказывают, что он жил на улице Рубинштейна. (Впрочем, совсем не лучше: в городе Пушкине учился Пушкин или в городе Ломоносове неоднократно бывал Ломоносов).
Топонимика — это элемент сакральной географии и истории культуры. Она не должна быть служанкой политической конъюнктуры. Представляется целесообразным возвращение исторического названия Троицкой улицы. Тогда будут соответствовать действительности фразы: А.Г.Рубинштейн жил на Троицкой; М.П.Толстой купил участок на Троицкой и по его заказу Ф.И.Лидваль построил жилой комплекс на Троицкой.
При этом из обихода жителей исчезнут фразы, более уместные на концертах юмористов: въехал на Рубинштейна; встал на Рубинштейна; прорвало канализацию на Рубинштейна или дом в конце Рубинштейна.
Далее >>
В начало
Добавить комментарий
Для отправки комментария вы должны авторизоваться.