Моя жизнь среди проблем (7)

 

Феноменальная память диссертанта. Во время защиты диссертации Борей Поляковым произошел курьезный случай, который можно назвать «перестарался». Я хорошо знал членов защитного Совета ИМБП, их характеристические особенности. Ранее я ввел термин «кривая реактивности вестибулярного анализатора» по аналогии с термином Академика М.Н. Ливанова «кривая реактивности» при исследовании биотоков мозга. Я предчувствовал, что профессор Емельянов М.Д. задаст вопрос Боре по этому поводу. На последней репетиции перед защитой (я делал это обязательно перед всеми защитами моих учеников) я предупредил Борю об этом и просил подготовить краткий и четкий ответ. Во время защиты после доклада диссертанта профессор Емельянов М.Д. задает именно этот вопрос. И вдруг я слышу Бориса ответ: «В БМЭ в томе 8, на странице 246 сказано….». По залу прошел гул, выражающий недоумение. Конечно, произнося речь научного руководителя, я сделал акцент, что диссертант обладает феноменальной памятью.

Большая серия экспериментов была поставлена по влиянию постоянного магнитного поля на радиочувствительность (Н.Я. Савченко, В.И. Шеин). Исследования проводили на базе ОИЯИ. Был получен отчетливый защитный эффект, конечно при определенных условиях воздействия МП. Владимир Иванович Шеин итоги своих исследований представил в кандидатской диссертации. По итогам работ было получено авторское свидетельство на способ повышения радиоустойчивости организма.

Исследования на специализированном биоспутнике «Космос-690»

Наиболее полные сведения о комбинированном действии нерадиационных факторов полета и ионизирующего излучения в различных дозах были получены в обширных исследованиях на специализированном биоспутнике «Космос-690».

Было не ясно, как будет развиваться лучевое поражение у космонавтов в условиях невесомости в случае переоблучения их во время солнечной вспышки. Для ответа на этот вопрос под нашим руководством была разработана и в 1974 году реализована научная программа на биоспутнике «Космос–690» с гамма-источником на борту (рабочее название программы «Бион–2»). Животные (крысы) были облучены в космосе и развитие лучевой болезни протекало во время полета спутника в космосе. Одновременно контрольные животные, находившиеся в тех же условиях на Земле, были синхронно подвергнуты гамма-облучению. Подготовка эксперимента была длительной (более 2 лет) и скрупулезной, хотя в 1973 был осуществлен почти аналогичный эксперимент на биоспутнике («Бион-1», но без гамма-облучателя на борту).

Весьма сложной была физическая часть эксперимента: создание уникального бортового облучателя, равномерного поля гамма-воздействия животных, адекватных методов дозиметрии, надежной экранизации и защиты. Потребовалась некоторая доработка системы жизнеобеспечения животных, которая ранее использовалась на биоспутнике «Бион–1». Создавалась система телеметрии управления источником. Неоднократно воспроизводились методики исследования практически всех систем организма опытных животных. Уделялось большое внимание синхронности участия более 80 исполнителей в этом эксперименте.

Однако перед нами стояла самая главная задача — разработать научную программу этого эксперимента, с учетом его специфики. Это условия самого полета, «весовые» ограничения, четкий ответ на поставленную задачу, на основе объективных результатов.

Учитывая стоимость эксперимента (в то время стоимость запуска одного кг груза в космос оценивалась в один кг золота), личная ответственность была высока, и я четко понимал, какие будут последствия для меня в случаи любой ошибки в планировании этого исследования. Мною организовывались многочисленные обсуждения программы, проводились независимые экспертные оценки, было много личных встреч с различными специалистами. Большую роль в выборе правильного пути в решении поставленной задачи сыграло доброжелательное постоянное участие в подготовительном этапе Олега Георгиевича Газенко, Юрия Герасимовича Нефедова, Евгения Александровича Ильина, Бориса Андреевича Адамовича и других коллег. Конечно, я был в постоянном стрессорном состоянии на всех этапах подготовки этого эксперимента, во время запуска спутника с «северного» полигона (там были сложные ситуации, которые пришлось мне экстренно решать с начальником полигона), во время самого 21,5 суточного полета, и до посадки. Особо сложная ситуация была связана с тем, что во время полета необходимо было вывести облучатель из контейнера в рабочее состояние и возвратить его в хранилище перед посадкой. Одновременно я понимал всю сложность ситуации в случаи нештатной посадки биоспутника с облучателем на территории другого государства.

Запуск прошел успешно, все системы сработали отлично, посадка была штатной и мы встретили животных, как самых близких родственников.

Контейнеры для крыс для содержания их в течение 21 дня на спутнике «Космос-690»

В результате этого уникального эксперимента, проведенного на биоспутнике «Космос–690» были впервые получены количественные значения степени модификации радиобиологического эффекта в условиях невесомости. Проблема возможности усугубления развития лучевой болезни у космонавтов при переоблучении в условиях невесомости была снята.

Большой вклад в это исследование был сделан Юрой Дружининым, Галиной Николаевной Подлужной, Валей Серой, Таней Малютиной, Марией Петрововной Каландаровой, Николаем Ивановичем Анастасьевым, Владимиром Ивановичем Поповым, Ростиславом Александровичем Кузиным. Эксперимент стал возможным, благодаря разработкам «Биофизприбора» систем жизнеобеспечения животных в полете, а также регистрирующей аппаратуры (Златорунский А.А., Полещук В.С., Сазонов Н П.). Конечно, успех этого эксперимента был также определен работой сотрудниками отдела Евгения Александровича Ильина, прежде всего его самого, а также Серовой Л.В., Юрова В.К., Голова В.К., Милявского В.И., Носкина А.Д. и др. В эксперименте принимали участие коллективы многих институтов Минздрава, АМН и АН СССР, ученные ряда зарубежных стран.

Обсуждение итогов эксперимента на биоспутнике «Космос-690» справа налево: директор института академик Газенко О.Г., руководитель радиобиологического эксперимента на спутнике профессор Григорьев Ю.Г., заведующий отделом и ведущий руководитель проекта профессор Ильин Е.А. и Главный конструктор проекта Носкин А.Д.

По окончанию эксперимента и анализа результатов был подготовлен ряд обобщающих публикаций, как в отечественных журналах, так и за рубежом с изложением основных итогов полетного радиобиологического эксперимента на крысах на ИСЗ «Космос-690»:

1) Биоспутник «Космос–690». Cospar. Int. Bull. №74, 1975. Григорьев Ю.Г., Дружинин Ю.П.

2) Изучение радиочувствительности млекопитающих в условиях длительной невесомости. Life science, т. XIV, 1976. Григорьев Ю.Г., Дружинин Ю.П., Ильин Е.А.

3) Основные задачи и результаты радиобиологического эксперимента на биоспутнике «Космос–690». Ж. Косм. биол. и авиакосм. мед., 1977, 5, Григорьев Ю.Г., Дружинин Ю.П., Ильин Е.А. и др.

4) Радиобиологические эксперименты на борту биоспутника «Космос-690». Aviat. Space and Environm. Med., 1978, v.49, № 1. Газенко И.Г., Григорьев Ю.Г., Адамович Б.А., Дружинин Ю.П., Ильин Е.А. и др.

Исследования на специализированных спутниках «Космос-368», «Космос-782»

Аналогичный, но менее сложный эксперимент был проведен на простейших организмах на искусственном спутнике Земли «Космос-368». На спутнике были экспонированы дрожжевые клетки, водородные бактерии, семена салата и гороха. Часть биобъектов подвергали гамма-облучению до полета, а вторую часть биобъектов — после полета. Как до, так и после радиационного воздействия факторы космического полета, как и ожидалось, не оказали заметного влияния на радиобиологический эффект.

На ИСЗ «Космос-782» была проведена еще одна серия экспериментов с облученными семенами. На спутнике была установлена центрифуга, на которой вращались облученные семена во время его полета. Наличие дополнительных семи параллельных опытов позволило установить роль модификации невесомости в модификации радиобиологического эффекта (Л.В. Невзгодина).

Радиобиологические исследования в условиях высокогорья

Весьма актуальными были исследования по модификации радиобиологического эффекта в условиях гипоксии.

В течение 7 лет научными сотрудниками нашей лаборатории Фарбером Ю.В., Шафиркиным А.В., Каландаровой М.П., лаборантами Бычковой Н.И. и Кремневой Л.А. при участии Попова Владимира Ивановича и Солянова Бориса Ивановича были проведены исследования по модификации радиобиологических эффектов в условиях длительного постоянного воздействия умеренной гипоксии. В этих целях нами были организованы две высокогорные базы: одна — в Киргизии на перевале Туя-Ашу на высоте 3200 м, вторая — в Казахстане на Тянь-шаньской высокогорной научной станции на высоте 3340 м. На этих базах были установлены гамма-источники. Животных (крыс и собак) облучали в широком диапазоне доз на различные сроки адаптации к высокогорью и в периоде реадаптации. Контрольных животных параллельно облучали на нашей базе «Планерная», в г. Фрунзе в Киргизском медицинском Институте и в онкологическом Центре в г. Алма-Ата. Одновременно на высокогорной базе в Киргизии проводили физиологические исследования коллеги из ИМБП: Николай Александрович Агаджанян и его сотрудники Александр Иванович Елфимов и Александр Николаевич Котов.

Сопоставление полученных результатов многолетних исследований показало, что адаптация к факторам высокогорья способствует мобилизации защитных сил и повышает радиорезистентность организма. Конечно, эти весьма сложные и трудоемкие эксперименты можно было провести только благодаря самоотверженной работе наших сотрудников, а также коллег из институтов Киргизии и Казахстана (Молдаташева Б.У., Даниярова С.Б., Кабиева О.К., Мусабекова Д.Т., Умарова Камила, Рыскуловой Сауле Тураровне, Балмуханова Саима Балуановича и др.). Первые итоги этих исследований были подведены на Всесоюзном симпозиуме в Киргизии (1978), который был организован Научным Комитетом по радиобиологии АН СССР. В обсуждении результатов приняли участие ведущие радиобиологи страны: Кузин А.М., Гуськова А.К., Ярмоненко С.П., Конопляников А.Г. и др.

Члены Научного Совета по проблемам радиобиологии АН СССР, коллеги из Киргизии и сотрудники ИМБП в гостях у принимающей стороны после конференции.

Проведение исследований на базах высокогорья в течение нескольких лет, обсуждение результатов на совместных форумах, проведение выездной сессии Научного Комитета по проблемам радиобиологии АН СССР, конечно, положительно повлияло на развитие этого направления исследований в Республиках. Министерство Здравоохранения Киргизской ССР наградило меня почетной грамотой «за выдающиеся достижения в науке, активное участие в развитии радиобиологии в Киргизии».

В результате проведенных работ нами была подана заявка на изобретение и получено авторское свидетельство «Способ повышения устойчивости организма к лучевому воздействию», авторами которого являются Григорьев Ю.Г., Фарбер Ю.В. и Шафиркин А.В.

. Грамота Министерства здравоохранения Киргизской ССР. 1985 г.

Авторское свидетельство. 1976 г

Далее >> ( 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 13)

Автор: Григорьев Юрий Григорьевич | слов 1474


Добавить комментарий