Символизм бытия
Жизнь в мире символов
Пенелопа — символ ожидания. Оказывается, есть разные версии истории этого персонажа, и как было «на самом деле», никто уверенно сказать не может. — Казалось бы, сказка, но древняя Греция настолько вплетена в современную цивилизацию, что ее мифы имеют особый статус, это почти история. А еще мы помним про Касандру, о ней упомянул Высоцкий: «Без устали безумная девица кричала ясно вижу Трою, павшей в прах…».
Нынешняя технологическая цивилизация зародилась где-то в Англии-Франции, а человеческая — в Греции. Я был ее техническим продуктом, но где-то лет в 30 случайно оказался на литературных развалинах Древнего мира, и стал его адептом. Наверно, будь я министром образования, лоббировал бы возвращение греческого и латыни в российскую школу. Школьникам повезло, я не стал министром, они учат теоремы и физические законы, что, впрочем, тоже скучно…
Мы живем в мире символов. Тайная вечеря — не просто трапеза. Подарок — символ, изюминка подарка — тоже символ. Группа символов превращается в слово на незнакомом языке, но доступное пониманию. Символы имеют связь с реальностью, этим всегда занималась семантика. Но сравнительно недавно появилась семиотика, которая изучает взаимодействия знаков. Оказалось, что мир знаков тоже не случаен, знаки вступают в определенные отношения между собой. О семиотике я узнал, когда стал готовить к публикации свою статью о математическом исследовании текстов. В моих занятиях тексты были только в самом начале, потом я имел дело исключительно с числами. Когда же перешел к интерпретации результатов, был сильно удивлен, что возвращаться не обязательно туда, откуда пришел, — к текстам, можно вернуться к любым другим сущностям. Для знака не имеет значение, что он обозначает, это мы его наделяем земными свойствами, придумываем ему материю.
Пути развития идеи и результаты
Восклицательный знак усиливает, выражает восторг, удивление, обращает внимание, подчеркивает, — в любом случае, выделяет предложение или отдельное слово из перечня других. Как исследователя текста и знаков, меня заинтересовал вопрос, и я попробовал выполнить на эту тему небольшое формальное исследование. Метод простой, — задал поиск по восклицательному знаку, и проверил массив своих текстов на наличие восклицания. Затем сделал тоже самое с текстами другого автора. Исследовательского задора хватило не надолго, но цифры получились равные. Меня это удивило, посмотрел подробнее, уже «не формально». — В моих текстах преобладают восклицания в цитатах, у другого автора, — в прямой речи. Делаю вывод, — сам я не эмоциональный, но меня все-таки тянет к эмоциональному. А еще подумал, что подобные тексты дают прекрасный материал для исследований психологов, а м.б. и других специалистов… Последняя мысль вызвала странную ассоциацию: медики предлагают заключить договор о разрешении использовать свое тело для научных исследований после смерти пациента. Для науки, конечно, ничего не жалко (восклицательный знак), я готов ей отдать свою душу…
Вот куда может привести неуемная склонность к анализу! Вообще, анализ мешает нам жить, он выворачивает явление наизнанку, показывает обратную сторону, обнаруживает скрытые эффекты. Его следовало бы задвинуть на периферию жизни, а на первый план пусть выступает сказки и поэзия с иносказаниями. Сказка не ложь, это реальность, представленная в другом свете или измерении. Я недавно вспоминал о сказках Гофмана, в которых хотел бы жить. А еще есть Г.Гейне с поэмой «Германия. Зимняя сказка»… Что-то я стал подозревать в себе наличие немецкого начала. Это у немцев, по всеобщему признанию, аналитический склад ума. Они не эмоциональные и, кажется, как и я, тяготеют к сказкам.
Можно продолжить логическую цепочку и вспомнить, куда однажды такая тропинка привела Германию. Я достаточно много читал о Гитлере, и понял, что он действительно яркий выразитель немецкого духа, оттого его народ ему рукоплескал. В этом нет ничего плохого, но надо понимать, что из любого начального пункта можно незаметно дойти до преисподней. Между прекрасным и безобразным нет непреодолимых границ, все переходы плавание.
Вчера по СМИ много говорили о сопоставлении нацизма и коммунизма, в частности о том, что нацизм изначально порочен, в отличие от коммунизма. Но я предполагаю, что нацизм — это развитие некой идеи, остановка уже по ту сторону зла. Можно проследить, когда чистая коммунистическая идея начинает приобретать дьявольские черты. И если в качестве основы поставить, например, диктатуру и обобществление, мы тут же, как в нацизме, окажемся «за гранью». Мое предположение такое, что движение коммунизма получилось в негативную сторону, и быстро докатилось до крайностей. Однако, все сильно взаимосвязано. Не существует такой идеи, которую нельзя было бы опорочить плавным скольжением по логическим следствиям. Потому, вероятно, не следует оценивать порочность основополагающих идей на основании результатов их осуществления. Идея свободы Великой французской революции быстро дошла до гильотины. В яркой форме сейчас это проявляется в исламе. Ассоциация у нас однозначная, «исламское» — это боевики, террористы, разрушения. Нам говорят, что ислам тут вовсе ни при чем. И я соглашаюсь, что это так. Но Ислам, как и всякая другая идея может дойти до безобразного воплощения. Я не исключаю из этого списка и идеи, идущие сейчас с Запада (демократия, толерантность и т.д.). В своем развитии в определенном направлении они могут однажды оказаться в одной группе с исламистами, фашистами и коммунистами. Я не готов отвергать теперь «с порога» коммунизм, он оказался явлением много более сложным, чем это представляли советские коммунисты и их оппоненты.
Душа без пристанища
Обычная история:
Люда мечтала о квартире, и вот им достается квартира матери мужа, через сложные обмены, деления имущества с другими родственниками, они въезжает в долгожданную «двушку» в промышленном районе. Как женщина из села, все время доказывающая , что она не хуже других, приобретает дорогую мебель, все наряжает , но, неожиданно , муж умирает, причем без нее, Люда была на даче. Прошло 3-4 года, она так изменилась, очень сильно сдала и опустилась, стала просто бабкой. Это не плохо, помогает внукам. Но она сломалась в душе, тоскует о старой квартире, которая стоит пустая, заколоченная. И мечтает вернуться сюда, где прошла ее активная жизнь. И пусть муж пил, но у нее тогда бил фонтан эмоций, радостных или печальных. А сейчас – клетка с красивой мебелью.
- Люда дает пример того, что нельзя осуществлять желания, во всяком случае, в них смысла не так много, как это кажется. Вероятно, они с мужем составляли единое целое, и когда половинка отпала, жизнь потеряла смысл, стала недоразумением. Думаю, есть у нее большая зависимость от внешних обстоятельств, от того, что ее окружает.
У Люды были возможны другие исходы. Предполагаю, что если вдруг, человеку увлеченному, например, работой, которая составляет большую часть его жизни, однажды придется ее оставить, он все равно найдет, чем заполнить душу. Увлеченный склонен к увлечениям. Почему-то вспоминаю Тургенева: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий… лишь ты один мне поддержка и опора, о великий и могучий, правдивый и свободный русский язык. Не будь тебя, как не впасть в отчаяние…». О чем это?
- Да ни о чем. — Иван Сергеевич нашел надежное пристанище для своей души. «Великий и могучий» действительно не подведет и всегда найдет способ порадовать. Но, в принципе, таковым может быть все что угодно, — разведение цветов, погружение в бразильские сериалы, занятия мемуаристикой…
Сомнения
Хочу возразить против утверждения «Сомнение – затуманивание ума». По форме это верно, но без контекста звучит так, что туман — это плохо. Но именно ясный путь без размышлений, — самое ужасное, что было в человеческой истории. Сейчас я, правда, склоняюсь к тому, что об истории вообще не следует думать, — она сама знает, куда идет и ведет и никакие сомнения или попытки удержать ее не будут иметь успех. Сомнения хороши хотя бы для расширения понимания того, что сейчас происходит.
Символизм христианства
Сегодня Пасха. История с Благодатным огнем, нисходящим в пасху мне непонятна. Она не укладывается в физические представления, имеет статус чуда, но никого это не беспокоит, все православные готовы поверить. Для меня это вопрос принципиальный, — если можно однажды поверить в чудо, то далее можно верить во все, что связано с этим чудом. И не понимаю, почему нельзя официально зафиксировать факт данного явления. Вероятно, верификация блокируется изначально утверждениями типа «чуда не будет, если в него не верить». Это соображение того же порядка, как в истории с ранним Христом, стоявшим на большой высоте и размышляющим о том, разобьется ли он, шагнув в пропасть. В итоге, не шагнул, посчитав несовместимыми веру и надежное знание. Вместо доказательств бытия Бога, уже на уровне основоположника христианства, существует только вера. Вера, однако, изначально предполагает свою противоположность…
Согласно легенде, когда Мария Магдалина пришла просить за Христа к Царю, убеждая его в величие защищаемого, то он рассмеялся и сказал. «поверю, когда яйцо в твоих руках станет цветным.» И яйца, которые были у девушки стали красными.
По-украински (по крайней мере, в Николаевской области) куриные яйца называют «крашенки». Не знал я историю о пасхальных яйцах. Символ чуда, такой же как «таинство евхаристии» и, вероятно других символов, о которых я м.б. не знаю. В христианстве много символических действий, чем оно выгодно отличается от языческих культов и даже от ислама, где агнец для жертвоприношения должен быть настоящий. В христианстве едва ли ни все символическое, что пробуждает мысли о символизме самого распятия и воскрешения. Но если так, то и все чудеса могут быть «рукотворными», включая благодатный огонь. Пожалуй, такую религию я готов принять. А если еще добавить к этому мои представления об относительной достоверности минувших событий, можно отправиться на крещение.
Образы цивилизаций
Археологическая история:
Однажды расшифровали очень древние глиняные таблички с текстом, написанным несколько тысяч лет назад. Каково же было разочарование и удивление историков, когда прочитали на них совершенно бытовую информацию, — о том, что кто-то кому-то должен меру масла, как изменил муж и был большой скандал, и все в таком духе.
- Мне представляется такой результат чрезвычайно интересным. Таблички говорят о том, что за последние 5 тысяч лет человек «ни на йоту» не изменился. Более подробно это подтверждают несколько более поздние (2.5 тыс. лет) греческие источники. По этим точкам можно провести интерполяцию и сделать вывод, что человек ледникового периода (12 тыс. лет и более) думал и ощущал действительность абсолютно также, как мы сейчас. Нет большой разницы в ощущениях не только человека времен Иоанна Грозного, но и человека египетских пирамид и (возможно) пещерных времен. Тем не менее, по многим признакам, едва ли ни все наши ощущения и представления имеют социальную природу. Об этом могло бы рассказать сравнение европейца и дикаря из верховьев Амазонки (если провести его серьезным образом (не эмоционально, квалифицированными психологами). Если между нами и амазонцами действительно существует непреодолимая пропасть (в это, пожалуй, я готов поверить), то нынешняя цивилизация, ответственная за современное состояние, изменилась в своих основах непринципиально за последние 5-10 тысяч лет. Сл-но, возможны ее возвраты к неприемлемому для нас средневековому состоянию или к нравам времен Нерона. Гитлер показал, что изменить «общественное сознание», а вместе с ним и человека можно очень быстро, всего за несколько лет, и также быстро можно вернуть его обратно. Это значит также, что формы современной цивилизации имеют большое значение, и цивилизации американская, европейская, русская или китайская действительно порождают, несмотря на общие фундаментальные основы, разных людей, которым трудно понимать друг друга. Т.е. я пытаюсь сказать (не очень хорошо получается), что на древнюю общую основу накладываются малозначимые современные нюансы, но именно они и определяют в большой мере образ человека и общества. Малое легко изменить, и есть вопрос, насколько позитивно такое занятие.
Есть у меня мысль о том, что святой огонь явление символическое, т.е., грубо говоря, можно проследить, как некий служащий производит его зажигание. Как мне рассказал Сергей (сам я не смотрел), — действие происходит в тайне, огонь выносится из-за закрытых дверей. Но я готов признать, что вне зависимости от его происхождения, огонь имеет статус чуда, если его в таком качестве принимают многие. Статистика отражает высшую реальность. Опять вспоминаю об одном теологическом направлении, в котором говорится о том, что не имеет никакого значения, была ли в действительности история Иисуса Христа. Религия, выросшая из этого догмата, существует. И в обратном развертывании причин и следствий, мы должны считать, что такая история была, и никакие фактические данные, не подтверждающие концепцию, не следует принимать во внимание. Цивилизация имеет много надприродного, символического (если вообще не все), она готова принять символические причины, если они вписываются в однородную существующую действительность. Она далека от материи, и в ней возможны чудеса.
Виртуальность окружающего мира является частой причиной непонимание между людьми, группами и государствами. Никакие доказательства истинности не работают, когда они исходят из другой системы восприятия.
13.04.2015
Автор: Ханов Олег Алексеевич | слов 1933
Добавить комментарий
Для отправки комментария вы должны авторизоваться.