Праздники
День всех влюбленных
2014. Можно, конечно, покопаться в истории праздника, не присутствует ли здесь «католический след»? Как правоверный православный атеист, я с неприязнью отношусь к католикам.
В мое время праздника такого не было, я не очень знаю, как он проходит. — Говорят, ставят ящик с анонимными записочками, которые раздаются в этот день. Чем-то это похоже на Новый год и Деда Мороза, раздающего подарки, где авторство дарителя тоже скрыто. Почему-то подумал, — что проще? — написать любовную записку женщине случайной или конкретной? И понял, что легко написать любимой, несложно случайной, но трудно конкретной.
2015 Прочитал про историю праздника: «Каждый год, 15 февраля в Риме проводился праздник, называемый «Lupercalia» (лат. lupa — «волчица»), во время которого в жертву приносились животные. Из их шкур изготавливались бичи. После пира молодые люди брали эти бичи и голыми бежали по городу, ударяя бичом встретившихся на пути женщин. Женщины охотно подставляли себя, считая, что эти удары дадут им плодовитость и лёгкие роды. Это стало очень распространённым ритуалом в Риме, в котором участвовали даже члены знатных семейств. В конце торжеств женщины тоже раздевались догола.»
- Такую информацию я прочитал о языческом предтече праздника. Как было весело, однако в Риме и можно представить, чем завершались подобные забавы. Пуританское христианство, конечно, не могло такого терпеть, и привела праздник к собственным нормам, подобрав подходящий случай к этой дате. Так было в древности, так есть и сейчас. День Великой Октябрьской, 7-го ноября был смещен на 4-е, для чего подобрали в истории подходящий эпизод. Языческая коммунистическая Россия пытается теперь стать христианской…
Осталось, однако, что-то от языческого Lupercalia в новом празднике. Остался любовная тема, принимающая иные, менее телесные формы. — Никто не обнажается, юноши не хлещут девушек бичами, все пишут безадресные тексты. Безадресная любовь разливается по всему коллективу, делая всех к ней причастными. А это уже по-христиански, — любить всех. И по-христиански — любить нетелесно. Телесный аналог такой любви — оргия. Человечество все время балансирует между безудержным погружением в материальное и стремлением к интеллектуальным высотам. Ад — в подземелье, Бог — на небесах. Это неслучайно. Если не предпринимать никаких усилий, то происходит движение вниз, до самого дна. Таков человек от рождения, от природы, — «по уши материальный». И только усилием духа можно уходить от бездны.
8 марта
2014. Восьмого марта надо высказывать теплые чувства ко всем женщинам мира. Праздник чем-то похож на западный День всех влюбленных, о порядке проведения которого я мало что не знаю. Различия вижу такие — в ДВС конкретные мужчины обращаются инкогнито к конкретным женщинам, а 8-го марта каждый мужчина обращается ко всем существам женского рода. Первый соответствует буржуазному индивидуализму, а второй — советскому коллективизму. — Все правильно, все на своем месте. Но в России вообще любят праздники, и подобно двум Новым годам у нас теперь есть два праздника на тему любви. Странная однако, любовь получается 8-го марта. По моим представлениям любовь, это чувство очень индивидуальное и интимное. На практике получается, что «всех любить» – это не любить никого, во всяком случае, — не выделять никого из массы. Всех любить может только Бог, а призывы «возлюби ближнего, как самого себя» пока остаются без ответа. Призыв сформулирован правильно. Вроде бы он призывает любить всех, но «не оптом», а через конкретную личность случайного ближнего. Только так и должно быть, — чтобы полюбить человека, надо его узнать. Узнать и найти в нем достойное любви. Так говорит Заратустра (из Петербурга).
Последний образ всплыл потому, что я вдруг обратил внимание на форму своих утверждений. Она какая-то жесткая, не допускает возражений. Возможно, потому, что я лишь отчасти причастен к излагаемым мыслям и словам. Мне их диктует логика, а она не терпит возражений.
2015. Какой сегодня тяжелый день для мужчин! Хочется раствориться, спрятаться. Одно из воспоминаний этого дня. Начало 80-х, я работаю в одной комнате с множеством теток, где только трое мужчин, — я, Березницкий и начальник Анатолий Борисович. Мы, конечно, заготовили какое-то общее поздравление, но основные организаторские силы были на той, на женской стороне. Начальник с утра куда-то исчез, ближе к обеду женщины начинают готовить стол. Должны бы этим мы заниматься, но нас совсем мало, мы с Березницким выходим в коридор. Там встречаем Анатолия Борисовича, он зовет нас в кабинет самого большого начальника, где спасаются мужчины, чтобы переждать бурю. Было очень неловко, мы в полной мере ощущали свою ущербность. Потом женщины нас пригласили, мы их поздравили, как могли.
А в самый первый праздник, когда я только появился в том отделе, моя руководительница группы Тамара дает мне открытку и требует, — пиши поздравление! Я был в ужасе, — сейчас совсем потеряю лицо. Мне трудно написать поздравление даже в хороших условиях, а здесь надо «на ходу», быстро. Мыслей нет никаких. Но сосредоточился и с испугу написал пару стихотворных строф. Женщины были довольны. Потом меня иногда привлекали к написанию стихотворных поздравлений. Обычно этим занималась сама Тамара, но иногда приходилось ее заменять. Для самой Тамары у меня сохранилось поздравление ко дню ее рождения, которое я не рискнул зачитать и передать, оно начиналось так: «Всегда в пути. В пути не ради цели, но ради самого пути…» Это была правда. Она интересовалась всеми искусствами и литературами, что, несомненно, положительно. Но были в ее характере «просветительские ноты», желание вовлечь в этот процесс окружающих, что не всегда было к месту. Однажды, в «день здоровья», мы прошли лыжную дистанцию, остановились на полянке, где можно было присесть, на отдых. Тамара предложила всем, по кругу, прочитать какой-нибудь стих. Читали, конечно, классиков. У меня не было такого настроения, и когда дошла до меня очередь, продекламировал из А.Блока: «Подойди, подползи, я ударю, и, как кошка, ощеришься ты». С удовольствием сейчас бы встретился с Тамарой, поговорил. Но, жива ли? — ей теперь под восемьдесят.
* * *
Прочитал про 8 марта. С 1975-го решением ООН это Международный женский день. Историю праздника связывают с борьбой за эмансипацию женщин в конце 19-го века. Но самое давнее событие такое: «В Древней Греции Лисистрата ради прекращения войны организовала сексуальную забастовку против мужчин». Мне кажется, у древних были самые эффективные методы, но почему-то окончательная победа случилась только в нашем веке, и прежде всего, — в Советском союзе. Коммунисты (в теории) стремились к равенству во всем.
Пасха
19.04.2014. Как и многие мои соплеменники, я не соблюдаю ритуалы (не очень-то их даже знаю), но крашенные яйца и кулич в этот день были всегда на столе. Раньше было принято «христосоваться». Как-то в пасху, уже ночью, шли куда-то с тестем, навстречу попадались веселые люди, останавливались, целовались, шли дальше. В один из таких эпизодов тесть так увлекся пасхальным поцелуем с некой дамой, что совсем забыл, что это пасхальный поцелуй.
В молодые годы в пасхальную ночь я работал, — развозил людей, сначала в церковь, а потом — по домам. В советские времена вечером на Невском было необычное движение. Обычно в праздники колонны демонстрантов движутся к Дворцовой площади, она завершает Невский проспект. А в Пасху было обратное движение — толпы людей шли к Александра-Невского Лавре, с которой Невский начинается. Народа было так много, что вся проезжая часть главной улицы города в стране воинствующего атеизма была занята идущими в церковь. Бывал я на всенощной, снаружи храма наблюдая крестный ход. Зрелище красивое, но в целом неприятное, — народ был, как и везде, безумный, — люди рвались вперед, работая локтями. Это было давно, уже лет 25 я не бывал на подобных торжествах. Возможно, что теперь все происходит чинно и благородно. Не потому, что народ стал другой, — другие мотивы, другие приходят люди и другое отношение власти. Раньше участие в празднике имело посторонний смысл, — преодолеть запретное, — это все равно как выругаться матом или что-то плохое сказать о власти. Подобные мотивы не способствуют благочестию.
Посмотрел, когда была пасха в 49-ом году. Я родился в пасхальную неделю (православная пасха в тот год была с 24 по 31 апреля.)
13.04.2015. После первой части праздника, отправились на прогулку. Пошли, конечно, на Петропавловскую крепость, — место приметное, а приехавшие гости тут бывают нечасто. Сергей повел к «адским воротам» (не слышал ранее название, может запомнил не совсем верно). И легенду (или информацию) ранее тоже не слышал. Она такова. Ворота выводят на причал, выдвинутый метров на 50 от берега в Неву. В давние времена к этому причалу подходил корабль, на который погружали осужденных на казнь и они отправлялись в последний путь. Дело в том, что в крепости были тюремные казематы, и когда-то было принято постановление, что в ее стенах казнь не совершается.
Дошли мы до того причала, он действующий, некий речной кораблик загружал пассажиров, желающих отправиться на водную экскурсию. С причала открывалась далекая перспектива, и был видно, что на нас надвигается черная туча. Был сильный ветер, и мы решили потихоньку возвращаться к дому. Но туча не просто приближалась, она летела, и не успели мы пройти через ворота, как уже начался дождик. Сначала робко, крупными каплями, которые быстро прекратились. Но вскоре стало лить по-настоящему, временами сильно. Резко похолодало, ветер перестал ласкать, стал нагонять холод. До дому было минут десять-пятнадцать, но мы успели вымокнуть и замерзнуть. Вернулись к столу и продолжили отмечать праздник.
Деревенский праздник
06.01.2015. В давние времена, как рассказывала баба Поля, в каждой деревне был свой церковный праздник, который там отмечали широко и шумно. Назначал местный батюшка, утверждая в вышестоящих церковных органах. Праздников много, в другие деревня работала, а в этот — гуляли! Так, перемещаясь по уезду, можно было все время попадать на праздник. Возможно, так у заморских путешественников складывалось представление, что русские не работают, только пьют и гуляют. А возможно, это у народа нашего сложилась привычку совмещать работу и гулянье.
Праздничные события
10.05.2015. Вчера себя почувствовал индивидуалом, выпадающим из социума. Посмотрел парад, но не испытал восторга и гордости. Испытывал некоторое беспокойство. Задействованы десятки тысяч людей, тысячи единиц всевозможной техники, включая самолеты, вертолеты. Картина хороша и красива, но она сильно зависит от каждого из этих десятков тысяч исполнителей. Любая случайность может сделать прекрасную картину смешной или трагичной. Как мы узнали недавно, среди летчиков бывают самоубийцы, Индиру Ганди убил ее охранник, как и Анвара Садата, — его во время праздника. Но все прошло идеально. Свои ощущения могу сравнить с теми, какие бывают в цирке, когда воздушные гимнасты летают под куполом, и под барабанную дробь отбрасывают страховку, выполняют опасный номер. Мне не нравится цирк.
Было немало мероприятий, но я не был нигде. Звонила Валентина, соседка по даче, разговаривала с Ирой. Рассказывала о том, как она достаточно случайно оказалась на акции «бессмертный полк», и какие глубокие хорошие ощущения получила, даже неожиданно для себя. Я все понимаю, но сердце молчит, не рвется на общественные мероприятия. Хотя передачи воспринимаю очень эмоционально. Вчера посмотрел с интересом незнакомый фильм 1984-го года (название не запомнил, какое-то длинное типа «Свободное время с пятницы по понедельник», по Ю.Нагибину). В те годы, мало какой фильм «о жизни» не касался войны. Потом вышел на фильм «Белорусский вокзал», тоже посмотрел его достаточно большую часть, эмоционально. Я все-таки созерцатель.
Большую часть дня провел на кухне за компьютером. Из комнаты слышу обрывки телефонного разговора о том, что сестра наревелась, глядя какую-то телепередачу. Подошел, посмотрел. Это был вечерний концерт на Красной площади. Смотрел уже до конца. Понравилось, молодцы постановщики! Это они смогли довести до слез мою 68-летнюю сестру, которая всегда по жизни не шла, а летела, иногда порхая, но часто погружаясь в тяжелую прозу.
День ВДВ
03.08.2015. Праздник ВДВ у нас имеет нехорошую репутация. Она примерно такая: не выпускайте детей из дома, на улицах будет много пьяных мужиков в военной форме. Представляю, как отмечали Великую октябрьскую первые 10-20 лет. В мое время 7-го ноября водку не продавали до двух часов. Великую Победу вообще не отмечали первые двадцать лет. Но я наверно не прав, просто не люблю никакие праздники и, вероятно, потому прислушиваюсь к негативу.
Солнечное утро
01.09.2015. »Утро красит нежным светом» — такая песня звучит с утра в моих ушах, хотя сегодня первое сентября, и перед глазами не Москва майская, а садоводство на станции Чаща. Утро, однако, действительно солнечное, еще совсем зеленое. Осень здесь еще не обозначила свое присутствие. Кажется, природа после календарной реформы 1918-го года так и не перестроилась, все так и живет по старому стилю. «Москва майская» напоминает мне нарядную девушку. Но у девушки преимущество, она по-весеннему юная и наряжается не только в красные уборы.
Мое первое сентября на праздник не похоже, но душой я со всеми школьниками, студентами и преподавателями. Вспоминаю, как встречался с друзьями-одноклассниками, повзрослевшими за лето. Это был единственный день, когда в школу мы приходили с удовольствием.
43 года
30.10.2015. День рождения Сергея прошел как обычно, тихо и спокойно. Кроме нас, был коллега Сергея (он недалеко живет) и соседка по квартире, Наталия Сергеевна. Коллега перед началом говорил о политике. Невестка остановила его, — сейчас подойдет Наталия Сергеевна, она родом с Украины, при ней лучше эти темы не поднимать. Коллега посидел часа два, потом позвонила жена и он быстро-быстро удалился. У коллеги много еврейских родственников. Я этого не знал и удивился, — отчего у него была такая тема, что нигде, — ни в школе, ни на работе никогда не ощущал антисемитизма.
Соседка недавно была на Украине, ездила во Львов. — Как там хорошо, так тихо и спокойно! Приятные пейзажи, музыка и украинская речь. Вот только у знакомой террористы убили сына в Донбассе. Ира поддержала украинскую тему, — она два года жила в Херсонской области, ходила в украинскую школу, сказала что-то по-украински. Наталия Сергеевна не услышала про два года и удивилась, обратив внимание на то, что те, кто родился на Украине, говорят немного иначе, она очень четко улавливает нюансы украинского языка, даже суржика, на котором говорят в Херсоне. — Действительно, Ира родилась в Ленинграде. Сергей рассказал, что много работает с московской фирмой. Москвичи, говорит, другие, у наших лучше отношение к работе. — Ну, говорю, ты петербургский националист, для тебя и москвичи — другая нация. Он соглашается, — да, это так.
Крещение (2015)
19-го, был хороший день, небольшой морозец, мы с внуком Тимофеем вышли на прогулку. Откуда-то доносилась громкая музыка, пение. Подойдя к Каменноостровскому проспекту, увидел — возле входа в Петропавловскую крепость много народа, — это там сцена и музыка. Подошел. Оказывается, в Неве выполнена прорубь, установлены палатки М/Ж для раздевания и деревянные мостки к проруби. Дежурят спасатели и Скорая помощь. К проруби большая очередь желающих окунуться, она растянулась метров на 200. На сцене поют старые эстрадные песни, очень профессионально. Мы подошли, все рассмотрели.
Потом прошли вдоль стены крепости, — туда, где было еще одно скопление народа. Там тоже прорубь, но без палаток для раздевания и без очереди, спасатели там тоже присутствовали. Люди обнажались тут же, это выглядело совершенно как летом, т.е замерзших я не видел. Одна девушка, уже искупавшись, одеваться не спешила, так и фланировала мокрая, в купальнике еще минут десять, пока мы там были.
На следующий день мы с Тимофеем опять заглянули в эти места. Рабочие демонтировали «цивильную купель», а во второй проруби купались два человека, уже без спасателей и зрителей.
Татьянин день
25.01.2016. Как-то все очень странно получается. Праздник — это весело, особенно студенческий праздник, а в его основе — великомученица. (Историю опять забыл, хотя ее каждый год напоминают). Но наверно все праздники такие — «со слезами на глазах». У христианства, насколько знаю, главное событие не рождество, не рождение Христа, а пасха, — его воскрешение. Т.е., по большому счету, по первопричине, — распятие и смерть. Преодоление страданий, их завершение, дает самую большую радость. — Это я, нехристь, не знавший такого праздника и никогда не бывший студентом, могу так говорить. Но подобные речи подтверждают мысль, что не надо копать далеко и глубоко, надо радоваться текущей жизни, в праздник веселиться, не спрашивая, — почему? Можно было бы оставить как праздник и 7 ноября, подобно тому, как французы отмечают День взятия Бастилии, — начало ужасной кровавой революции. Как и Великая Октябрьская, она изменила мир.
Новый год
1962. (Мне 12 лет, из дневника):
Позавчера папа ездил в лес за елкой, но мама об этом не знала и тоже купила елку. Мамину елку отдали тете Ане, а папину нарядили.
1969. (Армия) Кочегарить закончил неделю назад, я сейчас опять в мастерской. Получил должность «старший мастер», с этого времени получаю довольствие 56 форинтов. Новый год прошел неплохо, лучше чем 7-е ноября. Отмечали только два Новых года — ташкентский в 7 часов (оттуда трое) и московский в 10. Отбой был в 9-30. В 12 по московскому (10 по-нашему), после того, как Левитан поздравил нас с Новым годом, в казарме раздалось громкое трехкратное Ура!
1972 .
Года к нам приходят и уходят,
Оставляя что-то, что-то взяв с собой.
Вот, еще один стоит у входа,
Наступает семьдесят второй.
Что же принесет нам этот год?
- Море счастья? — Тысячи забот?
Может быть, пройдет он незаметно,
В памяти оставив слабый след,
И пройдут еще таких бесцветных
Много-иного одноликих лет?
Что же принесет нам этот год?
- Жизни неудачный поворот?
…
2003. Три дня перед Новым годом зарабатывал рубли — подрядился торговать (на улице!) новогодними штучками. С погодой не повезло — было до минус 28 градусов. Мне всегда не понятно было — как возможна такая работа в таких условиях. Оказалось, что это никак не хуже чего-нибудь другого, за что платят хорошо и сразу.
2004.
Новый год >>
2011.«Впереди — прошлое» — так назвал свою книгу воспоминаний, изданную в США, один мой давний коллега. Очень правильное название, хотя и немного грустное.
2012. Иногда мне кажется, что я уже прожил одну свою жизнь, сейчас идет другая, следующая, не очень похожая на предыдущую.
31.12.2013.
Ритуал изменения цифры года — событие очень важное, оно космического масштаба. На открытках новогоднего малыша изображали прилетевшим на Землю на ракете из неведомых глубин. Всем известно, что Земля начинается с Кремля. Обязательный атрибут Нового года — Москва, Кремль, бой часов Кремлевской башни, 12-ый удар фиксирует событие, — свершилось!, надо выпить бокал шампанского за наступивший год. Когда-то за 20 минут до этого прерывались радио и телепередачи, как во время важных событий, и звучал серьезный голос, сначала Левитана, а потом почему-то не главы государства, а министра обороны. В конце 50-ых это был маршал Малиновский. — Все правильно, разбираться с космическим пришельцем следует в первую очередь силам обороны. И после сообщения о том, что ничего плохого не случилось, раздается звон бокалов, радостные голоса, веселая музыка.
Сейчас много телеканалов, потеряли смысл слова: «Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза…», но незадолго до полуночи я прошу найти государственный канал с кремлевским пейзажем и официальным сообщением о наступлении Нового года, без чего все может пойти неправильно, как это бывает при нарушении ритуала. Формальности надо соблюдать!
01.01.2014. Со времен «Новогоднего огонька», т.е. с начала 60-ых, ритм праздника задает телевизор. Почему-то вчера от того, что шло на экране, настроение не поднималось. В 23:55 веселье прервалось на ритуальное поздравление. Исполнял его не Министр обороны, значит, угрозы из космоса нет. Не получилось прослушать внимательно, как того требует ритуал, в руках как раз оказалась бутылка шампанского, которую надо открыть. Опыта мало, все пять минут провозился с пробкой. До двенадцатого удара успел, но когда выпил бокал, кремлевский циферблат показывал уже одну минуту первого. Звук запаздывает за светом! Потом понял, что бой курантов не предваряет время, а происходит после того, как уже все случилось. Есть в этом проявление какого-то фатализма. — Часы никак не участвуют в течении времени, ни о чем не предупреждают, и только когда происходит событие, фиксирует его…
Все закончилось, снова заиграла музыка, сопровождая мелькание лиц, изображающих веселье. Мы, хотя и с опозданием на минуту, выпили по бокалу шампанского. У внука (Дима, 14 лет) был какой-то лимонад. Лимонад быстро закончился, пить ему стало нечего, попросил налить шампанское. Ира вопросительно смотрит на меня, я киваю. – Горькое! — попробовав, говорит Дима. Я соглашаюсь, — мне тоже больше нравится сладкое. — А твой папа спиртное попробовал в 18 лет, понравилось, и до сих пор нравится. Дима был с нами минут двадцать, потом вернулся к Интернет-контактам. Новогодняя телепрограмма становилась все более скучной. Переключая каналы, Ира наткнулась на «Летучую мышь» с Соломиными, оставила. В 04:00 разошлись спать. А праздник только начинался. На улице громко, без перерыва, рвалась пиротехника, под ее аккомпанемент я заснул.
Рождественский огонь
28.12.2014 Когда-то увидел такую картину:
Огонь, сжигая, очищает,
И, оставляя дым и пепел,
Мерцаньем резким освещает
Замок и кованные цепи.
Но это земной огонь, а небесный не выжигает, он согревает душу. Такой огонь бывает в Рождество, которое началось 25-го и шествует навстречу солнцу, — с запада на восток. Надо бы сказать, — наступило время чудес, но непременно добавить, — особенных чудес, поскольку каждый день — это уже чудо. Как мы ждали 2000-ый год! Говорили о компьютерной проблеме — 2000, кто-то бредил концом света, но новое тысячелетие пришло тихо и спокойно, последний раз под напутствие Ельцина. А еще много спорили, — когда начинается новое тысячелетие, в 2000 или в 2001? Теперь это все далеко позади, и вот уже на горизонте цифра 2100, которая с каждым годом будет наполняться новыми смыслами, туда теперь будут сбрасывать все самое невероятное и чудесное. Как отправляли к нам в 21-ый век еще не так давно. Например, в песне «Ариэль», где это звучало грустно и нереально:
Вот еще один день прожит.
Веют ветры, стынут реки,
А моя любовь, быть может,
Ждет меня в двадцать первом веке.
Закрываю глаза и вижу, как к новому 2100-му году мой малый внук Тимофей Сергеевич, которому недавно исполнилось 85, отправляет мысленное письмо с новогодними картинками, которое получит женщина, живущая на другой планете. Они познакомились на Земле, потом она вернулась на свое местожительство. Сейчас эта девочка еще не родилась.
01.01.2015. Выступление главы, бой часов кремлевской башни, шампанское — и случилось! — ритуал выполнен, мы будем жить теперь по-новому. У нас было все, как ожидалось — приехала Рита, жена Ириного брата. После смерти мужа, мы видим ее часто.
Старик и две старушки посидели за столом, повспоминали былое и смотрели телевизор часов до 5-ти. По каналу «Звезда» шла передача «Старые песни о главном». Это были новогодние передачи нескольких лет середины 90-ых. Там современные в то время артисты исполняли старые песни, примерно 70-ых. Нет уже многих артистов, а живущие, теперь старые. С удовольствием послушали песни своей молодости. Интересная находка — два уровня прошлого оказались в одном фильме — 20 и 40 лет назад.
31.12.2015. Праздник — всегда событие общественное, не личное. Короля играет свита, а праздники играют коллективы. Собственно, что бы мы ни говорили, именно окружающие люди наполняют смыслом наше существование. Писатель только говорит, что пишет для себя, — нет, он всегда предполагает читателя. Приходящий на работу, может быть и не хотел бы отдавать свое время и силы людям, но приходится, — так устроена жизнь. Я не работаю, но, кажется, еще нужен своим внукам и, кроме того, занимаюсь делами, которые не только интересны мне, но как надеюсь, полезны обществу.
У нас не так много индивидуального. Действия, желания и эмоции все связаны с внешним миром. Но есть один пример, который нарушает такую формулу — старообрядцы Лыковы, ушедшие от людей в тайгу и жившие там много лет, находя смысл в этом состоянии одиночества и не желая воссоединиться с обществом. Этот феномен достоин серьезного изучения и осмысления. Впрочем, Лыковы были глубоко верующими. Отторгнутый мир им заменял и с ним соединял Бог. Что общего между Богом и домашней кошечкой? — Они могут стать объектом нерастраченной любви…
02.01.2016. Новый год состоялся, будем привыкать к 2016-му и вспоминать 15-ый. Помню, как в конце 91-го резало слух «в бывшем СССР», употребляемое уже с самого первого дня после не очень понятного сообщения о тайной встрече трех президентов. Вот и вчера многие события оказалось за границей года, а остальные сместилось еще на год в прошлое.
Новый год, — пожалуй, единственный праздник, который я признавал и ощущал как таковой. Он вмещал в себя все иные годовщины событий. Многое, для нас фундаментальное, происходило под Новый год. И.Христос родился перед Старым Новым годом, в те же дни Советский союз образовался и распался. Лет 15 назад я вдруг понял, что Новый год исключительно советский праздник. В России было главным предшествующее Рождество, к которому готовились и которое принимало все краски, весь настрой и энтузиазм. Новому году доставалось много меньше. Вот и для церкви, насколько знаю, это не праздник, да и вообще, не следует ли в этот день соблюдать пост? Так что, этот праздник — происки коммунистов. Народной традиции отмечать 1 января не было. Почему-то в голове сидит такая информация, что до начала 50-ых Н.Г. был рабочим днем, нерабочий — День Победы. Хрущев перенес выходной на Новый год. Потом 9 мая стало нерабочим только с 1966-го, это уже я помню.
Не согласен с информацией о том, что Новый год в СССР отмечают с 1957-го. У нас Новый год отмечали и раньше. Во всяком случае, 1955-ый отмечали точно. У меня этот год связан с тем, что с него я основал свою коллекцию листков отрывных календарей. Не так давно узнал, что и Снегурочка — советское изобретение. Прижилась, однако, девочка, без нее будет плохо. Интересно, с Украины ее уже депортировали? — «Чемодан — вокзал — Россия».
Автор: Ханов Олег Алексеевич | слов 3899Добавить комментарий
Для отправки комментария вы должны авторизоваться.