ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА

 

Дорогие читатели!
С выхода в свет моей первой книги «Прыжок кита» прошло без малого семь лет, за это время книга выдержала четыре тиража, что для меня стало большой неожиданностью. Книга была посвящена светлой памяти моих учителей Ф.Г. Староса и И.В. Берга, талантливых американских инженеров, бежавших в Советский Союз в эпоху маккартизма. Именно они стояли у истоков советской микроэлектроники и вырастили несколько поколений инженеров и учёных в этой области. В этой книге рассказывается об истории развития одной из ветвей отечественной микроэлектроники и вычислительной техники, об организации научного центра в Зеленограде, а также о разработке и испытании первой в мире микроэлектронной системы для дизельэлектрических подводных лодок «Варшавянка» (по международной классификации это лодки класса КИЛО). Многие из этих лодок в течение десятилетий несут боевую службу в составе флотов России, Украины, Китая, Индии и еще ряда стран.
Дополнением к книге стал электронный диск, ставший раритетом за прошедшие годы. Советую найти его тем, кто интересуется историей микроэлектроники. Потребовалось четверть века, чтобы эта история стала интересовать весь русско- и англоязычный мир. Был проведен ряд международных конференций, выпущены десятки биографических словарей, открыты экспозиции в технических музеях России и США.
Неожиданные и необычные события, происходившие в течение последующих двадцати пяти лет – в перестроечные и постперестроечные времена, побудили меня продолжить занятия писательством. В результате шестилетних мучений удалось систематизировать накопившиеся материалы и сформировать книгу, получившую название «Киты меняют кожу».
Книга разбита на четыре части, содержание каждой достаточно подробно отражено в оглавлении. Начало её первой части совпадает с началом перестройки, конец второй – чуть-чуть не дотягивает до моей «пенсионной эмиграции» в Австралию.
Между этими событиями – неожиданные броски судьбы вверх-вниз, приступы эйфории и разочарований – и всё это в абсолютно новой среде непрерывных путешествий по всей Европе, которые сопровождались знакомством с новыми людьми, странами и городами.

Я окунулся в совершенно новую жизнь с другим кругом интересов. Если к этому добавить, что настало время подведения итогов своей активной жизни, то станет понятной тяга к осмыслению не только своей судьбы, но и судеб своих предков, изучению семейных преданий, архивов и книг. Удивительно, но история моих предков уходит аж в ХV столетие, следы же их просматриваются – от маленького городка на севере Испании до столь близкой, но в течение десятилетий недоступной Финляндии. Об истории моей семьи – третья часть данной книги.
В четвертом разделе собраны очерки, которые по своему содержанию не вписались ни в одну из частей этой книги. Но каждый очерк – это отдельная история, со своей судьбой, географией, своими шутками и слезами…

Несколько слов о названии книги и её обложке, вызвавших долгие споры среди друзей автора.
Напоминаю, что «прыжок кита» – это манёвр экстренного всплытия подводной лодки после её погружения на опасную глубину. Этот манёвр спасает от неминуемой гибели и саму лодку, и её экипаж, а вместе они составляют единый клубок воли, технического совершенства и целеустремлённости, защищённый прочным стальным корпусом корабля.
Пришла «перестройка». Всё поменялось в нашей жизни. Человек почувствовал себя одиноким беззащитным китом в штормовом море, и никакая броня (или кожа) не спасала его от гибели. И всё-таки он не сдавался, продолжал борьбу за победу, которая, порой, так и оставалась всего лишь несбыточной мечтой.
Я долго не мог найти аллегорию, которая опишет новое состояние людей «в этом мире бушующем», и вдруг… нашёл этот образ в собственном доме, в одной из комнат – бронзовая статуэтка человека, беззащитного фантазёра, который оседлал рыбу и несётся на ней верхом по бурным волнам! Прочный корпус лодки превратился в рыбью чешую, и они мчатся по бескрайнему морю, слившись в едином порыве.
Эту скульптуру мне подарила семья моих близких друзей Морозовых, приехавших в Австралию всего на несколько дней, чтобы поздравить меня с очередным юбилеем.
Использовать фотографию бронзовой скульптуры мне любезно разрешила Светлана Мельниченко – талантливый санкт-петербургский скульптор, автор этой работы.
Спасибо ей!

Марк Гальперин

Далее

В начало

Автор: Гальперин Марк Петрович | слов 597


Добавить комментарий