Заметки дедушки о малом внуке. Год третий
12.09.2016 (два года и две недели).
Ребенок — не «чистый лист», он загружен информацией от предшествующих поколений в форме инстинктов. Предполагаю, что не так много должно быть врожденных реакций для того, чтобы выживать. Но Тимофей обнаруживает большое «знание жизни». По разным каналам у него получается принимать и усваивать необходимую информацию. Вот уже наверно месяц, как к процессу подключился телевизор. Я смотрю то, что ему интересно, и отмечаю, что уже с самого раннего возраста детские телеканалы вводят ребенка в заблуждение. Показывают какие-то нереальные образы, как бы соревнуясь, у кого получится более замысловато. Весной Тимофею ставили какой-то дурацкий мультик, где персонажи настолько условны, что ни на что не похожи. Они не говорят, лищь издают эмоциональные звуки. Тимоша смотрел это, но тогда еще без большого интереса. Каково же было мое удивление, когда месяца через два, уже на даче, я услышал, как он напевает «Куми-куми…» — песенку из того мультфильма. Я, наверно, ничего не понимаю в воспитании. Впрочем, и никто не понимает. На голову ребенка сыпется очень разный материал, в котором он все-таки ориентируется и выбирает себе близкое, понятное и необходимое. Вспоминаю старшего внука Диму, — я был в ужасе от того, что ему показывают, — какую-то американскую дребедень. Но не могу сказать, что в результате были подорваны основы.
У Тимофея сейчас такой период, когда все известное ему должно повторяться во всех деталях, быть таким, как он это обнаружил первый раз. Если что-то отличается, он непременно требует, чтобы было «как надо». Начинает проступать характер, не очень хороший. Когда видит отклонения от собственного «плана», эмоционально сердится, может даже ударить, или от бессилия плачет. Вероятно, это период освоения норм. Предполагаю, что следующим этапом будет них преодоление. Вообще-то все логично и правильно. Законы не следует нарушать априори (как это принято у нас). Надо усвоить закон, знать его пределы, следствия нарушений, и только после этого можно что-то грамотно игнорировать. Впрочем, «разумными» грешники бывают редко.
23.09.2016. Про Центр раннего развития.
Два часа группу из четырех двухлеток пытаются чем-то занять по разным направлениям. — Рисование, движения, лего. Ведущая объясняет, что надо делать, дети, а если точнее, сопровождающие их взрослые пытаются повторить. Наш Тимофей может делать все, что требуется, но не делает. Он не понимает, почему надо слушать какую-то тетю и выполнять ее команды. Он и не слушает, делает, что ему в данный момент хочется. В этом он не хуже и не лучше других своих сверстников. Есть менее умные, есть более продвинутые. Если удастся внушить ему представление об авторитете, буду считать, что польза от занятий есть. «Человек рождается свободным», но моя задача, как и «Центра раннего развития» — с малых лет внушить малышу представление о том, что свободы нет и не предвидется. В его же возрасте свобода просто опасна. До 18 лет за спиной должен стоять командир. А потом в институты приходит молодежь, вырвавшаяся на свободу. — Как дикие звери в комедии «Укротительница тигров».
03.10.2016. Утром иду на укол с Тимофеем. Он уже знает, кто такие врачи, что их надо бояться, опасаться. Раньше он им, как и всем улыбался. Жизнь понемногу предстает пред ним во всех своих проявлениях.
04.10.2016. По поводу укола провел с Тимофеем один час в поликлинике и два часа на улице. Гуляли вдоль Петропавловки. Вдруг слышим нарастающий рокот вертолета, поспешили на вертолетную площадку, она рядом с крепостью. На приземление не успели, но винты аппарата еще крутились. Судя по надписи, вертолет медицинского назначения. Из него вынесли несколько переносок, в которых шевелились какие-то зверюшки, издалека мне показалось, что это коты. Но зачем коты на Петропавловской крепости? А может быть, это зайцев привезли на Заячий остров, чтобы Петровскую историю начать сначала?
Постояв немного у вертолетной площадки, я пытался двинуться дальша, но Тимофей активно запротестовал, он сидел в коляске и внимательно смотрел. А там ничего интересного не происходило. Из вертолета вышли четыре человека в солидной черной форме, о чем-то разговаривали. К ним подошла дама с собачкой, видимо, жена одного из них. Потом дама отошла, а мужчины в военной форме поднялись в вертолет. Снова закрутился винт, минут через пять вертолет оторвался от земли и вскоре скрылся в облаках. Я так подробно пишу, потому что так подробно меня заставил все это наблюдать Тимофей. Интересно, что он вспомнит и что по этому поводу напишет лет через шестьдесят?
28.10.2016. На третьем году жизни в Тимофее пробуждается собственник. Взял я какую-то его игрушку, он отобрал, говорит «мое!» (выговаривает это слово хорошо, в отличие от других). И стал я тогда исследовать реакции, — взял еще что-то, он опять: «мое!» и относит в уголок, где лежат другие игрушки. Наконец, я взял что-то небольшое и держу его так, что просто взять у меня не получится, надо выдергивать, отнимать. Тимофей понял, что отобрать силы не хватит и лицо его стало принимать гримасу, какая бывает, когда начинает плакать. А быть может, он еще не понимает, что делать, — отнимать не научился. Я не стал продолжать, отдал, уступил. Это ново, в песочнице он не сильно огорчался, когда кто-то что-то у него отнимет, да и сам норовит взять чужое, особенно, если оно беcхозное. Из таких наблюдений заключаю, что естественное первоначальное отношение к предметам, — социалистическое, — все вокруг общее, — бери, кому надо и нет никаких конфликтов. И только на определенном уровне развития возникает понятие о собственности, которую надо защищать. Вижу в этом понимание ценности вещи, ее значения, установление связи межу вещью и собой, хотя еще нет представления о цене и о том, что право обладания надо как-то заслужить. А пока ему принадлежит все, — весь мир. Фразу «Человек рождается свободным…» можно добавить, — и богатым. Понимание ограничений, а тем более, их необходимости, наступает позже. И очень нескоро будет этап добровольного отказа от своего, причем, с пониманием, что при этом теряешь. Отказа во имя более высоких принципов. Предполагаю, что сторонники социализма-коммунизма путают две формы отказа от собственности, — естественный и осознанный.
30.10.2016. Пятница. Сижу с Тимофеем, раздается звонок в дверь. — Странно, никто не должен прийти в такое время. Открываю. — Стоит человек восточного типа с девочкой. Что-то говорит, не очень разборчиво, мне показалось, что хочет пройти. Спрашиваю, — вы к кому? Он что-то ответил, но я опять не понял, однако, как мне показалось, услышал имя «Тимофей». И тут я вспомнил, пригласил пройти. Девочка прошла, человек вынимает из пакета пирожные, еще какую-то еду. Я два пирожных взял для детей, а остальное, говорю, — не надо, вернул обратно. Человек ушел, сказал, что он будет работать тут, рядом.
А история такая. В среду у нас был выходной, с Тимошей оставалась мама. Они выходили из дома. Когда выходили и когда возвращались, на ступеньках сидела девочка рядом со строителем, который что-то делал со стенкой, — на лестнице у них идет ремонт. Невестка спросила рабочего, — почему девочка тут? — Это его дочка, оставить не с кем, вот и сидит рядом. Невестка предложила взять ее к себе, — пусть поиграет с нашим малышом. Неожиданный визит был продолжением той истории, папе опять некуда деть свою дочь. Вскоре пришла Ира (бабушка). Позвонила маме, рассказала. — Нет, говорит, так не договаривались, посетовала, что добрые дела наказуемы, «ну, я что-нибудь придумаю». А придумать нечего, ребенка не выгонишь на улицу. И отказаться в следующий раз тоже непросто, хорошо, что уже не мне придется решать этот вопрос. Они из Узбекистана, мама и папа здесь работают, — он маляр, а она уборщица. Девочке пять лет, по-русски говорит лучше своего отца, но я так и не понял, как ее зовут, хотя и переспросил.
Вечером Ира рассказала. Папа пришел за дочкой в 18:30, до этого приходил еще раз, попросил оставить ее еще на какое-то время. С двумя детьми управляться труднее, чем с одним, они друг с другом играли мало, девочка тоже требовала внимание. От щей отказалась. Ира спрашивает: — А что ты дома ешь? — Манты. — Ну, говорит у меня этого нет, ешь, что дают. Потом девочке стало скучно, попросилась гулять. Ира отказалась (погода была ужасная). А девочка удивлялась, — почему? Иру называла бабуленькой. Ее бабушка осталась на родине. — «Давай, говорит, ты будешь моей бабушкой», Ира ей понравилась. В субботу и воскресение у папы выходной, а в понедельник, возможно, будет продолжение. Хорошо, что наступают каникулы. Девочка хорошая, но дополнительная нагрузка как-то ни к чему.
04.11.2016. Тимофей стал очень требовательным, не терпит возражений. Когда занимается чем-то запретным, гонит меня издалека, чтобы близко не подходил. Говорит мало и плохо, но это вопросы, вероятно, к логопеду. Логопед принимает с трех лет, нам еще рано.
13.11.2016. Я не буду давать своему внуку навыки борьбы за место под солнцем. — Этому жизнь научит сама, — естество признает лишь физические ограничения и дорогу себе пробьет. По моему мнению, надо учить держать удары тех, кто борется за твое место, и спокойно идти в собственном направлении. Если это будет верх, — идти наверх. Но в жизни есть много приятного на всех ступеньках.
28.11.2016 (два года и три месяца). »Деда, пити» — просит Тимофей. Я немного понимаю «по-егонному», — хочет пить. Иду на кухню, наливаю чай. Это занимает некоторое время, коридор там длинный. Возвращаюсь с чашкой назад, вхожу и вижу, как Тимофей, услышав открывающуюся дверь, прыгает с пола на диван. На полу лежит моя сумка, которую он успел раскрыть, пытался извлечь компьютер. Я увидел в этом коварство, — он отправил меня, чтобы не мешал ему заняться сомнительным делом. Вообще, когда он хочет делать запретное, выгоняет меня из комнаты, — «Иди!», — говорит. Вчера я уступил, вышел, — так он и дверь за мной закрыл! Тимоша усвоил и все чаще употребляет слово «мое!». Своим объявляет все, к чему прикоснулся и к чему не равнодушен. Свое готов защищать.
- Такие у нас «начальные условия» для воспитания и такое освоение языка. Очень много врожденных отрицательных качеств. Предстоит большая работа по нейтрализации его устремлений или по наполнению их верным содержанием. Есть вопрос об источниках наблюдаемого негатива. Я назвал «врожденные качества», однако, это неверно, поскольку здесь проявление уже не природных, а «социальных инстинктов». Источников может быть только два — семья, т.е. в том числе я и телевизор, который он уже месяца два внимательно смотрит. Смотрит, в основном, программу «Карусель» и мультфильмы, которые Сергей накачал из Интернета. По-хорошему, надо бы провести ревизию фильмотеки и отобрать то, что покажется «правильным». Нынешний репертуар мне не нравится, но отбор, однако, требует немалого времени. Опять хочу сказать, что воспитанием должны заниматься подготовленные специалисты, и этому надо посвятить, как и любой другой работе, всего себя. Но нет таких специалистов и занимается кто попало, в том числе в детских садах и яслях. Успокаивает лишь то, что так было всегда и при всеобщем отвратительном воспитании получаются в целом нормальные люди.
17.12.2016. Весь день провел с Тимофеем. На прогулку с ним взял «ледянку» из пластмассы. Дошли мы до первой горки, я не успел передать эти «саночки», как он сел на попу и съехал. Покрытие металлическое, скользкое, но был небольшой плюс, вместо ледяного покрова оказалась вода и скорость получилась совсем маленькая. Пока Тимоша забирался на горку для второго спуска, я принес ему ледянку. Тимоша немного помедлил, подумал и вообще отказался съезжать, спустился по лесенке. Он не мог знать ощущения, поскольку я взял эту приспособу первый раз. Потом прошли на другую горку, она меньше раза в два. Тут я успел, сразу предложил спуститься на ледянке. На этот раз он не стал возражать, спустился, ему понравилось, и уже бегом бегал опять на горку. Я отметил, что он ощущает высоту, скорость и правильно просчитывает причины-следствия. Говорит много, но очень непонятно, — не произносит некоторые звуки, оттого речь неразборчивая. При этом, очень сердится, когда его не понимают.
21.12.2016. Тимоша встал поздно, я сомневался, — будет ли он спать днем, или нет. На всякий случай, сначала решил отправиться на прогулку. Но позвонила Ира, говорит, что на улице сильный дождь, и мы остались дома. Дождь кончился, опять хотел идти, но Тимоша сказал «не буду гулять». Время прошло, часам к четырем все-таки его уговорил. Мы сегодня с подбитым глазом, и чтобы не повторилась позавчерашняя неприятность, я повез его на дальнюю горку, до которой ехать минут 20 — 25. Возле здания Мюзик-холла стоит скульптура динозавра. Тимоша вылез из коляски, рассмотрел зверя со всех сторон. А потом долго бегал по большой площадке перед Мюзик-холлом, там нет машин и людей нет, фонарей много, — светло. Я бегал за ним, чтобы не забежал он на дорогу. Потом добрались все-таки до горки. Съезжать я не разрешил, — слишком мокро. Время прогулки закончилось, мы отправились в обратный путь.
Возле метро «Горьковская» увидел, что Тимофей заснул. Попытался разбудить, но не получилось. Коляска сидячая, не приспособлена для сна, он спит в неудобной позе, уткнувшись головой в перекладину. Домой я уже почти бежал, это заняло минут десять. Въехал в подъезд, на руках пронес коляску с ребенком один марш лестницы. — Тяжело, поставил. Поднялся (это второй этаж), открыл, снял свою верхнюю одежду и вернулся за малышом. Он спал, не проснулся, пока его нес, раздевал. Но последняя деталь, нижний комбинезон никак не поддавался и Тимофей все-таки пробудился. И далее сон уже не удалось вернуть, как я ни пытался. Минут через двадцать прекратил попытки. Потом читал ему книжки. Не знаю, что он из этого понимает, но от Мойдодыра отказался, предложил прочитать А.Барто и про репку. Мне все равно, прочитал, но после «репки» прочитал и Мойдодыра.
27.12.2016. Тимофей заболел. При мне приходила врач, ничего особо плохого не увидела. В мое дежурство ребенок был вполне «живой», подвижный и веселый. Более всего играли с ним в мячик и с воздушным шариком. Мячик бросали друг другу и ловили. Шарик улетал вверх, прилипал к высокому потолку (там 3.5 м). Я привязал к шарику пакетик и набросал в него бумажек столько, чтобы он пребывал как бы в невесомости, между «небом и землей», очень медленно опускаясь вниз. Тимоше это понравилось, он придавал ускорение, отправляя вверх, а потом, нетерпеливый, вместо того, чтобы дождаться возвращения, вставал на стул и пытался дотянуться до шарика палкой, что в конце концов получалось. И вот, часов в 10 вечера ребенок стал квелым, градусник показал 39.5. (Днем измерял, было 37.4). Вызвали скорую, врач сделал укол, после которого Тимофей сразу заснул, что сильно напугало. Но через час проснулся.
Вечером я наблюдал все это уже издалека, по телефону. Ах, дети! — Пока вырастут, столько тревог! А потом они становятся оболтусами, хотя бы на какой-то период. Тимофей станет оболтусом так нескоро, что едва ли в таком качестве его увижу.
25.01.2017. Видел, как учат двухлеток танцевать. «Танцами» это можно назвать с большой натяжкой. Суть упражнения в том, чтобы дети научились повторять одно и тоже движение под музыку, т.е. ритмические действие, которое надо повторять за тренером. Тимофей к этому готов, — сейчас он вообще все повторяет. Причем, увидев один раз, требует, чтобы все было также, как он это запомнил, во всех деталях. Сердится и плачет, если что-то не так. Вижу в этом первый успех в освоении окружающего мира. Далее будет самое важное, — надо освоить импровизации, отклонения и понять, каковы они могут быть, чтобы объект оставался самим собой, не поменял свою суть.
31.01.2017. Был мокрый снег, мы с Тимофеем играли в снежки, лепили снежную бабу и учились кататься по ледяным каткам на дороге. Из всего этого ему особенно нравятся снежки, мы еще в прошлом году осваивали такую забаву. Но не очень Тимоша различает снежки от кусочков льда, которые он бросает в меня как снежки. Когда не оказалось под рукой и льдинок, стал бросать камни. — Все так сложно! С камнями еще как-то разобрались, а вот объяснить, чем отличается заледенелый кусочек снега от скомканного снежка, у меня так и не получилось.
07.02.2017. Тимофей собственник, сейчас ему важно утвердить свои права. Причем, все, что попадает в поле зрения, — это все его, о чем он постоянно напоминает, особенно, если наблюдает посягательства со стороны. Доходит до абсурда. Играли на горке в Петропавловке. Льда на ней нет, день теплый, мы были на ней одни. Когда уже собирались уходить, пришла группа детей, они стали подниматься по лесенке. Дима возмутился, стал восклицать «Моя горка!». Потом стояли у входа на лестницу его дома, нам надо было подождать. Некие жильцы открывают дверь, входят. Тима опять возмущается: «моя домой». — С грамматикой у него пока плохо, как у начинающих иностранцев, но понятно, что свое готов активно защищать.
Дима любит с Тимофеем поспорить и говорит ему: моя бабушка! Тимофей эмоционально возражает — «моя!». Дима опять — «нет, моя!». Тимоша не знает, что делать, как отстоять свое исконное право и начинает плакать. Это пока единственный доступный ему и безотказный «силовой аргумент», которым часто пользуется. А представления у Тимоши такие, что он всемогущ, и все должно быть непременно так, как у него задумано. И обычно ему это реально удается осуществить. — Что-то делает сам, а что не может, — просит или требует, чтобы сделали другие. В своем понимании — он Бог, очень огорчается и возмущается, если что-то идет не так. Я у него выступаю как инструмент исполнения желаний. Жду, когда стану авторитетом, но, возможно, этого не случится никогда. Для своего сына я был авторитетом лет с четырех и до самой армии. Потом понемногу авторитет стал размываться.
Про Тимофея еще один эпизод, который мне показался странным. Около горки на Петропавловке лежат на земле два ствола от старинных пушек. Это не экспонаты, — надо было куда-то их положить, вот и положили в дальний уголок. Там только стволы, один из них расколот, только часть ствола. И никакого обрамления. Они лежат около какого-то дворика, возможно, пушки будут там восстанавливать. Тимофей, еще не очень умеющий говорить, подходит к одному из стволов, с «правильной стороны», берется двумя руками за ствол и произносит: «Бах! — Бах! — Бах!». — Он правильно понимает назначение этих стволов, хотя о пушках ему никто ничего никогда не говорил (его папа вообще «пацифист»), в Крепость он ходит только со мной и пушки обычно у нас на дороге не валяются. Я понимаю, что такую информацию он получил из мультфильмов. Но сопоставить изображение пушки и лежащие на земле две трубы с широкими стенками, мне кажется, трудно. Смутно вспоминаю, что дети часто обнаруживают знания, неведомо откуда полученные. Я подошел ко второй трубе, они лежали одна напротив другой, присел с противоположного конца и делал как он. Мы палили друг в друга из настоящих пушек воображаемыми ядрами. Тимоша, надеюсь, еще не знает истинное назначение этих игрушек. Хотя, что он знает, это большой вопрос.
14.02.2017. Любая душа — потемки. Кажется, что в 2.5 Тимофей знает все, его реакции на слова адекватные. А вот момента, когда он начнет говорить, не будет. Он уже давно говорит, месяцев с восьми, когда стал обнаруживать первые признаки сознания. Но говорит на своем языке, это мы его не понимали. Отец как-то составил словарь слов Тимофея, которые опознал. Странно, что иные звучания никак не похожи на русский оригинал. Странно, что телефон он называет «Нока», как мы предполагаем, это производная от преобладающего типа «Нокия», но никто не помнит, чтобы при нем это так называлось.
22.02.2017. Тимофей сторонник английского права, из чего заключаю, что оно естественное, и, значит, имеет преимущество перед всякими другими правовыми системами. Для Тимоши имеет значение прецедент, повторение ситуации должно совпадать с оригиналом в самых мелких деталях. Например, когда я его кормлю, располагаю за детским столиком, который должен стоять в определенном месте. И маленький стул, на котором сидит он, тоже должен стоять не с произвольной стороны. Он показывает, где должен сесть я, надо непременно включить телевизор, если он еще не включен. И пока все это не будет соблюдено, трапеза не начнется. Если я сел не туда, или не туда поставил тарелку, он требует «исправить», вплоть до слез. И так у нас по каждому поводу. Стоит мне показать что-нибудь новое, второй раз я должен повторить то же самое во всех деталях. Это касается, в частности, игр.
Я когда-то ждал появления у Тимофея «обезьяньего эффекта», теперь у нас с этим перебор. Но надо идти дальше, творчески нарушать сложившийся стереотип. Пока же нарушаются только запреты, т.е. то, что не вошло в его список. Требования досконального повторения распространяются только на то, что он принял как необходимость, т.е. ввел в свою «законодательную систему». При этом, он все-таки допускает какие-то нюансы и различия. Например, не обращает внимание на то, что каждый раз еда разная. Есть «каркас» отношений, который он понимает как ритуал, а за пределами каркаса возможны вариации. В одной своей статье я доказывал, что ритуал стоит в основе искусства, науки, да и вообще, культуры. Двухлетний Тимофей (если точнее, 2.5 годика) это подтверждает. Более того, он видит в ритуалах основную форму своего существования. Наверно, он прав, — мы тоже мыслим и действуем штампами, не всегда осознавая и не соглашаясь с этим. Просто у каждого свой набор штампов, в чем и проявляется индивидуальности.
05.03.2017 (два с половиной года). Тимофей, как только проснулся, увидел меня, сразу сказал: «Деда, гулять!». Со мной у него такая ассоциация, поскольку преимущественно я вывожу его на прогулку. — Мама дома бывает редко, у Сергея так и болит нога, а бабушке тяжело одевать зимнюю одежду и опасается, что может не догнать, когда внучок куда-нибудь рванет.
Говорит он сейчас, наверно все, но требуется большое искусство, чтобы понять, о чем. Иногда получается, а бывает, — нет. Тимоша очень сердится на непонятливого дедушку, иногда дело доходит до слез.
В последние дни заметил, что Тимофей стал играть в игры, в которые Дима играл лет до 12-13-ти. Есть у него фигурка, походая на человечка, он перемещает ее среди кубиков, ставит наверх пирамиды, сложенной из них, что-то говорит по-своему, причем отключается при этом от окружающего, весь погруженный в свою игру. И есть фигурка дракона, дракон летает, как-то взаимодействует с человечком. Т.е. разыгрывается некий спектакль, в котором Тимоша выступает как автор и исполнитель. Причем, это исходит исключительно от него самого, поскольку с детьми он практически не общается и никто ему не показывал, что можно так играть. — Да, я иногда пытался «оживить» игрушки, шевелил их лапами, головой, как в кукольном театре. Но это бывало не часто, да и у него нечто иное, явно есть сюжет, согласно которому действуют фигурки. Игра его увлекает, иногда на полчаса, к моему удовлетворению, я даже могу достать компьютер. Удивляет то, что уже лет 10-20 существует всеобщее увлечение детей такой игрой, для нее даже продают разные фигурки. Все было бы понятно, если бы он это где-то мог наблюдать. — Да мало просто наблюдения! Надо понять, что это театр, чтобы пытаться его воспроизвести. Я не помню подобных увлечений во времена детства моего сына. Предполагаю, что жизнь среди гаджетов, движущихся картинок, мультфильмов с ненатуральными образами, провоцирует интерес к такой игре.
06.03.2017. Каждый день вижу уточек, в Петербурге много этих птиц и от нас они зимой не улетают на юг. Живут за счет сердобольных старушек и просто бабушек, которые специально приходят с внуками их покормить. Вот и я все хочу взять с собой кусочек хлеба, да не до того, забываю. Мы идем с Тимошей к Крепости, первая остановка возле протока, где и собираются утки. Когда мы появляемся на берегу, они, прикормленные, в развалочку топают к нам, тогда я и вспоминаю, что надо было бы взять хлеб. Но непременно тут кто-нибудь появляется более адекватный. Тимоша гоняется за утками, а я рассматриваю их перышки, есть 2-3 разных окраса с небольшими вариациями. И бывает среди стаи особь с окрасом оригинальным.
- Это там, на «Горьковской». А у нас уточки кучкуются возле речки Оккервиль, протекающей метрах в 50-ти от дома. Через речку мостик, с него и кормят здешние бабушки местных уточек. Почему-то дедушек вижу редко, хотя с внуками они тоже гуляют. Кроме уточек на обед прилетают голуби и даже воробьи, но воробьев мало. Все происходит мирно, разве что утки иногда скандалят между собой, вырывая друг у друга лакомый кусок.
08.03.2017. У Тимофея сейчас новый «тренд» — все должен делать «сАма», как он говорит (с ударением на первый слог). — Включать, выключать, закрывать, открывать, одеваться, питаться — все сам, обижается, если кто-то успеет раньше его, тогда приходится вернуть как было и повторить. Любит качаться на качелях, и здесь вдруг говорит: сама! Я отошел, у него не получилось, а я понял, что мне не объяснить ему, что надо делать, чтобы раскачаться. Надо попасть в ритм, это еще можно было бы объяснить. Непонятное — чем попадать в ритм, что именно делать.
10.03.2017. Велико у Тимоши стремление к самостоятельности! Выходим на прогулку. Обычно он садится в коляску и я везу до места, которое выбираю, иногда учитывая его желание. Вчера он от коляски отказался, от дома до детской площадки топал сам. Обошел там все качели, карусели, побегал за голубями и вдруг направился куда-то в сторону. Я за ним, а он уже дошел до дорожки во дворе, по которой ездят машины. Как раз к тому месту приближался автомобиль. Я успел, а водитель говорит мне — я же вижу, чего беспокоишься! — Маленький, говорю, очень, а вдруг заметишь!
Далее по плану у нас была поликлиника, прививка от полиомиелита. Когда сделали, вернулись домой. Я открываю дверь и вдруг вспоминаю, что оставил внизу коляски пакетик с тапочками, который брал для поликлиники. Квартира на втором этаже, коляска, пристегнутая к трубе, на первом. Вывел Тимофея из квартиры, поставил рядом, говорю, — сейчас вернусь, принесу пакетик с тапочками. Быстро спустился вниз, а когда поднялся, Тимофея уже не увидел, он вернулся в квартиру и закрыл дверь на замок. Ключи у меня есть, но замок там дурной, если не задвинуть до конца, то ключом не открыть. И, действительно, никак. Крутил, крутил ключом, все-таки замок поддался. — Вот такие неожиданности подстерегают на каждом шагу. Тимошу не ругал, он не понимает, какие создает проблемы.
14.03.2017. Гуляли с Тимофеем возле Петропавловской крепости. Занимаясь своими делами, он поднимает из растаявшего снега какой-то ключ и передает мне. Я ищу видное место, чтобы положить его, — потерял кто-то, будет искать и может, увидит. И вдруг меня осенило, а не тот ли это ключ от квартиры на улице Куйбышева, который я потерял месяца два-три назад. Сергей тогда даже хотел менять замок, но не стал, вместо этого сделал два ключа. Вынимаю из кармана, сравниваю — он! В тот раз, когда потерял, я просмотрел все места, где мы проходили, но не нашел, — ключ погрузился в снег. И вот, — весенняя находка.
Подходя к дому, Тимофей сказал, что не хочет домой, надо прогулку продолжить. Время позволяет, я не стал возражать и покатил коляску на площадку, где мы уже давно не были. На площадке горка. Тимофей на нее забрался, бегал по конструкциям (там есть домик, скамейка, стены, крыши). Бегал и изображал страшное чудовище, пытаясь меня напугать. Вроде бы, ничего особенного, — игра. А я помню эпизод, который случился не менее года назад, когда Тимоша был еще совсем маленький. Он тогда играл на этой горке, в одиночестве. Вдруг туда ворвался мальчик лет шести-семи, стал беситься, цеплялся за конструкции, прыгал, строил рожи, издавал какие-то звуки. Тимофей долго молча наблюдал, а потом расплакался. Я думаю, сегодня было воспоминание о том далеком, казалось бы, забытом, эпизоде.
17.03.2017. Тимофей нашел место с плоскими тонким льдинками, ломал их и складывал осколки как пазлы. Я смотрел на эту картину и вспомнил мальчика Кая, перебирающего льдинки.
25.03.2017. В последние дни Тимофей, наконец, начинает избавляться от крайнего индивидуализма, проявляет интерес к другим детям. Причем, возраста как старше его, так и младше. Вчера так долго бегал за мальчиком лет семи, что тому даже пришлось с ним поиграть, — Тимофей очень настойчивый. А до этого пытался развлечь малыша, полуторагодовалого. — Видимо, пришло время «социальных контактов».
08.04.2017. Тимоша играет в машинки. Среди игрушек попался кораблик, который без колес, но Тимоша пытается пустить его тоже как машинку. Я объясняю, — это корабль, он плавает по воде.
Тимоша уточняет:
- По лужам?
- Нет, по морям и океанам.
Я это сказал и подумал, что Тимоша прав, его кораблики плавают по лужам.
14.04.2017. Вчера был снег, был холод, но мы с Тимошей отправились на прогулку. Я решил, что нескоро он увидит снова снег. Поиграли в снежки, потом (через полтора часа) еле увел его домой. А всего пару дней назад получился такой весенний сюжет.
У Тимофея есть некоторый внутренний зоопарк, в который входит то, что он реально видит, — кошки, птицы, собаки, а также то, что есть в книжках и мультфильмах — рисованные медведи, лисичка, зайка и другие. И вот, на днях, он увидел наяву нового зверя, незнакомого. Это было какое-то насекомое меньше стрекозы, с такими же тоненькими крылышками. Насекомое пыталось взлететь, но почему-то не получалось. У меня на насекомых рефлекс — на всякий случай раздавить, но удержался, — не педагогично. Тимофей заметил букашку и долго наблюдал за ней, как это у него происходит с незнакомыми явлениями. А я наблюдал за ним. Отметил, что нет у него рефлекса раздавить, или как-то вмешаться в судьбу насекомого, — Тимоша только наблюдал, пока ему не надоело, или перестала поступать новая информация. — Значит, «природного» желания убить нет, оно появится потом, когда комары и прочие негодяи станут отравлять ему жизнь. Он, конечно много видел всякой летающей всячины прошлым летом, но, вероятно, забыл. Сейчас преобладают зимние сюжеты. Играет с песком как со снегом, лепит из него «снежки» и бросает в меня, отчего пыль стоит столбом. Я пытаюсь объяснить, что это не снег, но он не слушает, ему нравится бросать. Иногда вместо песка бросает камушки, и тоже в меня. Я пресекаю такие игры, но они повторяются снова и снова. Почему-то не объяснить, что бросать можно только снежки и мячики, Тимофей же бросает все, что попадает в руки. Потому мне и захотелось непременно показать ему этот последний в сезоне снег.
15.04.2017. С Тимошей снова были на прогулке. Погода зимняя, снег белый, свежий, ослепляет на солнце. Тимоша пробует себя в скульптуре, — лепит из снега фигурки не то птички, не то зайки (я не понял, что он этому поводу сказал). Еле уговорил вернуться домой. Он согласился, когда я разрешил взять с собой снежную фигурку. Решил дать ему урок физики по агрегатным состояниям вещества. Но дома отвлекся, а когда посмотрел, от фигурки остались только мокрые следы и два маленьких холмика.
20.04.2017. По средам мама с Тимофеем посещают бассейн. Тимоше это нравится, он уже почти плавает, но вот нырять категорически отказывается, несмотря на примеры и уговоры. И вот вчера, без приглашения, самостоятельно, взял и нырнул. Видимо, долго решался и, наконец, решился. Это уже похоже на его папу, который не будет что-то делать, если не уверен, что у него получится.
21.04.2017. Гуляли с Тимофеем на берегу Шкиперского протока (у Петропавловки). И что уж ему взбрело в голову, но вдруг он быстро побежал. Я с коляской за ним. Пробежал метров сто, еле догнал уже у входа в Крепость, — там он скрылся бы из поля зрения и смешался бы с толпой, народу как раз было много. Прошли мы немного вместе, теперь ему стало неинтересно, повернул обратно. — Какие-то хулиганские наклонности.
Пришли домой, я покормил его, уложил спать. Выключил сигнал своего телефона, чтобы кто-нибудь случайно не разбудил. Открыл компьютер, занимаюсь. И вдруг вижу, что телефона нет! — А я никуда не двигался с места, разве что подошел к домофону, который неожиданно позвонил. Все перерыл, разобрал диван, двигал мебель. Вроде бы слышу вибратор, но никак не локализовать направление. Решил поручить это Тимофею, он умеет искать пропавшие предметы. И когда он проснулся сразу сказал, что мы будем искать телефон, который потерялся. Хотел искать сразу, но все же решил сначала надеть ему сандалики. Надел один, — вижу, не на ту ногу, снял, переобул. Надеваю второй, а Тимоша сопротивляется. Пихаю ногу, а он не сопротивляется, выдергивает обратно. — Я стал сердиться, решил, что он опять со мной спорит, играет в свои игры. Наконец, он извлекает из своего сандалика мой телефон. — Упал он туда с дивана, а я и не заметил, — и то и другое серое. Тимофей был доволен, что это он нашел мой телефон, о чем потом поведал папе.
21.04.2017. Когда дежурю с Тимофеем, часто хочется спать. — Понял, почему. Сон проходит, когда уходят мысли, чему малыш хорошо способствует, — думать о постороннем с малым ребенком нельзя, да и не получится. Впервые услышал такую тему у старого барда Ю.Кукина:
И опять лицом в подушку, ждать, когда исчезнут мысли,
Что поделать, — надо, надо продержаться как-нибудь…
Советская критика ругала такие слова за безыдейность, а мне нравилось верное наблюдение.
26.04.2017. Мой малый внук еще мало что понимает, но насмотрелся фильмов про злых суперменов и увидел в них пример для подражания. Воспроизводит картины сокрушения окружающего мира, любит гонять голубей, демонстрирует свою волю, пытаясь настоять на своем. От этого у меня возникают педагогические трудности, — надо бы поддержать самосознание с его проявлением в волевых актах, но нельзя допустить, чтобы оно переросло в безудержный эгоизм.
А еще мы можем наблюдать, как проворные воробьи на лету выхватывают пищу у голубей, которых приходят кормить сердобольные бабушки на берег, куда мы приходим на прогулку. Бабушки (возраста от тридцати до преклонного) иногда дают кусочки хлеба и Тимоше, чтобы он тоже приобщился к доброму делу. Он приобщается, а потом опять гоняет тех же голубей. Я останавливаю, когда он начинает бросать в них камни. Тима слегка удивляется, — почему хлебом можно бросаться, а камнями нельзя? Но в целом, ему занятие нравится, и когда ему не дают, даже просит у бабушек хлеба. (Дома я об этом обычно забываю).
Трудно с малыми детьми. Но с большими тоже трудно. Воспитание — искусство, причем с двух сторон. Оно что-то требует от воспитателя, но и воспитуемый тоже должен проявить искусство, чтобы выбрать нужное из влияний, идущих со всех сторон. Предполагаю, что Тимоша неспроста копирует поведение киношных персонажей. — Оно фантастично, такое он не наблюдает в жизни. В моем детстве не было телевизора, было мало кино, но было много улицы. Был двор, где можно видеть и слышать такое, что тоже не всегда проявлялось в реальной жизни…
03.05.2017. С Тимофеем — беда, для него так и нет авторитетов, — командует всеми процессами только он, окружающие — исполнители его воли и должны исполнять то, что у него самого не получается (мы — обслуживающий персонал). Проявление воли — это хорошо, но тут, кажется, перебор. Мне все время ему приходится напоминать, что я лучше знаю, что и как надо делать. Из-за этого возникают постоянные конфликты. Вспоминаю рассказ одного биолога о том, как утверждался авторитет вожака в стае обезьян. Одна из них вдруг стала бросать табуретки в соплеменников и ее сразу стали уважать. Вероятно, мне тоже надо сделать нечто подобное. Как говорит Сергей, с Димой (это мой старший внук) похожая история, — нет авторитетов. И, что, печально, — нет авторитетных учителей — в школу, как он считает, ходить не надо, можно учиться по учебникам.
04.05.2017. Тимофей говорит плохо. Говорит много, но понять можно процентов десять. Требуется большое искусство, чтобы опознать слова. Причем, звуки повторяет нормально, но тот же звук в живой речи превращается в нечто далекое от оригинала. Я не очень беспокоюсь по такому поводу, с его братом Димой лет до трех было также. Потом пришел логопед и постепенно исправил речь. Сейчас Дима говорит правильно, но очень редко. — Целый день молча смотрит на экран смартфона.
20.05.2017. В последние два дня нас посетило лето, столбик термометра вдруг перешел отметку «20″. Мы с Тимофеем по два часа проводим на воздухе, обычно на берегу Кромверкского протока. Туда сейчас приводят детей, что Тимофею нравится и его трудно вернуть домой. Вечером родители тоже вышли на прогулку. Они гуляют по-другому, — ребенок, привязанный, сидит в коляске, они ходят по улицам. Казалось бы, что при таких условиях может быть интересным для Тимофея! Но и у них он не хочет возвращаться домой. — Значит, интересны раскрывающиеся перед его взором новые картинки. — Будет путешественником.
24.05.2017. »По долгу службы», мне сейчас целыми днями приходится смотреть мультфильмы. Тимоша — зануда, у него сложился ритуал, который надо соблюдать во всех подробностях. Обедает так. Тарелочка должна быть перед ним на маленьком столике, который очищается от посторонних предметов (обычно они «легким движением руки» отправляется на пол). Я сажусь справа от него на маленький стульчик, такой же как у него, но с темной полоской на одной реечке (если стулья стоят наоборот, надо переставить). И должен быть включен телевизор на канале «Карусель», где один за другим крутят мультфильмы. Без всего этого трапеза не начинается. (Кстати, подумал, что выражение «крутить фильм» скоро потеряет свое начальное значение, на флешке ничего не крутится, в отличие от кассет или дисков).
Я посмотрел много мультиков, — наших и американских. Проходит один чешский сериал и один итальянский. На канале вообще преобладают мультсериалы. Конечно, мне нравятся наши мультики, они все добрые. А американские стараюсь выключить, хотя это очень непросто. Там показывают разрушителей-роботов, каких-то трансформеров, злых безобразных чудовищ. Я ничего не знаю про детскую психологию, но эти мрачные картинки почему-то ребенка увлекают и он пытается повторять некоторые ситуации и жесты, чему я совсем не рад. А итальянский — для детей уже больших, есть в нем «эротический уклон». Показывают рисованных молодых красивых мальчиков и девушек с подчеркиванием форм. Тима смотрит все. Более всего нравятся фильмы русские и американские, хотя они по всем признакам противоположные. Похоже, что через мультфильмы он черпает не меньше информации, чем из окружающей действительности.
«Сказка — ложь, но в ней намек». Однако,с есть другое мнение, к которому я и сам все более склоняюсь, — сама жизнь — сказка. В какой-то мере, мы сами выбираем себе свою сказку, что совпадает с советским: «Человек — творец собственного счастья».
25.05.2017. Я бы исключил для детей телевизор и Интернет. Некоторые родители, как я слышал, так и делают. К сожалению, это не про нас. И, конечно, соблазн велик, — ребенок занят, не отвлекает. В итоге, наш Тимофей цитирует черт-те что, выбирая из потока информации отнюдь не самое «разумное, доброе». Видимо, таково свойство человеческой натуры, — обращать внимание и подражать непривычному, необычному, т.е. плохому. Собственно, и смех вызывает аномальное и абсурдное в знакомой упаковке.
Было время, когда я воспитывал своего сына. Условия для этого были совсем не те, какие хотелось бы. У нас была фактически одна комната, где играл Сергей и постоянно находились родители, две другие комнаты имели статус спален. А в большой комнате постоянно был включен телевизор, под него и прошло детство моего сына. Он и теперь, когда приходит домой, сразу включает телевизор. Далеко не всегда его смотрит, но ему нужен фон, — такая сложилась привычка. И когда накрывает стол, чтобы отметить какое-то событие, тоже включает телевизор. Мне это не нравится, посторонние звуки отвлекают, причем часто идет какая-нибудь дребедень, которая меня еще и раздражает. Но Сергей и его жена — дети телевизионной эры. Это плохо, но я все-таки ожидал, что результат будет хуже. Видимо, запас прочности человеческой психики велик. Потому, хочу надеяться, что Интернет тоже сильно не испортит моих внуков.
05.06.2017 (два года девять месяцев). Тимофей иногда может целый час смотреть, не отрываясь, мультики. Это, с одной стороны, удобно, — можно чем-то заняться без помех, но по многим причинам, неправильно, — лучше были бы «нормальные» игры с игрушками. К сожалению, репертуар детского телеканала «Карусель» тоже не вызывает моего одобрения. Кроме «Маша и медведь», идет какой-то сериал, в котором действуют монстры-трансформеры, обладающие силой и сверхсилой. Естественно, сериал американский. Я не смотрел внимательно и не знаю, добрые это монстры иди злые, кажется, они бывают двух типов. Но какими бы они не были, методы их отвратительные, — сокрушение, разрушение. — Нет ничего, даже отдаленно напоминающее «разумное, доброе, вечное». Я стараюсь, по возможности, выключить или переключить канал, иногда с большим скандалом. Не уверен, что родители поступают также. Насколько мне известно, именно в таком возрасте формируются основные качества человека.
Вчера выходили на прогулку. Возвращаясь домой, проходили мимо скамеечки, на которой сидел папа мальчика лет шести. Мальчик большой, бегал по всей площадке, а папа что-то читал, не обращая ни на кого внимания. Возле него стояли две игрушки — машинки. Тимофей остановился и долго смотрел на них. Потом пошел к дому, но пройдя метров десять, вернулся и снова смотрел на машинки. Мне все равно, — пусть смотрит, «Чем бы дитя ни тешилось…» Проходит минут пять, меня уже это начинает беспокоить, пытаюсь его сдвинуть, он возражает, стоит как вкопанный и смотрит не отрываясь. Подбежали два мальчика, один из них хозяин машинок. Оказалось, что это были «тоботы» (новое слово услышал). — Машинки-трансформеры превращаются в тех самых ужасных монстров. которых я видел по телевизору. Тимоша был в восторге. Мальчик дал ему этого тобота в руки, Тимофей с ним играл, потом стал пытаться опять сложить этого монстра в машинку. Мне стало беспокойно. Родители недавно купили ему нечто похожее, — машинку, которая тоже превращается в монстра, но в сравнении с этими тоботами, то была «детская забава», она слишком простая. При этом, стоит 800 рублей. Игрушка, оказавшаяся в руках Тимофея, вероятно, стоит тысячи (если экстраполировать стоимость в зависимости от сложности). Игрушка хрупкая, и если Тимоша в ней что-то сломает, возникнет ситуация сложная, которую будет непонятно как решить (не в смысле даже денег). С такими мыслями, я уловил подходящий момент и вернул игрушку мужчине, поблагодарив.
Что тут началось! Тимофей кричал в истерике. Я взял его на руки и бегом домой. Он кричал всю дорогу, дома тоже не мог успокоиться, не давал себя раздеть, препятствовал тому, чтобы я снял свою куртку, — мы обязаны были вернуться, без этого — не жизнь! Он бил меня ручонками, был совершенно невменяемый. Я понял, что совершаю преступление с точки зрения международного права, где в приоритете желания ребенка и не понимаю, что теперь надо делать, как выходить из ситуации — отвлекать не получается, его ничто сейчас не интересует, ему нужен только тот самый тобот. Позвонила мама, но он и на маму не реагировал. Я кратко рассказал историю, мама сказала, что родители купят ему этого самого тобота. В это время пришла Ира (бабушка), дала ему конфетку.- За конфетку Тимофей готов поступиться принципами.
Так, с конфетой, он и отправился спать. Заснул быстро, вероятно, его истерике способствовала усталость. Конфета леденец-шарик на палочке. Я положил ребенка в кроватку, малыш спит, а палочка торчит у него изо рта. Мне показалось это опасным, через пару минут стал пытаться за палочку вытащить конфетку. Не получилось. Потом повторял попытки вновь и вновь, и только через час получилось.
13.06.2017. Папа часто говорит про Тимошу, что он «деловой», но с ироничной добавкой, — «деловая колбаса». Я подумал, что и про всех нас можно говорить также иронично. Дела наши, едва ли ни все, локализованы в малом пространстве, имеют ограниченные влияния, их значение резко убывает при удалении от центра. Вот и Тимошины игрушечные дела не менее важны для него, чем наши взрослые для нас. Я до сих пор сопереживаю его душевной трагедии, когда недавно силовым путем оторвал его от каких-то тоботов, про которых я ничего не знаю, а он, может быть, о них мечтал всю свою сознательную жизнь. Она, правда, измеряется всего лишь месяцами, а возможно, еще даже и не началась.
14.06.2017. Про тоботов. — Я посмотрел в мультиках на этот персонаж, он мне не понравился, поскольку не только не человеческий, но хуже, — бесчеловечный. Вспоминаю расовую теорию Гитлера — «русские похожи на людей, но это не люди!». Здесь нечто похожее.
Я пытаюсь привить Тимофею понятие «Нельзя», запрещаю иногда даже то, в чем можно было бы уступить. Он должен бы плакать, увидев, что придется время провести со мной. Но этого не происходит, он относится ко мне никак не хуже, чем к другим. Я не даю ему конфеты, в отличие от дамочек, которые бывают с ним.
24.06.2017. Мы на даче вдвоем с Тимофеем. Вечером приходилось неоднократно повышать голос на непослушника, — с грохотом ронял стулья, ему это нравилось. Здесь, конечно, не город, внизу никто не живет, но мне не понравилось само действие. Ночью спал хорошо, рядом со мной, хотя сильный насморк ему мешал. В отличие от Тимы, я спал плохо. Нам надо продержаться до позднего вечера, потом приедут две Иры после выпускного бала. Все очень близко, — тревожное, печальное и радостное.
30.06.2017. Невестка в городе, в лучшем случае, до воскресения. Когда она приедет, мы отправимся в город, на заслуженный отдых. Дождь сильно сокращает доступное пространство. Тимофей не желает с этим считаться и все время выбегает в дождь и грязь. И прыгает по лужам, как свинка Пепи из мультфильма, который он любит смотреть. А вчера мы нашли книжку «Зайчишка-Пушишка». Читал когда-то ее Сергею, после чего он уже не хотел ничего другого слушать. Потом история повторилась с Димой, и вот теперь, — Тимофей. Сразу попросил повторить. Книга интересна тем, что написана по-русски, но коряво, — писал, вероятно финн, как-то знающий русский язык (это финское издание). Филолог невестка, как учительница русского, оценила книгу как учебное пособие на тему «как не надо писать и говорить». А детям нравится. Наш Тимофей сейчас тоже еще только учится говорить по-русски, как тот финн, который написал книгу. Видимо, ребенок слышит понятную ему лексику и стилистику. — Интересный эксперимент, затронувший три детских поколения.
06.07.2017. Тимофей уже давно готов к садику, он не будет там плакать, требовать маму или папу, как это было с его отцом. Тимофею безразлично, кто его опекает, а больше всего нравится, когда нет никого. Когда такое случается, сразу начинает делать запретное даже если запрет не был обозначен. — Криминальные наклонности у этого мальчика присутствуют с самого раннего возраста. Кстати, Костенич (из Ленфильма) сидел один год «ни за что». Но из его рассказов следует, что и в нем тоже есть «тяга к криминальному» (к запретному). Вероятно, и он таким родился.
07.07.2017. Была когда-то музыкальная группа с названием «Ласковый май»… Недавно смотрел с Тимошей мультфильм, где какие-то зверюшки организовали группу с названием «Ласковый лай». Услышав, я рассмеялся, — такое название имеет особый смысл для мамочек, и даже для меня, деда.
Первые два года
Год третий
Год четвертый
Год пятый
Автор: Ханов Олег Алексеевич | слов 7237
Добавить комментарий
Для отправки комментария вы должны авторизоваться.