Заметки дедушки о малом внуке. Год четвертый.
Детский сад
06.09.2017. Тимофей впервые пошел в садик совершенно спокойно, он любопытный, оттого ему это было даже интересно. Отводили папа с мамой. Попрощался с ними и отправился изучать обстановку. Многие дети плакали, это его удивляло. Но удивляли не сильно, он еще на улице видел плачущих детей. Вскоре вернулся, сказал папе, что он играет с девочкой по имени Настя и снова удалился. Я пришел, как мне назначили, в 16 часов. В группе уже никто не плакал, видимо, таковых рано забрали домой. Тимофей сидел за столом с девочкой, пил какао. Меня увидел, помахал рукой и продолжил свое занятие. Девочку зовут Настя, я это узнал, когда к ней обратилась воспитательница. С воспитательницей поговорил. — Все нормально, нет к нему никаких претензий. Закончив трапезу, Тимоша отправился не ко мне, а куда-то в группу. Ему напомнили, что дедушка ждет, он подошел. До дома добирались не спеша, почти час.
Правдивость
08.09.2017. Тимофей научит всех говорить правду. Он не допускает ни малейших отклонений от того, как, по его мнению, должно быть. Требует повторять со всеми подробностями то, что однажды видел. - Странно, ранее я не встречал такое. Впрочем, его папа тоже не допускает неполадки и отклонения, — не начинает другое, пока не исправит. А неправда — это тоже отклонение.
Покупатель
23.09.2017. Тима с мамой в магазине. Говорит продавщице: мне, пожалуйста, вот эту шоколадку, Чупа-чупс, и еще что-то. Тут же добавляет: «денег у меня нет».
Игры
02.11.2017. Я выступал в роли зайчика. Тимоша затеял игру, в которой он был волком, а меня назначил зайцем. Все пытался меня съесть, а я от него убегал и прятался. Когда мне игра надоела, я сдался, сказал, что нет меня, зайца съели. Тимоша переключился на других и быстро истребил всех, кто оказался дома.
А еще он придумал такую игру. Сказал, что я должен говорить «Динь-динь». Сам лег на спинку дивана, и когда я произносил «динь-динь», падал со спинки на диван. Я не сразу понял, что изображаю будильник, Тимоша спит и прыгает с кровати, когда будильник звонит. Удивило, — где это он такое видел? Родители всегда просыпаются раньше его. Остаются только мультики, которых он смотрит много.
А.Барто
07.12.2017. Стихи Агнии Барто про девочку Таню и мячик. У нашего Тимоши это был первый стих, который он понял. При чтении или просмотре книжки тер глазки, изображая плачущую девочку. Ему нравился этот сюжет.
Неожиданные знания
11.12.2017. Захожу в комнату и вижу странную картину. — У Тимоши шахматная доска, на ней расставлены фигуры. И что удивительно, — правильно! Вот только ряды пешек и остальных фигур поменялись местами. Я спросил, кто ему это показывал? — Ответ не понял, но он, как и его братик в детстве, сказал, что играть умеет. Двигал беспорядочно фигуры и восклицал: «Шах!» — Странно, при нем в шахматы никто никогда не играл, никто ничего не показывал, да и в 3.3 года — маловато.
Потом увидел, в чем дело. — В коробке для фигур сделаны выемки по их форме и они там располагались «правильно», т.е. Тимоша просто перенес фигуры из коробки на доску, а игру в шахматы он мог видеть по телевизору.
Еще один пример.
Идем в поликлинику по улице Куйбышева. Мимо проходят автомобили. На легковые Тимоша не обращает внимание, но то, что выбивается из общей массы, называет, а я должен повторять. Проходит трамвай — «Трамвай», автобус — «Автобус», потом поправляется — «Большой автобус». Далее идет бетономешалка. — Транспорт достаточно редкий, я соображаю, как его назвать, чтобы не вызвать много вопросов, но Тимоша называет сам: «Бетономешалка».
Таких примеров много. Когда-то на что-то подобное обратил внимание Платон — человек знает больше, чем он должен бы знать. Платон сделал вывод, что на самом деле, мы изначально знаем все, но не все помним. При определенных условиях, и при обучении происходит «припоминание» знания.
Игры
13.12.2017. Играл с Тимофеем во всякие игры. Естественно, командовал он. Одна из игр была такая, что я должен был изображать погоню, — он убегает, а я за ним. Я изображал бег, он весело кричал и убегал. Заставлял меня повторять это снова и снова. Вероятно, я входил в роль, у меня получалось все лучше и лучше изображать преследователя. И вдруг Тимоша заплакал. Я не понял причину, спросил: «Ты испугался?» — Да, это было так. В три года ребенок еще слабо различает реальное и фантастическое. Потом он предложил поменяться ролями, — он будет Олегом (Тимоша по-простому зовет меня так), а я должен изображать маленького мальчика, который боится чудища. — В общем, у нас театр (хорошо, что не цирк).
Прогулка
16.12.2017. После большого перерыва, погуляли с Тимофеем. Погода плохая, слякотная, мрачная, но он так просился на прогулку, что я не устоял. Да мне и самому больше нравится проводить время не в четырех стенах, а на просторе.
На детской площадке никого не было. Я не часто играю с Тимошей, а на этот раз играл в его игры. Поначалу в прятки. Прятаться там негде, пытался встать за дерево, но оказался шире, чем ствол, и что-то от меня торчало, Тимофей сразу находил. Лучший результат получился тогда, когда я быстро и тихо взбежал на горку. Тима оставался на земле, вверх не смотрел, но все-таки и там меня нашел. Играли в снежки. Вечером Тимофей делился с родителями впечатлениями о прогулке.
Полный вперед!
18.12.2017. Тимоша удивляет знанием деталей реальной жизни. Удивляет по той причине, что кроме нескольких книжек-сказок и дурацких заграничных мультиков у него нет других источников информации. И при этом, все реакции правильные. Взобравшись на деревянный макет корабля, крутит штурвал и командует: «Полный вперед!». — И не помню, чтобы он смотрел мультик про капитана Врунгеля, — такие фильмы наше ТВ не крутит.
Без вины
19.12.2017. Тимоша знает много больше, чем можно предположить. Мне иногда кажется, что ребенок по своему интеллекту не отличается от взрослого, просто у него недостаточно знаний. Он их и добывает по всяким каналам, систематизирует, проверяет, корректирует.
Вчера вышли на прогулку. Детей на площадке не было, я, как мог, разалекал Тимошу. И вдруг появилась девочка примерно его возраста, она крутилась возле маленького домика. Тимоша, заметив, радостно направился к ней. Погода плохая, вместо снега лед, очень скользко. Подошел он к порогу домика, поскользнулся и упал, повалив девочку, она была внутри. Ее папа был с другой стороны, видел только, как подходил мальчик, после чего на полу лежит его дочка. Строго сказал, что нельзя так играть. Я объяснил ему, что Тимоша не толкал, он сам упал.
В домике была тишина. Девочка сразу поднялась, а у Тимоши лицо приняло гримасу, как перед плачем, и вскоре он разрыдался. Папа с дочкой пытались его успокоить, но он взял меня за руку и повел прочь с площадки и потом долго не мог успокоиться. Была большая обида. — «Непорядок и раннее горе» (как у Т.Манна).
- Значит, у него есть едва ли не врожденные представления о том, как должно быть, здесь он столкнулся с несправедливостью.
Ваза
11.01.2018. Сергей не стал укладывать Тимофея, этим занялась мама. Тимоша спрашивает, — почему с ним не папа? Мама повторяет то, что слышала, — с компьютером у деда проблема, база у него упала. — Ах! — восклицает Тимоша, — это я виноват! И очень огорчился. Оказывается, он уронил вазу с цветами, за что на него накричали мама и папа. — База и ваза созвучны, вот он и взял вину на себя.
- Хорошие у малыша реакции. — Помнит неприятность, понимает, что могут быть последствия, огорчается по этому поводу, не хочет делать плохое и готов признать свою вину, хотя все получилось случайно. Его, конечно успокоили, что он тут ни при чем.
Прививка
17.01.2018. Дима получал Тимофея из садика. Там на него набросилась воспитательница по поводу прививки Тимофею, заставила идти в поликлинику. Дима повел малыша. В поликлинике на него накричала медсестра — для прививки нужно направление, да и вообще, этим должна заниматься мама (Диму они знают как ребенка). Дима вернулся ни с чем, получив в двух местах по голове.
Звезды
20.01.2018. Тимоша с папой поговорили на «звездные темы» (мне это известно в изложении). Тима сказал, что звездочки светят, как огоньки. Они маленькие, потому что располагаются далеко, а солнце большое, — оно ближе. К сожалению, пока не знаю, говорил ли ему это Сергей, или он знает из другого источника. В свое время, Сергея беспокоило, что Диму не интересует космос. Возможно, он решил пробудить такой интерес у младшего сына с трех лет. Сам он бредил полетами с детства, и всю жизнь мечтал строить космические корабли. А Дима вырос под кинофильм «Звездные войны». Там тоже космос, но какой-то другой, — практичный, без фантазий.
Статус
24.01.2018 Бабушка купила Тимоше медицинский набор. Игрушка понравилась, — тема актуальная. Тимоша долго лечил своего мишку, потом занялся бабушкой, вечером лечил папу. Играл долго, целый день. Когда, между делом, папа попросил его убрать другие игрушки, Тимоша отказался, даже возмутился, — «Не буду убирать, я доктор!».
Мы так и не поняли, что он имел ввиду? — Нельзя отвлекаться от такого важного дела, как лечение? Или уборка не входит в обязанности доктора? Крайний случай, — дела такого рода принижают высокий статус врача.
Идем с Тимошей по улице, ветра нет, снежинки медленно кружатся, опускаются. — Снежинки как звездочки, — говорит Тимоша. Входим во двор, там стоит большое дерево. Тимоша: «А почему на дереве нет листьев?». Я уклонился от ответа на вопрос, — сказал, что листья будут летом.
Радует его интерес к отвлеченному и признаки романтического отношения к окружающей действительности. Наверно, он повторяет то, что слышал. Но слышит он много всякого, а воспроизводит лишь то, что его как-то трогает.
Шоколадка
26.01.2018. Мы дома вдвоем с Тимофеем. Приходит мама. Согласно сложившейся порочной практике, она принесла ему гостинец, шоколадку. Сидит Тимоша рядом со мной за столом, извлекает шоколадку из фантика, отламывает одну дольку (их там восемь), съедает, отламывает вторую. Я думаю, — а есть ли у него такое понятие, что надо угостить ближнего. Но нет, Тимоша увлечен своим делом, меня не замечает. Я что-то говорю, типа:
- Вкусная конфетка?
- Это не конфета, это шоколадка, — поправляет Тима.
- Я тоже люблю шоколад, — помогаю ему вспомнить «правила хорошего тона».
Тимоша понял. Отламывает половинку от маленькой дольки, дает мне и говорит:
- Конфеты кушать вредно.
Я согласился, но не педагогично съел подарок.
Тимоша тут процитировал меня, — это я ему постоянно говорю такие слова, поскольку конфет он употребляет много. Что Тима имел ввиду, когда говорил, остается загадкой. Одно из предположений, — извинение за кусочек маленький, — ребенок заботится о моем здоровье.
Наказание
03.02.2018. Тимоша ходит в садик. Дима вчера его забирал. Говорит: - плохо, влияет на братика окружение, надо менять. В садике он был наказан за драку. Я плохо представляю, как Тима пережил наказание, — дома его огорчает до слез даже замечание, т.е. слабый намек на наказание.
Головастики
11.02.2018. Тимоша знает, что из головастиков вырастают лягушки, знает это из мультфильма. О том, как возникают головастики, пока не рассказывал. Сам я об этом узнал в четыре года от деток в садике. Подробнее — в пять лет во дворе. Сейчас дворы, как таковые, отсутствуют, потому, вероятно, «социальное» развитие замедляется. Хотя по Диме этого не скажешь, скорее — наоборот.
Болезнь
16.02.2018. Тимоша заболел, утром температура была 38.6. Вчера он прикладывался на диван. Я вслух предположил, что можно его положить в кроватку. — Не можно, а нужно, — сказал он, и вскоре заснул.
Маленький мальчик
19.02.2018. Мама занималась с Тимошей целый день. К вечеру устала, и когда он совсем вывел ее из себя, пообещала вернуть его обратно в магазин. Тимоша постоял, подумал и возразил — Не отдашь! Я не конфетка, не Чупа-чупс и не Киндер-сюрприз. Я маленький мальчик!
Аутизм
28.02.2018. Позвонил Марине Анатольевне. К ней, как к психологу, было несколько вопросов, один из них — про Тимофея. Есть у него такое качество, что все должно быть именно так, как он это представляет, причем до мелочей. Например, если карандаши, когда он рисовал, лежали справа от него, то и в следующий раз он должен быть именно там. Когда играем в мяч, я должен стоять на определенном месте, где он укажет. — И так во всем, так постоянно. Если что-то не так, — сразу в слезы, огорчение иногда длится долго. Эффект проявился давно, примерно с с полутора лет. — Он очень внимательно смотрит, изучает новое, а потом, если такая картинка вновь возникает, она должна в точности повториться. Всех «задолбал» своим пристрастием командовать, и бабушка увидела в этом аномалию.
Рассказал Марине. Она говорит, что такой возраст — вне ее компетенции, но она знает, что психологи с такими детьми работают. У меня, говорит, есть знакомый детский психолог, и чтобы не откладывать и не забыть, звонит ей тут же. Излагает все, что я сказал, слушает ответ, потом рассказывает. Та дама увидела в проявлениях признаки аутизма, который впоследствии может принять нежелательные формы. Суть в том, что ребенок конструирует собственный мир, и, в конце концов, живет в нем и никого туда не впускает. Я говорю, — да он же смышленый, можно сказать, умный. — А они (аутисты), говорит, бывают очень талантливы. Проблема у них основная такая, что не вписываются в социум. Марина посоветовала обратиться в некий центр, где бесплатно обследуют детей, таковые есть в каждом районе. Название она забыла, но вышлет по почте. Конечно, говорит, вовсе не обязателен такой диагноз, но существуют тесты, которые надежно покажут состояние, и чем раньше узнать, тем лучше.
Рассказал бабушке. Она огорчилась, но родителям сообщить не готова, — «понаблюдаем» пока. А я бы провел обследование. Сам в медицине — «абсолютный нуль», но по тому, что слышал, могу и себя отнести к аутистам, что изрядно мешало мне жить. Лишь к старости начал выходить из того состояния, когда панически боялся социума.
Мнение
01.03.2018. По поводу пристрастия Тимофея воспроизводить знакомое во всех деталях, мнение доктора педнаук, специалиста по дошкольной педагогики. — Сейчас такой возраст, что ребенок ЗАКРЕПЛЯЕТ ТЕРРИТОРИЮ. Все пройдет, не надо обращать внимание, — только отвлекать, переключая внимание.
- Все более понимаю, что психология — наука тонкая, в ней много субъективного, ее подход — индивидуальный. Вот у меня, например, «»воспроизведение картинок» в принципе не могли проявится. Одна из причин моего «разгильдяйства» в том, что я далеко не всегда помню, «как должно быть».
Взрослые дела
03.03.2018. Тимофей уже наверно год пытается утвердить свою значимость, что выражается в стремлениях: «я сам», «я буду помогать». У Димы нечто похожее было, но в другой форме: «Я все могу», «Я все умею». Вчера у Тимоши это проявилось в двух эпизодах. Утром заявил, он сам поедет на машине в садик. — Сядет за руль, включит музыку и поедет. — Но у тебя же нет прав! — возразил Сергей. Тимоше пришлось согласиться, — без прав нельзя. Вечером Сергей занимался ремонтом, что-то штукатурил. Тимоша по обыкновению: «Я тоже буду». Сергей: «У тебя нет шпателя и нет опыта». — Так дай же мне шпатель и опыт!
Любовь
06.03.2018. Понятие «Любовь» знакомо с самого раннего детства. Тимофей иногда подходит и говорит: «Дедушка, я тебя люблю!». Я начинаю выяснять, кого он еще любит, и получается, что всех, кого знает. Ни разу не слышал, чтобы он сказал: «я не люблю этого человека!». Но я и не задавал такого вопроса.
Воспитание
12.03.2018. Мне не нравится многое в том, как происходит воспитание Тимофея. Во-первых, полное пренебрежение по части режима дня и режима питания. Ребенок привык к тому, что каждый входящий в дом (кроме меня, конечно) должен ему выдать сладкое, и если вдруг этого не происходит, начинаются слезы, а взрослые ищут альтернативу. Это не сразу принимается, поскольку «не по протоколу». Лишь отхныкав достаточное время, Тимофей соглашается взять, что дают. И если вдруг, уже не дают, начинается новый раунд слез.
У Тимоши сейчас свой смартфон, — один из тех, что меняют родители по причине устаревания. Тимоша научился выбирать и запускать мультики, много времени проводит, глядя в этот маленький экран. Я считаю это крайне вредным — застывшая неестественная поза, явный вред для глаз и полная свобода выбора — смотрит всякую дурь, как это определяет, иногда заглядывая, папа.
Повторяется ситуация с Димой, который ушел в Интернет в 13 лет. Воспитание на этом закончилось, началось самовоспитание. Случайно получилось так, что результат приемлемый. Но это — большая лотерея, нельзя столь важное дело пускать на самотек. Я, правда, утверждал, что результат в любом случае слабо зависит от воспитателей. Но в три года, как меня убедили специалисты, закладываются основы дальнейшего взаимодействия человека с окружающим миром.
Тимоша способный, хорошо все впитывает, и часто обнаруживает знания, которые непонятно, откуда у него появились. Видимо, — оттуда из Интернета. Дети-сверстники перестали его интересовать, обращает внимание лишь на больших мальчиков. Особенно интересно, когда они безобразничают, например, дерутся.
Мама с Тимофеем летом едет в Турцию. Предполагала, что поедет с двоюродной сестрой, но та отказалась. Бабушка переживает, придется, говорит, и мне поехать, хотя были другие планы. Сергею идея понравилась, он даже готов помочь в оплате поездки.
Ключ
17.03.2018. Вчера дежурил с Тимофеем в первую смену, а во вторую бабушка Тимошу водила к участковому врачу. Выписаться не удалось, анализ еще не готов. Про участковую невестка говорила, — какая она противная, грубая! Действительно, начала с того, что стала выговаривать, — пришли не вовремя, да что-то еще сделали не так. Тимоша слушал, а потом его лицо стало принимать соответствующую гримасу и он разрыдался. Доктор не ожидала, стала откручивать назад, успокаивать, что он тут совсем ни при чем. — Странно, я неоднократно приходил в поликлинику и эксцессов не помню. Быть может, у нее разное отношение к сопровождающим мужского рода и женского. Мне попадались такие дамы, которые к мужчинам относились нормально, а к женщинам плохо только из-за того, что они женщины. Т.е., как понимаю «общественную психологию», бессознательно включается не женская солидарность, а конкуренция.
Тимоша знает, что когда-нибудь он станет большим, — как Дима, или папа. Перечисляет какие-то признаки, по его мнению, характерные для «больших», в конце добавляет странное: «и у меня будут ключи». Оказывается, это очень важно — иметь ключи. Я удивился, но, подумав, признал и даже прочувствовал мистику, связанную с ключами («Сим-сим, открой дверь!»). Ключи позволяют пройти на запретную территорию, это пропуск в клуб избранных. Пропуск дается откуда-то свыше, во всяком случае, взрослые не обладают большим авторитетом. Но возможно, это продолжение его представления о том, что необходимо, чтобы поехать на машине: «надену очки, включу музыку и поеду». — А про ключи-то забыл!
18.03.2018 . Мне показалось, что Тимофей с ключами нащупал что-то важное — «устами младенца», как говорят, обращает на себя внимание истина. По этому поводу, вспомнил сказку про Золотой ключик. Согласно теории Тимофея, он у каждого свой, но малыш ошибается, — ключи не раздают, и его можно искать всю жизнь. А еще вспомнил про ключи к шифрам, к тайнам человеческим и природным. И снова выплывает стихотворение Р.Тагора про человека, который всю жизнь искал свой «золотой ключик», нашел, но не заметил, пропустил, потерял, и продолжает поиск. Надо бы прочитать Тимоше про Буратино, завершить Тагором. Но он еще не поймет того, что выражено словами, а вот неоформленная идея уже сидит в глубинах пробуждающегося сознания.
Скала
21.03.2018. Забирал Тимошу из садика. До дома недалеко, но мы шли до него полтора часа. Я не спешил, повел длинной дорогой, чтобы прогуляться по солнечной весне. Проходили мимо холмика, в который встроено кафе с названием Грот. С одной стороны вход выложен из камня, с другой есть каменная лесенка и пологий склон. Тимоша забирался по лесенке, по снежно-ледяному склону. Наверху я все время был рядом с ним, — там с одной стороны обрыв, — отвесная четырехметровая каменная стена. Когда мне уже вроде как удалось его повести дальше, Тимоша стал сопротивляться. Я спросил, — ты хочешь опять на горку? — Он поправил, — это не горка, это скала. Я удивился, но согласился, — камни, обрывы. — Показалось хорошей такая аналогия, мне она в голову не пришло. Спрашиваю, — откуда ты знаешь про скалы? — Из мультика.
Ночью мне снился сон про Тимофея. Он гуляет на улице один, как это было в старые времена, а я поглядываю за ним из окна. Недавно прошел дождь почему-то из томатного сока, и вижу, как Тимоша встает на коленки и пьет этот сок из лужи. Говорю Сергею, что это неправильно, ему надо принести пластмассовую кружечку. Но более меня беспокоило то, что сок в луже холодный, он может простудить себе горло. Если сопоставить сон с реальностью, то, действительно, я опасался простуды, — Тимоша слишком промок. И был эпизод, когда он на горке поскользнулся, упал, продолжил движение на четвереньках и вдруг стал лизать снег. — Такое получилось преображение реальной картинки во сне.
Детский психолог
03.04.2018. Вчера случилось продолжение истории с детским психологом. Тимоша ее посетил в сопровождении мама, папы и бабушки. Когда вошел, он начал с того, что представился: «Меня зовут Тимофей Ханов. А это — мои мама, папа и бабушка». Психолог была в восторге от такого начала. Подробно протестировала его способности, — все хорошо, а что-то даже отлично. Логикой он владеет на уровне шестилетнего. Давала задания, отметила усидчивость, чем всех удивила. В общем, любые, даже самые легкие разговоры об аутизме, в отношении этого ребенка неуместны. Сколько стоил прием, я не знаю, но за хорошие слова и снятие тревог можно заплатить.
У Тимофея наблюдаю хорошую способность к обобщениям. Отправились мы вчера на прогулку. Погода отвратительная, — пасмурно, сыро, скользко. Детей на детской площадке не было совсем. Передвигаться по воде, покрывающей лед, было непросто. Есть на площадке сооружение в виде большой крепости, где нет ни воды, ни льда, туда я и заманил Тимофея. И чтобы удержать его там, пришлось самому забраться наверх и играть в его игры. В процессе игры я постучал по крыше какого-то сооружения. Тимофей сделал вид, что испугался, кричит: монстры! Потом поправился: скелеты! Я удивился, — почему скелеты? (Монстры показались более понятными). Тимоша мне показал, — внутри этого сооружения кто-то нарисовал (весьма условно) череп.
Это один из примеров, каковых много. При этом, как я оцениваю, процентов 80-90 всей информации он получает от мультиков, которых смотрит большое количество. Мультики дурные, большинство — далекие от реальности, с участием роботов и монстров. Тем не менее, его выводы из всей этой каши вполне адекватные, — его модель реальности у меня не вызывает возражений и часто удивляет, — откуда он все это знает и правильно понимает! У Димы лет до 12-ти реальность была сильно искажена, я не уверен, что и сейчас он не пребывает в своих фантазиях. Скорее, наоборот, — уверен, что пребывает.
Наш ребенок умеет считать. Качаю его на качели (сам раскачиваться не умеет, и учиться принципиально не хочет). Качал его долго, в конце концов, говорю, что устал, пора остановить качели. — Ну давай, еще один раз, — просит он. — Хорошо, соглашаюсь я, толкаю один раз качели и говорю — все, закончили. — Нет, не так, Тимоша начинает считать качания: один, два, три… Я поддержал игру, толкаю, и жду, чем этот счет закончится. Дошел он до двенадцати и замолчал, дальше не знает. Я на законных основаниях завершил процесс, — аргументов для продолжения не осталось, но подсказал ему следующую цифру, — «13″.
Подарок
26.04.2018. Тимоша, узнав о моем Дне рождения, забеспокоился о подарке. Покопался в своих игрушках, тащит коробку с паровозиком. Мама спрашивает:
- Ты хочешь подарить паровозик?
- Да.
- Но тебе же его бабушка недавно подарила!
- Он мне надоел.
Источники воспитания
30.04.2018. Мама рассказала о том, что Тимоша научился от папы нехорошим словам. Дело было так. Папа получил накопитель из Китая, пытался установить и что-то там у него не получалось. В сердцах, воскликнул нечто нецензурное, что Тимоша услышал и с радостью подхватил. Теперь, наверно, поделится в садике с товарищами. Как говорит Дима, тамошние детки тянутся ко всему плохому и запретному. Недавно был еще такой эпизод. Увидел по телевизору рекламу прокладок, спрашивает у мамы: «Это памперсы для девочек?»
Что этот ребенок знает, откуда черпает информацию, — большой вопрос. Про себя помню, что темы, которые взрослые пытались скрыть, - нам, малым деткам, были особенно интересны, в садике и во дворе мы с удовольствием просвещали друг друга о том, что узнавали. К пяти годам, как мне тогда казалось, я уже знал все о жизни. Вспоминая тот период, думаю, что наверно, так оно и было, — последующая жизнь лишь наполняла подробностями те первоначальные знания. И наука говорит тоже самое, — человек формируется до пяти лет. Тимоша будет властный, волевой, огнем и мечем бороться за то, что считает правильным. Я не завидую тем, кто будет с ним рядом. А кто-то будет, он лидер. У нас остался год с небольшим для корректировки сложившегося типа. Но я уже не верю, что можно что-то изменить, да и вообще, — сильно повлиять на его формирование. А еще надо признать, что с самого начала формирования личности присутствуют асоциальные мотивы, — я их заметил примерно с полуторагодовалого возраста, когда Тимоша пытался что-то делать, тайком нарушая запреты, — гласные и даже не обозначенные.
Прогулка с папой и бабушкой
03.05.2018. Вчера Тимоша, когда проснулся и узнал, что я все еще на даче, стал требовать, чтобы его тоже туда отвезли, даже плакал. Днем бабушка и папа отправились с ним на прогулку. Обычно этим я занимаюсь. — В результате, на детской площадке он всех измотал, потому что все делали не так, — не там стояли, не так качали качели и т.д. Домой вернулись утомленные. Я спросил, — а были ли они матросами? — Нет, это пропустили. — Так вы ничего и не видели! А я был матросом у капитана Тимофея, который командовал: «Право руля», я отвечал: «есть право руля!», исполнял все его команды. — Так мы долго плыли по океану, не заходя в порты, общаясь только с дельфинами и акулами.
По конец прогулки Тимофей удивил. Ему предложили пойти в магазин. — В «Арсенал»? — уточнил Тимоша? «Арсенал» — это соседнее садоводство на даче, в котором располагается магазин. Его так и называют, «Арсенал». Но с тех пор прошло 8 месяцев, и никто никогда за это время такое слово не произносил. — Этот ребенок все знает и все помнит. Я понимаю, откуда берутся вундеркинды, — малые дети все такие! Они адекватные, и так много знают, что это кажется за пределами возможного. Это потом они становятся обычными школьниками. В итоге, я все более склоняюсь к тому, что интеллект возникает сразу, в возрасте 2-2.5 года, и затем «умственные способности» не изменяются, происходит заполнение памяти информацией об этом мире. Примерно такие и у меня воспоминания о том периоде.
Темнота
13.05.2018. Днем на дачу приехали Тимоша и папа. Тимофей как-то быстро нашел целую тумбочку с игрушками, в основном еще брата Димы, и был доволен. Папа огорчается, — его малый сын родился технарем, а сейчас все более становится гуманитарием. — Раньше играл с машинками и инструментом, а теперь придумывает сценки с фигурками людей и животных. Увлеченно эти сценки разыгрывает, озвучивал. — В общем, все тот же театр, которым увлекался Дима.
Мама приехала поздно вечером, поезд пришел на станцию в полночь. Сергей отправился встречать. Я посчитал время, когда они должны подходить к дому, предложил Тимоше встретить папу с мамой. Он с энтузиазмом согласился. Белые ночи еще не начались, но уличные фонари у нас уже почему-то не включают, была темная ночь. Я включил наружный свет, и мы отправились в темноту. Прошли метров 50, свет стал ослабевать, впереди мрак. Тимоша вдруг говорит: «Давай, вернемся домой». Я не возражал, вернулись. — Ребенок стал большим, боится темноты. Еще недавно такого не было.
Детский взгляд
15.05.2018. Тимофей выбирает нужное из потока информации, причем выбирает и понимает правильно. Вспоминаю себя в раннем возрасте, — мне хотелось понять, что происходит, почему и как надо жить в этом мире. А еще было ощущение, что я «с Луны свалился», — ничего не знаю.
МЧС
20.05.2018. Тимофей вызвал МЧС. Оказывается, в современных автомобилях есть специальный автономный блок, который, при определенных условиях, начинает подавать сигналы SOS. Их принимает служба МЧС, локализует источник, и приходит на помощь. Есть специальная кнопка, которой можно передать такой сигнал. Тимофей, играя в машине, нашел эту кнопку и нажал. МЧС среагировала, диспетчер стал задавать вопросы. Тимофей испугался и тихо ушел. В этот момент Сергею случайно потребовалось из машины что-то взять. Он заглянул, услышал, поговорил с диспетчером, извинился, вызов отменил.
21.05.2018 . Наш Тимоша все делает правильно, — безобразничает по-тихому. Причем, так было уже лет с полутора. У нас, конечно, было забавное удивление (по поводу МЧС), но только не у папы. Он сразу понял, забеспокоился, действовал, а когда все закончилось, возмутился, отругал Тимофея. Малыш заплакал, хотя, как понимаю, сознавал, что получилось что-то нехорошее. Но у него сейчас плач — инструмент, используемый в разных целях: возмущение, обида, огорчение, просьба, требование, непонимание.
Поликлиника
26.05.2018. Эпизод с Тимофеем (случился в среду). Нам надо было идти в поликлинику. В нужное время разбудил его. Тимоша очень не хотел вставать, но про поликлинику был предупрежден, не возражал, — надо, так надо. Ему, однако, не сказали, что оттуда он пойдет в садик (обычно из поликлиники идем домой). Когда узнал, устроил мне скандал со слезами. Так мы позавтракали, дошли мы до поликлиники, сделали, что надо, он прервался только на время процедуры. Повел я его, хныкающего, к садику. Но тут Тимоша вспомнил, что недалеко есть детская площадка, предложил зайти. Я не спешил, согласился. На площадке он поиграл недолго (не как обычно) и вдруг сам говорит: «Пойдем в садик!».
В итоге, более получаса Тимоша требовал, чтобы было, «как надо». Это при том, что в садик ходит, можно сказать, с удовольствием. Пытаюсь понять его логику. Предполагаю, что детская площадка тоже случилась как отклонение от курса. Приняв одно отклонение, он согласился и на другое. Аналог такой: согрешив однажды, уже можно грешить безоглядно.
В садике было музыкальное занятие, ему это нравится. Быстро распрощался со мной и ушел.
Мама прислала видео, где Тимофей читает стихи «Зайку бросила хозяйка…». Один раз он прочитал, как написала Барто, а второй раз стал импровизировать, — рассказал «своими словами» содержание. — Малыши забавные.
Разбросанные игрушки
27.05.2018. Тимофей любитель порядка. Вчера было такое проявление. Кричит: «Ба-бу-шка!, ба-бу-шка!». Я спросил, в чем дело? Оказывается, бабушка убирала его разбросанные игрушки и не все убрала, еще что-то надо было положить в коробку. Пришлось папе ему объяснять, в чем Тима не прав.
Сегодня годовщина ухода моей сестры. Скоро придет Дима, будет сидеть с Тимофеем, а мы поедем на кладбище. Тимофею рано знать, что мы все смертные.
Вспышка
07.06.2018. Мое основное занятие — Тимофей. Вчера был эпизод, который мне очень не понравился. Мы строили домик из кубиков. Потом он попросил меня что-то еще построить. Говорит плохо, неразборчиво, я не понял. В итоге, он с размаху бросил кубик в сооружение, крикнул, что ему надоело играть и быстро ушел. Т.е. «психанул», как это называется. — Была эмоциональная гневная вспышка, без большого повода. Мне очень не нравится, когда такое допускают люди взрослые, — надо уметь эмоции укрощать. В общем, из него получится большой начальник, да еще и самодур. С подобными проявлениями надо бороться, но я плохо представляю, как. Стараюсь не реагировать.
Лес
08.06.2018. Тимофей так вписался в жизнь детского садика, что ему уже не остановиться. Знает много детских стихов и песенок, часто их декламирует. Нас, взрослых, воспринимает как детей и соответственно пытается играть. Мне не нравятся его игры. Я должен изображать какого-то «безбашенного» робота, который все сокрушает на своем пути, или наоборот, жертву этого монстра. Играть отказываюсь, Тимоша плачет. — У него это стандартная реакция, когда что-то идет не так, как хочется.
Взял его с собой в магазин. Мы идем туда второй раз, ему нравится. Дрога идет через лес, предполагаю, что это новое впечатление. В прошлом году ходили, но не думаю, что память что-то сохранила. Лес выглядит по-настоящему, — густой, темный, высокий. Между зарослями петляет узкая тропинка, она пересекает по мостику ручей. Сказку «Аленький цветок» можно было бы снимать в этом лесу. В магазине пришлось долго ждать. Я нервничал, но Тимофей не роптал, ничего не просил, хотя ему все это время пришлось неподвижно стоять на одном месте. Возможно, о чем-то думал, обрабатывал впечатления.
Молоток
26.06.2018. С Тимошей играю в мяч, запускаю самолетики. А еще, сделал ему деревянный молоток, которым он забивает реальные гвозди в трухлявый пень. Ему это занятие нравится. Мне тоже, — «чем бы дитя ни тешилось».
Логика
11.07.2018. Пошли с мамой в магазин. У входа знак, на котором перечеркнуто изображение собаки. Тимоша остановился, посмотрел на знак, говорит, — с собаками сюда входить нельзя. — А с кошками можно!
- У Тимоши все в порядке с логикой, как у его папы, да и у меня, вероятно. тоже. В институте он будет изучать законы логики, в частности закон об отрицании который он тут воспроизвел, закон о двойном отрицании. Если же захочет покопать поглубже, с удивлением узнает, что последний не является строгим, да и вообще законов строгих в жизни нет. Ему это будет трудно принять.
Бассейн
25.07.2018. Тимоща купался в бассейне, плавал со «спасательным кругом», как он это называет. Понравилось.
Тени
30.07.2018. Вечером, когда уже стало темно, мы с Тимошей вышли из дома с фонариком. Фонарик, конечно, сразу оказался в его руках. У нас возле дома большие деревья, на листву которых ложились тени, и я решил дать ребенку небольшой урок оптической геометрии. Отошел от него, попросил направить на меня луч фонарика. На деревьях отобразился мой силуэт. В подтверждение того, что это я, подвигал руками, тень повторяла мои движения. Тимофей обратил внимание на то, что тень больше меня самого. Я взял фонарик, освещал теперь его, приближаясь. Тень от Тимофея росла, стала выше дома. Ему это понравилось, мы долго играли в тени, пытаясь изобразить фигуры зверей (зайца с длинными ушами и волка с пастью).
Травма
31.07.2018. Тимоша весь день бормочет про Айболита. Несколько раз с ним поругался. Ранее имел неосторожность прокатить его на плечах, так теперь он требует повторения. Я не люблю, когда от меня что-то требуют, надо, как минимум, просить.
Учил кататься на велосипеде, он упал, поцарапал до крови палец. Я смазал ранку йодом. Потом весь день, пока оставались следы йода, Тимоша говорил, что у него болит палец, и ничего этой рукой он делать не может.
У соседей
01.08.2018. Приехали два соседских мальчика (14 и 9 лет). Тимоша с ними играл. Когда пришел его забирать, Тимоша поедал картошку с мясом, чем дома его трудно накормить. Говорю, — у соседей вкуснее? — Да! – С энтузиазмом отвечает Тимофей.
Разговор о космосе
14.08.2018. Тимофей спросил меня: что такое планета? Я начал говорить о «больших шариках, которые летают в космосе…», — поправился, — «по небу», — не уверен, что ему знакомо слово. Понял, что неубедительно, — мы пускаем воздушные и мыльные шарики, но они не очень похожи на то, что называется «планета». Попытался сказать по-другому. — Это большие — пребольшие шары, состоящие из земли. Мы тоже живем на одном из таких шариков, наша планета называется «Земля»… — В общем, что-то наговорил, нечто странное, неубедительное и непонятное. Тимоша попросил еще раз рассказать, ему вообще-то идея понравилась. Я рассказал, что люди раньше не знали о том, что мы живем на шарике, — он такой большой, что это совсем не очевидно. Но догадывались. Рассказал про Магеллана, который в это поверил и решил, что если он будет плыть по океану на этом шарике в одном направлении, то непременно должен вернуться туда, откуда начал путешествие, с другой стороны… В итоге, понял, что к таким вопросам надо готовиться, они слишком сложные для изложения «в таком формате». И вспомнил белого офицера из фильма «Сорок первый», который рассказывал комиссарше историю про Робинзона Крузо, а та его с интересом и восхищением слушала. К сожалению, я плохой рассказчик. И, наверно, не надо делать правку на возраст, говорить, как есть и отвечать на вопросы, если таковые появятся.
Звезды
19.08.2018. Ночь была ясная, Тимофей вышел посмотреть на звезды. Ему рассказали о созвездиях, он позвал меня, чтобы мне их показать.
Пришельцы
23.08.2018. День выдался противный, холодный и мокрый, на даче это особенно заметно. И особенно, с малым Тимофеем, энергия которого не находит выхода. Дождь, наконец, прекратился, и когда уже смеркалось, мне пришлось играть с Тимошей в «футбол». Лужи, мокрый грунт, холодные капли с деревьев добавляли свои краски к ощущению потерянного времени. Но это было все-таки лучше игры с кубиком и перемещением фишек по бумажному полю, чем мы занимались до того.
Иногда Тимоша играет в свои игры, при этом что-то говорит за своих персонажей. Слышу слово «Пришельцы», спрашиваю, кто это такие? — Инопланетные люди, они на тарелках летают — уверенно говорит Тимофей. — В четыре года он уже все знает, на мои вопросы отвечает правильно.
И любит говорить. Даже когда играет один, — озвучивает игру, либо воспроизводит стихотворения. Сейчас у него популярны «Доктор Айболит» и «Дама сдавала багаж».
День рождения
28.08.2018. Тимофею сегодня исполнилось четыре года. Вечером приехала мама, придет крестная с мужем (у них дача в нашем садоводстве), приедет подруга по имени Таня, с дочкой, внуком и невесткой. Всего я насчитал 10 человек. Будем отмечать. Женщины готовят, я — развлекаю именинника.
Первые два года
Год третий
Год четвертый
Год пятый
Автор: Ханов Олег Алексеевич | слов 5727
Добавить комментарий
Для отправки комментария вы должны авторизоваться.