Записки креативного краеведа. Часть 4
Москвичи родились
с серебряной ложкой во рту.
При этом они всю жизнь плачут,
что ложка не той пробы.
После долгих сборов и ругани с maman, я наконец-то перебрался в столицу. К сожалению, я приехал сюда, когда мне уже стукнуло за 50. – Карьеру начинать было поздно, учиться тоже. – Дай Бог, было устроиться хоть на какую-то работу и обеспечить себя хлебом.
Недавно прочитал в блоге Тины Канделаки философскую пошлость, которой в сети много: «Надо уметь закрывать плохую книгу, уходить с плохого кино, увольняться с плохой работы и расставаться с плохими людьми». В принципе эта Тина права, но правило действенно только тогда, когда ты молод и впереди у тебя жизнь. Когда у тебя за спиной годы, ты стараешься искать тихую гавань, и работу, где бы тебя на шибко кантовали.
Поиски приличного места под старость – занятие не из приятных. – Живи я здесь ранее, расклад ситуации был бы иным. Я непременно бы выучился на какого-нибудь архитектора и строил бы новым русским особняки за хорошую плату, контактировал бы с представителями власти и нужными людми от искусства. В провинции же специальность архитектора к достатку не вела, а потому я не стал зодчим, хотя задатки к проектированию домов и храмов у меня были. – Кроме интерьеров, мне доводилось в Сланцах 2 раза эскизировать часовни, один раз храм и один раз скит на Св.-Успенской Пещере на р. Долгой.
Для пробы я приезжал в Москву в 2001 г. и поработал на местных кладбищах: Ховань, Мытищи, Ивантеевка. Опыт был удручающим. – Здесь совершенно другие технологии написания шрифта и портрета, люди вокруг сплошь незнакомые, часто недоброжелательные. Столица в плане людского контингента, не провинция, и, как говорится, слезам не верит. Ты никому не нужен. – Не умеешь работать локтями, предавать друзей, идти по трупам, отойди в сторону. Москва – это весь воронка, сбирающая негатив России, но об этом надо писать отдельно, в другое время и в другом месте…
ПРИЛОЖЕНИЯ
Юдоль краеведа
– Куда только не забрасывает судьба краеведа… Чем дальше окунаешься в дело, тем больше приходится ездить и разговаривать с людьми. Находки иногда составляют приличный объем. Обычно это диктофонные записи (и многие-многие часы последующего прослушивания), фотографии и документы. Иногда дают на просмотр семейные альбомы. Иногда по 2-3 штуки. Деревенские бабки в Заручье, завидев меня, говорят: «Опять корреспондент приехал». Любовь Васильевна Полякова (Скамья) меня и краеведа Прыгунова короедами прозвала. – У нее особое поэтическое видение мира. – С ерничаньем.
– Однако. Женщина она преинтересная, – сама себя веселит на восьмом десятке. Она же стихи пишет, картины малюет. Кроме того, она знатный пчеловод. А дома, сказывает, и театральную студию посещает. – Таковы бывают отчие дачницы.
– Магдалина Ивановна Критская (СПБ – Кошелевичи) в увлечении помогла с архивными изысканиями. Не многие так могут. У большинства на уме мирское и заземленное. О вечном не многие мыслят…
– Отличные фонограммы получены в Плешево – от Ветрова. Жаль, что этот памятливый старик недавно умер. Впрочем, открыл его не я, – А.Ю. Дорошенко…
– Судеб людских у краеведа полна кошелка, только и потерь немеряно. – Бог-то народец земной прибирает… – Иногда не успеваешь с кем-то поговорить. – Потери тут часто невосполнимые…
– Возили меня многие. Следует быть признательным Юрию Любимову. Мы с ним аж до Котлов и Серебрянки доезжали. – Доброй Души человек.
– Много раз ездили с Владимиром Ларкиным. Он обычно не мешает беседе, а тактично стоит в сторонке, сколько бы беседа ни длилась, – час ли, два, или даже с водкой…
– Андрей Лукашов из СПБ сам свершает поездки и постоянно предлагает прокатиться. В то же время, в его краеведческой коллекции огромное количество уникальных снимков, которые со временем будут востребованы грядущим модернизированным ресурсом. Редко кто возить может по льготной цене (10 – 12 часов на дню в самую «горячую» пору).
– На сегодняшний день краеведческой ИНФО столько, что ее впору перерабатывать целым сообществом исследователей.
– Краеведение – это истинно коллективный труд, — своеобразный айсберг. Верхушка его – пишущий аналитик. Все остальные – поисковики. Один смотрит архивы, другой сканирует фото, третий концентрирует источники, четвертый возит, пятый спонсирует издание, шестой требует спонсировать. Кроме того, существует проблема качественного набора текстов. Тут должен работать понимающий профессионал.
Не должна мешать семья. – Она может способствовать. Опять труд, – внутрисемейный. Труд со стороны жен и детей.
– Краеведческий коллектив приходится кому-то так или иначе организовывать. Реальной регулярной работой мало кто хочет заниматься, особенно, на общественных началах. Для поддержания контактов необходимо постоянно делать отнюдь недешевые звонки по межгороду, ругаться и призывать к совести, внятно формулировать просьбы. Конечно же, многие косят и отлынивают, как школяры. Кому-то не нравится, что в итоге лавры не ему достанутся.
– Добыча материалов сродни работе разведчика. – фотосъемки, звукозапись, цепкая память, архивирование всего и вся, выдача конечного продукта. – Деятельность многогранная, не многим по плечу.
– Главное, чтобы у исследователя в голове каши не было. Голова должна работать как швейцарские часы. В любое время краевед должен знать (хотя бы приблизительно), куда он положил ту или иную бумаженцию среди сотен иных бумаг, в какую кучу или стопку. Кроме того, необходимо постоянно расти над собой, – учиться и учиться, читать великое множество книг, газет и даже прокламаций, благо их до сих пор пишут, и компромата в них, дай Бог. Из прочитанного надо уметь делать грамотные умозаключения и уметь выражать их доходчиво в письменном виде. Надо элементарно быть культурным человеком, владеть начальными азами литературного письма, ибо краеведческий продукт, это обычно околонаучный, а зачастую сенсационный PR – заметка, рассказ или повесть, своего рода откровение для непосвященных
– Вся прорва литературы (макулатуры) требует реальных затрат, и если краевед не умеет добывать деньги, – грош ему цена.
– И если времени у него нет, тоже плохо.
– Время всегда должно быть. В любое время нужно быть готовым прыгнуть в машину и умчаться на какой-нибудь Крестный ход. Работа не должна мешать творчеству. Она должна давать реальный хлеб с маслом, оргтехнику, бумагу для распечаток и бензин для машины.
– Грош цена краеведу, если он не владеет компьютером. Хуже еще, если компьютера у него вообще нет. Компьютер – это менеджер творчества, надежный компактный архив-картотека (Microsoft Word), это отличная фотолаборатория (Photoshop), чтец-машинистка (ABBYY FineReader), это, наконец, мини типография и… ПК – фобия. Компьютер – это многочасовые бдения в выходные и праздничные дни, гиподинамия, прибавка в весе, болезни глаз, отсутствие интима и полная смена мыслительных приоритетов. К компьютеру в качестве рабочих инструментов прикладываются (фактически приобретаются краеведом) цифровой фотоаппарат и цифровой диктофон. Фотоаппарат, кстати, должен хорошо снимать тексты.
– Знаю тут одного писателя, который мыслит еще категориями девятнадцатого века. Техническое мышление краеведа должно идти в ногу с прогрессом. Великое множество современных книг написано именно на компьютере, эдакими новыми графоманами. В новых книгах, как правило, нет «обсосанной», т.е. осмысленной литературной мысли.
– Творчество почти перестало быть мучительным, оно перестало быть мыслительным процессом вообще. Не случайно же, масса новых учебников грешат с фактами в руках, изобилуют смысловыми ошибками. Глупость подсуетившихся авторов видна воочию. Впрочем, учебник вышел, гонорар обеспечен, а дети – болваны.
– Много на жизненном пути встречается неприязни, но не будем говорить плохое о плохом. Больше встречается любви и исповеди.
– Краеведение – это образ мысли, это стиль жизни. Это хобби и кроссворд одновременно. – Гадать его, не перегадать.
09.2007. Мо – Го.
***
В один из Юбилеев Сланцевского ИКМ (историко-краеведческого музея) мне удалось договориться о спонсорской помощи со стороны главы муниципального образования Я.Я. Богданова.
Впоследствии приходилось встречаться с ним, а так же Г.Н. Шуваловой по тому же поводу издания книги.
Машинописный набор (кегль 14) составил ок. 700 страниц. Осуществляла его С.Н. Колобова. Заказ на печатание был размещен в издательстве «Псковское Возрождение» (Псков).
Техническое исполнение работ растянулось на полтора года. По вине корректоров издательства были допущены многочисленные ошибки в названиях и специальных терминах. Окончательную техническую корректуру пришлось выполнять самому. Часть корректуры была сделана Г.П. Ивановой.
Псков
2005
О краеведении
Все главки этой книги писались отдельно, не подряд. Поэтому некоторые мысли могут встречаться в нескольких местах одновременно. Больше и меньше. Обычно, тема тянет тему, а слово тянет слово.
О концепции книги я не думал, как не думал о книге вообще. Краеведение – труд по наитию и от сердца. Никто меня не заставлял его делать. Ни с кем я не соревновался. Нашел мысль для ума, — давай думать. — Думать всегда полезно.
Люди делятся на творцов и потребителей. Один смотрит телевизор, второй делает телевидение. И ничего с людьми не поделаешь. Вот так.
Творцов мало, дай Бог, проценты. Поэтому труд их никто не собирается оплачивать. У нас творец относится к самодеятельности, которой официальная культура не занимается. Писатель пишет, художник рисует, и все складывается в тумбочку. — Никто не даст грантов на написание. — Сороса мы не родили. – Глупо. А ведь должно быть так: «Владеешь темой и владеешь пером. – Бери презренные тугры — пиши труд». При этом нужен покой, а, может быть, веселье. – Кто как привык творить.
Счастье – простая сложная штука. Счастье, может быть, будет, когда испишусь. Некоторые, переняв от меня и не от меня страсть к краеведению, чертыхаются. – Оно, как и компьютер, требует больших временных затрат. Мало-помалу увлечение становится работой, своеобразным неоплаченным хобби, конца-края которому не видать. Современная ИНФО прирастает с каждой минутой и изложить ее на бумаге становится потребностью. Потребностью и потому, что знаешь все больше и целенаправленней. Тут надо владеть аналитикой вопроса. – Тут надо уметь «рыть» и делать выводы, часто нелицеприятные.
Говорят: «История, что дышло. – Куда повернул, туда и вышло». — Поэтому Карамзин противоречил Ломоносову в вопросе о варягах, поэтому Госдума плевала на Лихачева в вопросах культуры.
Краевед, пусть он просто передирает источник, — уже делает полезное дело просвещения и популяризации. Тут он сродни учителю, которого раньше слушали с замиранием сердца, — когда слышно было как муха пролетит. А что учителя не слушать, если это был на селе практически единственный источник информации извне. А батюшка был источником вековой мудрости человечества, пусть он даже кроме псалтири ничего не читал. – В псалтири и заключено все и вся, что скопил род людской из философии.
Все складывалось просто и мудро: не убий, не укради, не обмани. В это же время весь XIX век кто-то настаивал: убей, укради, обмани и т.д. – Известный катехизис нерусей.
Краеведение – это наше все, это – культура. Занятие им – гимнастика ума, бесконечный кроссворд (кроссворды так модны).
Зуд писания краеведения – неизбывен. Само слово краеведение – неудачное. Надо говорить история. Большая и малая история большой и малой родины
К истории я пришел через родословие, через своих дедов и бабок. — Каждый род незримыми нитями связан с историей страны, а какие-то роды связаны даже с историей мира.
Когда-то Россия шла впереди планеты всей, — до семнадцатого года. По прогнозам того времени экономического соревнования Америки и России просто могло бы не быть. — Лидерами могли стать мы. – Отсюда причина отечественной бучи, проплаченной финансистами запада. Эту проплату не смогли упредить немногие умные в России.
В итоге, посылки мы взяли иные, — несусветные. Россию просто заказали (так говорят теперь). Заказали на заклание, как барана (был и заказчик. Сегодня то Югославию, то Грузию, то еще кого-нибудь закажут, — концов не найти.
Личные записи
…Книга наконец-таки вышла. Слава Богу. И как же она надоела мне! Сто раз читать и редактировать самого себя, это ли не ужасно? Надеяться на корректоров в издательстве оказалось по-детски глупо. И умных людей в издательстве не оказалось. Имеющиеся девочки-троечницы допускали умопомрачительные ошибки. Издательство это называется «Псковское возрождение».
Наборщиц текста здесь в Сланцах я перебрал с десяток. — У некоторых иногда выходило до двадцати ошибок на лист! – Из сего сделал вывод: «Если хочешь проверить девушку – дай написать ей диктант».
Наиболее «яркие» ошибки после «корректуры» в издательстве оказались таковы:
Топоним «Ям» (Ямбург – Кингисепп) псковичи мне сделали как «Ямм». В Псковской области, за Гдовом, действительно есть поселок Ямм. От этого названия они ничтоже сумняшеся, не доверяя мне как автору, сделали поправку на «Ямм». Смысл текста сразу же изменился.
Ямм, очевидно, средневековое финское написание этого поселения. У нас название носит славянский окрас, хотя первоначально Ям – этноним, отображающий ситуацию в регионе.
В наших местностях некогда проживал народ финской группы, самоназвание которого «ямм» (по-русски «ям»). Оно существовало еще в XVIII веке. Это отмечает один из исследователей наших местностей Федор Туманский[54] Со времен XV в. на Руси по примеру татар ввели ямы дорожные, ввели регулярное ямское сообщение и ямскую почту.
Близ Сыренца на Нарове существует название поселения такой же формы словообразования – Яама. Это тот же этноним, но на эстонский манер.
В итоге мы имеем знаковую этногруппу названий Ям – Ямм – Яама. Откуда корректорше знать о коллизиях местного топонимического словообразования? Одна эта «поправка» вынудила по-новому внимательно перечитывать всю книгу в 700 машинописных страниц.
Наряду со злополучным Яммом существовали и другие существенные изменения авторского текста. Так старое и очень емкое по значению слово «храмоздатель» (благодетель, построивший храм) – корректура заменила на неведомое «храмосоздатель». Такого слова в русском языке нет, да и само словообразование «храмосоздатель» неудобно в произношении и громоздко по смыслу. Уникальная лаконичность старого произношения была заменена эквилибристикой безграмотного новояза. В корректуре это был недопустимый промах, который сразу же бросался в глаза.
Некто недавно осудил меня за использование слова «местники». Между тем, оно емко характеризует определенное понятие. Почти полноценная замена слову «местники» – словесный оборот «местные жители», но оно не дает понятия на сугубый окрас местного, да и смысл выражения становится суховат, становится как бы казенным. Выражение «местные жители» – напишет человек бездушный, безразличный к проблеме языка. Между тем, некоторые авторы сегодня занимаются формированием этого самого языка. Возврат в него некоторых старых слов, емких по смыслу, – насущнейшая языковая задача.
Сегодня надо исправлять многие неудачные изменения в языке, допущенные реформаторами ХХ века. Как никогда важно вернуть в словесный оборот удобные и употреблявшиеся раньше православные словообразования и славянизмы, например, – «священноцерковнослужители». Формирование языка путем возврата в обращение прошлого – задача сохранения языка вообще. Язык – значимая составляющая национального своеобразия. Именно от русского своеобразия пытаются отринуть нас недобросовестные, лукавые, а чаще неграмотные учителя, затвердившие языковые истины еще в 60-е годы.
Язык сегодня развивается усилиями безвестных энтузиастов. Возврат в него нашего отечески-исконного очень важен в рамках извечной борьбы с наступлением на Русь недоброго англо-саксонского постулата.
Следующее неприемлемое для меня изменение текста – это использование православных и имперских понятий без должного к ним уважения. Корректор, как его учили в институте, пишет по-старосовецки. Cлова: Бог, Православие, Святой, Царь, Император корректоры пишут: «бог», «православие», «святой», «царь», «император». Написание подобного рода было принято иноверцами. Настало время его отменить, как антирусское. Пора реабилитировать судьбоносные для России понятия, пора уважительно относиться к прошлому России, пора не проявлять неуважение к ней в тех же словах. Мое требование к корректуре было изменить слова означенного смысла и писать их с большой буквы. – Историк не должен писать в рамках идеологизированного маразма.
Исконную форму русского языка, незамутненную языковыми изменениями, сохраняет у нас Православная Церковь. Именно на православное писание текстов следует ориентироваться, а не шарахаться в атеистическом бреду. Насильственно-антирусский новояз Ленина-Троцкого сегодня нужно признать вредным пережитком, не отображающим реалии современности. Россия может выжить в современном мире, проводя имперскую политику, как США и Англия. Ее следует осуществлять в противоположность бессовестному англо-саксонскому глобализму, за которым стоит тривиальный, мир с базарными ценностями. Большевики были исполнителями всемирного мирового проекта реформирования. В чем-то они пытались осуществить свое. Что им удалось, а что нет, сегодня не столь важно.
СССР – рудиментарный большевизм в стадии стагнации. Свергли его путем внутренней войны те же авторы мирового проекта – финансисты запада, они же идеологи глобализма по совместительству. Важно, что попытки объединить мир под эгидой банков, ТНК т.н. «цивилизованных англо-саксонских стран» не забыты. Страны эти политической совестливостью никогда не отличались. Случайна ли всемирная ненависть стран третьего мира к англо-саксам?
Никто у нас не хочет «общечеловеческих ценностей». Их нет в природе вещей. Каждый народ индивидуален сам по себе. Тем и прекрасен.
А. Зиновьев
Ростки возрождения
Предки оставили нам богатое архитектурное наследство – в начале века на территории нынешнего Сланцевского района насчитывалось 20 церквей, множество часовен. Крепкие религиозные традиции приумножали это достояние. Однако коммунистическая эпоха двадцатого столетия стерла с лица земли многие культовые памятники. До нашей поры сохранилось лишь 9 церквей, большинство из которых сейчас в полуразрушенном состоянии. Мерзость запустения царит не только в храмах, но и в душах – существуем одним днем, на скорую руку. Не потому ли жизнь свою не можем отладить, что нет крепкой сердцевины в душе?
Однако уже есть ростки возрождения – восстанавливаются храмы в Ложголово, Старополье. 21 августа состоится освящение отреставрированной часовни в Заручье – это событие можно считать началом новой жизни церкви. Конечно, делается все не так скоро, как хотелось бы, но даже эти факты вселяют веру в то, что наша жизнь может поправиться.
Прошлым летом группа сланцевских краеведов в составе Е. Петрова, Н. Баклагина, В. Будько (на снимке) совершила ознакомительную поездку по району. Осмотрели средневековые русские кресты, часовни, церкви, погосты. Лишний раз пришлось убедиться в том, что для серьезной краеведческой, а тем более восстановительной работы нужна комплексная продуманная программа, материальная и финансовая поддержка. А пока этого нет, приходится лишь созерцать плачевное состояние некогда богатого величия.
Знамя труда. № 117 (13317). 11.08.1999.
В.М. Гуслина
Представление книги краеведа
В методическом отделе объединенной районной библиотеки 16 августа состоялось представление книги краеведа В.И. Будько, организованное отделом по делам культуры, молодежи и спорта МО «Сланцевский район» и объединенной районной библиотекой.
Поздравить В.И. Будько с замечательным событием – изданием книги «Север Гдовщины» пришли знакомые, друзья, с которыми его связывает творческая деятельность, а также его семья, которая, по оценке самого виновника торжества, не просто оказала поддержку, в т.ч. материальную, но и создала необходимые условия для творческой работы над книгой.
Со словами поздравлений и пожеланиями дальнейших творческих успехов к В.И. Будько обратились вице-губернатор правительства Ленинградской области В.В. Иванов, исполняющий обязанности главы муниципального образования А.Г. Парамоненко, зам. главы муниципального образования Р.М. Саитгареев, начальник отдела по делам культуры, молодежи и спорта О.В. Матвеева. Лестные, вполне заслуженные слова оценки сделанной добротной работы – написания книги сказаны были от имени тех коллективов, с которыми В.И. Будько сотрудничает уже многие годы: объединенной районной библиотеки, городского музея, художественной школы, редакции газеты «Знамя труда». О большом воспитательном эффекте изданной краеведческой книги сказал, в частности, председатель Сланцевского отделения партии «Единая Россия» М.А. Кибиткин. Но, пожалуй, лучше о краеведении, чем написал В.И. Будько, не скажешь: «Краеведение — это наше всё, это культура… Само слово «краеведение» неудачное. Надо говорить – история. Большая и малая история большой и малой родины. К истории я пришел через родословие, через своих дедов и бабок. Каждый незримыми нитями связан с историей страны, а какие-то – даже с историей мира».
Знамя труда. № 63(14215). 19.08.2005.
В г. Гдов 30 мая в центральной районной библиотеке состоялись первые «Чудские чтения». Планируется сделать их ежегодными и придать статус научно-практической конференции. Основная тема – краеведение и литературно-художественное творчество Гдовской земли. Участниками чтений стали: Псковская областная библиотека для детей и юношества им. В.А. Каверина, Сланцевская центральная библиотека, писатели В.И. Фокин и С.И. Каширин, самодеятельные авторы, библиотекари.
Современный Сланцевский район – частичника древней Псковской земли, Гдовский и Сланцевский районы связаны общими историческими корнями. Для сланцевскоп центральной библиотеки открывается возможность межрегионального сотрудничества в деле сохранения общего исторического и литературно-художественного наследия. На чтениях прозвучали сообщения: «2007 год – юбилейный год Ледового побоища»,
«Русская идея Александра Невского», «Гдовский район глазами сланцевского краеведа В.И. Будько», «О критике, писателе и философе А.В. Дружинине», «Гдовщина в творчестве писателя Льва Малякова», «Воспоминания о писателе Сергее Воронине», «Почетный гражданин Гдова писатель Сергей Каширин» и др. О своем творчестве рассказали местные авторы: Сергей Колбин, Любовь Степанова, Олег Денисов, Анна Виноградова. Прозвучали стихи, представленные на конкурс к 575-летию города Гдова.
В. Гуслина, ведущий библиограф ЦГБ.
Знамя труда. 15.06.2007.
Н.В. Томс
Работаю в Москве, но сердцем – в Сланцах
Горожане уже знают, что сланцевский художник и краевед В.И. БУДЬКО (в 2005 году вышла в свет его книга «Север Гдовщины»), второй год живет и работает в Москве. Он по-прежнему любит свой край и продолжает поиск краеведческих материалов. Сегодня он у нас в гостях.
– Владимир Иванович, где Вы сейчас работаете в Москве?
– Участвовал в реставрации Большого Театра, но теперь ушел по личным соображениям в другую фирму. – Нужно больше свободного времени.
Сегодня работаем на Красной Площади, напротив собора Василия Блаженного, рядом со зданием ГУМа. Занимаемся реставрацией здания: докомпоновываем утраты на фасаде. Приходится выполнять и сложные штукатурно-лепные работы.
Мои жена и дочь тоже работают реставраторами, сегодня конкретно на Большом дворце в Царицыно, который почти двести лет стоял в запустении. Там уже идут позолотные работы, облицовка белым камнем, мрамором, пишутся плафоны и настенные живописные вставки, устанавливаются зеркала. Работы курирует Ю.М. Лужков, – жесткий человек, к приезду которого подрядчики загодя готовятся.
Та группа, где я работал ранее, продолжает реставрацию Большого театра, но я не жалею, что перешел на новую работу. Времени для творчества у меня сейчас больше, а там приходилось трудиться с пререработками, почти без выходных.
– Владимир Иванович, Вы никогда не были раньше художником-реставратором. Сложно ли было освоить новое для себя дело?
– В реставрацию люди приходят разными путями. Мне очень помогает опыт художника-оформителя и природные данные. Если смонтировали какую-то гипсовую деталь, то трещины-сопряжения надо скрупулезно отмазать, без огрехов. На это усидчивости не у каждого хватит. Есть реставраторы – сугубые профессионалы, которые делают скульптуру, барельефы. В нашем театре(!) до сих пор нужны строительные специальности, и даже руководящие работники, – прорабы.
Нашей группе зимой приходилось делать гипсовые модели. Для этого, как в детском саду, берется пластилин, лепятся согласно чертежам цветочки-лепесточки. Такие детали бывают довольно большие, до метра и более.
В Большом Театре одно время мы работали в так называемой, VIP-зоне, где в прошлом бывала элита СССР – Сталин, Брежнев, Хрущев, где согласно протокола принимали глав иностранных делегаций. Там мы реставрировали дореволюционные фризы, фигуры ангелочков, растительный орнамент. А на фасаде театра приходилось латать различных наяд и растительные фризы. Попадались трухлявые, как грибы, детали, которые отслаивались. Некоторые сбивали и дофрагментировали. Делали балясины для лестниц.
Герб СССР что изображен на сторублевой купюре, недавно демонтировали с фронтона, упаковали и отправили в музей. На место его установили императорского двуглавого орла, которого после снятия лесов сможет лицезреть оболваненный народ.
– Чем запомнилась работа в Большом Театре?
– В первые дни я свалился пятой точкой в оркестровую яму, на ржавый гвоздь. В конторе не нашлось йода, поэтому мазали зеленкой.
Некоторые собирали в театре старые костюмы, вещи. При вскрытии полов попадались фантики, обертки, старинные билеты 1860 – 1900-х гг. В одном месте «керенки» нашли, в другом схему театра, находили большое количество программок спектаклей, фрагменты газет. В театре часто работали телевизионщики, – наши, французы, Би-Би-Си… Иногда просили побыть актерами: изобразить кипучую деятельность в каком-нибудь из залов. Сегодня работы по реставрации театра продлены до 2009 года.
Зря, как мне кажется, вокруг здания заглубляются на двадцать шесть метров вниз. Вокруг ходит тяжеловесная техника, режут грунт и в армированные колодцы закачивают бетон. Внизу планируются хозяйственно-подсобные помещения, подземные сцены (целых 6 этажей) и проч. На стенах, в том числе и на гипсовых деталях фасада появляются микро-трещины.
– Нравится жить и работать в Москве?
– Москва для меня чужой город, свой, естественно, Сланцы. Москва – город желтого дьявола и лжи.
С Москвой не сроднился. Было бы нормальное пенсионное обеспечение, достойная работа, я бы, не задумываясь, сюда вернулся. Но поскольку здесь для меня работы нет, пока вернуться не могу. Младшей дочке надо карьеру в Москве делать: производственную, учебную, личную. Она так не связана со Сланцами, как я, а у меня еще пуповина не перерезана.
– Что Вы привезли в родной город в раздел краеведения?
– Много файлов для создания серьезного исторического интернет-ресурса по Сланцам.
В свое время архивы снимал в Пскове. Дело в том, что наши волости когда-то входили в Гдовский уезд. В Пскове оказались партийные архивы 1918 – 1930-х гг. Мне удалось кое-что переснять по Новосельской, Старопсльской, Доложской волостям, о налете Булак-Балаховича в 1919 году. В целом псковичи отнеслись очень доброжелательно к моей краеведческой работе.
Разделы, куда входят файлы для создания сайта по истории города, у меня такие: Гражданская война, Отечественная война, памятники города и района, река Плюсса, Православие, архитектура, постройки и т.д. Надо осветить историю Сиженсксго, Ложголовского, Старопольского приходов. После атеистического периода Россия испытывает период возрождения, хотя СМИ и те, кто оболванивают нас западными ценностями, этого не хотят.
– Сейчас вы в отпуске. Чем занимаетесь?
– Обхожу свои «владения». Планирую поработать с родной городской библиотекой. Поброжу в Понаровье, Причудье, где есть долгожители, знающие историю края.
– Откуда у Вас такая страсть к краеведению?
– Мой отец всегда много выписывал периодики, а я штудировал ее, интересуясь всем. Интересовался своей родословной. Мой прадед подряжался с бригадой красить-белить храмы. Его племянник рисовал, учился в академии Художеств у Петрова-Водкина, а потом оказался в Париже. Так каждый род связан с историей края, России, мира.
Школьником я в 9 – 10-м классах учился у историка, географа и краеведа Евгения Николаевича Петрова, который, к сожалению, в этом году ушел из жизни. Мне нравилось не просто читать, но и осмысливать исторический процесс. Ко всему этому приложилась и любовь к путешествиям. Мальчишками мы много ездили на велосипедах в Нагинщину, Дворище, Боровню, – купаться, ловить раков. На реке Сиженке кололи налимов, знали все котлы на р. Кушелке. Леса знали досконально, все тропочки, дорожки, проселки, собирали подснежники, ягоды, березовый сок. Мельницу в Нагинщине с детства знал, а потом оказалось, что там находится гипотетическое древне-русское поселение. Так одно прикладывалось к другому, возникло ощущение Родины.
Въезжаю в Сланцевский район и чувствую радость – это все до боли знакомое, мое. Но немало здесь неизведанного, неописанного. Предыдущая плеяда краеведов писала о чем? О войне, о подвигах, о славе. Тогда Православие, храмы были запретной темой. Теперь, пожалуйста, бери, работай, штудируй старые источники. Осталось громадное количество исторических лакун.
– А в московских архивах удалось поработать?
– Я работал в «Историчке», в «Ленинке» (это библиотеки), сейчас там «лажу» в Интернет. Заготовил письма в Архив древних актов, Литературный музей, отдел рукописей «Ленинки». Там есть материалы по Гдову, Пенино, письма семьи и соседей писателя А.В. Дружинина, гдовского землевладельца и проч. Все это интересно.
Беседу вела Н. Томс, обществ. корреспондент.
Знамя труда. 17.08.2007.
[1] Кафе «Омега» прекратило свое существование в 2012 г.
[2] Я и В. Смирнов концепции оформления не решали.
[3] Пьянство в СССР иногда имело социальный окрас. Людей преследовали несправедливость и безысходность.
[4] В магазите с. Заручье в то время работала Г.И. Степанова, мать Лехи Степанова. Раз мы посещали ее, когда она жила в здании заручьевской школы. Магазин тот при невыесненных обстоятельствах сгорел.
[5] ВОСР – Великая Октябрьская Социалистическая Революция.
[6] В приезд мой в Сланцы в 2012 г. Е. Новиков при личной встрече меня даже не узнал. Противная штука – старость.
[7] Пока писал эту книгу, Шойгу возглавил Министерство обороны, где заместил известного всей стране барыгу Сердюкова.
[8] Для сравнения: 3-х комнатная кооперативная квартира моя в г. Сланцы стоила тогда 3, 5 тыс. руб, а наш автомобиль «Жигули» (пикап- «двойка») – 2,9 тыс.
[9] Социальный эксперимент в стране лопнул, как мыльный пузырь. Банкиры примолкли. Сегодня уже новый американский посол в Москве говорит, что «депутинизация» страны должна быть сделана руками россиян. На новую революцию США опять выделяет деньги. Американские СМИ открыто признают факт политического вмешательства в дела России, Сирии, Ливии, Египта. Наглости запада нет предела.
[10] Знамя труда. 9.12.1984.
[11] В 2012 г. ее уже не было.
[12] Пока я писал воспоминания, в Сланцах действительно появилась машина, которая хорошо рисует портреты.
[13] Полная версия материала с иллюстрациями имеется на сайте slanist.ru.
[14] Приговор моего отца.
[15] Считалось в городе, что шахтеры на пенсии долго не живут. Во всем винили их тяжелый труд. Нарицательной была работа в «навалке», где человек всю смену орудовал лопатой. Собираясь за столом, шахтеры затевали разговоры про «циклы» и «риштаки».
[16] В Японии для национального бизнеса нет банковского процента на кредит. Правительство страны находится под полным контролем ФРС и ТНК. С каждой иены, как и с каждого рубля, в США перечисляется оброк, определенный тайными соглашениями Центробанков означенных стран.
[17] Курение – элемент всемирной биологический войны, которая ведется уже на видовом уровне. И в нашей стране сегодня в сигареты добавляются компоненты неизвестного происхождения. Производятся они на западе.
[18]«Ударник сланца». 1935.
[19] Начальники воспоминаний не пишут. Сегодня у меня бывший директор ГИМЗ разразился 15-й книгой стихов, а я ее обрабатываю. Вот и все. – Для меня это сюжет и фарс. Из заголовков стиха я узнаю, где он отдыхал за мои деньги. Когда у него случился 70-летний юбилей, я за свой язык не был зван на питие.
[20] В Выскатке, наконец, пришлось попробовать и лосьен. Г.А. Петросян первым начал завозить в город суррогаты спирта, сделанные кем-то на предмет протирки стекол и разжигания каминов. Он поначалу продавал их в хлебном ларьке возле «Детского мира». Потом тот ларек быстро прикрыли. «Льдинку» и «Снжинку», цивильные суррогаты уже новой волны, стали продавать в хозяйственном ларьке на Больничном Городке. Владельца я хорошо знаю.
[21] Изографы имеют право на творческий эксперимент.
[22] Развернутая версия материала дана на сайте slanist.ru.
[23] http://vk.com/priho
[24] Однажды в газетке нашей прошел сюжет о том, что Сланцевский торг закупил картошку для города не в близлежащих совхозах, а в Белоруссии. – Все подумали: «Велика сила отката!». Само слово это, позорящее нас, как державу, появилось много позже. Откат – такой же нацспорт, как бухло.
[25] Свояк – самогон.
[26] Бодяжить – мешать, ухудшать, изготовлять низкопробное спиртное в обход государственной монополии. Сегодня уже есть свидетельства того, что и в Шотландии люди пьют уже паленое виски.
[27] За нарушение миграционного законодательства с бедных гастарарбайтеров новоиспеченные полицейские берут нынче уже 5 тыс. руб. Я слышал такие жалобы лично. – Это как раз мой оклад научного сотрудника в ГИМЗ «Горки Ленинские», наш национальный позор.
[28] В 2012 г. ларек этот был уже упразднен.
[29] Райпотребсоюз.
[30] В 2012 г. на рынке я воочию наблюдал, как сланцевчане азартно копаются в тряпках секонд-хэнд. Национальный позор в стране, где многие не могут достойно работать и зарабатывать.
[31] Страна плохо контролирует производителей спиртного. Скорее всего, она их вообще не контролирует. В противном случан у нас не было бы такой ужасающей смертности мужчин цветущего и зрелого возраста. В основном благодаря некачественному спиртному в России продолжительность жизни мужчин держится на уровне 59 лет. Отделения кардиологии в России забиты пятидесятилетними потребителями фальсификантов спиртного. Это тревожная тенденция, мало того, – преступление геноцида против своего народа.
[32] Короткий период бормотень потом продавали в 3-литровых банках.
[33] На ведро простой воды – Две бутылки той бурды.
[34] http://wineturist.livejournal.com/14525.html
[35] Не изымать фальшаки надо, а сажать делателей.
[36]http://obozrevatel.com/health/vse-poroshkovyie-vina-falsifikat-ekspert.htm
[37] http://www.ovine.ru/forum/viewtopic.php?t=46
[38] http://kirishi.allnw.ru/kirishi1/news/106303
[39] 1% спиртовой раствор силициловой кислоты.
[40]http://ru.wikipedia.
[41] http://www.pohmelya.net/a/715.html
[42] Бред Молдавии.
[43] Рыков – высокопоставленный чиновник кремлевской администрации, который, очевидно, был причастен к выпуску продукта.
[44] Материал «Рок» первоначально дан мною на сайте slanist.ru, где он разбит на 6 глав: 1 глава – текст и фотографии, 2 – 6 главы – фотографии с комментариями. В данной редакции очерк переименован и дополнен новыми сведениями.
[45] По возвращении моем в Сланцы в 2013 г., я узнал, что В. Крупенин вышел на пенсию, а А. Павлов – умер. В. Петрова я не видел и ничего о нем не слышал.[46]Знамя труда. 17.08.2007.
[47] Статья перед выходом в газете подверглась моей кардинальной обработке.
[48] Обработка материала сайта slanist.ru. На сайте так же имеются эскизы, сделанные мной для Св.-Успенского скита на р. Долгой.
[49] В Москве мне доводилось видеть книгу, изданную немецким посольством, в которой был указан номер лагеря немецких военнопленных в г. Сланцы. Старшее поколение краеведов о нем даже не упоминает.
[50] Меломан и собиратель изображений на камнях Сергей Никонов умер в Сланцах, очевидно, в 2012 г.
[51] Опыт провинциальной жизни. Сланцы. 1997.
[52] Опыт провинциальной жизни. Сланцы. 1997.
[53] Новая версия составлена к ноябрю 2012 г.
[54] Туманский Федор.
Центральный государственный военно-исторический архив СССР (ЦГВИА СССР), Военно-учетный архив (ВУА), № 18 999 (Описание Петербургской губернии). Отдел рукописей Государственной публичной библиотеки. Эрмитажное собрание, № 558. Опыт повествования о деяниях, положении, состоянии и разделении Санкт-Петербургской губернии, 1789 – 1790 гг.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вы должны авторизоваться.