СОВРЕМЕННИКИ НАЗЫВАЛИ ЕГО «ВОЕННО-МОРСКИМ ЛОМОНОСОВЫМ»
Россия, владеющая шестой частью всей суши земного шара, является самой крупной континентальной державой мира. Но одновременно она всегда была и великой морской державой. Около двух третей ее государственных границ – 38807 из 60932 километров их общей протяженности – приходится на побережье морей и океанов. Ее берега омываются водами Северного Ледовитого и Тихого океанов, Балтийского, Черного, Азовского и Каспийского морей. А реки России, протяженность государственных границ по которым более 7 тысяч километров, являются не только важнейшими путями сообщения, выходами к морям, но и исходными районами для плавания по морям.
Вместе с тем, феодальная раздробленность, непрекращающиеся междоусобицы удельных князей, а потому и общая слабость Древней Руси, политическая и экономическая отсталость России XVI – XVIII веков не позволяли ей в полной мере использовать этот выгодный географический фактор. Нашествие татар и последовавшие за ней польская и шведская интервенции уничтожили русское морское могущество на южных морях и отделили Россию от Черного и Каспийского морей. В ее руках оставалось только побережье Белого моря и небольшая часть берега Финского залива в устьях Невы и Нарвы. Россия не могла смириться с создавшимся положением и непрерывно вела борьбу за выходы на побережья. Эта борьба за выход к морям стала одной из основных целей русской внешней политики.
Ныне редко цитируемый Карл Маркс, характеризуя то время, справедливо отмечал: «Никогда ни одна великая нация не существовала и не была способна существовать в таком внутриматериковом положении, как первоначально государство Петра Великого; никакая нация не подчинилась бы подобным образом тому, чтобы видеть, как ее берега и устья ее рек отторгнуты прочь от нее. Россия не могла оставить устье Невы, единственный путь для сбыта продуктов русского Севера, в руках шведов».
Таким образом, сама жизнь требовала создания мощного регулярного флота, способного защитить морские рубежи страны, отстаивать интересы государства... История регулярного русского флота начинается с эпохи Петра I: «Всякий потентат, который войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет».
Сошлюсь еще раз на авторитет К. Маркса, по словам которого «превращение Московии в Россию явилось результатом ее превращения из полуазиатской континентальной страны в главенствующую морскую державу на Балтийском море».
«Россия вошла в Европу, как спущенный корабль, – при стуке топора и при громе пушек», – так писал А.С. Пушкин об эпохе Петра Великого.
Уже с первых дней рождения флота особое внимание было обращено на подготовку офицерских кадров.
14 января 1701 года по указу Петра I в Москве была учреждена Школа математических и навигацких наук, ставшая первым в России военно-морским учебным заведением. В Школе обучалось в то время всего четыре человека, а преподавателями были известные ученые и талантливые педагоги – Л. Магницкий, С. Гвын, А. Фарварсон…
Популярность Школы росла, и уже в 1702 году в ней обучались двести учеников, а первый выпуск состоялся в 1705 году, большая часть которого была направлена на строящийся Балтийский флот, многие из них прославились в морских сражениях.
В 1715 году двести учеников старших классов перевели в Санкт-Петербург, где открылась Морская академия, преобразованная в 1752 году в Морской шляхетский кадетский корпус (в 1762 году из названия Корпуса было изъято слово «шляхетский»). Из стен этого учебного заведения вышли почти все выдающиеся русские мореплаватели и флотоводцы.
Не только компетентные, но и талантливые преподаватели и педагоги П.Я. Гамалея, М.Ф. Гарковенко, С.А. Ширманский-Шихматов и другие не могли не оставить глубокого следа в деле воспитания будущих офицеров флота.
В их плеяде наиболее замечательной была личность выдающегося ученого и педагога, крупнейшего военно-морского теоретика, активного участника Русско-шведской войны (1788–1790), действительного члена Российской академии наук капитан-командора Платона Яковлевича Гамалея.
Все российские мореплаватели и флотоводцы, от мичмана до адмирала, ученые-гидрографы и кораблестроители первой половины XIX столетия так или иначе являлись его учениками.
Платон Яковлевич Гамалея родился 29 (18) ноября 1766 года в с. Малютинцы близ Пирятина (ныне село Пирятинского района Полтавской области), в родовом поместье своего отца – Якова Александровича, коллежского асессора, заседателя земского суда в Чернигове и городничего в Пирятине, представителя старинного казацко-старшинского рода, воспетого Т.Г. Шевченко в поэме «Гамалія» («Гамалея»). Мать – Екатерина Семёновна, в девичестве Мандрыка.
(Здесь и далее все даты жизни и службы П.Я. Гамалея приведены в соответствии с его Послужным списком и Биографической справкой из «Общего морского списка», предоставленных РГА ВМФ автору через Посольство Российской Федерации в Украине)1.
Родители постарались дать сыну хорошее образование: с шестилетнего возраста в течение семи лет Платон обучался в Киевской академии, а затем, в 1779 году, в возрасте 13 лет был определён в Морской кадетский корпус – престижное учебное заведение того времени. Одарённому юноше учёба давалась легко, к тому же пригодились полученные в Киеве знания основ математики, французского языка и латыни.
В 1781 году он уже капрал, а с 1782 – участник двухгодичной морской практики в Средиземном море на корабле «Св. Георгий Победоносец» в составе эскадры под командованием вице-адмирала В.Я. Чичагова. В этом походе П.Я. Гамалея получил прекрасную практическую подготовку, усовершенствовал свои знания теории судовождения, изучал морскую астрономию и метеорологию. В портовых городах юноша знакомился с культурой и бытом стран Средиземноморья, одновременно осваивая английский и итальянский языки.
По завершении практики в 1783 году Гамалея был произведён в подпрапорщики, а после окончания с отличием корпуса в мае 1784 года получил мичманский чин.
В 1785 году на корабле «Иоанн Богослов» молодой офицер участвовал в крейсерских походах по Балтийскому морю; с 1786 года состоял при Кронштадтском порте. Годом спустя он – один из лучших офицеров флота, был назначен в кругосветную экспедицию под начальством капитан-лейтенанта Г.И. Муловского. Однако начавшиеся войны с Турцией и Швецией, а также гибель Муловского в сражении при Борнгольме помешали реализации этого масштабного проекта.
Лишь спустя полтора десятилетия, в 1803 году, русским кораблям под командованием И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского удалось обогнуть земной шар. Но в этом походе приняли участие уже молодые ученики Гамалея – лейтенант Ф.Ф. Беллинсгаузен и мичман О.Е. Коцебу.
18 (7) января 1788 года Платон Яковлевич был произведён в лейтенанты и в ранге поручика направлен в Морской кадетский корпус. Однако Русско-шведская война (июнь 1788 – август 1790) на время прервала едва начавшуюся педагогическую и научную карьеру перспективного учёного. Гамалея получил назначение на 100-пушечный трёхдечный флагманский корабль эскадры адмирала С.К. Грейга «Ростислав» под командованием Е.С. Одинцова.
В Гогландском сражении 6 (17) июля 1788 года, противостоя флагманскому кораблю противника «Принц Густав», «Ростислав», потерявший в ходе сражения 17 человек убитыми и 43 ранеными и получивший 121 пробоину, всё-таки вынудил шведов спустить свой флаг. Гамалея, командуя орудиями верхнего дека (на парусных судах деком называли палубу, на которой была установлена артиллерия), показал себя храбрым и распорядительным офицером, искусно управлял огнём вверенной ему артиллерии и был удостоен особого монаршего благоволения.
В 1789 году получивший боевое крещение офицер был назначен на гребную флотилию в распоряжение вице-адмирала принца К.Г. Нассау-Зигена. Командуя коттером (катером) «Кречет» (коттер – двухмачтовый парусно-гребной корабль длиной 16,8 м, шириной 6,7 м, имел на борту 20 орудий), Гамалея участвовал в Первом Роченсальмском сражении (24/13/ августа). Известный советский писатель В. Пикуль в своём историческом романе «Фаворит» описал встречу Гамалея с мичманами Курносовыми накануне битвы: «Близнецы Курносовы обедали на двухмачтовом коттере «Кречет», где командирствовал Платон Гамалея, лучший астроном флота. Великий трезвенник, он в бокалы мичманские подливал сливки…»2.
В этом сражении российский флот одержал важную победу: шведы потеряли 39 кораблей, потери русских составили всего 2 судна. За проявленную смелость и находчивость Гамалея был пожалован в капитан-лейтенанты. В дальнейшем он участвовал в боях при занятии поста у Березунда и при овладении двумя береговыми батареями.
В начале 1790 года Платон Яковлевич привёл берегом 300 человек в Фридрихсгам, где был назначен командиром полупрама «Леопард» (полупрам представлял собой плоскодонный артиллерийский парусно-гребной корабль, использовавшийся в качестве плавучей батареи, длиной 35 м, шириной 11 м, с осадкой до 1,5 м, имел на вооружении до 20 пушек крупного калибра). Позднее командовал 70 канонерскими лодками в Выборгском сражении 22 июня (3 июля). За проявленную храбрость получил второе монаршее благоволение.
Второе Роченсальмское сражение 28–29 июня (8–9 июля) 1790 года – крупнейшее на Балтийском море (с обеих сторон были задействованы до 500 различных кораблей и судов, около 30 тыс. человек) – имело роковые последствия как для самого Гамалеи, так и для всей русской эскадры. Бездарное руководство К.Г. Нассау-Зигена привело к сокрушительному поражению: были сожжены, потоплены или взяты на абордаж 64 императорских корабля, 22 были захвачены в качестве приза, убиты, ранены или пленены около 9 000 российских моряков. Капитан-лейтенант Гамалея, получив ранение, попадает в плен. Лишь после заключения мирного договора со Швецией Россия получила возможность начать возрождение былой мощи своего флота: построить и оснастить современные боевые корабли, подготовить качественно новые офицерские кадры.
Решению этих задач посвятил свою дальнейшую жизнь Платон Яковлевич Гамалея. В начале 1791 года вернувшийся из плена боевой офицер вновь приступил к научной и педагогической деятельности в Морском кадетском корпусе в качестве ротного командира и преподавателя математических наук.
В 1792 году он совершил своё последнее плавание: на фрегате «Воин» ходил с гардемаринами в водах Балтики. За прошедшие 10 лет службы Гамалея участвовал в 9 кампаниях и многих сражениях, почти 5 лет находясь непосредственно в море. Тяжёлая служба на парусных кораблях, участие в боевых действиях, полученное ранение серьёзно сказались на его здоровье. Врачи категорически запретили дальнейшие плавания. Но осталась военно-морская наука, служение которой принесло Гамалее заслуженную всемирную славу.
С 1793 года Платон Яковлевич начинает преподавать гардемаринам морскую практику, эволюцию и теорию морского искусства.
«От всех моих начальников, как в поведении, так и в исполнении должности, – отмечается в его «Послужном списке», – аттестован был хорошо»3. Прекрасная образованность, огромный практический опыт, незаурядные педагогические способности и научный авторитет побудили начальство в 1795 году назначить его исполняющим должность инспектора классов (заведующего учебной частью) при Морском кадетском корпусе.
С первых дней деятельности на этом посту, убедившись в отсутствии учебников и системы образования, Гамалея принялся за составление руководств по всем предметам наук, необходимым будущим морским офицерам. Свой труд он начал с астрономии, навигации и высшей математики. За этими курсами последовали учебники алгебры, теории и практики кораблевождения. Гамалея коренным образом реорганизовал постановку учебного дела.
По его инициативе и при его личном участии впервые в Морском корпусе организовали курсы повышения квалификации для преподавательского состава, на которых виднейшие отечественные специалисты читали специальный курс лекций по отдельным актуальным разделам морской теории и практики.
За достигнутые успехи на преподавательском поприще 4 октября (23 сентября) 1797 года Гамалея был произведен в капитаны 2 ранга, а в феврале 1798 года – награжден орденом Св. Анны 3-й степени. В ноябре 1799 года талантливый ученый получил чин капитана 1 ранга, а в январе 1800 года удостоен ордена Св. Анны 2-й степени.
В 1799 году Гамалея стал одним из пяти постоянных членов учрежденного при Адмиралтейств-коллегии «Комитета для обсуждения вопросов по кораблестроению и мореплаванию». Комитет был призван издавать статьи и книги по морскому делу, переводить и печатать лучшие иностранные сочинения, «отовсюду заимствовать и насаждать семена учения», заниматься «рассматриванием всего, что нужно и чего не достает к сведению обо всяком мореходном искусстве». Под руководством и при непосредственном участии Гамалеи комитет сразу же начал собирать коллекцию книг по морской тематике, положившую начало первой Морской библиотеке Санкт-Петербурга4.
В 1802 году П.Я. Гамалея утверждают в должности инспектора классов Морского корпуса. За сравнительно короткое время Платон Яковлевич заменяет старые программы обучения новыми, более прогрессивными. Он поднял научную подготовку воспитанников учебного заведения на исключительную высоту, дав флоту большой контингент прекрасно образованных моряков, прославившихся впоследствии своими боевыми подвигами, научными исследованиями и литературными трудами, географическими открытиями.
Одновременно с этим Гамалея пишет собственные учебники по математике и физике, механике и оптике, навигации и кораблевождению, судостроению, астрономии и метеорологии, истории флота, прилагает усилия в развитии минного дела. В октябре 1808 года он поддержал идею подполковника И.И. Фицтума (впоследствии генерал-майора, члена Военно-учёного комитета), изобретателя первой подводной мины, о возможности применения электричества для подрыва мин и подводных фугасов: «С удовольствием прочел докладную записку, которую вы были любезны направить мне. Я нахожу, что разъяснения, которые вы даете по поводу вашего метода, вполне удовлетворительны; в особенности мне показалась очень изобретательной мысль о применении электричества. Во всяком случае, опыты, о которых вы ходатайствуете, будут очень полезны…»5.
Многие печатные труды Гамалеи вышли за рамки простых учебников. По своей полноте и систематичности изложения они стояли гораздо выше научно-методических разработок по военно-морской тематике ведущих мировых специалистов того времени. При этом сам Платон Яковлевич скрупулезно отслеживал и изучал все новации в организации учебно-воспитательного процесса как в русских кадетских корпусах, так и в военно-учебных заведениях Франции и Англии, и на этой основе с учётом морской специфики написал полный «Морской курс», являвшийся на тот период единственным в мире. Это энциклопедическое пособие в четырёх томах, изданное им дважды – в 1801-1804 и 1810-1813 гг. – под названием «Вышняя теорiя морскаго искусства», включало в себя алгебру с приложением к геометрии; дифференциальное и интегральное исчисления с приложением их к высшей геометрии и навигации; начальные основы механики; теорию кораблестроения и кораблевождения..
В 1804 году Гамалея издал «Опыт морской практики» в двух томах; в 1806-1809 гг. – учебник под названием «Теория и практика кораблевождения» в трёх томах, включавший в себя навигацию, астрономию и опыты морской практики.
«Теория и практика должны быть неразлучны, – утверждал П. Гамалея, – единственно от совокупного напряжения сил и взаимных пособий усовершенствоваться может. Теория должна быть основана не на произвольных положениях, но на многочисленных и с крайней точностью учиненных опытах…, формулы должны быть просты, удобно приложимы и наблюдениями мореплавателей поверены».
Говоря о подготовке офицерских кадров, делает вывод: «Чтобы быть искусным морским офицером, не довольно знать, какими средствами управляется корабль во всех случаях, но си знания должны быть так в уме присутственны, чтоб они сами собой без всякого размышления, в момент действия представлялись».
Особое внимание П. Гамалея обращает на подготовку командиров кораблей: «Критерием оценки подготовленности командира корабля является бой. Важно в мирное время готовить к нему командира, объективно оценивать его действия».
В 1809 году Гамалея издает «Сокращенную Историю Астрономии».
Научные труды П.Я. Гамалея
|
Более пятидесяти лет его научные труды были непревзойдёнными по глубине и чёткости профессионального изложения рассматриваемых вопросов.
3 декабря 1806 года П.Я. Гамалея выступил перед выпускниками Морского корпуса со своей знаменитой «Речью о науках вообще, о пользе их и о способе упражняться в оных». В этой речи он, в частности, убеждал выпускников: «Любите науку, братцы, для самой науки, а не для того, чтобы надеть эполеты; невежда офицер похож на животного… под золотым чепраком с длинными ушами». В 1807 году «Речь…» была издана отдельной книгой. Тогда же под руководством учёного стали издаваться ежегодные астрономические таблицы для мореплавателей.
В 1801-1808 гг. им были написаны множество статей в журнал «Записки государственного адмиралтейского департамента». Замечательная из них – «Рассуждение о ветрах и вкратце о других воздушных явлениях».
Много сил отдавал Платон Яковлевич борьбе за внедрение в жизнь передовых идей отечественных и зарубежных учёных. В частности, большой популярностью пользовался его английский перевод «Сокращенной оптики» Смита (1803 г.) с добавлением к нему собственных авторских разделов – «Теория ахроматических труб» и «История оптики».
В 1801 году П.Я. Гамалея был избран почётным членом Императорской (Петербургской) академии наук, в 1805 году – членом Государственного Адмиралтейского департамента Морского министерства и членом его Учёного комитета.
Руководство Морского корпуса также высоко ценило работу своего лучшего наставника и давало ему самые высокие оценки: «Должность исправляет с отличным усердием и успехами, ведет себя как должно благородному человеку»6. При этом влияние Гамалея на его воспитанников было безграничным. Всегда скромный, чуткий, отзывчивый, внимательный, отрицавший телесные наказания, он пользовался у гардемаринов непререкаемым авторитетом. Николай Бестужев, капитан-лейтенант, историограф флота, декабрист, учившийся в тот период под началом Платона Яковлевича, впоследствии отзывался о своём преподавателе как о человеке, которому он был обязан «лучшей частью своего нравственного достояния». «Мы нетерпеливо дожидались, – вспоминал он, – чтобы бежать в класс к Платону Яковлевичу…, с какой любовью и почтительным уважением мы смотрели на этого худенького, сгорбленного старика… Пламенная любовь к наукам, нрав тихий, ровный, кроткий… оттенок дружеской отеческой любви в обращении к кадетам…»7. А «старику» в ту пору не было ещё и 40 лет!
22 (10) декабря 1804 года П.Я. Гамалея удостаивается звания капитан-командора. За отличную подготовку выпускников корпуса награждается бриллиантовым перстнем. Вот как об этом говорится в «Послужном списке Морского кадетского корпуса инспектора капитан-командора и кавалера Платона Гамалея»: «…при испытании гардемарин… в присутствии Его Превосходительства товарища Министра военно-морских сил, сенатора и кавалера Павла Васильевича Чичагова, который за показанные успехи изъявил своё удовлетворение начальству корпуса… Государь Император Всемилостивейше соизволил всем представленным жаловать по перстню, украшенному бриллиантами, в том числе и я получил таковый Монарший подарок»8.
В 1808 году Платон Яковлевич избирается действительным членом Российской академии наук и членом Вольного экономического общества. Многогранная и самоотверженная деятельность на научно-педагогическом поприще вкупе со старыми «боевыми болячками» окончательно подорвали его здоровье. Болезнь глаз и туберкулёз вынудили оставить любимую работу, и в 1809 году по высочайшему повелению Гамалея был отправлен в годовой отпуск с оставлением полного жалованья и отбыл в Полтавскую губернию.
В 1811 году в связи с полным расстройством здоровья Платон Яковлевич был вынужден окончательно оставить службу и покинуть Петербург. За заслуги перед наукой был награждён орденом Св. Владимира 3-й степени.
Брат Николай, который был в то время уездным судьёй в Борзне, помог Платону Яковлевичу приобрести небольшое поместье в селе Лысогоры Борзнянского уезда Черниговской губернии (ныне село Южненского сельского совета Ичнянского района Черниговской области), где он и провёл остаток своей жизни. С собой на Черниговщину он привёз большую библиотеку и маленький ботик, на котором выходил в «местные плавания». Платон Яковлевич вёл тихую и размеренную деревенскую жизнь, посадил и вырастил большой сад, на свои деньги построил в селе церковь, названную благодарными прихожанами церковью Платона Великомученика. Вместе с односельчанами совершал пешие паломничества в Киево-Печерскую лавру.
В письме от 24 мая 1816 года к вице-адмиралу А.С. Грейгу он писал: «Ласкаю себя надеждою, что Ваше Превосходительство не забыли ещё вовсе человека, к коему некогда проявляли Вы Вашу благосклонность и который всегда исполнен был истинным уважением и почтением к Вашей особе. Сей самый человек, теперь почти слепой, хворой и едва двигающийся, из глуши своей деревни, где несколько лет он уже живёт по милости Царя и Министра…»9.
Письмо П.Я. Гамалея
|
Умер Платон Яковлевич Гамалея на 51-м году жизни 21 (9) июля 1817 года, похоронен на сельском кладбище в Лысогорах. На его могиле был поставлен каменный крест с большим чугунным якорем.
Так закончилась жизнь одного из самых образованнейших людей своего времени, удивлявшего современников своими профессиональными знаниями моряка и широким научным кругозором. Современники называли его «военно-морским Ломоносовым». И своей отвагой в морских баталиях, и своим трудом на поприще науки он заслужил нашу Память и нашу Признательность…
В 1973 году могила капитан-командора была обнаружена учениками и преподавателями Южненской школы. По инициативе и проекту преподавателей и студентов вечернего отделения Николаевского судостроительного техникума (сейчас политехнический колледж) был изготовлен и установлен памятник – стела в виде паруса на постаменте. На нём надпись: «Видатному вченому-академіку Гамалії Платону Яковичу (1766-1817) від вдячних нащадків» («Выдающемуся учёному-академику Гамалее Платону Яковлевичу (1766-1817) от благодарных потомков»).
Местные казаки салютуют залпами из фальконетов
|
Ветераны-подводники
|
Имя Платона Яковлевича увековечено на карте мира. В 1805 году во время своего кругосветного плавания И.Ф. Крузенштерн назвал его именем мыс на острове Хонсю в Японском море. В 1966 году в честь Гамалея названы скалы в Антарктиде, на Земле Королевы Мод, открытые Советской антарктической экспедицией.10
Источники и использованная литература:
1. РГА ВМФ Ф. 406, Оп. 1. Д. 83. Л. 1, 1об, 2, 2об, 3, 3об, 4. Послужной список П.Я. Гамалея по состоянию на октябрь 1809 г.,
Биографическая справка из «Общего морского списка»//СПб, 1890, ч.III, С. 346 –349 – исх. Посольства РФ в Украине от 2.09.2009 №2874
2. Пикуль В.С. Фаворит// М., Вече; Аст, 1997, кн.2, С. 442.
3.. РГА ВМФ. Ф.406, Оп. 1, Д.83, Л. 2
4. Фёдорова О.М. Морская библиотека Адмиралтейств-коллегии (1799–1805)// Петербургская библиотечная школа. СПб, 2014, № 3. С. 40—42.
5. РГА ВМФ, Ф.ДММ, Д.2499, Л.36 Письмо П.Я. Гамалея от 8.10.1808 г. подполковнику И.И. Фицтуму в ответ на его записку по подводным фугасам
6. РГА ВМФ. Ф.406, Оп. 1, Д.83, Л. 2
7. Шигин В.В. Господа офицеры и братцы матросы//М., Горизонт, 2015, ч.1, гл.2, С.33 – 34
8. РГА ВМФ. Ф.406, Оп. 1, Д.83, Л.4
9. РГА ВМФ. Ф.8, Оп.3, Д.582, Л.1, 1об, 2 (автограф) – письмо П.Я. Гамалея вице-адмиралу С.А. Грейгу от 24 мая 1816 г.
10. Масленников Б.Г. Морская карта рассказывает//М., Воениздат, 1986, С.67
Автор: Галутва Игорь Григорьевич | слов 3280Добавить комментарий
Для отправки комментария вы должны авторизоваться.