Горцы и люди гор, смена поколений

Авторы Елена Морозова, Юрий Ицкович

Есть такое мнение: экстремалы долго не живут. Имеются в виду люди, связавшие свою жизнь с экстремальными видами деятельности.

Не все с этим согласны. Некоторые считают, что в городах, под колесами машин, людей гибнет в разы больше, чем всех экстремалов взятых вместе. Можно возразить: автомобилистов больше, чем экстремалов. Это действительно так. Но, если сравнивать в процентном соотношении, все равно получится, что гибнущих в городах больше в разы. Просто у экстремалов все виднее, рельефнее.

Дело тут не в экстриме. Дело в том, как человек к этому экстриму подходит. На улицах, в своей рутине, мы уверены, что с нами ничего не произойдет. Мы же дома. Забываем об осторожности, нарушаем и – получаем несчастные случаи. Если человек так же ведет себя в горах, он обречен на неудачу. В лучшем случае. А вот если он идет, владея техникой, зная, как выбраться из неординарной ситуации, риск несчастья сведен к минимуму. Одно дело – случай, другое – собственная глупость. Трагедии получаются, когда ошибки накладываются на критические обстоятельства.

И все-таки, объективно риск напрямую связан с несчастными случаями и у экстремалов, например, у альпинистов, вероятность несчастных случаев явно больше, чем у офисных служащих. Поэтому и средняя продолжительность жизни у них меньше. Но следует ли из этого, что офисные служащие более полезны для общества, чем альпинисты?

Сомнительно! Польза обществу напрямую связана с активностью человека на своем месте. И не факт, что люди – экстремалы менее активны, чем равнодушно-сонный офисный планктон. Скорее наоборот. И, конечно, в понятие о пользе входит способность передавать свой опыт, свои достижения молодым при смене поколений. Чтобы судить наверняка о достоинствах определенной группы людей, будем считать, что наибольшую пользу приносят люди, живущие активно, долго и успешно воспитывающие своих потомков. Кажется, что не только альпинисты, но и все люди, живущие в горах, вполне могут претендовать на сочетание таких качеств.

Вот пример. В середине прошлого века весь мир облетела интригующая статья шотландского врача Роберта Маккаррисона о хунзакутах. В ней сообщалось, что на нашей планете есть удивительное племя, люди этого племени не болеют раком, живут дольше ста лет и почти не едят мяса. Им незнакомы стресс, вредные привычки и плохое самочувствие. Называют они себя хунзакутами.

Хунзакуты

Любопытно, что жители долины Хунза, в отличие от соседних народностей, внешне очень похожи на европейцев (как и калаши, которые живут совсем рядом). Согласно легенде, расположенное здесь карликовое горское государство основала группа воинов армии Александра Македонского во время его Индийского похода. Они, естественно, установили тут строгую боевую дисциплину — такую, что жителям с мечами и щитами пришлось и спать, и есть, и даже плясать….

При этом хунзакуты с легкой иронией относятся к тому, что кого-то еще в мире называют горцами. Ведь только они живут возле знаменитого «места горной встречи» — точки, где сходятся три высочайшие системы мира: Гималаи, Гиндукуш и Каракорум.

Бронислав Людвигович Громбчевский

Фрэнсис Янгхазбенд

В далекой России про этот «затерянный мир» известно немного. Но в Хунзе про Россию как раз знают все. Это связано с историей двух капитанов: британского капитана Янгхазбенда и русского капитана Громбчевского, которые решили судьбу княжества. В 1888 году на стыке Каракорума и Гималаев чуть не появилась русская станица, когда к тогдашнему эмиру Хунзы Сафдару Али прибыл с миссией русский офицер Бронислав Громбчевский. Тогда на границе Индостана и Средней Азии шла Большая Игра, активное противостояние двух сверхдержав XIX века – России и Великобритании. Речь шла о скорейшем устройстве торговой фактории и политическом союзе. Россия, имевшая к тому времени влияние на всем Памире, устремила теперь свой взор к индийским товарам. Так капитан вступил в Игру.

Сафдар очень тепло принял его и охотно заключил предлагаемое соглашение. В Хунзе стали потихоньку появляться русские товары, оружие, а в главном дворце появился даже парадный портрет Александра III. Далекое горское правительство начало дипломатическую переписку с Санкт-Петербургом и предложило разместить у себя казачий гарнизон.

В 1891 году из Хунзы пришло послание: Сафдар Али официально просил о приеме его со всем народом в российское подданство. Эта весть не осталась незамеченной в Калькутте, в результате чего 1 декабря 1891 года горные стрелки капитана Янгхазбенда захватили княжество, а Сафдар Али был вынужден сбежать в Синьцзян. «Дверь в Индию для царя захлопнута», доложил британский капитан своему начальству. Так что российской территорией Хунза считала себя всего 4 дня.

Ледник Хунзы

Хунзакуты купаются в ледяной воде даже при 15-градусном морозе, до ста лет играют в подвижные игры, 40-летние женщины у них выглядят как девушки, в 60 лет сохраняют стройность и изящество фигуры, а в 65 лет еще рожают детей. Летом они питаются сырыми фруктами и овощами, зимой — высушенными на солнце абрикосами, пророщенными зернами и овечьей брынзой, весной около двух месяцев вообще мало чего едят. Это – пост.

В августе 1977 года в Париже на международном раковом конгрессе было сделано заявление: «В соответствии с данными геоканцерологии (науки по изучению раковых заболеваний в разных регионах мира) полное отсутствие раковых заболеваний имеет место только среди народности хунза».

Назывались три причины всех этих чудес:

– Высокая трудоспособность в широком смысле слова. У хунзакутов эта трудоспособность проявляется как во время работы, так и во время плясок и игр. Для них пройти 100-200 километров – все равно, что для нас совершить короткую прогулку возле дома. Они необычайно легко взбираются на крутые горы, чтобы передать какое-то известие, и возвращаются домой свежие и веселые.
– Жизнерадостность. Хунзакуты постоянно смеются, они всегда в хорошем расположении духа, даже если голодны и страдают от холода.
– Исключительная стойкость и терпение. У хунзакутов нервы крепкие, как канаты, и тонкие и нежные, как струна. Они никогда не сердятся и не жалуются, не нервничают и не выказывают нетерпения, не ссорятся между собой и с полным душевным спокойствием переносят физическую боль, неприятности, шум и т.п.

Заготовки на зиму

Есть, правда и другие мнения о хунзакутах: Хунза, действительно, красивое место. В Хунзе действительно растут замечательные абрикосы. Это все – реальность. Остальное – мифы. Журналисты, писавшие статьи, не потрудились проверить информацию и погнались за сенсацией и очередными байками про чудеса.

Племя Хунза – интереснейшее племя, но, в то же время, – очень примитивное. Например, у них нет чёткого понятия времени. Как пел Андрей Миронов: «На несчастном острове нет календаря». Им даже была непонятна концепция измерения вообще. У них всё было построено и сшито неточно, и они даже не видели в этом проблемы. К тому же если женщины рожают много лет, то почему их всего 20 тысяч, а не 20 миллионов?

Годы они «меряют» не только продолжительностью, а также мудростью. И если человек считается мудрым, то это добавляет ему «годы» – так у них и получаются люди, живущие по 120 лет. Иными словами, это ненастоящий возраст.

Но, может все-таки, горные условия способствуют удлинению жизни? Мы же знаем, что в близком к нам Карабахе, в горах – масса долгожителей! И особенно впечатляет способность женщин рожать в 65 лет. Ведь если это – правда, то внук или внучка может жить через 200 лет после рождения бабушки. Как говорится, есть время для воспитания и передачи опыта потомкам при смене поколений! Возможно ли такое? И вообще что такое смена поколений? Сколько лет занимает эта смена? Связана ли она с особенностями жизни в горах?

Судьба подарила одному из авторов случай почти одновременно познакомиться с двумя замечательными людьми. В 2003 году друг Николай Митенков познакомил его со своим уважаемым сослуживцем по институту «Механобр» Юрием Ивановичем Еропкиным, и в том же году в горах этот автор познакомился с Игорем Павловичем Шведчиковым и его супругой Ниной Михайловной. Расскажем о них по порядку.

Дмитрий Иринархович Завалишин

Юрий Иванович Еропкин оказался внуком декабриста Дмитрия Иринарховича Завалишина! Отчество то, какое! Имена Ирина, Иринарх – имеют греческое происхождение и означают «мирные люди». То есть Дмитрий Завалишин был рожден мирным человеком. И как его угораздило стать декабристом и решиться на революцию?

Оказывается, его в 18 лет потянуло на экстремальные приключения. Родившись в 1804 году, он в 1822 пошел мичманом в кругосветное плавание на 36-пушечном фрегате «Крейсер» Российско-американской компании под командой М.П. Лазарева, между прочим, первооткрывателя Антарктиды.

Проделав путь от Кронштадта до Ново-Архангельска на Аляске и обратно, Дмитрий Завалишин в часы досуга продумал и сочинил доклад императору об устройстве государства. Даже была уже назначена его аудиенция с Александром первым, но когда в 1824 году он появился в Петербурге, там началось известное катастрофическое наводнение. Вместо царского дворца ему пришлось на залитых водой улицах спасать пострадавших от стихии. Аудиенция не состоялась.

На этом все его помыслы о государственном строительстве могли бы и закончиться, но руководителем Русско-американской компании, в которой он работал, был не безызвестный Кондратий Рылеев, знакомство с которым и привело Дмитрия Завалишина на Сенатскую площадь 14 декабря 1825 года. Потом была ссылка в Сибирь, длившаяся почти 40 лет, и только вернувшись из Читы перед своим 60-летним юбилеем, он занялся устройством своей личной жизни и, наконец, женился.

Зинаида Дмитриевна Завалишина-Еропкина, 1900 г.

У них с женой родились четыре дочери, в том числе в 1876 году – Зинаида Дмитриевна, которая была младше отца на 72 года! Дмитрий Иринархович прожил 88 лет и стал последним декабристом, здравствовавшим на земле.

Юрий Иванович Еропкин, 1938 г.

Зинаида Дмитриевна тоже прожила достойную жизнь, вышла замуж за офицера Ивана Еропкина и в 1912 году родила Юрия Ивановича, который прожил долгую и плодотворную жизнь, длиной 94 года, стал доктором наук в области механической обработки руды различных металлов.

С ним автор познакомился в 2003 году за три года до его кончины и понял, что наши российские внуки могут не хуже горцев жить через 200 лет после своих дедов, в том числе экстремалов, и приносить большую пользу Родине. А значит, смена поколений через 60 и более лет, хотя и является сама по себе экстремальным явлением, не мешает потомкам самореализоваться, вести активный образ жизни и достойно продолжать дело своих предков!

Игорь Павлович Шведчиков

Нина Михайловна Шведчикова

А теперь об экстремальной смене поколений с другой стороны. Игорь Павлович Шведчиков – мастер спорта СССР, известный ветеран Питерского альпинизма, который начинал свой путь горовосходителя в знаменитой секции Политеха под руководством ее основоположника В.Г. Старицкого. Со своей благоверной супругой, Ниной Михайловной, они родились в 1933 году. К сожалению, Нина Михайловна уже ушла из этой жизни, но их род продолжается. В 1957 году у них родилась дочь Ира. В 1979 году у Иры родилась их внучка Даша. В 1999 у Даши родилась их правнучка Маша, и наконец, 07.08.2018 г. у Маши родился праправнук Марк.

Когда в 2003 году мы с Игорем Шведчиковым сходили на Эльбрус, автор даже не мог предположить, что стоит на вершине с человеком, который будет жить и здравствовать одновременно со своим потомком в пятом поколении! Такая экстремально быстрая смена поколений, примерно через 20 лет, бесспорно, способствует передаче накопленного опыта от поколения к поколению. По крайней мере, в том 2003 году с нами в горах уже ходила одна из внучек Игоря – Ксения, а сейчас он водит в горы уже внучатого племянника Ксении. Правда, горы пока еще небольшие – детские.

В горах нельзя переоценивать себя и недооценивать обстановку. Если обе эти составляющие в равновесии – бояться нечего. Никто, конечно, не застрахован от несчастного случая. Но именно несчастные случаи случаются не так и часто. Тут, как в пословице: «Дурак и на ровном месте свернет себе шею».

Так что же заставляет людей идти в горы? Или заниматься спелеологией? Или летать на параплане и прыгать с парашютом? Зачем скайдайвер Феликс Баумгартнер совершил прыжок на парашюте из космоса? Зачем Федор Конюхов летает на воздушном шаре и уходит в одиночное плавание? Почему люди вообще рискуют, если могут спокойно сидеть у телевизора и смотреть шоу-программы?

Думается, что ответ надо искать в натуре самого человека. Не всем одинаково отмерено порядочности, силы воли, доброты. По физическим параметрам люди бывают высокие и низкие. Толстые и стройные. И души у всех разные. Дана установка на постоянство – оно есть. Дана установка на доброту – она есть. Бесполезно добиваться порядочности от человека, которого природа обделила этим качеством. Да, воспитанием можно корректировать характер. Но, при определенных условиях заложенное от рождения возьмет свое. Потому и говорят, что узнать человека можно лишь в экстремальных обстоятельствах. Если природа отвесила способность к дружбе – человек никогда не предаст. Не сможет. Потому «нормальные» люди никогда не поймут горняков-альпинистов. Им непонятно, зачем альпинисты рискуют. А для альпинистов подобный вопрос не стоит. Рискуют, преодолевают себя, потому что иначе не могут жить. И альпинистам так же непонятно, как можно прожигать жизнь у экрана телевизора. Она и так короткая.

Хочется сказать всем экстремалам, альпинистам, людям гор, людям, считающим себя горцами. Не верьте, что экстремалы долго не живут. Живут столько, сколько отпущено судьбой. И успешно передают свои знания и опыт, в том числе и экстремальный, из поколения в поколение! Успехов Вам и удачи!

 

Статья впервые опубликована в альманахе «Альпинисты северной столицы-2» (АСС-2)
По вопросам альманаха АСС-2 обращаться по адресу itskovitch@mail.ru
или по тел. 8 921 772 4937 к главному редактору Ю.С. Ицковичу.

Автор: Морозова Елена Васильевна | слов 2134 | метки: , , , , , , , , , ,


Добавить комментарий