О «памятнике» Жванецкому


6 ноября 2021 года, в годовщину смерти,
в Москве на Новодевичьем кладбище открыли памятник
Михаилу Михайловичу Жванецкому

            Ты памятник на мне воздвиг нерукотворный…

           Не понял только я, главою непокорной,

           Где скрыта память обо мне? Чем вдохновил тебя мой зад?

           Он скромен и неприхотлив, иль думал ты, там мыслей клад?

…И пришёл я к Вам, Михаил, с цветами, с добром и благодарностью за Ваш Божеский дар, за жизнь, обращённую к людям. Вижу зад с портфелем и море цветов… Шёл к любимому человеку, но, оказалось, он ушёл, ушёл безвременно, проломив стену… «Ну, пробил ты головой стену… И что ты будешь делать в соседней камере?» А я-то надеялся: схожу-ка на кладбище, проведаю, кто ушёл, кто нет…

Может, надо было положить камушки по еврейской традиции? Но, любимый не увидит их, уходит от них… Тоже не гладко…

А может, мелькнула мысль, проще было установить унитаз с крышкой, с висячим замком… Идея-то та же: хозяин ушёл, от…функционировал, не поминайте лихом… И даже преимущество есть: портфельчик-то остался на долгие годы… И в стену не ломится, не преуменьшайте силу его таланта… Понятно, мысль утрирована, но вызвана она шокирующим произведением «искусства» (что общего между левым и правым фото? «Памятник» ведь от слова «память»). Да, «одна голова хорошо, а с туловищем лучше». Даже подумалось, может надо было… с рулоном туалетной бумаги, приходим-то к заднице… И «долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые…»

Вот, портфельчик – это единственное, что напомнило мне о писателе, хотя такие портфельчики были и у многих председателей колхозов. «Как жаль, что вы наконец-то уходите».

Но… искусство и мастерство! В духе Малевича: «чёрный прямоугольник с портфелем!» Вот не имею я никакого отношения к скульптуре, а придумал бы за 10 минут «идею» – ушёл! Как неожиданно, кто знал??? И за пару часов слепил бы похожее из мягкого материала… «У одних оба полушария защищены черепом, у других штанами».

А вот лицо, не красавца, с мудрым лучистым взглядом, обращённым к людям (ведь всю жизнь простоял лицом к людям! Забыл его профессию автор!)… мудрость понимания мира и сочувствие к нормальным людям… Слабо. Он был слишком живым…

Оригинальничать не сложно – делай всё наоборот! Но, памятник сам по себе не нужен, а нужен только с людьми, которые никогда не видели его с заду, от которых Жванецкий с портфелем не ушёл. «Раньше я боялся, что меня могут забыть, теперь я боюсь, что меня могут запомнить». Это памятник министру строительства, лица которого мы не помним, который уходит сквозь построенную им стену – смысл его жизни. А нужен образ вечной жизни… Ведь «мысль только тогда мысль, когда её головой думают».

Вот и вопрошает автор, как тот доцент:
– Кто Вы? За что Вам памятник? Как звать Вас?– Авас…

Как быть? Снести памятник?! Лучше перезахоронить Жванецкого, у которого хватило бы ума уйти от такого «памятника»… А памятник (теперь уже без кавычек) оставить с табличкой: «Памятник Непониманию» с портфелем – символом образованности этого непонимания… Такое решение, в отличие от многочисленных сносок памятников, было бы демократичным в истинном значении этого слова… Не жалко денег, заплаченных автору за «творчество», жалко миллионы почитателей таланта Жванецкого.

Прости меня, читатель, за это эссе (чую, звучит подходяще э…ссе). Но, иногда, молчать – значит соглашаться с позором… отказаться от памяти.

Автор: Берсон Юрий Яковлевич | слов 541 | метки: ,


Добавить комментарий