«УЗЕЛ». Из воспоминаний контрагента

Мне довелось, а лучше сказать посчастливилось с 1981 по 1987 годы работать представителем завода «Молот» (г. Петровск-Саратовский) на объектах с «Узлом» в Полярном. С изделием «Узел» познакомился в Петровске. До этого у меня были представления о счетно-решающих устройствах, таких как ламповая машина «Урал» и «Урал-2», полупроводниковые «Проминь», «Наири» и т.д. Изделие «Узел» поразило тем, что имело оригинальную модульно-блочную конструкцию. В тот период завод «Молот» уже освоил и выпустил самостоятельно несколько этих систем. Со стороны руководства предприятия им уделялось особое внимание. Приведу лишь небольшой пример. Работая в третью смену, был удивлен, когда в два часа ночи увидел в цехе директора завода С.Н. Перетягина, который интересовался, как проходят регулировочные работы на изделии.

В конце 70-х на заводе запускался 2-й регулировочный стенд «Узла», где работали В.И. Вязенцев, В.Б. Чикаров, В.М. Рычагов и др. И в этот период предприятие начало расширять штат сотрудников за счет представителей ЛКБ, которые перешли работать на завод. Среди них были такие высококвалифицированные специалисты, знающие свое дело, как А.Л. Трошков, Ю.Н. Шамарин и др. С тех пор мы часто встречались с ними на различных объектах. В 1981 году с легкой руки Д.Д. Борунова, замечательного человека и сильного руководителя, занимавшего в ту пору должность заместителя начальника сдаточного цеха, меня направили в длительную командировку в Полярный представителем от завода.

В это время там в эксплуатации было несколько изделий, которые требовали практически постоянных ремонтов. Лаборатории не было, и все ремонтно-восстановительные работы приходилось вести в ограниченном пространстве лодки. В тот период на лодках служили командирами ЭВГ Шестак, Александр Сумачев, Андрей Фролов, Володя Шерстнев, Юра Синякин, Толя Кузьминов и др. Столкнувшись с трудностями в организации ремонтных работ, обратился к флагманскому РТС Стюлькевичу В.Б. Он же помог выделить помещение под лабораторию.

Кстати, здание, где находилась лаборатория, было снято в фильме «Командир счастливой щуки». Сам Полярный – бывший Александровск, знаменателен еще и тем, что в 1933 г. при создании Северного флота туда приезжали Сталин и Киров. Для них было простроено деревянное здание. В период моего пребывания в Полярном его занимала группа ГГН (группа гарантийного надзора). К сожалению, на сегодняшний день здание не сохранилось.

Так как некоторое время представителей завода в Полярном не было, накопился большой объем ремонтно-восстановительных работ, практически на восьми объектах из девяти. При дефиците специалистов пришлось думать, как организовать работу для скорейшего ввода в эксплуатацию изделий. Решено было на каждое изделие завести ремонтную карту, где командиры и инженеры ЭВГ указывали все неисправности, связанные с заказом. Замечания были представлены более чем по 150 блокам, по ряду приборов и периферийных устройств, блоков и плат. Одна из лодок стояла в ремонте, и мы приняли решение использовать ее в качестве стендового оборудования. При тестировании блоков было выявлено, что часть замечаний можно устранить оперативно, а часть требовала более сложного восстановительного ремонта. Для проведения этих работ приезжали специалисты из г. Пскова. Хочется отметить энтузиазм псковичей: Колона Сергея, Купряхиной Валентины Николаевны, Иванова Валеры, Золотухина Миши, Григорьевой Лены, которые поняли тяжелую ситуацию и, практически не считаясь с личным временем, по 16 и более часов в сутки в течение месяца устраняли замечания. Больше мы авралов не допускали. Хотя форс-мажорные обстоятельства случались. В последующие годы псковские специалисты продолжали оказывать помощь в ремонтно- восстановительных работах.

Лаборатория УЗЛА в Полярном

Кстати, атмосфера взаимовыручки, энтузиазма была заложена в ЛКБ, и это чувствовалось по необычному подходу к «Узлу» и по гордости, что сумели создать изделие, опередившее развитие отечественной электронной промышленности больше чем на десять лет. Все, кто прошел школу «Узла», в большинстве своем были трудоголиками и энтузиастами.

В тот период у командования и личного состава менялись взгляды на применение электронно-вычислительных систем, и доверие к «Узлу» возрастало. Поэтому к изделию стали предъявляться особые требования, так как его математическое обеспечение позволяло решать сложные оперативно-тактические задачи. В тот период существенную роль в использовании изделия «УЗЕЛ» сыграли такие командиры лодок как Г.И. Касаткин, Е.П. Сазанский, А.В. Свинцов, командиры соединений адмиралы В.А. Парамонов, Г.И. Шалыгин, Ю.Н. Даньков, В.П. Ларионов, Г.А. Сучков.

Про Евгения Петровича Сазанского хочется сказать отдельно. Человек незаурядный, с широким кругозором и огромным чувством юмора. Он мог очень долго рассказывать юмористические монологи, скрашивая нашу командировочную жизнь. Кстати, он неоднократно приглашал Сашу Трошкова, Юру Шамарина и меня на посиделки, интересовался «УЗЛОМ» и его возможностями. Были и другие беседы на интересные философские и литературные темы.

По соединению ходила такая байка. После посещения серьезной комиссией лодки, где командиром был Е.П. Сазанский, разбираются замечания, а они практически всегда есть на корабле. Адмирал говорит Евгению Петровичу свое любимое изречение: «Вы, товарищ командир, у себя на лодке мышей не ловите». Сазанский встает и отвечает: «Никак нет, товарищ адмирал», достает из кармана двух мышей и выпускает на стол. Ведь известно, что юмор помогает снять напряжение и разрядить обстановку.

Приведу еще интересный случай. Специалистов предприятий, обслуживающих изделия на флоте, называют контрагентами. Не помню, кто был участником этих далеких событий, но при подготовке лодки к длительному выходу в море всегда находились какие-то работы на берегу. Случай был полярной ночью, к тому же шел снежный заряд, и практически невозможно было видеть, что происходит вокруг. И вот на пирсе столкнулись два человека. Оба упали. Заводской специалист встал, поднял блок и спокойно пошел дальше. Вдруг слышит вслед: «Молодой человек, остановитесь». Остановился. К нему подходит капитан первого ранга и с четко выверенным ненормативным запасом слов при соответствующей риторике говорит: «Вы знаете, кого вы сейчас сбили?» Тот ответил, что не знает. «Контрадмирала такого-то», – продолжил он. И в ответ тут же слышит: «Ну и что, а я контрагент такой-то». В результате все, кто был на пирсе, рассмеялись, и неудобная ситуация сама собой разрешилась.

Еще один случай, всплывший в памяти. Когда бываешь на ходовых и приемо-сдаточных испытаниях, контрольных выходах, то потом хочется расслабиться, ну а шило с помощью которого можно расслабиться в наличии всегда имелось. И вот после морей, расслабившись, в гостиничном номере лежат два контрагента, и один у другого просит: «Вить, открой окно, жарко». Вставать лень, да к тому же очень трудно, т.к. собственный «автопилот и гироскоп» надежно выведены из строя принятой жидкостью под названием «шило». Уже все нипочем. Ну и Виктор решает проблему быстро – бросает в окно ботинок. Слышится звук битого стекла… «Спасибо, друг, свежее стало…». Утром просыпаются – окно целое, а стеклянная ваза в другом конце гостиничного номера разбита.

В связи с тем, что соединение комплектовалось лодками с изделием «Узел», возникла необходимость создания на берегу тренажерного класса. Под класс было выделено помещение в здании, где сверху большими буквами была надпись «ПОМНИ ВОЙНУ». С вводом в строй класса там стали проводить обучение личного состава. Класс нас здорово выручил и в том плане, что личный состав кораблей мог обучаться и тренироваться в любое время в спокойной обстановке. Экипажи в присутствии командиров соединений отрабатывали навыки управления, а также проводили занятия по решению оперативных и тактических задач. Мною читались лекции по эксплуатации радиоэлектронных приборов и систем, отрабатывались действия офицеров-вычислителей по эксплуатации изделий в экстремальных ситуациях и при длительном использовании. Саша Трошков, когда приезжал в Полярный, рассказывал штурманам о возможностях изделия «Узел». К тому же мы использовали стенд для профилактических и ремонтно-восстановительных работ.

В течение практически трех лет удалось навести порядок со штатными блоками и возимым ЗИПом, а лодки с «Узлом» все продолжали прибывать в Полярный. Конечно, было интересно, но и трудно, так как на постоянно находившихся двух заводских специалистах, в конце концов, лежала ответственность за работу изделия «Узел» на многих лодках. Бригада Саши Трошкова занималась в тот период ремонтными работами в Кронштадте, но, несмотря на это, мы находили время для сотрудничества и в Кронштадте, и в Полярном.

Примененная схема ремонтных карт позволила планировать объемы работ, и в дальнейшем вызывать специалистов из Пскова и Петровска по необходимости на небольшое время только для проведения работ, связанных со средним или восстановительным ремонтом.

Не помню, какая лодка пришла из длительного похода, но к нам через некоторое время в лабораторию заходит флагманский РТС капитан первого ранга Валерий Борисович Стюлькевич вместе с представителями штаба флота. Среди них было два адмирала и несколько высокопоставленных офицеров. Спрашиваю, что случилось? А Стюлькевич, улыбаясь, говорит: «Четыре тысячи часов без одного отказа». Это была первая ласточка. В дальнейшем мы подтянули все изделия до высокого уровня безотказной работы. Были изделия, у которых время наработки на отказ составляло до восьми тысяч часов.

Конечно, огромное внимание уделяли профилактическим работам, предупреждению неисправностей и обучению личного состава офицеров ЭВГ. Вообще не терплю высказывание «хороший стук всегда вылезет» и поэтому стука не допускал.

Это сейчас, спустя много лет, кажется, что все было просто, а ведь тогда была ежедневная работа, которая начиналась, как у личного состава кораблей, с подъема флага, и кончалась глубоким вечером, с редкими выходными, и все это в реальных условиях Заполярья.

За семь лет ни по одному из изделий не воспользовались береговым ЗИПом. Изделие «Узел» между собой стали называть золушкой, и за это огромное спасибо разработчикам, сумевшим заложить высокую надежность, и заводам, выпускавшим надежную технику и комплектующие.

Уже через много лет, когда уже появился опыт работы с другой продукцией, мне стало ясно, какое огромное значение при создании изделия в ЛКБ под руководством Ф.Г. Староса и И.В. Берга уделяли вопросам ремонтопригодности и доступности практически к любым модулям и блокам.

В связи с тем, что мы занимались электроникой, личный состав обращался в лабораторию по вопросу ремонтов телевизоров, приемников и магнитофонов. Как-то к нам в лабораторию зашел командир береговой базы и попросил отремонтировать телевизор. Телевизор был черно-белый, в ту пору цветных было не так уж и много. Телевизор принесли в лабораторию. Открыл заднюю стенку, а в нем высоковольтный провод «шьет» на корпус. Я попросил молоток и небольшой гвоздь, забил с внутренней стороны в корпус, оттянул высоковольтный провод от шасси и закрепил с помощью ниток к вбитому гвоздю. Телевизор заработал.

Не думал, что к нашей лаборатории такое внимание. Но однажды кто-то из высокопоставленных офицеров передает слова адмирала Геннадия Ивановича Шалыгина: «Ну, если эти ребята с молотком и гвоздем ремонтируют телевизоры, то я за «Узел» спокоен».

Конечно, не все так было гладко, выходы из строя техники были. Это все-таки Север, а изделие на корабле находилось ниже ватерлинии, а еще низкие температуры, морской воздух, и все это нельзя смоделировать при самой жесткой программе испытаний. Лодки проходили ходовые, заводские и государственные испытания в Севастополе, а боевую службу несли на севере.

Самое неприятное было то, что при выходе из строя плат и блоков электро-элементы, которые приходилось менять, были работоспособными, но отказ происходил из-за того, что просто отваливались контакты. Те предприятия, которые выпускали полупроводниковые приборы по специальным техническим условиям, даже не догадывались, что они будут работать в таких экстремальных условиях.

Опыт работы в Полярном в последующем позволил создать типовую дефектную ведомость для средних ремонтов, которой пользуются и по настоящее время. Некоторые неисправности удавалось выявлять в морях. Долго не мог понять причину выхода из строя некоторых блоков, хотя даже незначительный отказ нами воспринимался серьезно. И вот в морях в рабочей обстановке на моих глазах произошел выход из рабочего состояния одного из модулей. На «Узле» это был отказ устройства наглядного изображения и блока питания оперативной памяти, у смежников произошли отказы своих блоков.

По моей просьбе нам привезли ряд измерительных приборов и в лаборатории стали искусственно имитировать ситуацию, которая произошла в море. Где-то через месяц появились первые догадки. А потом был отдел ЦК КПСС и т. д., на данный дефект обратили внимание разработчиков и других изделий…

Будучи на заводе, мне пришлось готовить программу проведения испытаний на центрифуге, а также с воздействием внешних нагрузок в соответствии с нормативно-технической документацией. Лопались и рвались пружины, на которых крепились приборы, где-то повело направляющие, но только в одной светоячейке вылетела лампочка СМ, хотя и приборы, и светоячейка сохранили работоспособность. Такова была надежность.

Когда через годы вспоминаешь «УЗЕЛ» и перечень применяемых элементов, то понимаешь, насколько продуманными были все вопросы, связанные с изделием. Не было мелочей, авось пронесет. Конечно, были и замечания по структуре комплекса, которые можно было бы устранить в следующих «Узлах», но, к огромному сожалению, уже не было того коллектива ЛКБ, кому выпало за честь опередить время и наверстать упущенное при создании первых отечественных управляющих машин. Представьте 60-е годы XX века, когда промышленность СССР выпускает приемники и первые телевизоры Рекорд-12, где электроэлементы просто приваривались, и созданные в это же время в ЛКБ управляющие машины на базе новых элементов и новых технических решений – «УЗЛЫ».

Сейчас мыслим другими категориями. То, что сегодня кажется тривиальным, достигалось огромной работоспособностью коллектива, мозговым штурмом, опытом работы многих КБ, методом проб и ошибок технологов, конструкторов, регулировщиков. И если бы не было тех замечательных специалистов в ЛКБ, новой философии в создании электронно-вычислительных систем под руководством Ф.Г. Староса, И.В. Берга, М.П. Гальперина и других, то неизвестно, по какому направлению пошло бы развитие отечественной электронной промышленности… А Марк Петрович Гальперин, бывший на протяжении всей работы по «УЗЛУ» её душой и главным двигателем, написал замечательную книгу о всей разработке.

Книга Марка Гальперина «Прыжок кита» – это рассказ участника и очевидца событий в период становления микроэлектронной промышленности в нашей стране в сложное послевоенное время от середины 50-х до конца 70-х годов прошлого века. Она рассказывает о мужественных людях – конструкторах, инженерах, офицерах-подводниках, принимавших участие в тех уже далеких событиях по созданию и внедрению одной из первых отечественных управляющих систем на объекты ВМФ.

Книга пропитана духом коллективизма, гордости за тот инновационный труд, который воплотился в создании «Узла», и в полной мере служит наградой всем его создателям, инженерам и конструкторам, заводским специалистам, внедрявшим его в производство, офицерам и адмиралам, командирам соединений, использующим его в реальных условиях эксплуатации. И многие, кто имел отношения к «Узлу», благодарны за то, что соприкасались с этим замечательным изделием, имели честь работать с командой разработчиков, за самоотверженность и товарищескую поддержку при решении сложных научно-технических, производственных проблем и задач эксплуатации в реальных условиях.

Оценивая с позиций сегодняшнего дня эту грандиозно решенную задачу по созданию одного из конкурентоспособных направлений электронной промышленности и первой управляющей микроэлектронной машины, понимаешь всю ту ответственность, которую брали на себя А.И. Шокин, Ф. Старос, И. Берг и многие другие, чьи имена названы в книге. К сожалению, мы как-то забыли об этой истории замечательной победы человеческой мысли, которая стала локомотивом развития отечественной электронной промышленности.

Нельзя было написать эту книгу, не вспомнив великолепную команду разработчиков и специалистов, создававших и ставивших в серийное производство «Узел», о трудностях становления радиоэлектронной промышленности, о создании мощного ресурса научных и производственных преобразований при решении сложнейших народнохозяйственных проблем. Электроника постоянно развивается, появляются интересные идеи, новые элементы, которые воплощаются в изделиях. Огромное дело – разработать изделие, идя непроторенным путем, методом проб и ошибок, и не менее важно – воплотить его в металле, поставить на поток, провести испытания и внедрить в серию. Но и этого недостаточно. Необходимо еще раскрыть его технический потенциал и научить специалистов управлять этим комплексом, добиваясь высоких эксплуатационных результатов.

Были разные идеи, разные школы, разные взгляды, но то, что Ф. Старос и И. Берг со своим коллективом сумели создать уникальное изделие «Узел» компактной формы с небольшим энергопотреблением и весом, определило направление развития отечественной электронной промышленности на многие годы.

Уникален сам интеллектуальный процесс и опыт создания изделия с новыми техническими характеристиками, который повлиял на магистральное развитие науки, и микроэлектроники, в частности. При этом те, кто трудился в ЛКБ вместе с Ф. Старосом и И. Бергом, претерпевали мировоззренческую эволюцию, связанную с нетрадиционными тогда подходами к развитию управляющих систем на новой элементной базе. Из воспоминаний автора видно, как под крылом ЛКБ удалось собрать талантливых людей, для которых новое являлось смыслом жизни. Они были целеустремлены, осознавая, что делают важное государственное дело.

Приведенные в книге исторические факты, подтвержденные фотографиями и копиями документов, показывают заинтересованность руководителя государства – Н.С. Хрущева, министров – Д.Ф. Устинова, А.И. Шокина и др., известных всему миру конструкторов и ученых – С.П. Королева, А.Н. Туполева, М.В. Келдыша, а также высшего военно-морского командования в серьезных государственных работах Ф. Староса, И. Берга и возглавляемых ими коллективов.

Книга Марка Гальперина доносит нам правду о тех уже исторических событиях, о трудностях в становлении отечественной радиоэлектронной промышленности. Несмотря на некоторую историческую ретроспективу, в книге показан опыт решения сложной оборонной и народно-хозяйственной проблемы. Она интересна еще и тем, что может помочь получить управленческие знания высокого уровня сегодняшним руководителям.

Автору удалось передать духовный климат создания уникального комплекса, показать опыт организации и управления конструкторскими разработками, тенденции дальнейшего развития элементной базы для новых быстродействующих электронных систем.

Сегодня что-то подзабылось, ведь прошло достаточно много времени, нет уже многих участников этих событий, но то, что удалось рассказать Марку Петровичу Гальперину, достойно восхищения и благодарности. Как и сам «УЗЕЛ».

Саратов, 2011 год

Кублин Игорь Михайлович

Игорь Михайлович Кублин

Закончил механико-математический факультет Саратовского государственного университета. С 1981 по 1987 год работал на объектах по изделию «Узел» в г. Полярном.

Доктор экономических наук, профессор кафедры Маркетинга, экономики предприятий и организаций Саратовского Социально-экономического института.

 

 

 

Примечание:
1. Фотографии в тексте можно увеличить, для этого надо навести на фотографию курсор и щёлкнуть левой кнопкой мыши.

В начало

Автор: Кублин Игорь Михайлович | слов 2670 | метки: , , , , , , , ,


Добавить комментарий