13. XII серия. Тип «М» («Малютка»)
Учитывая, что малые подводные лодки VI и VI бис серий, построенные в 1934-35 годах имели ряд существенных недостатков, в 1935 году инженер П.И. Сердюк предложил новый проект малой подводной лодки, являющейся дальнейшей модификацией проектов подлодок VI и VI бис серий.
Подводные лодки XII серии, как и их предшественники, были одновальными, однокорпусными, цельносварными, однако имели перед VI и VI бис серий ряд преимуществ. Лодка этой серии имела шесть отсеков (вместо четырех у VI и VI бис серий), главный балласт размещался в пяти цистернах, отсутствовали палубные цистерны, а кингстоны и клапана вентиляции цистерн главного балласта имели дистанционное управление.
В качестве главного двигателя применялся дизель марки 38К8 мощностью 800 л.с. при 600 об./мин.
Электромотор трюмного насоса был общим с компрессором ВВД, как и на подлодках VI серии, однако конструкция его была кардинально переработана с целью устранения недостатков, выявленных на предыдущих подлодках VI и VI серий.
Для дифферентовки предусматривался электронасос марки «Д-4» вместо ручного, установленного на VI и VI бис сериях.
Аккумуляторная батарея была вдвое больше чем на подлодке VI серии и состояла из 112 элементов «МЛ-2», соединенных в 2 группы по 56 элементов в каждой.
Главный электродвигатель типа ПГ-12 имел мощность 400 л.с. при 450 об./мин. И был вдвое мощнее, чем на подлодках VI бис серии.
Продувание главного балласта предусматривалось дизелем, работающим как компрессор, что значительно сокращало время продувания главного балласта.
Перископ ПЗ-7 был вынесен в боевую рубку, но допускал наблюдение и из центрального поста. Вынесение перископа в рубку повысило глубину погружения подлодки при ходе под перископом до 4,2 м, что в свою очередь, улучшило скрытность подлодки в перископном положении.
Были значительно улучшены схемы общесудовой вентиляции, конструкции судовых устройств. Уменьшено до 47 секунд время погружения и сокращено до 3 минут время аварийного продувания главного балласта.
Значительно улучшилась обитаемость подводной лодки за счет увеличения постоянных спальных мест и усиления средств судовой вентиляции.
Увеличилась скорость надводного и подводного хода, значительно возросла дальность плавания.
Из приведенного видно, что подводные лодки XII серии, при незначительном увеличении водоизмещения против подлодок VI серии, значительно превосходили последние по своим тактико-техническим элементам и боевым качествам, что в полной мере подтвердила Великая Отечественная война.
Подводные лодки XII серии строились на двух заводах: на заводе № 196 (Судомех) в Ленинграде и «Красное Сормово» в Горьком. Завод № 196 построил 14 подводных лодок этой серии, а завод «Красное Сормово» — 32, причем 15 из них до начала Великой Отечественной войны.
В течение 1941-42 года на Тихоокеанский флот поступило 6 подводных лодок XII серии, построенных на заводе «Красное Сормово».
Подводные лодки этой серии, также как и подводные лодки VI серии, перевозились во Владивосток по железной дороге на специальных транспортерах, частично демонтированными.
На период транспортировки с подлодок выгружались аккумуляторная батарея, твердый балласт, боезапас, топливо, оборудование, демонтировалась боевая рубка с ограждением и перископной тумбой, перископное устройство, антенны, горизонтальные рули и гребной винт.
По прибытии во Владивосток подлодки снимались с транспортеров с помощью 100-тонных гидродомкратов, устанавливались на салазки и по спусковым дорожкам транспортировались на стапельные места. На стапельных местах проводились необходимые монтажи и испытания, после чего подлодки спускались на воду, где грузились и подключались аккумуляторные батареи, велась их зарядка, выполнялись другие работы. После окончания восстановительных работ подводные лодки проводили контрольный выход в море, а также другие необходимые испытания по требованию ГУК ВМФ (Управление кораблестроения) и передавались флоту.
Работы на подводных лодках XII серии осуществлялись под руководством старшего строителя А.С. Касьянова и строителя В. Расторгуева
Конструкторское обеспечение выполняли конструкторы БПС ТО В.Г. Желтовский, А Маркин, Е. Дорофеев и другие.
Подводные лодки типа «М» XII серии имели следующие основные тактико-технические элементы:
– водоизмещение нормальное 208 м куб.; – длина наибольшая 44,5 м; – ширина наибольшая (диаметр прочного корпуса) 3,3 м; – осадка средняя с килем 2,84 м; – запас плавучести 25%; – глубина погружения: предельная 60 м; рабочая 50 м; – начальная метацентрическая высота: в надводном положении 0,15 м; в подводном положении 0,30 м; – автономность: надводная 10 суток; подводная 48 часов; – экипаж 18 чел; – наибольшая надводная скорость 14,4 узла; – дальность плавания экономическим ходом (8,6 узла) 3380 миль; – наибольшая подводная скорость 7,8 узлов; – дальность плавания подводная с наибольшей скоростью 9,8 миль; экономичным ходом (2,9 узла) 108 миль. Энергетическая установка: – двигатель 38К8 мощностью 800 л.с 1 шт.; – главный электродвигатель ПГ 12 мощностью 400 л.с. 1 шт.; – аккумуляторная батарея МЛ по 56 элементов а группе 2 группы;. Вооружение: – носовые торпедные аппараты для торпед 533 мм 2 шт.; – количество торпед 2 шт.; – артиллерийская установка калибром 45 мм 1 шт.
Далее
В начало
Автор: Пивоваров Юрий Германович | слов 1790 Добавить комментарий
Для отправки комментария вы должны авторизоваться.