14. XIV серия. Тип «КЭ»
В 1934 году в НИВКе (институт ВМФ) велась разработка эскизного проекта крейсерско-эскадренной подводной лодки (КЭ), которая должна была иметь скорость надводного хода до 24 узлов, позволяющую ей следовать в составе эскадры. Автором и руководителем разрабатываемого проекта был начальник отдела подводного кораблестроения этого института. М.А. Рудницкий.
После окончания разработки эскизного проекта «КЭ» и принятия его ГУК ВМФ, он был направлен в ЦКБС-2 для разработки технического проекта и рабочих чертежей и получил название XIV серии.
М.А. Рудницкому было предоставлено право руководить разработкой технического проекта и рабочих чертежей в ЦКБС-2 в качестве главного конструктора, а после окончания их разработки руководить постройкой головной лодки на заводе № 194 в Ленинграде. Промышленности было заказано 12 подводных лодок этой серии, из них заводу 194 – 6 шт., предназначавшиеся для Тихоокеанского флота, заводу 196 – 3 шт., Балтийскому заводу -3 шт.
В 1938 году, получив правительственное задание на постройку трех подводных лодок XIV серии, «Дальзавод» заключил с ГУК ВМФ договор на выполнение работ. В этом же 1938 году в СКБ завода стала поступать техническая и рабочая документация подводных лодок этой серии. По поступающей документации немедленно была развернуты работы в обеспечение своевременной подготовки производства, в том числе решались вопросы пригодности имеемых стапельных мест и спускового устройства для работы с этой серией подводных лодок, имеющих водоизмещение в полтора раза больше, чем у подводных лодок XIII серии.
В конце 1938 – начале 1939 года на «Дальзавод» поступили первые эшелоны с корпусными конструкциями подводных лодок XIV серии.
Подводные лодки XIV серии имели следующие тактико-технические характеристики:
– водоизмещение нормальное 1487 м куб; – длина наибольшая 97,7 м; – ширина наибольшая 7,4 м; – осадка средняя 4,04 м; – запас плавучести 41,4%; – глубина погружения: предельная 100 м; рабочая 80 м; – начальная метацентрическая высота: в надводном положении 0,34 м; в подводном положении 0,28 м; – экипаж 64 чел; – автономность: надводная 50 суток; подводная 72 часа; – наибольшая надводная скорость 22 узла; – дальность плавания экономичным ходом (9 узлов) при увеличенном запасе топлива 16500 миль; – наибольшая подводная скорость 10,3 узла; – дальность плавания подводная 106,4 миль; – дальность плавания подводная экономичным ходом (3 узла) 175 миль. – двигатель 9ДК1 мощностью 4200 л.с. 2 шт.; – вспомогательный дизель-генератор с двигателем 38К8 мощностью 540 кВт 1 шт.; – гребной электромотор ПГ-11 мощностью 1200 л.с. 1 шт.; – аккумуляторная батарея «С» по 120 элемента в группе 2 группы. – носовые торпедные аппараты, для торпед 533 мм 6 шт.: – кормовые торпедные аппараты для торпед 533 мм 2 шт.; – надстроечные кормовые торпедные аппараты для торпед калибром 533 мм 2 шт.; – запасные торпеды к носовым торпедным аппаратам 10 шт.; – общее количество торпед 20 шт.; – общее количество мин «ЭП-36» в минно-балластной цистерне 20 шт.; – артиллерийская 100 мм установка «Б-24» 2 шт.; – артиллерийский 45 мм полуавтомат «21-К» 1 шт.
Из приведенных выше основных тактико-технических характеристик видно, что подводные лодки XIV серии были лодкам комбинированного типа. Они имели мощное торпедное и артиллерийское вооружение, запас мин и обладали высокими скоростями при сравнительно умеренном водоизмещении.
Подводные лодки XIV серии были двухкорпусными и двухвальными. Прочный корпус был разделен поперечными переборками на семь отсеков. Переборки между первым и вторым, вторым и третьим, пятым и шестым отсеками были сферическими, рассчитанными на давление 10 кг/см². Переборка между третьим и четвертым отсеками была плоской. Однако конструкция её позволяла выдерживать давление в 10 кг/см². Остальные внутренние переборки были плоскими, рассчитанными на давление 2 кг/см². Концевые переборки, как и на подводных лодках IX серии были сферическими из литой стали.
Наибольший диаметр прочного корпуса в районе дизельного отсека составлял 5,3 м, остальная цилиндрическая часть корпуса имела диаметр 4,85 м. Прочная рубка была выполнена в виде горизонтального цилиндра диаметром 2,34 м.
На подводной лодке имелось14 цистерн главного балласта, при этом цистерна № 14, минно-балластная, была расположена внутри прочного корпуса и рассчитана на полное забортное давление. Цистерны № 2, 12, 13 для заполнения имели шпигаты, а остальные – кингстоны. Цистерна № 14 отдельных кингстонов не имела и заполнялась через открытые крышки люков сбрасывания мин. Цистерны № 5 и 6 использовались как средняя, а цистерны № 3, 4, 7, 8, 9 были приспособлены для приема топлива.
Приводы клапанной вентиляции были выполнены групповыми по типу, применяемому на лодках IX серии. На приводах кингстонов и клапанов вентиляции были предусмотрены самотормозящие пневматические машины с рычагами перехода через мертвую точку, имевшие дистанционное управление из центрального поста.
Продувание главного балласта при всплытии осуществлялось двумя турбовоздуходувками производительностью по 45 м³/час.
Главные двигатели, дизели 9ДКР, имели мощность 4200 л.с. при 400 об/мин. Они были двухтактными, простого действия реверсивными, бескомпресорными с приводными ротативными продувочными насосами.
Между дизелем и главным гребным электромотором устанавливалась реверсивная гидромуфта 9ГН-7. На заднем ходу муфта обеспечивала передачу на линию вала мощности до 1200 л.с. Вторая муфта – между гребным электромотором ПГII.
Аккумуляторная батарея типа «С» состояла из двух групп по 120 элементов в каждой. Группы соединялись между собой параллельно, При этом каждая группа имела вывод средней точки для получения подводного экономического хода. Аккумуляторные ямы имели постоянный настил и размещались во втором и четвертом отсеках. Вентиляция ям была смешанного типа – общеямочная, от системы обслуживания общесудовой вентиляции, и индивидуальная (для каждого элемента) от батарейного вентилятора производительностью 3000 м³/час для обоих ям.
На подводной лодке были установлены приборы К-5 для сжигания водорода и фильтры поглотители электролита ФПЭН.
Впервые на отечественных подводных лодках здесь был установлен дизельный генератор 38К8 мощностью 540 кВт, позволявший осуществлять надводный экономический ход и зарядку аккумуляторной батареи на режимах III и III ступени.
Общесудовые системы, спасательные устройства и т.д. были выполнены по типу, применяемых на лодках IX бис серии.
В качестве главного осушительного насоса был установлен центробежный насос М-125, а также три трюмных поршневых насоса ТП-18. Для пополнения запасов ВВД предусматривалась установка двух компрессоров ВВД производительностью 15л/мин каждый. Для пополнения запасов питьевой воды устанавливались два электроопреснителя производительностью 40 л/мин. каждый. Провизионные камеры имели фреоновую рефрижераторную установку.
Предусматривалась установка стабилизатора глубины без хода. Носовые рули были складывающимися. Командирский (диаметром 180 мм) и зенитный (диаметром 160 мм) имели оптическую длину 8,5 м и ход – 4 м.
В отличие от подводных лодок типа «Л» запас мин размещался не в трубах, а в специальной прочной минно-балластной цистерне, расположенной под центральным постом. Принятое расположение минного запаса освобождало кормовую оконечность от транца и давало возможность придать ей оптимальные обводы, обеспечивающие высокие скорости хода. В минно-балластной цистерне мины перемещались по рельсам, оканчивающимся в кормовой части откидным устройством над люками, через которые мины сбрасывались за борт. Сброс мин производился вручную, при помощи рукоятки, выведенной на пост сброса мин.
Как и для строительства подводных лодок предыдущих серий, для подводных лодок XIV серии, в короткий срок была подготовлена рабочая построечная документация, разработаны необходимые чертежи на стапельные места, схемы передвижки и ряд других документов. Однако в 1939 году вышестоящими организациями было принято новое решение о строительстве всех 12 подводных лодок на заводах Ленинграда. В результате этого, подготовка к строительству подводных лодок этой серии на «Дальзаводе» была прекращена.
Далее
В начало
Автор: Пивоваров Юрий Германович | слов 2330 Добавить комментарий
Для отправки комментария вы должны авторизоваться.