Ленэкспо

Весна 1997 года. Звонит Михаил Романович — приезжай, выручай.

Я приехал. Проблема была такая. Весной, как всегда, в Гавани проводится электронная выставка. Малтитон-Далс в свое время подал заявку на участие, но об этом все забыли и никто ничего не подготовил. И вот, пора было там появиться. По каким-то причинам, совсем ничего не делать нельзя, надо как-то обозначить свое присутствие. И вот, в такой ситуации технический директор вспоминает обо мне и о моем проекте. Он предлагает подготовить демонстрационный образец, написать рекламный текст и таким образом представлять на выставке пейджинговую компанию. До открытия осталось несколько дней.

- Ну конечно, у меня было все готово и все работало — я как раз был занят тем, что искал клиентов на свою систему. Как всегда, это получалось плохо. И тут — выставка, куда клиент сам придет.

Естественно, я согласился. Нашел компьютер — подключил, загрузил, отладил. Написал текст описания изделия и системы. В то время Windows-95 еще только-только появился, и я его еще не вполне освоил — для моих занятий было достаточно DOS. Попросил Сергея сделать рекламный текст красивым. Он поработал в Power Point, получилось действительно хорошо.

Будучи в Малтитоне, я передал Михаилу Романовичу текст — файл на дискете. Он попробовал открыть его на своем компьютере — и не получилось. Подозвал местного компьютерщика — нет, формат не знакомый, как открывать — не понятно. Ну ничего, говорит Романович, вопрос решим. И звонит кому-то, договаривается о том, что мы сейчас приедем, — у меня был автомобиль.

…Петролмаш, в котором я тогда работал, кроме своих основных (электронных) занятий, отдавая дань времени, стал торговать. Сначала бензином, а потом и вообще, чем придется. Арендовали у ГСКТБ небольшой домик на ул. Большая Зеленина, открыли в нем продуктовый магазин. Для подвоза товара купили автомобиль Москвич-412, предложили мне в этом поучаствовать. Так я стал инженером-водителем. С Татьяной Смирновой выполняющей функции директора магазина, мы ездили на оптовые склады, покупали и привозили продукты. Все остальное время машина была в моем распоряжении. На ней я приехал в Малтитон. На ней мы и отправились с Михаилом Романовичем туда, с кем он договорился — в рекламное агентство «Тримаран».

Агентство занимало квартиру в старом доме на Петроградской, на самом последнем этаже. Узкая комната, несколько столов, несколько человек, компьютеры. Михаил Романович передал дискету компьютерщику с просьбой открыть файл. Часа полтора он этим занимался, и в конце концов у него это как-то получилось. Не так, как было задумано у Сергея, но текст из файла вышел, и его можно было печать — столько, сколько нужно.

Как я понял, одна из целей поездки была — свести меня с агентством Тримаран. Оно принадлежало супругам Шеповальниковым. Наташа Шеповальникова — довольно приятная женщина, была давней знакомой Михаила Романовича. Именно ей я и рассказал подробно о своих занятиях.

Наступил понедельник — день подготовки стенда на выставке в Гавани. Малтитон заказал автобус. В него погрузили плакаты, компьютеры, и человек 10 во главе с Михаилом Романовичем двинулись в Гавань.

Выставочные места стоили очень дорого (цифру, к сожалению, не помню). Наше место разделили две фирмы — пейджинговая Малтитон-Далс и организация, предлагающая транковую связь. До того, как мобильная связь смела с поля телефонных коммуникаций все остальное, транк был очень удобный и дешевый. Это была мобильная трубка — по размерам такая же, как тогда были мобильные телефоны. Отличие такой связи было в том, что она не предполагала наличие какой-то центральной структуры. Трубка имела передатчик, сигнал которого можно было принять на расстоянии до 5 километров на другую такую же трубку. У каждой трубки был свой номер. Набрав номер, можно говорить с абонентом сколько угодно, и где угодно, но при одном условии — если он находится от Вас недалеко, в пределах тех самых пяти километров. Там нет никакой центральной структуры и, соответственно, нет никакой абонентной платы, все разговоры — бесплатные. Платить надо только один раз, когда покупаешь трубку.

Транковые телефоны представлял человек по имени Сергей, а я представлял фирму Малтитон Далс, предлагая передавать информацию с компьютера на другие компьютеры или с телефона на компьютеры через пейджинговый канал. «Позвоните по телефону на компьютер своего товарища» — предлагал я, и готов был показать, как это происходит. Рядом был телефон транковой связи, который имел выход на городскую телефонную сеть. По этом телефону я мог позвонить, наговорить какой-нибудь текст, и сразу увидеть его здесь же, на компьютере. Не могу сказать, что народ толпился у моего стенда. Нет, люди равнодушно смотрели на меня и на моего транкового партнера, и проходили дальше — туда, где было красочно или шумно.

Уже года 3-4 я непременно посещал такие выстави в Ленэкспо, они проходили два раза в год — осенью и весной. На них можно было видеть тенденции развития компьютерной техники и средств коммуникации. При внимательном просмотре можно было откопать и что-то совсем новое. Такие были цели моих посещений. Когда же мой проект принял реальные «пейджинговые очертания», появилась еще одна цель — своевременно обнаружить возможных конкурентов.

Теперь я смотрел на все это изнутри. Цели участников были разные. Кто-то хотел заявить о себе, кто-то не просто заявить, но заявить так, чтобы увидели и услышали коллеги. Иногда (у Малтитона было именно так) — напомнить о своем существовании и сказать о том, что дела идут нормально (отсутствие фирмы на выставке говорит об обратном). Для участников — это возможность найти и быстро установить новые контакты. Это также возможность увидеть своих давних знакомых — среди посетителей или среди участников. Выставка отбирает экспонирующих и посетителей по одному общему признаку — по принадлежности к заявленной теме, и многие присутствующие где-то когда-то по этой теме пересекались. Я и сам встретил немало бывших своих коллег из разных предприятий, на которых в разное время мне довелось работать.

Все пять дней много общался с Наташей Шеповальниковой. У нас оказались сходные интересы и мнения. Однажды разговор зашел в такую сферу, где было удобно сказать об одной из проблем — мой сын ищет работу, и пока безуспешно. Она расспросила подробнее о желаемой специализации, и сказала, что подумает. Больше я к этой теме не возвращался, но на следующий день она предложила мне поговорить с представителями одной из фирм, которая ей кажется приличной.

Мы подошли к стенду «Bilim-Sistem». Уже первое впечатление было масштабное — она занимала два очень дорогих выставочных места (никак не бедный Малтитон — в четыре раза меньше). С работой в то время было плохо, и особенно — по специальности. Здесь же была электроника, компьютеры — т.е. все хорошо, и в тонкости можно не вдаваться. Мы договорились с главой фирмы о том, что мой сын приедет и они решат все вопросы, уже без моего участия. И так случилось, Сергей приехал, потом устроился в «Билим» и года полтора там что-то делал. Увы, фирма оказалась не так велика и не так солидна, как она представляла себя во внешнем мире (и довольно успешно представляла).

В субботу все закончилось. Приехал от Малтитона автобус, и как в кино, которое крутят «наоборот», все повторилось в обратном порядке. Вспомнилась песня Макаревича о кукольном театре. Весеннее выставочное шоу ЭКСПО-97 стало историей.

20.07.2011

Автор: Ханов Олег Алексеевич | слов 1101


Добавить комментарий