6. Спрос рождает предложения

Началось все с преобразователя аналог-цифра. А.И. Пахомов предложил отказаться от принятого на аванпроекте контактного преобразователя аналог-цифра и перейти на преобразователь ВФЦ на основе электромеханического аналогового датчика ВТ-5. Макетирование узлов преобразователя показало, что это решение позволит уложить автономный преобразователь на 100 валов в одну стойку, по сравнению с двумя стойками на аванпроекте. Однако при резервировании снова появится вторая стойка. И тогда разработчиками структуры системы была предложена парадоксальная на первый взгляд идея – отказаться от автономного преобразователя. Запитку датчиков осуществлять от прибора УВВ, там же реализовать выбор датчика и выработку временного интервала пропорционального углу разворота датчика, а преобразование временного интервала в код выполнить в АУ ЦВУМ, и все это делать под управлением специализированной операции, “Преобразование ВФЦ”, реализуемой в УУ ЦВУМ.

Идея вызвала сопротивление со стороны главного конструктора, научного руководства и, в особенности, военного наблюдения: “Вы на преобразование ухлопаете все быстродействие ЦВУМ, которого и так не хватает!” Но когда было показано, что в каждую секунду нужно преобразовать положения не более 30 валов, да еще только по одному разу, и что затраты машинного времени не превысят 3%, идея была принята к реализации. Оборудование, обеспечивающее преобразование 100 валов да еще с резервированием разместилось в 1/5 стойки УВВ. Это по сравнению с двумя стойками!

Лиха беда – начало! По такому же принципу была разработана операция “Вывод на ЭВУ” (вывод на электронно-выводные устройства, управлявшие шаговыми двигателями). Анализ величины и знака приращений выполнялся в АУ ЦВУМ, адресация ШД – в УВВ, в 119-х приборах осталось только силовое исполнительное оборудование. Вместо 12 стоек аванпроекта осталось только 6 стоек, да еще с резервированием управления и с той же адресно-дешифрирующей частью, что использовалась для преобразования ВФЦ!

Этот принцип реализации логических функций периферийного оборудования в ЦВУМ и УВВ и принцип совмещения оборудования решил вопрос радикального уменьшения габаритов системы. По этому же принципу были реализованы операции ввода-вывода, обеспечившие ввод-вывод параллельных кодов, прием и выдачу управляющих сигналов. ЦВУМ “Аккорд” оказалась первой и единственной машиной на флоте, имеющей в системе команд специализированные операции прямого управления вводом-выводом. Благодаря этому принципу БИУС “Аккорд” оказалась самой малогабаритной БИУС среди управляющих систем второго, да и третьего поколений.

Такое решение не только в корне изменило структуру системы, но и потребовало разработку оригинальной организации работы системы, специализированной системы прерываний, оригинальной организации матобеспечения.

Оставалась нерешенной проблема с габаритами УНО. Сам индикатор на ЭЛТ с силовой электроникой, управлением, автономной памятью и питанием едва размещался в двух стойках пультов, а ведь в систему входило три УНО. Вопрос был решен путем отказа от использования автономной памяти УНО, что в то время составляло главную проблему. Был разработан аппарат прямого доступа к памяти ЦВУМ, позволивший УНО пользоваться памятью ЦВУМ, в т.ч. и для регенерации картинки; построение картинки осуществляла программа ЦВУМ. Индикатор с силовой частью, питанием и устройством управления с ограниченными функциями разместился в одной стойке, при этом память и основное управление оказались зарезервированными.

Разумеется, от принципиальных решений до реализации в металле “дистанция огромного размера”. Не все получалось сразу и гладко, однако, из описания этих решений видно, что все компоненты системы – элементная база, система команд, структура системы, структура матобеспечения и организация работы системы – проектировались одновременно, параллельно, взаимосвязно и целенаправленно на получение малых габаритов системы, естественно, при обеспечении заданных функций системы. Все это требовало и нестандартной организации разработки, о чем будет сказано ниже.

Указанные решения частично воплощались в макете, отработанные узлы оформлялись в конструкцию, макет обрастал “мясом”, принятые решения подтверждались в металле, габариты системы таяли на глазах (точнее в головах разработчиков), казалось, что все проблемы решены.

Однако среди этих мажорных “аккордов” появились и минорные. Уже первые испытания отдельных устройств показали, что выбранная элементная база не может обеспечить устойчивой работы устройств. Поэтому в конце 1962 года параллельно с работами над макетом системы началась интенсивная работа над новой системой элементов. История создания этой системы элементов заслуживает отдельного внимания, т.к. она получилась настолько удачной, что впоследствии под названием УФУ “Аккорд” (унифицированные функциональные узлы) она потеряла связь с “Аккордом” и зажила самостоятельной жизнью.

При обсуждении, “как строить мост”, было решено сохранить импульсно-потенциальный принцип, положительные стороны которого полностью подтвердились при создании макета, но как устранить недостатки? В.И. Шагулин, обладавший неоценимой способностью находить и тащить в “Аккорд” все новое, что появлялось в области полупроводниковой схемотехники и первичной элементной базы, предложил использовать диодно-емкостной вентиль, что во многом устраняло недостатки. Он же раздобыл опытную партию транзисторов П416 и П605, что позволяло существенно повысить рабочую частоту, и работа пошла. Но пошла она по-другому, чем раньше. Если элементная база макета разрабатывалась по наитию, наощупь, то теперь заработали “по-науке”.

В начало

Далее

Назад

Автор: Меттер Эрнест Яковлевич | слов 736


Добавить комментарий