7. Научное руководство

Вспоминает Эрнест Меттер

Назначенный научным руководителем по комплексной автоматизации ПЛ 705, директор московского ИАТ Академии Наук академик В.А. Трапезников, начиная с 1962г. регулярно командировал в СКБ Кулакова своих специалистов – к.т.н. Альберта Фёдоровича Волкова, ведущего инженера Владимира Александровича Зенкина, ведущего инженера Виктора Алексеевича Ведешенкова и др. инженеров. С 1961 по 1978 гг. основным направлением деятельности лаборатории 9 ИАТ являлась разработка архитектуры, методов и средств обеспечения заданной надёжности информационно-управляющих вычислительных систем специального назначения. В этих работах активное участие принимали кандидаты наук Анатолий Васильевич Лебедев, Виктор Тихонович Лысиков, Геннадий Борисович Семёнов, Владимир Дмитриевич Зенкин, Генри Клавдиевич Сорокин. Учёные из ИАТ в тот период вели интенсивный поиск и проработки структур ЦВМ, которая удовлетворяла бы требованиям ТТЗ на БИУС «Аккорд». Основными из них были в части уменьшения численности боевого экипажа АПЛ, а также связанные с этим более жесткими требованиями по надежности оборудования. Перед разработчиками БИУС ставилась задача устранения необходимости его обслуживания в течение всего плавания. ИАТ’овцы собирали регулярные технические совещания с участием разработчиков ЦКБ завода Кулакова Э.Я. Меттера, В.А. Петрова, В.И. Шагулина, Л.Б. Любиной, В.П. Белякова. На тех совещаниях обсуждались вопросы структуры построения ЦВМ с самодиагностикой неисправностей, выбора системы команд, обеспечивавшей микропрограммное управление в режиме диагностики неисправностей, выбора элементной базы, обеспечивавшей оперативный автоматический поиск и обнаружение неисправного модуля с точностью до конструктивно сменного блока, вопросы устойчивой работы аппаратуры в условиях колебания питания сети корабля на треть от нормы. Особый инженерный талант проявлял В.И. Шагулин, который на лету схватывал обсуждавшиеся идеи построения элементной базы, тут же рисовал электрические схемы, поручал В.П.Белякову спаять узел и сразу проверяли его работу. За эту смекалку и оперативность А.Ф. Волков прозвал Владилена «Великим Гудвином». Там же, на совещаниях обсуждались вопросы передачи опыта разработки в ИАТ экспериментального образца ЦВМ. ИАТ’овцы к тому времени уже разработали, изготовили и провели технические проверки экспериментального образца ЦВМ на правильность заложенных идей самодиагностики и устойчивости к колебаниям напряжения. Ведущими сотрудниками ИАТ – А.Ф. Волковым, В.А. Зенкиным, В.А. Ведешенковым, Г.Б. Семеновым, В.Т. Лысиковым были разработаны и внедрены в экспериментальном образце идеи в части общего построения ЦВМ с самодиагностикой, построения элементной базы устройств ЦВМ на основе диодно-резисторных вентилей и триодных триггеров, обеспечивавших самодиагностику устройств машины с точностью до сменного модуля. Под руководством А.Ф. Волкова старшим инженером ИАТ Генри Клавдиевичем Сорокиным и программистом Жанной Николаевной Коршуновой была разработана 25-разрядная одноадресная система команд с режимом микропрограммного управления. Используя эту систему команд, разработали микропрограмму для определения места отказавшего блока. Инженером ИАТ Валерием Сергеевичем Лихонинским и Евгением Ивановичем Чеглаковым были разработаны устройства питания ЦВМ с устойчивостью к 30% колебанию напряжения сети корабля. В результате совместных обсуждений в 1962г. за основу элементной базы ЦВУМ «Аккорд» была предложена и одобрена главным конструктором А.И. Буртовым импульсно-потенциальная элементная база с диодно-резисторными вентилями и триггерами. Эта элементная база была разработана в ИАТ. с учётом обеспечения самодиагностики катастрофических отказов с точностью до сменного блока, и устойчивой работы в диапазоне +/-30% изменения питающих напряжений. В дальнейшем на ее основе была создана серия УФУ “Аккорд”.

В начало

Далее

Назад

Автор: Меттер Эрнест Яковлевич | слов 484


Добавить комментарий