1. Предисловие

Эрнест Меттер

Вместо эпиграфа: отрывок из рассказа Николая Лескова (1831-1895)

«Император АлександрI во время поездки по Европе посетил Англию, где в числе прочих диковинок ему продемонстрировали крошечную стальную блоху, которая могла танцевать. Будучи в Туле, донской казак Платов, который сопровождал АлександраI, вызвал троих самых известных местных оружейников во главе с мастеровым по кличке «Левша», показал им блоху и попросил придумать нечто такое, что превзошло бы замысел англичан. Забрав Левшу с неоконченной, как считал недовольный Платов, работой, он отправился прямиком в Петербург. В столице под большим увеличением микроскопа выяснилось, что туляки превзошли англичан, подковав блоху на все ноги крошечными подковами. Государь и весь двор были восхищены, Левша получил награду. Государь распорядился послать Левшу и подкованную блоху обратно в Англию, чтобы показать умение русских мастеров. В Англии Левше продемонстрировали местные заводы, организацию работы и предложили остаться в Европе, но он отказался. На обратном пути в Россию морем Левша держал с английским полшкипером пари, по которому они должны были перепить друг друга. По приезду в Петербург, английского полшкипера привели в чувство в богатой больнице для знати, а Левша, слишком много выпив с полшкипером и не получив медицинской помощи, умер в простонародной Обухвинской больнице, где «неведомого сословия всех умирать принимают».

Об истории проектирования БИУС «Аккорд», её особенностях, людях, которые принимали участие в создании этих систем, и о тех, кто их обслуживал, это «нехудожественное» повествование. Старшему немногочисленному поколению будет что вспомнить, читая его, а молодое поколение сможет увидеть, что когда-то, полста лет тому назад, совсем недавно, специалистам нашей страны было под силу решение очень сложных технических задач, и это была действительно уникальная страна, но с непредсказуемыми результатами…

В настоящее время имеется достаточно большое количество открытых литературных и документальных источников, раскрывающих состояние кораблей и корабельного оснащения средствами РЭВ ВМФ, разработанных и запущенных в эксплуатацию на протяжении всех лет прошлого столетия. В недавнем Альманахе* (Воспоминания ветеранов ОАО «Концерн «Гранит-Электрон», Альманах, Аграф+, 2012) охвачен период от создания до настоящего времени в истории предприятия «Гранит». К сожалению, в сборнике отсутствует целая эпоха становления цифровой техники силами специалистов ЦКБ «Полюс», прекратившего существование в 1974г., подразделения которого были переведены в ЦНИИ «Гранит» и в НИИ «Морфизприбор». Вместе с ним провалилась в тартарары история блестящего сплочённого коллектива, выполнившего уникальную разработку в сжатые сроки. Для истории остался за бортом анализ главных причин, по которым был загублен триумфальный рывок в развитии отечественных корабельных централизованных автоматизированных систем управления для АПЛ с малочисленным экипажем. Удалось лишь обнаружить разрозненные и очень скупые сведения о разработке БИУС «Аккорд»** (малая скоростная автоматизированная подводная лодка-истребитель пр. 705(705К)). Жизнь человека коротка, и уже практически не осталось участников тех событий. Чтобы как-то успеть восполнить имеющийся пробел, привожу воспоминания, написанные ведущим участником разработки Анатолием Николаевичем Чистяковым и обильно «разбавленные» вкраплением моего видения тех полувековой давности событий, а также фрагменты моей переписки с бывшими сотрудниками ЦКБ «Полюс» Л.Б. Маркманом, Я. М. Будовским, Г.Ф. Карпишпаном.

Естественно, что в некоторых деталях наши взгляды и мнения относительно прошлого расходятся. Но в историческом аспекте генеральное направление наших оценок полностью совпадает. Заранее приношу извинения тем, кто обнаружит неточности в именах, времени описываемых событий или пропуске имён некоторых лиц, принимавших участие в них. К большому огорчению, наш общий друг Яков Моисеевич Будовский, покинув этот мир 15 февраля 2013г., не успел внести свои ценные комментарии к этой записке.

Использованная литература:

*-Воспоминания ветеранов ОАО «Концерн «Гранит-Электрон», Альманах, Аграф+, 2012;

**-Малая скоростная автоматизированная подводная лодка-истребитель пр. 705(705К). Специальный выпуск альманаха «Тайфун», 2002;

– Воспоминания командира К- 493 пр.705К капитана 1 ранга Б.Г.Коляда;
– Воспоминания командира К-123 контр-адмирала А.С.Богатырева, в прошлом – командир АПЛ проектов 705 и 705К; 705 (Лира);
– Из истории технических экипажей АПЛ пр.705 (705К) контр-адмирал А.С.Богатырев Project NATO: Alfa Class SSN;
– Корабельные автоматизированные системы управления. Авторы: Ю.В. АЛЕКСЕЕВ – кандидат военно-морских наук, лауреат Государственной премии, контр-адмирал, Ю.П. БЛИНОВ – кандидат технических наук;
– В.П. Кузин, В.И. Никольский «Военно-Морской Флот СССР 1945-1991» ИМО Санкт-Петербург 1996;
– Справочная информация из С.С. Бережной «Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России» МИА №7 2001;
– Ю.В. Апальков «Подводные лодки» т. 1, ч. 2. «Галея Принт», Санкт-Петербург, 2003

В начало

Далее

Автор: Меттер Эрнест Яковлевич | слов 662


Добавить комментарий