Неравенство
Нам разный путь судьбой назначен строгой…
А. С. Пушкин
В послевоенные годы большинство учеников школы жило в бедности. У многих не было отцов — у одних они погибли на войне, и таких было большинство, у других — пропали без вести, умерли в блокаду от голода, подверглись репрессиям. Жили, в основном, в коммунальных квартирах, некоторые в подвалах и полуподвалах. Я как-то побывал в подвальной квартире своего одноклассника Удренаса на проспекте Чернышевского. Через щели в полу проступала вода, пахло гнилью. Сейчас в этом подвале расположился магазин.
Хотя нас подкармливали в школе «усиленным детским питанием», сокращённо УДП, чувство голода не покидало все первые послевоенные годы. Слова «дай кусить» и «оставь» (поесть) были самыми распространёнными в нашем лексиконе той поры. С едой было связано и устное «творчество». Например: «Первый класс купил колбас, второй ел, третий в щёлочку глядел…» Периодически выдавали одежду и обувь, но они почему-то быстро изнашивались, особенно ботинки, которые часто «просили каши». И это не удивительно. Несмотря на вечное желание поесть, мы носились, как ошалелые, гоняли в футбол и вообще били ногами по любому незакреплённому предмету.
Однажды маме вручили американскую посылку. Сегодня её бы назвали гуманитарной помощью. В картонной коробке мы обнаружили: банку замечательной мясной тушёнки, пачки с яичным порошком и сухим молоком, сигареты, детскую куртку защитного цвета с накладными карманами из очень плотного материала — так называемой чёртовой кожи. Но я постеснялся носить эту куртку — её фасон был явно иностранный, и я опасался услышать от взрослых нелестные слова в свой адрес, как это было однажды в Сестрорецком военном госпитале.
В этом госпитале работала медсестрой моя тётя Мина, и она взяла меня к себе в августе 1945 года, пока не начались занятия в школе. Госпиталь стоял на берегу Финского залива. На безоблачном небе сияло солнце. Меня хорошо кормили вместе с медсёстрами, и чувствовал я себя прекрасно. Одно омрачало — пляж был заминирован и ограждён колючей проволокой. По пляжу ходили пленные немцы с миноискателем и шаг за шагом очищали берег от мин. Поодаль шёл конвоир с автоматом. Обнаружив мину, немцы извлекали её и кидали в воду. Раздавался негромкий взрыв, и группа следовала дальше.
Обычно я сидел на крыльце госпиталя и наблюдал за всем происходящим. Однажды на крыльцо вышел выздоравливающий боец (тогда так называли солдат), скрутил цигарку, закурил — и вдруг его взгляд упал на мою курточку. Боец стал грубо ругаться. Его гнев вызвали пуговицы с двуглавыми орлами, пришитыми на куртке. (Знал бы он, что через 46 лет двуглавый орёл вернётся в Россию). Видно у мамы сохранились пуговицы с дореволюционных времён, и поскольку других не было, она и пришила их на мою куртку. Я больше не надевал эту куртку, а когда вернулся домой, потребовал поменять пуговицы на другие — желательно с якорями или со звёздами.
Короче говоря, я не стал носить куртку из американской посылки. Сигареты мама отдала учительнице немецкого языка Вере Дементьевне Дементьевой, тушёнку мы съели вдвоём с братом, из сухого молока мама варила молочные супы, а из яичного порошка делала омлеты.
В то время яиц в продаже почти не было. В течение нескольких послевоенных лет их заменял яичный порошок. Рассказывали, что любимый народом певец Леонид Утёсов однажды вышел на сцену с живой курицей и, обращаясь к ней, сказал: «Курочка, курочка, когда ты кончишь нести яичный порошок и начнёшь нести яйца?» После этого Утёсов около года не выступал…
Но не все ребята в школе испытывали нужду в пище и одежде, в нормальных жилищных условиях. В школе учились дети высоких чинов «Большого дома», руководителей районного и городского масштаба, директоров торговых предприятий. Перечень привилегированных родительских должностей был длинным — от начальника Управления НКВД до заведующего булочной. Их дети хорошо питались и одевались, семьи жили в отдельных квартирах. «Привилегированные» дети — мои сверстники — были собраны в параллельном классе «а». Учителя опекали их, следили, чтобы на переменах другие ребята не вырывали у них бутерброды и не обижали. Правда, с годами внешние различия исчезли, а учителя перестали опекать класс «а». Иными словами, неравенство как бы стёрлось.
Когда я учился в десятом классе, я побывал на квартире генерала НКВД. Его сын — ученик 10-а класса Игорь Шикторов продавал заграничные пластинки Александра Вертинского и Петра Лещенко. Певцы пользовались огромной популярностью в Ленинграде. И хотя Александр Вертинский ещё в 1943 году вернулся из эмиграции в Советский Союз, его пластинки не выпускались, а творчество замалчивалось. Записи песен Вертинского и Лещенко на рентгеновской плёнке продавались на чёрном рынке по 10 рублей за штуку, а заграничные пластинки шли по баснословным ценам. Игорь продал мне пластинки, можно сказать, по дешёвке. И вообще он был славный парень. После окончания школы Игорь учился в Москве — в престижном Бауманском училище.
Генеральская квартира в отстроенном немцами доме была довольно скромной по сравнению с квартирами в старинных особняках, в которых жили многие ребята, правда, их квартиры были коммунальными, а эта отдельная. Даже у Игоря была своя комната. Но я ему тогда не позавидовал. Я уже привык к неравенству в нашей жизни во всём: физическому (я был самым маленьким в классе), творческому (никто в классе не мог так хорошо рисовать, как мальчик по кличке Жаба), материальному и т.д., и т.д.
Ещё раньше я столкнулся с неравенством в детском саду. Там у воспитательницы были любимчики, которым она уделяла особое внимание, хвалила, ставила их в пример другим детям. Поскольку я не относился к любимчикам, мне это было неприятно. Потом я сталкивался с неравенством на каждом шагу и воспринимал его как должное, хотя нередко внутри меня всё кипело. Когда говорили о равенстве людей в Советском Союзе, я понимал, что это чушь.
Особенно ярко проявлялось неравенство в учёбе. Одни ребята, как говорится, схватывали на лету, другие с огромным трудом воспринимали материал, плохо его запоминали. Им приходилось нелегко, и, в конце концов, они покидали школу.
Все ученики делились на отличников, хорошистов, троечников и двоечников. Каждой категории была уготована своя судьба. Отличники и большинство хорошистов после окончания школы поступали в институты и высшие военные училища. Троечники и часть хорошистов после седьмого класса шли в техникумы. Двоечники и некоторые троечники после пятого класса переводились в ремесленные и фабрично-заводские училища. В школе они были людьми низшего сорта, их жалели и относились к ним со снисхождением. Но после того как они заканчивали свои ремеслухи и приходили на заводы, а вчерашние отличники поступали в вузы, заканчивали их, всё круто менялось. Недавние изгои становились гегемоном — основой советского общества. Их с распростёртыми объятиями принимали в члены КПСС. Они имели преимущество при поступлении в учебные заведения, в получении комнаты или квартиры, в снабжении продуктами и товарами, при приобретении путёвок в санатории, туристских поездках за границу. А те, кто был красой и гордостью школы, оказались принадлежащими к так называемой прослойке — интеллигенции, часто называемой гнилой, унижаемой на каждом шагу. Идеологи марксизма-ленинизма утверждали, что при капитализме интеллигенция служит буржуазии, а при социализме — рабочему классу. То есть интеллигенции была отведена унизительная роль прислуги. И чем талантливее был представитель интеллигенции, тем сильнее его унижали. Действительно, как сказано в Библии: «Так будут последние первыми, и первые последними». И вот результат: самые талантливые ученики 203-й школы послевоенного десятилетия были вынуждены покинуть свою родину, ставшую для них злой мачехой. Это Виктор Корчной, Евгений Клячкин, Игорь Ефимов, Борис Парамонов, Иосиф Бродский.
Сильнее всего интеллигенцию унижали зарплатой. Бывшие отличники, ставшие инженерами, врачами, учителями, получали в два-три раза меньше, чем бывшие двоечники, работающие токарями, слесарями, фрезеровщиками и т.п. А зарплату библиотекарей, музейных работников и других хранителей нашей культуры иначе как издевательством над образованным человеком нельзя было назвать, да и сейчас относительно работников культуры мало что изменилось. (Интересно, какое жалованье получал от царя библиотекарь Иван Андреевич Крылов, служивший в Императорской публичной библиотеке?
О продвижении по службе беспартийному специалисту приходилось только мечтать. Но чтобы вступить в партию, надо было выстоять длительную очередь, как в магазине за колбасой. Потому что партия — это передовой отряд рабочего класса, и число рабочих — членов партии должно значительно превышать численность прослойки. С другой стороны, послушав рабочих в то время, становилось ясно, что и им жилось несладко, хотя вокруг только и твердили, что в Советском Союзе — всё для рабочего человека, что рабочий человек — хозяин страны. Но рабочие прекрасно понимали, кто на самом деле решает судьбу страны. Во всяком случае, когда в воздухе повеяло свободой — в годы правления М.С. Горбачёва — рабочие валом повалили из партии. Если инженерно-технические работники выходили из рядов КПСС ещё робко, с опаской, пытаясь в письменной форме как-то обосновать свой выход, то рабочие просто переставали платить партийные взносы и являться на партийные собрания. Причём на вопрос секретарей партийных организаций о причине неуплаты членских взносов, они чаще всего отвечали: «Да я лучше бутылку куплю, чем тратить деньги на партийные взносы». Массовый выход рабочих из КПСС в конце восьмидесятых годов и развал Советского Союза показали, что партийные идеологи принимали желаемое за действительное — рабочий класс не являлся социальной опорой коммунистической системы. Ни одно предприятие не выступило в защиту рухнувшей системы.
В свои зрелые годы, когда я выкарабкался из тесной клетки материализма в огромный непостижимый мир, я осознал, что равенство не предусмотрено при Сотворении мира. Творец в качестве основного принципа созидания принял разнообразие, и поэтому в мире существует красота и гармония.
Однако тысячи людей никак не могут согласиться с разнообразием в жизни. Они пытаются уничтожить нравственно или физически других людей, не похожих на них по самым разным признакам. Имущественное состояние, национальность, социальное положение, вероисповедание, цвет кожи, форма носа, образование, интеллект, партийная принадлежность, образ жизни, одежда — каждый из этих признаков может стать поводом для преследования, издевательств и уничтожения. И делается это во имя достижения всеобщей одинаковости. От сложности и многообразия жизни у них рябит в глазах, и они пытаются упростить современную жизнь, а она становится всё сложнее и сложнее. Типичные представители «упрощенцев» жизни — фашисты, ортодоксальные левые, антисемиты (всё очень просто: во всех бедах виноваты евреи…).
Игорь Ефимов очень тщательно исследовал проблему неравенства. Результаты исследований отражены в его книге «Стыдная тайна неравенства» и в ряде номеров журнала «Звезда» под рубрикой «История неравенства». Вот некоторые его мысли.
«Мы живём в эпоху, ознаменованную победным наступлением эгалитарной идеи. Начиная с Жан-Жака Руссо и Французской революции, в странах Европы один за другим рушились сословные барьеры. Исчезали сеньоры, графы, князья, дворяне. Избирательные права предоставлялись любому бедняку. В странах Азии шла и до сих пор идёт упорная и во многом успешная борьба с системой каст. Люди отдавали и отдают свои жизни в борьбе с расовым неравенством. Горячие страсти вызывает борьба за равенство женщин с мужчинами. Весь мировой коммунизм черпал свою мощь из импульса, направленного на преодоление неравенства имущественного.
За неравенство рубили головы гильотиной, расстреливали в подвалах ЧК, душили голубыми пластиковыми мешочками в полях Камбоджи. Наличием социального неравенства объясняли и оправдывали бандитизм, терроризм, поджоги, пытки. Источники любого неравенства подвергались въедливому исследованию и враждебно-презрительному истолкованию. Даже самые безжалостные деспоты XX века не решались украсить себя короной или мантией, но появлялись на трибунах в таких же пиджаках, кителях, френчах, гимнастёрках, какие носили их подданные.
И в разгар этого победного и грозного марша просто страшно вдруг встать и вспомнить простую, всем давно известную, но вот уже двести лет отодвигаемую на задний план истину: В ИНДИВИДУАЛЬНОМ ПЛАНЕ ЛЮДИ ОТ ПРИРОДЫ НЕ РАВНЫ.
Они не равны по уму, они не равны по энергии, они не равны по таланту, по художественной одарённости, по жажде свободы, они неравны по целеустремлённости, по волевому потенциалу.
Они не равны потому, что Хозяин жизни даёт при рождении одному «пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе» (Матфей, 25:15).
Все это знают, но вслух об этом говорить нельзя. Неоспоримый этот факт не должен приниматься во внимание ни при каких рассуждениях о совместной жизни людей на Земле, ни при каком планировании социальных институтов. Простую эту истину стыдливо огибает всякая мысль, всякое слово, всякий оратор и писатель. Сегодня последствия этого дружного умолчания могут оказаться чрезвычайно серьёзными. Ибо, отказавшись включать природное неравенство людей в сферу общественных и научно-социальных дебатов, мы готовим почву для политических катастроф, последствия которых могут оказаться опустошительными» (Игорь Ефимов. Кто более равен? Звезда. 1998. №7).
Автор: Архангельский Игорь Всеволодович | слов 1910Добавить комментарий
Для отправки комментария вы должны авторизоваться.