«Дети разных народов»
Все годы, начиная с первых дней существования, Санкт-Петербург — Петроград — Ленинград оставался многонациональным городом, менялись только национальный состав и численность тех или иных национальных групп. Например, после Французской революции в столицу России хлынула эмигрантская волна из Франции. Падение монархии, затем октябрьский переворот привели к особенно резким изменениям в национальном составе населения города. Ещё несколько раньше, с началом Первой мировой войны город стали покидать немцы, составляющие самую крупную национальную группу. После октября 1917 года начались репрессии в отношении представителей европейских народов. Те из них, кого не затронула кровавая мясорубка, срочно уезжали на Запад. Одновременно в город приезжали для постоянного проживания жители еврейских местечек, Кавказа, национальных районов Поволжья, Средней Азии, Крайнего севера. Из Турции, спасаясь от жестокой резни, бежали ассирийцы (айсоры). Появлялись также иностранные коммунисты, эмигрировавшие из своих стран после неудавшихся революций. Приезжали иностранные специалисты — американцы, англичане, бельгийцы. Перед самой войной на пароходах в город было доставлено много испанских детей, чьи родители погибли в Испании во время гражданской войны. У советских детей, в том числе и у меня, появился новый головной убор — испанка (пилотка с кисточкой)…
Особенно много в город приехало евреев. После Февральской революции для них были сняты все ограничения, и они воспользовались полученной свободой. Нельзя сказать, что до революции евреям категорически запрещалось жить в столице, но ограничения были достаточно серьёзными. Евреи появились в Санкт-Петербурге практически в год его основания. Это были приближённые Петра I, из которых наиболее известны барон П.П. Шафиров, прославленный дипломат, получивший звание вице-канцлера, и первый генерал-полицмейстер столицы А.М. Дивьер, женившийся на сестре князя А.Д. Меньшикова. Евреями были также почт-директор барон Ф. Аш, камердинер царя П. Вульф и другие. Селиться в столице разрешалось только крещёным евреям. При Елизавете Петровне жизнь евреев сильно осложнилась. Она повелела выселить всех евреев из России. Екатерина II, напротив, сразу поняла пользу, которую могут принести евреи в деле развития торговли и промышленности. Она покровительствовала евреям, причём иногда тайно, чтобы не возбудить общественность, настроенную в основной массе враждебно по отношению к ним. В царствование Екатерины II в столице стали оседать не только крещёные, но и некрещёные евреи. Это были купцы, ремесленники, врачи, аптекари. При Павле I и Александре I условия жизни евреев в России продолжали улучшаться, и постепенно численность еврейского населения в Санкт-Петербурге увеличивалась. Однако с воцарением в 1825 году Николая I начались жестокие гонения евреев. Число евреев, получивших право жительства в Санкт-Петербурге, было резко сокращено, стали производиться облавы, в результате которых евреи с просроченными паспортами сдавались в солдаты, а многие отправлялись на поселение в Сибирь. Положение евреев изменилось в царствование Александра II. Право проживания в столице получили купцы 1-й гильдии, лица с высшим образованием, некоторые ремесленники. Но после смерти Александра II снова последовали притеснения евреев. Им было запрещено выезжать за пределы черты оседлости, и скученное в районах черты оседлости, притесняемое за её пределами, ограниченное в гражданских правах, еврейское население было ввергнуто в нищету и душевные страдания.
Интересно высказывание графа Ивана Толстого в связи с опубликованным в газете «Новое время» обвинением в том, что он защищает права евреев для предвыборных целей. (Толстой выставил свою кандидатуру в члены Государственной думы от Санкт-Петербурга). В книге «Факты и мысли. Еврейский вопрос в России», написанной совместно с Юлием Гессеном в 1907 году, он ответил газете: «Это утверждение нелепо как ввиду малочисленности евреев-избирателей в Петербурге и их принадлежности к разным, отчасти враждебным друг к другу фракциям, так и сильного развития в столице антисемитизма вообще». В той же книге Толстой пишет: «…ещё одна просьба — не изощрять своего остроумия, не относиться шутливо и свысока к вопросу громадной важности, как это, к сожалению, слишком часто случается, когда в христианских кругах заходит вообще речь о евреях: пусть читатель подумает, что шутки неуместны в деле, залитом и заливаемом ещё кровью и потоками горьких слёз, слёз как обиды, так и нравственных и физических страданий…». Из этих высказываний видно, в какой обстановке жили евреи в Петербурге.
Хотя в столице никогда не было еврейских погромов и ритуальных процессов, отношение столичного общества к евреям было недружелюбным. Но граф Иван Толстой был не единственным русским человеком, выступающим в защиту еврейского населения России. Владимир Дмитриевич Набоков — отец всемирно известного писателя — опубликовал в еженедельной газете «Право» статьи «Кишинёвская кровавая баня», посвящённой еврейскому погрому в Кишинёве в апреле 1903 года. В ней он писал: «С глубоким негодованием и с болью в сердце прочёл каждый, в ком не заглохло человеческое чувство, печальную повесть кишинёвских погромов. Уже краткое правительственное сообщение, перечислявшее убитых и раненых, несмотря на свой лаконизм и официальную сухость, давало возможность догадаться, что произошло чудовищное». Выступая на новом для себя поприще борьбы за справедливое общество, В.Д. Набоков не только лишился многих привилегий, произошёл разрыв с той средой, в которой он родился, воспитывался и тесно был связан.
Против унижений и насилия, совершаемых по отношению к евреям, активно выступали Н.Г. Короленко и А.М. Горький.
В том же 1903 году в газете «Русские ведомости» было опубликовано послание Русской Православной Церкви по поводу враждебного отношения к евреям: «…такого рода явления прискорбны и позорны для православного христианина, носящего имя Того, Кто чрез своих апостолов заповедал относиться ко всем, без различия национальностей, с любовью и прощать обиды врагам…»
Известные политические деятели ратовали за отмену черты оседлости. Но относительно срока уничтожения этого позорного ограничения не было единодушия. Так, А.Ф. Кони писал: «…Гучков настаивал на необходимости немедленно раскрыть черту оседлости и не хотел согласиться со мной, что при всей справедливости такой меры вторжение десяти миллионов евреев в самые недра русского народа и во все закоулки русской земли должно быть разрешено народным представительством, а не советом министров, которому должно принадлежать лишь право внести такой законопроект, не принимая на свою совесть ни могущих произойти погромов, ни того, что Дума может решить вопрос иначе» (А.Ф. Кони «Моя Гефсиманская ночь», 1906).
В 1910 году в Государственную думу за подписью многих депутатов было внесено законодательное предложение об отмене черты оседлости.
Либерализм петербургской интеллигенции, гуманизм христианского вероучения значительно смягчали обстановку нетерпимости, в которой жили евреи.
Всё больше и больше передовых русских людей выступало против притеснений евреев. В феврале 1917 года наступил переломный момент в жизни евреев, впервые в истории страны получивших равные права и возможности национального развития. Но антисемитизм в России оказался очень живуч. Во время гражданской войны он принял наиболее жестокие формы, особенно на юге России. Евреев грабили, избивали, убивали. В меньшей степени они страдали от Красной армии, поскольку в ней было много комиссаров-евреев и руководил Красной армией еврей Лев Троцкий. Правда, он не считал себя евреем.
После окончания Гражданской войны большевики пытались бороться с антисемитизмом своими методами. Например, за слово «жид» можно было получить десять лет лагерей. Но в 1930-е годы борьба с антисемитизмом прекратилась. В Ленинграде началось свёртывание деятельности еврейских организаций. Власти стали рассматривать евреев как потенциальных агентов капиталистического окружения. Вырос бытовой антисемитизм, чему способствовало стремительное продвижение еврейского меньшинства по социальной лестнице. Уровень жизни и образования евреев был, как правило, высоким. У населения вырос страх перед конкуренцией. С новой силой антисемитизм проявился после победы над фашизмом, когда стал государственной политикой и началась борьба с безродными космополитами, а по существу — с евреями. Их изгоняли с работы, не принимали в некоторые высшие учебные заведения. Например, в Ленинградский государственный университет еврею, за редким исключением, поступить было невозможно. В то же время в Горный институт евреев принимали без всяких ограничений. Апофеозом антисемитизма в Советском Союзе стало «дело врачей» в 1952 году. В Ленинграде оскорбления евреев можно было услышать в очередях к прилавкам магазинов, в трамваях, в кабинетах высокопоставленных партийных и советских работников, в воинских частях.
Случались выпады против евреев и в школах, но только не в 203-й. Школа была тихой бухтой в бушующем море антисемитизма. Среди учеников 203-й школы евреев было довольно много. Например, в нашем выпуске 1954 года они составляли примерно четвёртую часть. Кроме того, были так называемые полукровки — полурусские, полуевреи. Как правило, евреи учились очень хорошо. И потому что обладали хорошими способностями, и потому что знали о трудностях, которые их ждали при поступлении в вуз.
Классная руководительница 10-а класса учительница литературы Антонина Васильевна Алмазова говорила маме Леонида Слуцкера; «Лёне обязательно надо получить медаль». И он её получил, правда, не золотую, а серебряную.
Как-то на уроке химии учитель Иван Васильевич Седлецкий после неудачного ответа одного из учеников с нерусской фамилией стал говорить о том, как трудно будет поступить в институт абитуриенту с фамилией, к примеру, Шмидт. Поэтому носителю подобной фамилии нужно особенно стараться в учёбе. Не все ученики поняли слова учителя, но кому надо — сообразили, что он имел в виду
В школе я никогда не слышал ни одного плохого слова в адрес евреев. И многие годы спустя в этом отношении всё оставалось неизменным. Приятель моей дочери Игорь Вульфович, учившийся в 203-й школе через много лет после меня, рассказывал, что только после перехода в другую школу в связи с переездом семьи в район новостроек, он впервые в школьных стенах услышал слова «еврей» и «жид» в оскорбительном смысле.
В 203-й школе учились и представители других народов. В нашем классе кроме русских, евреев, учились немец, финн, татарин, эстонец. Но никто на этом никогда не заострял внимания. И только преподававшая в младших классах учительница арифметики всегда говорила ученикам, не выучившим урок: «Ну что ты стоишь, как чуваш?». Больше упоминаний какой-либо национальности я в школе не слышал. В нашем дворе также не заострялось внимание на национальной принадлежности. Вместе с тем, у нас, так же как и в других ленинградских дворах, после войны появилось много татарских детей, чьи родители заняли место погибших во время войны ленинградских дворников. Татарские дети в большинстве своем не знали русского языка, но активно участвовали в дворовых играх. Благодаря совместным играм они быстро овладевали русским языком. В свою очередь мы узнавали от них татарские слова, некоторые из которых я помню до сих пор. Иными словами, татары попали в доброжелательную обстановку, которая способствовала их быстрой адаптации в новых для них условиях. Хотя некоторые поддразнивания все же были…
После войны в народе большой популярностью пользовались песни советских композиторов предвоенных и военных лет. Их часто передавали по радио, люди пели во время застолий, на посиделках. И, наверное, мало кто задумывался над тем, что легендарная «Катюша», «В лесу прифронтовом», «Летят перелётные птицы», «Случайный вальс», «Песня о Днепре» и многие другие задушевные песни написаны композиторами-евреями (М. Блантер, С. Кац, братья Покрасс, М. Фрадкин). И почти никто не знал, что любимый многими вальс «Амурские волны» написал еврейский композитор М. Кюсс. Другой еврейский композитор — Е. Розенфельд — автор широко популярных до войны песен-танго «Вам, возвращая ваш портрет» и «Счастье моё». Кстати, имена этих двух композиторов не помещены даже в шеститомной музыкальной энциклопедии, изданной в Советском Союзе в 1982 году.
Слова перечисленных и других песен мы заносили в специальные тетради, которые имелись почти у каждого школьника. Тетради брали друг у друга и переписывали слова песен, и, таким образом, они очень быстро распространялись. В тетради записывали и слова блатных песен. Правда, такие тетради их владельцы старались спрятать подальше от глаз взрослых, поскольку блатные песни считались запрещёнными и тетради со словами песен могли отобрать.
На мотив некоторых блатных песен, да и не только блатных, распевались и другие слова. Например, на мелодию знаменитой «Мурки» пели: «Я и Рабинович раз пошли на дело…» Но антисемитского в этом тексте ничего не было, это скорее пародия на блатную песню. Позже я читал, что авторство многих блатных песен первой половины двадцатого столетия принадлежало композиторам-евреям…
И что интересно, именно композиторы-евреи с наибольшей полнотой и силой сумели выразить в доступной всем без исключения музыке чувства русского народа. А чем отвечали люди, слушающие и распевающие песни, написанные для них композиторами-евреями? На ограде Кировского завода крупными буквами было выведено: «Рабочий, бери хворостину и гони жидов в Палестину!» И долго эту надпись никто не стирал. Вместе с тем, попробовал бы кто-нибудь недоброжелательно пройтись по национальности легендарного футболиста «Зенита» Б. Левина-Когана. Футбольные болельщики разорвали бы антисемита на куски.
Совсем иное отношение было в те годы к выходцам с Кавказа. Они представлялись в глазах жителей Ленинграда и других городов гордыми и отважными людьми, радушными хозяевами своего дома, готовыми жизнь свою отдать за гостя. Такое представление сложилось благодаря официальной пропаганде. И это не удивительно. Ведь Сталин был кавказцем. А у школьников уважительное отношение к горцам появилось ещё и благодаря М.Ю. Лермонтову, которого в юные годы любили сильнее, чем А.С. Пушкина, и Л.Н. Толстого. Стихи и проза Лермонтова о Кавказе, повести Толстого «Хаджи-Мурат» и «Казаки» оставили след в наших душах. О депортированных народах Кавказа мы ничего не слышали. О них в газетах не писали. А вот теперь не стало гордых и отважных горцев. Появились лица кавказской национальности. В художественных фильмах главы преступных мафий — обязательно кавказцы. В некоторых средствах массовой информации почти каждый житель Кавказа представляется как бандит или пособник бандитов. Как будто больше не существует на Кавказе мудрых стариков-долгожителей, тружеников-крестьян, искусных ремесленников, замечательных поэтов и музыкантов и просто порядочных людей…
Автор: Архангельский Игорь Всеволодович | слов 2044Добавить комментарий
Для отправки комментария вы должны авторизоваться.