Новенькие

В начальной школе у нас в классе довольно часто появлялись новые ученики. Это были дети из семей, с опозданием вернувшихся из эвакуа­ции, из семей военнослужащих, переведённых в Ленинград, и т.п. Обычно новеньких приводила завуч школы во время урока и пред­ставляла их классу. Новеньких встречали не очень радушно. Как-то за­вуч привела полного черноволосого мальчика Вову Осипова. Не успела завуч назвать его имя, как со всех сторон стали раздаваться выкрики: «Толстяк! Бочонок! Бегемот!» В те полуголодные времена к толстым детям относились недружелюбно. В другой раз привели мальчика, ни­чем не отличавшегося от других ребят, все молчали, но когда была на­звана его фамилия — Жабыко, — класс радостно закричал «Жаба! Жаба!»

На перемене новичков подвергали экзамену. Например, спрашива­ли: «Ты за Луну или за Солнце?» Новенькие, как правило, отвечали, что за Солнце. «За пузатого японца!» — орали экзаменаторы. Тогда новень­кий поправлялся и говорил, что он за Луну. «За Советскую страну!» — слышал он в ответ.

Иногда новенького хлопали по спине и плечам, выкрикивая при этом: «Баламут, баламут, собирайся на суд! Кто на суд не придёт, тому хуже попадёт! Выбирай из трёх одно: дуб, оса или пшено!» Если мальчик выбирал дуб, то с криком «Тяни нос до самых губ!» ему вытягивали нос. Если называлась оса, то кричали: «Тяни за волоса!» — и тащили беднягу за волосы. Ну, а если называлось пшено, то кричали: «Снова начало!» и опять колотили его по разным частям тела. Экзаменуемого ученика выручал только звонок на урок. Или другая загадка для нович­ка: «Гришка, Мишка и Чапай ехали на лодке; Мишка, Гришка утонули, кто остался в лодке?» Ответ, естественно, был «Чапай». Тогда с крика­ми «Цапай его, цапай!» мучители набрасывались на свою жертву и щи­пали её заразные места. Ещё новенького спрашивали: «Ты знаешь, что сегодня праздник обороны и дают бесплатно макароны?» И тут же, при­говаривая: «Получай свои макароны», наносили ему удары ребром ла­дони по шее.

Однако разного рода неудобства новичок ощущал лишь в первые дни. Спустя два-три дня его уже никто не трогал, а, напротив, дружески расспрашивали, откуда он приехал, кто его родители, что он умеет де­лать и т.д. Нередко мы узнавали от них интересные сведения. Так, тол­стый Вова Осипов рассказал, что его старшая сестра дружит с Валей Борц — одним из немногих оставшихся в живых членов знаменитой «Молодой гвардии», описанной А.А. Фадеевым. Валя иногда приезжа­ла в Ленинград и останавливалась у Осиповых в их квартире на улице Восстания. Новенький Жора Пушкин вспоминал о портовых городах Мурманске и Архангельске, в которых он жил вместе со своим отцом-моряком. Мне захотелось побывать в этих городах. Не скоро, но мечта исполнилась. Моя жизнь оказалась связанной с этими северными горо­дами…

Далее >>
В начало

Автор: Архангельский Игорь Всеволодович | слов 423


Добавить комментарий