8. Х серия. Тип «Щ» («Щука»).

Строящиеся подводные лодки V, V бис и V бис 2 серии не удовлетворяли требованиям ВМФ по надводным скоросям. ЦКБС-2. ЦКБС-2, проанализировав опыт эксплуатации ПЛ и используя достижения отечественной промышленности, разработало проект дальнейшей модификации подводных лодок типа «Щ» Х серии.

Подводными лодками этой серии должны были пополниться подводные силы действующих флотов, в том числе Тихоокеанского. ПЛ Х серии, как и предыдущие «Щуки» были полуторакорпусными и булевыми, двухвальными, семиотсечными. На них сохранились основные размещения в отсеках конструкции корпуса. Отдельные недостатки, имевшие место на предыдущих подлодках, были устранен, документация доработана.

Для увеличения надводной скорости, на этой серии подлодок предусматривалась установка главных двигателей марки 38К8, мощностью 800 л.с. при 600 об/мин., выпуск которых был освоен Коломенским заводом.

Увеличение мощности энергетической установки до 1600 л.с. против 1370 л.с., имевшейся на предыдущих сериях, позволяло получить наибольшую надводную скорость около 14,3 узла против 12,5 узлов на подлодках V бис 2 серии.

Одновременно предусматривалась новая конструкция ограждения боевой рубки, обтекаемой, «лимузинной» формы, которая, как считали проектанты, значительно снизит сопротивление движению в подводном положении и позволит увеличить подводную скорость хода. Однако, как было установлено на испытаниях, новое ограждение рубки не дало ожидаемого увеличения скорости, зато снизило мореходные качества подлодок из-за повышенного заливания ходового мостика в штормовую погоду.

Для уничтожения запретных чисел оборотов гребного вала, имевших место на предыдущих ПЛ, в новом проекте, для передачи крутящего момента от дизеля на линию вала, устанавливалась гидромуфта вместо муфты «Бамаг».

Система воздуха высокого давления (ВВД) принципиально отличалась от таких систем на предыдущих сериях. В этой системе, для аварийного продувания главного балласта применялся воздух высокого давления (200 кг/см2) без предварительного дросселирования, подаваемый в системы через специально предусмотренные распределительные колонки. В результате применения такой системы время аварийного продувания главного балласта сократилось до трех минут, против 10 минут, как это имело место на предыдущих сериях.
Подводные лодки типа «Щ» Х серии имели следующие основные тактико-технические характеристики:

– водоизмещение                                                     585 м куб.;
– длина наибольшая	                                            58,8 м;
– ширина наибольшая	                                            6,2 м;
– диаметр прочного корпуса	                                    4,2 м;
– осадка средняя с килем                                            4,0 м;
– запас плавучести                                                  19%;
– глубина погружения:
        предельная                                                  90 м;
        рабочая                                                     75 м;
– начальная метацентрическая высота:
        в надводном положении                                       0,27 м;
        в подводном положении                                       0,17 м;
– экипаж                                                            37 чел;
– автономность                                                      20 суток;
– время непрерывного пребывания под водой
  с использованием всех средств регенерации                         72 часа;
– наибольшая надводная скорость                                     14,1 узла;
– дальность плавания экономическим ходом (8,5 узла)
  при увеличенном запасе топлива                                    4500 миль;
– наибольшая подводная скорость	                                    8,5 узла;
– дальность плавания подводная                                      8,5 миль;
– дальность плавания подводная экономическим ходом (2,8 узла)       100 миль;

    Энергетическая установка:
– двигатель 38К8 мощностью 800 л.с;                                 2 шт.;
– гребной электромотор ПГВ8 мощностью 400 л.с.;                     2 шт.;
– аккумуляторная батарея КСМ-2 по 112 элементов в группе            2 группы.

    Вооружение:
– носовые торпедные аппараты для торпед 533 мм                      4 шт.:
– кормовые торпедные аппараты для торпед 533 мм                     2 шт.;
– общее количество торпед                                           10 шт.;
– артиллерийский полуавтомат «21-К» калибром 45 мм                  2 шт.

СКБ завода получило документацию для строительства подлодок Х серии в конце 1934 года, а в первом квартале 1935 года уже полностью обеспечило ею цеха, участки и службы завода.
Головная подводная лодка этой серии была сдана 17 октября 1936 года, а в течение последующих двух месяцев флот получил еще восемь таких подводных лодок. Приемный акт подводной лодки, завершившей серию («Щ-134») был подписан 27 декабря 1936 года (см. таблицу 5).
Таблица 5.

№п/п
________

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.
Проектант
_________

ЦКБС-2

ЦКБС-2

ЦКБС-2

ЦКБС-2

ЦКБС-2

ЦКБС-2

ЦКБС-2

ЦКБС-2

ЦКБС-2
Завод-строитель
_________________

Завод 194/Дальз-д

Завод 194/Дальз-д

Балт.з-д/Дальз-д

Завод 194/Дальз-д

Балт.з-д/Дальз-д

Завод 194/Дальз-д

Завод 194/Дальз-д

Балт.з-д/Дальз-д

Завод 194/Дальз-д
Строит.№
________

297

296

258

298

257

292

299

259

293
Борт.№
_______

Щ-126

Щ-127

Щ-128

Щ-129

Щ-130

Щ-131

Щ-132

Щ-133

Щ-134
Наимен.
________

   -

   -

   -

   -

   -

   -

   -

   -

   -
Дата закл.
__________

23.07.34

23.07.34

07.08.34

31.12.34

07.08.34

23.07.34

31.12.34

07.08.34

23.07.34
Дата вода
_________

17.10.36

17.10.36

31.10.36

31.10.36

11.12.36

11.12.36

11.12.36

19.11.36

27.12.36

Примечания.
В графе 3 в числителе указан завод-изготовитель корпусных конструкций подводных лодок, а в знаменателе – завод, производивший сборку секций, установку и монтаж механизмов, устройств, трубопроводов, приборов и оборудования, производивший швартовные, заводские ходовые и государственные испытания.

Прорабами (строителями) этой серии подводных лодок были П.П. Синицин, А.А. Золотарев, А.Д. Мокеев, В.Н. Бикасин, С.К. Бондаревский, Ф.М. Грищенко и другие.

Интенсивное строительство подводных лодок, непрерывное поступление документации для строительства подлодок новых серий, необходимость разработки новой рабочей документации и выполнения отчетно-экспериментальной документации организации испытаний, несмотря на 10-часовой рабочий день требовало непрерывного пополнения личного состава СКБ. Если в начальный период постройки подводных лодок с его обеспечением справлялось 10-12 конструкторов, то уже в 1935-36 годах, при одновременной постройке 10-12 лодок различных проектов, этого было явно недостаточно.
Пополнение СКБ продолжалось за счет местных специалистов. В эти и последующие годы на работу в СКБ пришли А.И Помазан, А.П. Чермных, П.Ф. Прокофьев, В.Г. Желтовский, С.Ф. Лахтионова, В.Л. Сахновский, В.Л. Колачева и другие специалисты. Эти люди внесли большой вклад в создание подводного Тихоокеанского Военно-Морского флота СССР.

Следует упомянуть, что в 1939 году подводные силы ТОФ пополнились еще одной подводной лодкой Х серии, пришедшей во Владивосток с запада северным морским путем. Такой переход был осуществлен впервые, была доказана возможность перехода подводных лодок этим путем за одну навигацию.
Переход с Северного Ледовитого океана на Тихий океан совершила подлодка «Щ-423», построенная в 1937 году заводом «Красное Сормово». На Тихом океане она получила бортовой номер «Щ-139», так как в это время уже находилась в постройке подлодка Х бис серии, заканчивавшееся бортовым номером «Щ-138».

Для плавания в тяжелых льдах подводная лодка «Щ-423» была одета в «шубу». Так называли специальную деревянную, дополнительную обшивку прочного и легкого корпусов, оконечностей и выступающих частей. Она надежно предохраняла ПЛ от повреждений при ледовом плавании.
«Раздевали от шубы» новую подводную лодку на Дальзаводе, где одновременно был произведен необходимый ремонт, балластировка для плавания в Тихоокеанском бассейне, а также выполнен ряд других работ.

Далее
В начало

Автор: Пивоваров Юрий Германович | слов 1786


Добавить комментарий