9. ХI серия. Тип «Л» («Ленинец»)

Продолжали строиться подводные лодки типа «Щ» различных модификаций для Тихоокеанского флота, а Советское правительство уже решало вопрос о строительстве и вводу в его состав больших подводных лодок.

Совет Труда и Обороны 2 февраля 1934 года принял постановление о постройке шести больших подводных лодок типа «Л» («Ленинец») для Тихого океана.

Еще в 1928 году под руководством Б.М. Малинина техническое бюро № 4 Балтийского завода разработало проект больших подводных лодок типа «Л» II серии, имевших кроме торпедного и артиллерийское вооружение, запас мин.

Подводные лодки II серии строились для Балтийского и Черного морей. Для Тихого океана был разработан новый проект больших подводных лодок типа «Л» XI серии, явившихся модификацией проекта II серии.

Строительство этих лодок, как и предыдущих, было поручено Дальзаводу. Технология постройки новой серии подводных лодок сохранялась такой же, как и при постройке
лодок типа «Щ», то есть корпусные конструкции и закладка корпусов подлодок выполнялась Ленинградским Балтийским заводом и Николаевским заводом 198, затем корпусные секции на специальных транспортерах по железной дороге транспортировались во Владивосток, где Дальзавод производил сборку секций, насыщение корпуса, испытания и сдачу этих подводных лодок.

Подводные лодки типа «Л» ХI серии были полуторакорпусными, двухвальными, семиотсечными. Прочный корпус в средней части имел форму цилиндра, а в оконечностях – форму усеченного конуса.

Боевая рубка имела форму горизонтально расположенного цилиндра.

Легкий корпус имел плавные обводы по ватерлиниям, а в поперечном сечении охватывал прочный корпус почти до основной линии, оставляя открытым незначительную площадь днища и доковый киль.

Цистерны главного балласта располагались в оконечностях прочного корпуса и в легком корпусе, в том числе и средняя. В концевых отсеках внутри прочного корпуса располагались дифферентные цистерны. Уравнительная цистерна и цистерны быстрого погружения располагались в центральном посту. В носовой оконечности были установлено 6 торпедных аппаратов, а в корме – две минные трубы для сухого хранения двух мин «ПАТ».

На носовой палубе надстройки, перед ограждением боевой рубки, устанавливалось 100-миллимиметровое артиллерийское орудие «Б-24», а на кормовом барбете – артиллерийский полуавтомат «21-К» калибром 45 мм.

В минных трубах, для сбрасывания мин применен штанговый привод минно-сбрасывающего устройства.

Подводные лодки типа «Л» ХI серии имели следующие основные тактико-технические характеристики:

– водоизмещение                                                              1040 м куб.;
– длина наибольшая	                                                     79,9 м;
– ширина наибольшая	                                                     7,0 м;
– диаметр прочного корпуса	                                             4,85 м;
– осадка средняя с килем                                                     4,0 м;
– запас плавучести                                                           28%;
– глубина погружения: предельная                                             90 м;
      рабочая                                                                75 м;
– начальная метацентрическая высота:
      в надводном положении                                                  0,69 м;
      в подводном положении                                                  0,21 м;
– экипаж                                                                     52 чел;
– автономность:
      надводная                                                              28 суток;
      подводная                                                              72 часа;
– наибольшая надводная скорость                                              14,5 узла;
– дальность плавания экономическим ходом (10 узлов)
  при увеличенном запасе топлива                                             7500 миль;
– наибольшая подводная скорость	                                             8,5 узлов;
– дальность плавания подводная                                               12,5 миль;
– дальность плавания подводная экономичным ходом (2,8 узла)                  135 миль;

    Энергетическая установка:
– двигатель 42БМ6 мощностью 1100 л.с;                                        2 шт.;
– гребной электромотор ПГ24/50+24/20 мощностью 650 л.с.                      2 шт.;
– аккумуляторная батарея ЛС-2 по 112 элементов в группе                      3 группы.

   Вооружение:
– носовые торпедные аппараты для торпед 533 мм                               6 шт.:
– запасные торпеды                                                           10 шт.;
– кормовые минные трубы для мин ПЛТ                                          2 шт.;
– артиллерийское орудие «Б-24» калибром 100 мм                               1 шт.;
– артиллерийский полуавтомат «21к», калибром 45 мм                           2 шт.

Прорабами (строителями) подлодок ХI серии были В.В. Любимов, А.З. Голанд, Г.Д. Эрлих, а подводные лодки «Л-11» и «Л-12» строились под руководством К.Ф. Терлецкого.
Документация для строительства «Ленинцев» стала поступать вместе с первыми эшелонами, транспортировавшими корпусные секции, в декабре 1934 года, а в 1935 году её уже имели прорабы, цеха и участки завода.
Головная подводная лодка типа «Л» ХI серии вступила в строй 10 декабря 1936 года, а 29 декабря были подписаны приемные акты еще двух подлодок серии «Л-8» и Л-9». 17 декабря 1937 года подводные силы ТОФ пополнились ещё одной подлодкой – «Л-10», а в 1938 году строительство серии завершилось передачей флоту подлодок «Л-11» и «Л-=12» (см. таблицу 6).

Таблица 6.

№п/п
_______

1.

2.

3.

4.

5.

6.
Проектант
_________

Техбюро 4

Техбюро 4

Техбюро 4

Техбюро 4

Техбюро 4

Техбюро 4
Завод строитель
_________________

Балт. з-д/Дальз-д

Балт. з-д/Дальз-д

Балт. з-д/Дальз-д

Завод 198/Дальз-д

Завод 198/Дальз-д

Завод 198/Дальз-д
Строит.№
________

262

264

265

285

284

286
Борт.№
_______

Л-7

Л-8

Л-9

Л-10

Л-11

Л-12
Наимен.
________

Ворошиловец

Дзержинец

Кировец

Менжинец

    –

    –
Дата закл.
__________

10.04.34

10.04.34

10.06.34

10.06.34

10.06.34

10.06.34
Дата вода
_________

10.12.36

29.12.36

29.12.36

17.12.37

06.11.38

09.12.38

Примечание.

В графе 3 в числителе указан завод-изготовитель корпусных конструкций подводных лодок, а в знаменателе – завод, производивший сборку секций, установку и монтаж механизмов, устройств, трубопроводов, приборов и оборудования, производивший швартовные, заводские ходовые и государственные испытания.

Далее
В начало

Автор: Пивоваров Юрий Германович | слов 1857


Добавить комментарий