9. ХI серия. Тип «Л» («Ленинец»)
Продолжали строиться подводные лодки типа «Щ» различных модификаций для Тихоокеанского флота, а Советское правительство уже решало вопрос о строительстве и вводу в его состав больших подводных лодок.
Совет Труда и Обороны 2 февраля 1934 года принял постановление о постройке шести больших подводных лодок типа «Л» («Ленинец») для Тихого океана.
Еще в 1928 году под руководством Б.М. Малинина техническое бюро № 4 Балтийского завода разработало проект больших подводных лодок типа «Л» II серии, имевших кроме торпедного и артиллерийское вооружение, запас мин.
Подводные лодки II серии строились для Балтийского и Черного морей. Для Тихого океана был разработан новый проект больших подводных лодок типа «Л» XI серии, явившихся модификацией проекта II серии.
Строительство этих лодок, как и предыдущих, было поручено Дальзаводу. Технология постройки новой серии подводных лодок сохранялась такой же, как и при постройке
лодок типа «Щ», то есть корпусные конструкции и закладка корпусов подлодок выполнялась Ленинградским Балтийским заводом и Николаевским заводом 198, затем корпусные секции на специальных транспортерах по железной дороге транспортировались во Владивосток, где Дальзавод производил сборку секций, насыщение корпуса, испытания и сдачу этих подводных лодок.
Подводные лодки типа «Л» ХI серии были полуторакорпусными, двухвальными, семиотсечными. Прочный корпус в средней части имел форму цилиндра, а в оконечностях – форму усеченного конуса.
Боевая рубка имела форму горизонтально расположенного цилиндра.
Легкий корпус имел плавные обводы по ватерлиниям, а в поперечном сечении охватывал прочный корпус почти до основной линии, оставляя открытым незначительную площадь днища и доковый киль.
Цистерны главного балласта располагались в оконечностях прочного корпуса и в легком корпусе, в том числе и средняя. В концевых отсеках внутри прочного корпуса располагались дифферентные цистерны. Уравнительная цистерна и цистерны быстрого погружения располагались в центральном посту. В носовой оконечности были установлено 6 торпедных аппаратов, а в корме – две минные трубы для сухого хранения двух мин «ПАТ».
На носовой палубе надстройки, перед ограждением боевой рубки, устанавливалось 100-миллимиметровое артиллерийское орудие «Б-24», а на кормовом барбете – артиллерийский полуавтомат «21-К» калибром 45 мм.
В минных трубах, для сбрасывания мин применен штанговый привод минно-сбрасывающего устройства.
Подводные лодки типа «Л» ХI серии имели следующие основные тактико-технические характеристики:
– водоизмещение 1040 м куб.; – длина наибольшая 79,9 м; – ширина наибольшая 7,0 м; – диаметр прочного корпуса 4,85 м; – осадка средняя с килем 4,0 м; – запас плавучести 28%; – глубина погружения: предельная 90 м; рабочая 75 м; – начальная метацентрическая высота: в надводном положении 0,69 м; в подводном положении 0,21 м; – экипаж 52 чел; – автономность: надводная 28 суток; подводная 72 часа; – наибольшая надводная скорость 14,5 узла; – дальность плавания экономическим ходом (10 узлов) при увеличенном запасе топлива 7500 миль; – наибольшая подводная скорость 8,5 узлов; – дальность плавания подводная 12,5 миль; – дальность плавания подводная экономичным ходом (2,8 узла) 135 миль; Энергетическая установка: – двигатель 42БМ6 мощностью 1100 л.с; 2 шт.; – гребной электромотор ПГ24/50+24/20 мощностью 650 л.с. 2 шт.; – аккумуляторная батарея ЛС-2 по 112 элементов в группе 3 группы. Вооружение: – носовые торпедные аппараты для торпед 533 мм 6 шт.: – запасные торпеды 10 шт.; – кормовые минные трубы для мин ПЛТ 2 шт.; – артиллерийское орудие «Б-24» калибром 100 мм 1 шт.; – артиллерийский полуавтомат «21к», калибром 45 мм 2 шт.
Прорабами (строителями) подлодок ХI серии были В.В. Любимов, А.З. Голанд, Г.Д. Эрлих, а подводные лодки «Л-11» и «Л-12» строились под руководством К.Ф. Терлецкого.
Документация для строительства «Ленинцев» стала поступать вместе с первыми эшелонами, транспортировавшими корпусные секции, в декабре 1934 года, а в 1935 году её уже имели прорабы, цеха и участки завода.
Головная подводная лодка типа «Л» ХI серии вступила в строй 10 декабря 1936 года, а 29 декабря были подписаны приемные акты еще двух подлодок серии «Л-8» и Л-9». 17 декабря 1937 года подводные силы ТОФ пополнились ещё одной подлодкой – «Л-10», а в 1938 году строительство серии завершилось передачей флоту подлодок «Л-11» и «Л-=12» (см. таблицу 6).
Таблица 6.
№п/п _______ 1. 2. 3. 4. 5. 6. |
Проектант _________ Техбюро 4 Техбюро 4 Техбюро 4 Техбюро 4 Техбюро 4 Техбюро 4 |
Завод строитель _________________ Балт. з-д/Дальз-д Балт. з-д/Дальз-д Балт. з-д/Дальз-д Завод 198/Дальз-д Завод 198/Дальз-д Завод 198/Дальз-д |
Строит.№ ________ 262 264 265 285 284 286 |
Борт.№ _______ Л-7 Л-8 Л-9 Л-10 Л-11 Л-12 |
Наимен. ________ Ворошиловец Дзержинец Кировец Менжинец – – |
Дата закл. __________ 10.04.34 10.04.34 10.06.34 10.06.34 10.06.34 10.06.34 |
Дата вода _________ 10.12.36 29.12.36 29.12.36 17.12.37 06.11.38 09.12.38 |
Примечание.
В графе 3 в числителе указан завод-изготовитель корпусных конструкций подводных лодок, а в знаменателе – завод, производивший сборку секций, установку и монтаж механизмов, устройств, трубопроводов, приборов и оборудования, производивший швартовные, заводские ходовые и государственные испытания.
Далее
В начало
Автор: Пивоваров Юрий Германович | слов 1857 Добавить комментарий
Для отправки комментария вы должны авторизоваться.