10. ХIII серия. Тип «Л» («Ленинец»)

В 1936 году Дальзавод продолжил строить подводные лодки Х и ХI серий, имея весьма значительный объем работ. Однако, несмотря на большую загрузку и очень напряженный ритм работы, в этом же 1936 году Дальзавод получил новое задание – построить для Тихоокеанского флота еще 7 больших подводных лодок типа «Л», но уже ХIII серии.

СКБ, наряду с работами по постройке подводных лодок типа «Щ» Х серии и подлодок типа «Л» ХI серии, получив документацию на подводные лодки ХIII серии, немедленно приступило к подготовке строительства этой серии.

Подводные лодки ХIII серии сохранили архитектурный тип для подлодок ХI серии, то есть были полуторакорпусными, двухвальными, семиотсечными. Однако они значительно отличались от своих предшественниц. Основные отличия заключались в следующем:

– для увеличения надводной скорости изменен теоретический чертеж. Длина подводной лодки увеличилась на 5 метров, а диаметр прочного корпуса уменьшился на 0,25 м;
– увеличилось водоизмещение, глубина погружения, полезный запас топлива, надводная дальность плавания;
– устанавливалась аккумуляторная батарея большей мощности, что позволяло увеличить подводную скорость и подводную дальность плавания;
– устанавливалось два кормовых торпедных аппарата;
– улучшались конструкции ряда систем и устройств, в том числе: аварийного продувания главного балласта, судовой и батарейной вентиляции, перископного, минно-сбрасывающего, рулевых и других устройств;
– значительно улучшалась обитаемость.

Следует отметить, что минно-сбрасывающее устройство предусматривалось тросовым, а не штанговым, как на подводных лодках XI серии, что делало работу устройства малошумным, увеличивало скрытность, хотя и сокращало на одну запас мин в каждой трубе.

Подводные лодки типа «Л» XIII серии имели следующие основные тактико-технические характеристики:

– водоизмещение  нормальное                                               1094 м куб.;
– длина наибольшая	                                                  85,3 м;
– ширина наибольшая	                                                  7,0 м;
– диаметр прочного корпуса	                                          4,6 м;
– осадка средняя с килем                                                  4,1 м;
– запас плавучести                                                        27%;

– глубина погружения:
       предельная                                                         100 м;
       рабочая                                                            80 м;
– начальная метацентрическая высота:
       в надводном положении                                              0,66 м;
       в подводном положении                                              0,19 м;
– экипаж                                                                  52 чел;
– автономность:
      надводная                                                           30 суток;
      подводная                                                           72 часа;
– наибольшая надводная скорость                                           15 узлов;
– дальность плавания экономическим ходом (10 узлов)
  при увеличенном запасе топлива                                          10000 миль;
– наибольшая подводная скорость	                                          9 узлов;
– дальность плавания подводная                                            13,5 миль;
-дальность плавания подводная экономичным
  ходом (258 узла)                                                        150 миль;
    Энергетическая установка:
– двигатель 42БМ6 мощностью 1100 л.с;                                     2 шт.;
– гребной электромотор ПГ9 мощностью 650 л.с.                             2 шт.;
– аккумуляторная батарея КСМ-2 по 112 элементов в группе                  2 группы.

   Вооружение:
– носовые торпедные аппараты для торпед 533 мм                            6 шт.:
– кормовые торпедные аппараты для торпед 533 (надстроечные)               2 шт.;
– запасные торпеды                                                        10 шт.;
– кормовые минные трубы для мин ПЛТ                                       2 шт.;
– общее количество мин	                                                  18 шт.;
– артиллерийская 100 установка «Б-24»                                     1 шт.;
– артиллерийский 45 мм полуавтомат «21-К»                                 1 шт.

Работами по строительству подводных лодок XIII серии руководили прорабы (строители): Е.П. Егоров, В.В. Любимов, Л.З. Голанд, П.П. Синицын, В.И. Судоргин и другие.
Головная подводная лодка серии «Л-13» вступила в строй 2 октября 1938 года, а закончилось строительство серии в 1939 году (см. таблицу 7).

Таблица 7.

№п/п
_______

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.
Проектант
_________

ЦКБС-2

ЦКБС-2

ЦКБС-2

ЦКБС-2

ЦКБС-2

ЦКБС-2

ЦКБС-2
Завод строитель
_________________

Балт. з-д/Дальз-д

Балт. з-д/Дальз-д

Завод 198/Дальз-д

Завод 198/Дальз-д

Завод 198/Дальз-д

Балт. з-д/Дальз-д

Балт. з-д/Дальз-д
Строит.№
________

273

274

305

306

307

275

276
Борт.№
_______

Л-13

Л-14

Л-15

Л-16

Л-17

Л-18

Л-19
Наимен.
________

    –

    –

    –

    –

    –

    –

    –
Дата закл.
__________

25.04.35

25.04.35

05.11.35

05.11.35

25.01.36

30.12.35

26.12.35
Дата вода
_________

02.10.38

10.10.38

06.11.38

09.12.38

05.06.39

24.09.39

04.11.39

Примечание.

1. В графе 3 в числителе указан завод-изготовитель корпусных конструкций подводных лодок, а в знаменателе – завод, производивший сборку секций, установку и монтаж механизмов, устройств, трубопроводов, приборов и оборудования, производивший швартовные, заводские ходовые и государственные испытания.

2. Подводная лодка строит. № 306 погибла во время перехода на Северный флот в 1943 году.

При постройке и испытаниях головной лодки был выявлен ряд недостатков и достаточно крупных дефектов, для устранения которых конструкторы СКБ разработали новую документацию и заменили ею проектную.
Основными из выявленных дефектов были:
– задевание торпед за корпусные конструкции при выстреле из носовых торпедных аппаратов, так как конструкция и обводы носовой оконечности не обеспечивали необходимого «боевого конуса»;
Для устранения этого недостатка носовая оконечность была укорочена приблизительно на 2,5 метра с соответствующими изменениями обводов и конструкций;
– торпедо-погрузочное устройство было громоздким и не обеспечивало спецификационного времени погрузки торпед. В целях достижения требований договорной спецификации была разработана новая конструкция (по типу Х серии) торпедо-погрузочного устройства, полностью устранившая недостатки и внедренная на всей серии.
– вибрация перископа на скоростях свыше 10 узлов. Для её устранения были выполнены новые обтекатели тумб перископов и подкреплены тумбы;
– перемерзание в зимнее время системы замещения топлива, что было устранено полной переработкой схемы, с прокладкой трассы внутри прочного корпуса;
– наличие значительного количества остаточной воды в цистернах главного балласта после продувания последнего, для устранения этого недостатка был разработан и установлен специальный зачистной трубопровод.

Одновременно была разработана документация для устранения целого ряда более мелких недостатков.

Постройку и испытания подводных лодок XIII серии обеспечивала группа конструкторов под руководством А.В. Савкина, в которую входили А.П. Чермных, Н.Я. Славянский, Сомов, Н. Бадюл, Е.П. Лящевская и другие.

Большую оформительскую работу по подготовке отчетно-эксплуатационной документации выполняли Е. Кормилицына, В.П. Мурованная, М. Гололобова и другие.

Далее
В начало

Автор: Пивоваров Юрий Германович | слов 2022


Добавить комментарий