3. Начало строительства ПЛ на «Дальзаводе»

Строительство подводных лодок типа «Щ» V серии для Тихоокеанского Военно-Морского флота было поручено «Дальзаводу» – предприятию общесоюзного значения, имевшему опыт строительства гражданского флота.

На дальневосточной окраине России на берегу пустынной бухты Золотой Рог в 1860 году был основан город Владивосток. А уже через 17 лет, в 1887 году, для обеспечения ремонта и поддержания боевой готовности кораблей на территории Военного порта Владивостока, в том месте, где в настоящее время находится территория набережной Цесаревича, началось строительство артиллерийских и минно-торпедных мастерских, которые стали известны как Механический завод.

Эти работы были закончены в 1905-1910 годах.

В 1919 году Морской Механический завод разделился на две части: «Дальзавод» и мастерские «Совторгфлота» (последние стали предшественником 178-го судоремонтного завода, образованного в 1932 году).

До Русско-японской войны 1905 года на заводе ремонтировались два эскадренных миноносца, 11 миноносцев, несколько подводных лодок и ряд других кораблей и вспомогательных судов.

В период Русско-японской войны Морской механический завод (впоследствии «Дальзавод») ликвидировал боевые повреждения Владивостокского отряда крейсеров («Рюрик», «Громобой», «Богатырь», «Россия»), а затем осуществлял их ремонт и модернизацию.

Начиная с 1922 года «Дальзавод», наряду с ремонтом паровозов, изготовлением плугов, борон и других сельскохозяйственных орудий, по проектам своего конструкторского бюро строил суда различных классов и типов для народного хозяйства Дальнего Востока. В это же время на заводе были построены парусно-моторные грузовые шхуны «Работница» и «Крестьянка», самоходные и несамоходные сухогрузные баржи грузоподъемностью до 1000 тонн, стальные и деревянные катера, в том числе первый в СССР полностью сварной катер типа «Ж» и ряд других судов.

Парусно-моторная шхуна «Работница», имевшая стальной корпус и деревянный настил верхней палубы, в 1963 году еще находилась в эксплуатации и проходила ремонт на «Дальзаводе».

«Дальзавод» осуществлял строительство новых судов для народного хозяйства, но не имел в своих цехах оборудования позволяющего изготавливать сложные корпусные конструкции подводных лодок. Поэтому изготовление секций корпусов этих лодок было поручено Ленинградским судостроительным заводам. Сборка и достройка подводных лодок для Тихоокеанского флота были поручены дальневосточным предприятиям – «Дальзаводу» и Хабаровскому Механическому заводу

Была использована идея, высказанная корабельным инженером Балтийского завода Павлом Густавовичем Гойнкисом, об изготовлении секций лодок на западных судостроительных заводах страны с последующей их доставкой на Дальний Восток и сборкой корпусов лодок на месте.

В послевоенные годы (1948-1950 гг.) П.Г. Гойнкис разработал проект и организовал постройку торпедных катеров дальнего действия проекта 183, которых было построено 420 единиц. Эти катера строились и на заводе № 602 во Владивостоке.

Была принята следующая схема постройки подводных лодок. На Балтийском заводе изготавливались обечайки прочного корпуса, шпангоуты, концевые и межотсечные переборки, боевые рубки, входные и торпедопогрузочные люки, легкий корпус (були) и оконечности. Затем происходила сборка и испытание корпусов подводных лодок, после чего производился демонтаж корпусов на транспортабельные секции, которые на специальных транспортерах и платформах по железной дороге пассажирской скоростью отправлялись во Владивосток. При этом Владивостоку поручалось строительство 9 подводных лодок, а 3 должны были быть построены в Хабаровске.

Летом 1931 года директором Дальзавода назначается Эрнест Францевич Кужелло, член партии с 1918 года, участник первой Мировой и Гражданской войн. Пленный чех вступил в Красную Армию, где вполне заслуженно выдвинулся в командиры интернациональной бригады в армии М. Фрунзе. Воевал в Средней Азии, затем громил Нестора Махно, руководителя анархического движения на юге Украины. Есть мнение, что Эрнест Францевич является изобретателем легендарной тачанки. Хотя в некоторых источниках изобретателем указывают Нестора Махно. Вот выдержка из статьи Николая Понаморенко на сайте «Николаевский Базар»: «В конце ноября 1920-го года атаман Нестор Махно издал любопытный приказ, адресованный своему сподвижнику Каретникову: «Отдельная интернациональная кавалерийская бригада, состоящая из басурманов и москалей, с невиданной дерзостью напала 26 ноября сего года на Гуляй-Поле… причинила войскам народно-революционной армии громадный урон… Приказываю избегать столкновения с нею… Командиров, комиссаров и басурманов в плен не брать». Речь шла об отдельной интернациональной кавалерийской бригаде в армии М.В. Фрунзе. Командовал ею чех Эрнест Кужело, прозванный на русский манер Эрнестом Францевичем». Есть и другие статьи, указывающие, что это изобретение принадлежит Э.Ф. Кужелло. В наше время трудно с уверенностью выяснить, кто же фактически придумал пулеметную тачанку. Но я склоняюсь к мысли, что это скорее мог сделать Э.Ф. Кужелло, совершенно незаурядная личность, доказавший в дальнейшей своей работе на должности директора судостроительного завода свою изобретательность и талант инженера, чем крестьянин Махно. За годы Гражданской войны Эрнест Францевич был награжден тремя орденами Красного Знамени.

Во Владивосток Э.Ф. Кужелло приехал в июле 1931 г. вместе с наркомом по военным и морским делам К.Е. Ворошиловым. Их задачей была оценка обороноспособности края, возможности строительства и ремонта военного флота на «Дальзаводе». Положение на Дальзаводе в то время было ужасающим. Эрнеста Францевича назначили директором завода. В связи с получением Дальзаводом правительственного задания на строительство подводных лодок, Э.Ф. Кужелло получил персональное задание: в короткий срок подготовить завод для приема секций подводных лодок, организовать строительство и обеспечить передачу их флоту в установленные сроки. Э.Ф. Кужелло имел недюжинные организаторские способности и, кроме того, ему были предоставлены очень широкие полномочия. При активной поддержке технического директора (главного инженера) завода Виктора Петровича Вологдина, начальника конструкторского бюро Караваева и всего коллектива рабочих и инженеров завода, в крайне короткий срок был выполнен огромный объем подготовительных работ. За короткий срок завод преобразился. С его приходом поднялась производительность труда, в несколько раз увеличился выпуск продукции. Через два года Э.Ф. Кужелло направили в Николаев выводить из прорыва очередной завод. В 1934 г. Эрнеста Францевича за “образцовое большевистское руководство заводом” наградили орденом Ленина, а «Дальзавод» стал на путь стабильной работы и поступательного развития предприятия.

По документации, разработанной строительной группой возглавляемой Калиниченко, на восточной территории в районе сухих доков № 1 и № 2, были построены стапельные места, позволяющие вести одновременную сборку до 8 корпусов подводных лодок. Стапельная площадка обслуживалась козловыми кранами, грузоподъемность которых обеспечивала снятие секций с транспортеров, подачу и установку их на стапельные места для сборки или на площадку складирования. В этом же районе было осуществлено строительство необходимых складских, конторских и бытовых помещений. К стапельным местам и служебным помещениям было подведены необходимые коммуникации: электроэнергия, сжатый воздух, пар и вода.

На береговой линии, по документации разработанной КБ завода, было смонтировано спусковое устройство обеспечивающее спуск подводных лодок на воду боковым методом.

Вновь обстроенная территория завода получила название: «Строительная площадка № 1 цеха специального судостроения». Первым начальником строительной площадки № 1 назначили В.В. Лавриненко.

Для достройки спущенных на воду подводных лодок в районе теперешнего цеха № 15 был оборудован участок набережной, построены два пирса, подведено энергоснабжение и возведены необходимые конторские и бытовые помещения. Это место получило название «Строительной площадки № 2». Начальником этой площадки был назначен Л.Н. Берцев.

Для хранения поступающих от предприятий контрагентов механизмов, оборудования, аппаратуры и приборов были построены и оборудованы складские помещения.

Для оказания помощи и передачи опыта при строительстве подводных лодок на «Дальзавод» были командированы до 1000 рабочих и инженерно-технических работников из Ленинграда и Николаева. Для их размещения, а также для работников завода было развернуто крупное жилищное строительство.

В районе речки «Объяснения» и улицы Луговой было построено 18 двухэтажных, деревянных жилых домов барачного типа, переоборудовались под жилье капитальные здания Шефнеровских и Петропавловских казарм, строился пятиэтажный жилой дом на улице Ленинская № 123 и т.д.

Эта огромная работа практически было закончена к моменту прибытия первого эшелона с секциями корпусов подводных лодок.

Далее

В начало

Автор: Пивоваров Юрий Германович | слов 1120


Добавить комментарий