4. V серия. Тип «Щ» («Щука»)
Первый эшелон с секциями подводных лодок V серии был отправлен из Ленинграда на Дальний Восток 1 июня 1932 года, а прибыл во Владивосток 5 июля 1932 года.
В ноябре прибыл из Ленинграда последний эшелон этой серии. Вслед за эшелонами с секциями стали прибывать рабочие и инженерно-технические работники Балтийского и Адмиралтейского заводов и завода № 190, названного позднее заводом имени Жданова. Из руководящего состава ленинградских заводов на Дальзавод прибыли: главный строитель подводных лодок Балтийского завода К.Ф. Терлецкий, С.В. Волынский, А.Я. Туник и другие.
Благодаря хорошей подготовке, проведенной «Дальзаводом» (завод № 202), прибывающие секции подводных лодок прямо с транспортеров поступали на стапеля первой площадки. Там производилась сборка (клепка) и испытания прочных корпусов, установка боевых рубок, легкого корпуса, булей, оконечностей и надстройки, насыщение корпуса главными и вспомогательными механизмами, устройствами, трубопроводами и оборудованием.
Строителем (прорабом) головной подводной лодки типа «Щ» V серии «Щ-101» на «Дальзаводе», был инженер В.Е. Курышев, командированный во Владивосток из Ленинграда.
Спуск подводных лодок осуществлялся боковым способом по трем спусковым дорожкам. Достройка спущенных на воду подводных лодок велась на площадке № 2, у набережной нынешнего цеха № 15, располагавшей двумя пирсами. Здесь же проводились и швартовные испытания.
Заводские ходовые и государственные сдаточные испытания проходили на полигонах акватории залива Петра Великого. При разработке проекта проектантом была выбрана булевая архитектурная форма корпуса, обеспечивающая хорошую управляемость и маневренность подлодки.
Подводные лодки типа «Щ» V серии были полуторакорпусными (булевыми), двухвальными, семиотсечными. Все переборки внутри прочного корпуса были рассчитаны на давление 2 кг/см2. Цистерны главного балласта располагались в носовой и кормовой оконечностях вне прочного корпуса и в бортовых булях, в том числе и средняя. Внутри прочного корпуса в центральном посту размещались цистерны уравнительная и быстрого погружения. Носовая и кормовая дифферентные цистерны размещались в концевых отсеках. Боевая рубка имела цилиндрическую форму со сферической крышей. На крыше боевой рубки и внутри её на прочном корпусе устанавливались входные люки. Кроме них входные люки были в I и VI отсеках. Для погрузки торпед во II отсеке имелся специальный торпедо-погрузочный люк. Прочный корпус в средней части был цилиндрическим, а в оконечностях имел форму усеченного конуса.
Подводные лодки типа «Щ» V серии имели следующие основные тактико-технические характеристики:
– водоизмещение 585 м куб. – длина наибольшая 58,5 м; – ширина наибольшая 6,2 м; – диаметр прочного корпуса 4,2 м; – осадка средняя с килем 3,9 м; – запас плавучести 20%; – глубина погружения предельная 90 м; – глубина погружения рабочая 75 м; – начальная метацентрическая высота: в надводном положении 0,26 м; в подводном положении 0,17 м; – экипаж 37 чел; – автономность 20 суток; – время непрерывного пребывания под водой с использованием всех средств регенерации 72 часа; – наибольшая надводная скорость 11,9 узла; – дальность плавания экономичным ходом (8,5 узла) 3100 миль; – наибольшая подводная скорость 8,5 узла; – дальность плавания подводная 9 миль; – дальность плавания подводная экономическим ходом (2,8 узла) 100 миль. Энергетическая установка: – двигатель 38В8 мощностью 685 л.с 2 шт.; – гребной электромотор ПГВ мощностью 400 л.с. 2 шт.; – электромотор экономического хода мощностью 19 л.с. 2 шт.; – аккумуляторная батарея КСМ-2 по 112 элементов в группе 2 группы. Вооружение: – носовые торпедные аппараты для торпед 533 мм 4 шт.: – кормовые торпедные аппараты для торпед 533 мм 2 шт.; – запасные торпеды в носу 4 шт.; – артиллерийский полуавтомат 21к, калибра 45 мм 2 шт.
Самоотверженная работа конструкторов, аппарата прорабов (строителей), начальников цехов и участков, мастеров, бригадиров и производственных рабочих завода и его контрагентов позволили с честью выполнить важное задание правительства и уже 28 декабря 1932 года спустить на воду лодку типа «Щ» V серии, «Щ-101».
Спустя полгода, 21 июня 1933 года «Щ-101» осуществила свое первое погружение в бухте Золотой Рог и уже 29 июля того же года вышла в море на ходовые испытания. Государственная комиссия под председательством капитана 1 ранга А.К. Векмана 22 сентября 1933 года подписала приемный акт этой лодки. Подводная лодка «Щ-101» и одновременно вступившая в строй «Щ-102» положили начало подводным силам Тихоокеанского флота СССР.
Подводной лодкой «Щ-101» командовал капитан-лейтенант Г.Н. Холостяков (Георгий Никитич Холостяков участник Великой Отечественной войны, вице-адмирал, герой Советского Союза), а командиром БЧ-5 (механиком) был военный инженер 3-го ранга В.В. Филиппов.
К концу 1933 года Дальзавод передал флоту еще 7 подводных лодок, а 9 сентября 1934 года завершил строительство этой серии сдачей лодки «Щ-112» – последней из 12-ти построенных подводных лодок. Этапы строительства подлодок серии V приведены в таблице 1. Строительством подводных лодок типа «Щ» V серии руководили: В.Е. Курышев; К.Ф. Терлецкий; А.Я. Туник; Б.Е. Клопотов; Б.П. Соколов; К.К. Перцев и другие. Кстати, Борис Евгеньевич Клопотов с 1937 по 1944 год был директором Дальзавода, затем возглавлял ряд крупных судостроительных заводов СССР, руководил строительством первого в мире атомного ледокола «Ленин».
Таблица 1.
№п/п ________ 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. |
Проектант _________ Техбюро 4 Техбюро 4 Техбюро 4 Техбюро 4 Техбюро 4 Техбюро 4 Техбюро 4 Техбюро 4 Техбюро 4 Техбюро 4 Техбюро 4 Техбюро 4 |
Завод-строитель _________________ Балт./Дальз-д Балт.-194/Дальз-д Балт.-194/Дальз-д Балт./Дальз-д Балт./Дальз-д Балт.-190/Дальз-д Балт.-190/Дальз-д Балт./Дальз-д Балт.-190/Дальз-д Балт.-190/Дальз-д Балт.-190/Дальз-д Балт./Дальз-д |
Строит.№ ________ 229 159 160 230 234 457 458 253 455 456 432 431 |
Борт.№ _______ Щ-101 Щ-102 Щ-103 Щ-104 Щ-105 Щ-106 Щ-107 Щ-108 Щ-109 Щ-110 Щ-111 Щ-112 |
Наимен. ________ Лосось Лещ Карп Налим Кета Судак Сиг Форель Сом Язь Карась Пескарь |
Дата закл. __________ 20.03.32 20.03.32 20.03.32 20.03.32 01.04.32 27.03.32 27.03.32 01.04.32 20.03.32 20.03.32 20.03.32 20.03.32 |
Дата вода _________ 22.09.33 22.09.33 27.10.33 15.11.33 05.11.33 25.11.33 27.11.33 21.12.33 18.04.34 18.05.34 11.09.34 11.09.34 |
Примечания.
1. В графе 3 таблицы в числителе указан завод-изготовитель корпусных конструкций подводных лодок, а в знаменателе – завод производивший сборку секций корпуса, установку и монтаж механизмов, устройств, систем, трубопроводов, оборудования и приборов, проводивший швартовные, ходовые и государственные сдаточные испытания подводных лодок.
2. Завод-строитель «194» – Ново-Адмиралтейский завод.
3. Подводная лодка «Щ-103» погибла в 1935 году.
Конструкторское бюро (КБ) завода возглавлял опытный, высококвалифицированный инженер Караваев, которого в 1934 году, в связи с уходом на преподавательскую работу сменил молодой инженер, выпускник ДВПИ П.П. Пустынцев.
Существующее КБ было сравнительно малочисленно, не имело (растеряло за прошедшие 15 лет) специалистов-подводников, в силу чего не могло полноценно обеспечить строительство подводных лодок.
Для организации конструкторского обеспечения постройки подводных лодок на завод в 1932 году прибыл представитель техбюро № 4 (бюро-проектант) опытный конструктор-подводник В.П. Белкин, который обеспечивал решение возникающих вопросов при строительстве первых подводных лодок.
В 1933 году В.П. Белкина сменили: помощник главного инженера бюро по подводным лодкам типа «Щ» К.К. Перцев и конструктор Г.М. Блеков.
Вскоре К.К. Перцев назначается ответственным сдатчиком одной из подлодок второй серии, а затем он занимает должность главного инженера «Дальзавода».
Техбюро № 4 имело значительную загрузку проектными работами. Не хватало специалистов для обеспечения работ по строительству, проведению испытаний подводных лодок. Для этой цели, а также для оказания технической помощи в разработке конструкторской документации, оперативного решения возникающих вопросов в 1933-ем году на «Дальзаводе» организуется специальное конструкторское бюро (СКБ). Начальником СКБ назначается инженер-конструктор Г.М. Блеков, оставшийся во Владивостоке на постоянное жительство. В 1937 году Г.М. Блеков был репрессирован, а в 1946 году его полностью реабилитировали.
В 1937 году начальником СКБ назначается А.П. Соловьев – будущий главный инженер ЦКБ-18 (ЛПМБ «Рубин»), лауреат Ленинской премии.
Первоначальный штат СКБ насчитывал около 16 человек, включая конструкторов, чертежников, копировщиков, архивариуса. СКБ имело свой архив рабочих чертежей.
Наряду с прибывшими из Ленинграда специалистами: Г.М. Блековым, А.П. Соловьевым, А.П. Антоновичем, А.И. Волковым, Кобенко, Николаевым и другими, в составе СКБ успешно трудились местные специалисты Н. Кожемякин, Н. Мурованный, Н. Славянский и другие, переведенные из КБ завода.
СКБ «Дальзавода» получило в свое распоряжение комплект проектной и рабочей документации на подводные лодки типа «Щ» V серии. По ходу строительства подводных лодок специалисты СКБ самостоятельно вносили необходимые изменения в эту документацию, разрабатывали новую, сокращая металлоемкость изготовления конструкций и устройств, при этом учитывались технологические возможности завода-изготовителя.
СКБ обеспечивало конструкторское руководство постройкой подводных лодок, решало возникавшие всевозможные технические вопросы, а также принимало самое активное участие в организации испытаний и сдачи ПЛ. Кроме того, СКБ должно было обеспечивать сданные флоту подводные лодки отчетно-эксплуатационной документацией.
Далее
В начало
Автор: Пивоваров Юрий Германович | слов 1824Добавить комментарий
Для отправки комментария вы должны авторизоваться.