4. V серия. Тип «Щ» («Щука»)

Первый эшелон с секциями подводных лодок V серии был отправлен из Ленинграда на Дальний Восток 1 июня 1932 года, а прибыл во Владивосток 5 июля 1932 года.

В ноябре прибыл из Ленинграда последний эшелон этой серии. Вслед за эшелонами с секциями стали прибывать рабочие и инженерно-технические работники Балтийского и Адмиралтейского заводов и завода № 190, названного позднее заводом имени Жданова. Из руководящего состава ленинградских заводов на Дальзавод прибыли: главный строитель подводных лодок Балтийского завода К.Ф. Терлецкий, С.В. Волынский, А.Я. Туник и другие.

Благодаря хорошей подготовке, проведенной «Дальзаводом» (завод № 202), прибывающие секции подводных лодок прямо с транспортеров поступали на стапеля первой площадки. Там производилась сборка (клепка) и испытания прочных корпусов, установка боевых рубок, легкого корпуса, булей, оконечностей и надстройки, насыщение корпуса главными и вспомогательными механизмами, устройствами, трубопроводами и оборудованием.

Строителем (прорабом) головной подводной лодки типа «Щ» V серии «Щ-101» на «Дальзаводе», был инженер В.Е. Курышев, командированный во Владивосток из Ленинграда.

Спуск подводных лодок осуществлялся боковым способом по трем спусковым дорожкам. Достройка спущенных на воду подводных лодок велась на площадке № 2, у набережной нынешнего цеха № 15, располагавшей двумя пирсами. Здесь же проводились и швартовные испытания.

Заводские ходовые и государственные сдаточные испытания проходили на полигонах акватории залива Петра Великого. При разработке проекта проектантом была выбрана булевая архитектурная форма корпуса, обеспечивающая хорошую управляемость и маневренность подлодки.

Подводные лодки типа «Щ» V серии были полуторакорпусными (булевыми), двухвальными, семиотсечными. Все переборки внутри прочного корпуса были рассчитаны на давление 2 кг/см2. Цистерны главного балласта располагались в носовой и кормовой оконечностях вне прочного корпуса и в бортовых булях, в том числе и средняя. Внутри прочного корпуса в центральном посту размещались цистерны уравнительная и быстрого погружения. Носовая и кормовая дифферентные цистерны размещались в концевых отсеках. Боевая рубка имела цилиндрическую форму со сферической крышей. На крыше боевой рубки и внутри её на прочном корпусе устанавливались входные люки. Кроме них входные люки были в I и VI отсеках. Для погрузки торпед во II отсеке имелся специальный торпедо-погрузочный люк. Прочный корпус в средней части был цилиндрическим, а в оконечностях имел форму усеченного конуса.

Подводные лодки типа «Щ» V серии имели следующие основные тактико-технические характеристики:

– водоизмещение                                                                585 м куб.
– длина наибольшая                                                             58,5 м;
– ширина наибольшая                                                            6,2 м;
– диаметр прочного корпуса                                                     4,2 м;
– осадка средняя с килем                                                       3,9 м;
– запас плавучести                                                             20%;
– глубина погружения предельная                                                90 м;
– глубина погружения рабочая                                                   75 м;
– начальная метацентрическая высота:
      в надводном положении                                                    0,26 м;
      в подводном положении                                                    0,17 м;
– экипаж                                                                       37 чел;
– автономность                                                                 20 суток;
– время непрерывного пребывания под водой
  с использованием всех средств регенерации                                    72 часа;
– наибольшая надводная скорость                                                11,9 узла;
– дальность плавания экономичным ходом (8,5 узла)                              3100 миль;
– наибольшая подводная скорость                                                8,5 узла;
– дальность плавания подводная                                                 9 миль;
– дальность плавания подводная экономическим ходом (2,8 узла)                  100 миль.

Энергетическая установка:
– двигатель 38В8 мощностью 685 л.с                                             2 шт.;
– гребной электромотор ПГВ мощностью 400 л.с.                                  2 шт.;
– электромотор экономического хода мощностью 19 л.с.                           2 шт.;
– аккумуляторная батарея КСМ-2 по 112 элементов в группе                       2 группы.

Вооружение:
– носовые торпедные аппараты для торпед 533 мм                                 4 шт.:
– кормовые торпедные аппараты для торпед 533 мм                                2 шт.;
– запасные торпеды в носу                                                      4 шт.;
– артиллерийский полуавтомат 21к, калибра 45 мм                                2 шт.

Самоотверженная работа конструкторов, аппарата прорабов (строителей), начальников цехов и участков, мастеров, бригадиров и производственных рабочих завода и его контрагентов позволили с честью выполнить важное задание правительства и уже 28 декабря 1932 года спустить на воду лодку типа «Щ» V серии, «Щ-101».

Спустя полгода, 21 июня 1933 года «Щ-101» осуществила свое первое погружение в бухте Золотой Рог и уже 29 июля того же года вышла в море на ходовые испытания. Государственная комиссия под председательством капитана 1 ранга А.К. Векмана 22 сентября 1933 года подписала приемный акт этой лодки. Подводная лодка «Щ-101» и одновременно вступившая в строй «Щ-102» положили начало подводным силам Тихоокеанского флота СССР.

Подводной лодкой «Щ-101» командовал капитан-лейтенант Г.Н. Холостяков (Георгий Никитич Холостяков участник Великой Отечественной войны, вице-адмирал, герой Советского Союза), а командиром БЧ-5 (механиком) был военный инженер 3-го ранга В.В. Филиппов.

К концу 1933 года Дальзавод передал флоту еще 7 подводных лодок, а 9 сентября 1934 года завершил строительство этой серии сдачей лодки «Щ-112» – последней из 12-ти построенных подводных лодок. Этапы строительства подлодок серии V приведены в таблице 1. Строительством подводных лодок типа «Щ» V серии руководили: В.Е. Курышев; К.Ф. Терлецкий; А.Я. Туник; Б.Е. Клопотов; Б.П. Соколов; К.К. Перцев и другие. Кстати, Борис Евгеньевич Клопотов с 1937 по 1944 год был директором Дальзавода, затем возглавлял ряд крупных судостроительных заводов СССР, руководил строительством первого в мире атомного ледокола «Ленин».

Таблица 1.

№п/п
________

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.
Проектант
_________

Техбюро 4

Техбюро 4

Техбюро 4

Техбюро 4

Техбюро 4

Техбюро 4

Техбюро 4

Техбюро 4

Техбюро 4

Техбюро 4

Техбюро 4

Техбюро 4
Завод-строитель
_________________

Балт./Дальз-д

Балт.-194/Дальз-д

Балт.-194/Дальз-д

Балт./Дальз-д

Балт./Дальз-д

Балт.-190/Дальз-д

Балт.-190/Дальз-д

Балт./Дальз-д

Балт.-190/Дальз-д

Балт.-190/Дальз-д

Балт.-190/Дальз-д

Балт./Дальз-д
Строит.№
________

229

159

160

230

234

457

458

253

455

456

432

431
Борт.№
_______

Щ-101

Щ-102

Щ-103

Щ-104

Щ-105

Щ-106

Щ-107

Щ-108

Щ-109

Щ-110

Щ-111

Щ-112
Наимен.
________

Лосось

Лещ

Карп

Налим

Кета

Судак

Сиг

Форель

Сом

Язь

Карась

Пескарь
Дата закл.
__________

20.03.32

20.03.32

20.03.32

20.03.32

01.04.32

27.03.32

27.03.32

01.04.32

20.03.32

20.03.32

20.03.32

20.03.32
Дата вода
_________

22.09.33

22.09.33

27.10.33

15.11.33

05.11.33

25.11.33

27.11.33

21.12.33

18.04.34

18.05.34

11.09.34

11.09.34

Примечания.
1. В графе 3 таблицы в числителе указан завод-изготовитель корпусных конструкций подводных лодок, а в знаменателе – завод производивший сборку секций корпуса, установку и монтаж механизмов, устройств, систем, трубопроводов, оборудования и приборов, проводивший швартовные, ходовые и государственные сдаточные испытания подводных лодок.
2. Завод-строитель «194» – Ново-Адмиралтейский завод.
3. Подводная лодка «Щ-103» погибла в 1935 году.

Конструкторское бюро (КБ) завода возглавлял опытный, высококвалифицированный инженер Караваев, которого в 1934 году, в связи с уходом на преподавательскую работу сменил молодой инженер, выпускник ДВПИ П.П. Пустынцев.

Существующее КБ было сравнительно малочисленно, не имело (растеряло за прошедшие 15 лет) специалистов-подводников, в силу чего не могло полноценно обеспечить строительство подводных лодок.

Для организации конструкторского обеспечения постройки подводных лодок на завод в 1932 году прибыл представитель техбюро № 4 (бюро-проектант) опытный конструктор-подводник В.П. Белкин, который обеспечивал решение возникающих вопросов при строительстве первых подводных лодок.

В 1933 году В.П. Белкина сменили: помощник главного инженера бюро по подводным лодкам типа «Щ» К.К. Перцев и конструктор Г.М. Блеков.

Вскоре К.К. Перцев назначается ответственным сдатчиком одной из подлодок второй серии, а затем он занимает должность главного инженера «Дальзавода».

Техбюро № 4 имело значительную загрузку проектными работами. Не хватало специалистов для обеспечения работ по строительству, проведению испытаний подводных лодок. Для этой цели, а также для оказания технической помощи в разработке конструкторской документации, оперативного решения возникающих вопросов в 1933-ем году на «Дальзаводе» организуется специальное конструкторское бюро (СКБ). Начальником СКБ назначается инженер-конструктор Г.М. Блеков, оставшийся во Владивостоке на постоянное жительство. В 1937 году Г.М. Блеков был репрессирован, а в 1946 году его полностью реабилитировали.

В 1937 году начальником СКБ назначается А.П. Соловьев – будущий главный инженер ЦКБ-18 (ЛПМБ «Рубин»), лауреат Ленинской премии.

Первоначальный штат СКБ насчитывал около 16 человек, включая конструкторов, чертежников, копировщиков, архивариуса. СКБ имело свой архив рабочих чертежей.

Наряду с прибывшими из Ленинграда специалистами: Г.М. Блековым, А.П. Соловьевым, А.П. Антоновичем, А.И. Волковым, Кобенко, Николаевым и другими, в составе СКБ успешно трудились местные специалисты Н. Кожемякин, Н. Мурованный, Н. Славянский и другие, переведенные из КБ завода.

СКБ «Дальзавода» получило в свое распоряжение комплект проектной и рабочей документации на подводные лодки типа «Щ» V серии. По ходу строительства подводных лодок специалисты СКБ самостоятельно вносили необходимые изменения в эту документацию, разрабатывали новую, сокращая металлоемкость изготовления конструкций и устройств, при этом учитывались технологические возможности завода-изготовителя.

СКБ обеспечивало конструкторское руководство постройкой подводных лодок, решало возникавшие всевозможные технические вопросы, а также принимало самое активное участие в организации испытаний и сдачи ПЛ. Кроме того, СКБ должно было обеспечивать сданные флоту подводные лодки отчетно-эксплуатационной документацией.

Далее

В начало

Автор: Пивоваров Юрий Германович | слов 1824


Добавить комментарий