5. Серия V бис. Тип «Щ» («Щука»)

Совет Труда и Обороны (СТО) 11 июля 1933 года принял постановление «О программе военно-морского строительства на 1933-1938 годы», которая предусматривала дальнейшее строительство подводных лодок и других боевых кораблей для Тихоокеанского Военно-Морского флота.

В соответствии с упомянутой «Программой…» в 1933 году СКБ Дальзавода получило от ЦКБС-2 чертежи нового проекта подводных лодок типа «Щ» Vбис серии и, наряду с обеспечением строительства подводных лодок V серии, приступило к подготовке строительства новой серии подводных лодок.

Подводные лодки типа «Щ» V бис серии имели те же тактико-технические данные, что и подводные лодки V серии, но в этот проект были внесены некоторые изменения, улучшающие отдельные корпусные конструкции, устройства, системы и т.д., дефекты которых были выявлены при постройке и испытаниях подводных лодок III и V серий.

Технология постройки подводных лодок новой серии сохранилась той же, что и при строительстве подводных лодок V серии. Дальзавод также получал секции корпусных конструкций из Ленинграда с заводов Балтийского и Ново-Адмиралтейского (завод № 194), контрагентские поставки: главные двигатели, гребные электромоторы, линию вала, вспомогательные механизмы, вооружение, радио аппаратуру, приборы и другие комплектующие изделия, а затем самостоятельно, по документации подготовленной ЦКБ, производил сборку корпусов, изготавливал и устанавливал корпусное насыщение: фундаменты, наклепыши и проч. Дальзавод монтировал вспомогательные механизмы, системы, трубопроводы, устройства, дельные вещи, производил оборудование и отделку жилых и служебных помещений.

Совместно с контрагентами и Коломенским заводом Дальзавод осуществлял монтаж энергетической установки с линией вала. Монтаж технических средств, электрооборудования и кабельных трасс выполняли специалисты Электромонтажного предприятия (ЭПМ) и Связьмортреста.

По окончании монтажей конструкторы СКБ и сдаточная команда проводили швартовные и заводские ходовые испытания, после чего аппарат Госприемки проверял подводные лодки на Государственных испытаниях.

К моменту предъявления лодок на Государственные испытания конструкторы СКБ выполняли отчетно-эксплуатационную документацию, предъявляли её представителям наблюдения и передавали личному составу.

На головные корабли серии отчетно-эксплуатационная документация выполнялась и передавалась на подлодку через 6 месяцев после подписания приемного акта.

В процессе испытаний СКБ выполняло необходимые общекорабельные и другие расчеты, оформляло результаты испытаний, тактические формуляры и другую документацию.

Такая последовательность выполнения работ сохранилась при строительстве последующих серий подводных лодок типа «Щ».

Первая подводная лодка Vбис серии «Щ-113» уже в июле 1933 года была спущена на воду, а 11 сентября 1934 года она вступила в строй .

Прорабами (строителями) на этой лодке были Т.Ф. Терлецкий, Б.Е. Клопотов, А.А. Золотарев, А.Д. Мокев, Н.В. Кормилицин.

Много сил и энергии строительству этих подводных лодок отдали конструкторы СКБ А.П. Соловьев, А.П. Антонович, П.И. Лебедев, А.И. Волков, Н.А. Кожемякин.

В эти годы объем работ по строительству подводных лодок на Дальзаводе непрерывно возрастал. Сказывалась нехватка рабочей силы, поэтому для обеспечения выполнения правительственных сроков строительства подводных лодок, для рабочих и ИТР Дальзавода, занятых этой работой, в конце 1934 года был установлен 10-ти часовой рабочий день с дополнительной оплатой трех часов сверхурочных.

Нехватка специалистов сказывалась и на деятельности СКБ. Несмотря на введение 10-ти часового рабочего дня, его штат требовал пополнения, что и осуществлялось за счет молодых специалистов, инженеров и техников, подготовленных Дальневосточными учебными заведениями. Так в 1934-35 и последующих годах в СКБ пришли молодые специалисты А.В. Савкин, Н.И. Котелович, В.П. Мурованный, П.Ф. Пропокофьев, Г.В. Никутов и другие, которые активно включились в обеспечение строительства подводного флота.

Самоотверженный труд конструкторов руководимых Г.М. Блековым и всего коллектива «подводников» завода позволили за один год построить и передать Тихоокеанскому флоту 8 подводных лодок типа «Щ» Vбис серии.

Приемный акт последней подводной лодки этой серии «Щ-120» подписан 30 января 1935 года (см. таблицу 2).

Таблица 2.

№п/п
_______

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.
Проектант
_________

ЦКБС-2

ЦКБС-2

ЦКБС-2

ЦКБС-2

ЦКБС-2

ЦКБС-2

ЦКБС-2

ЦКБС-2
Завод строитель
_________________

Завод 194/Дальз-д

Завод 194/Дальз-д

Завод 194/Дальз-д

Завод 194/Дальз-д

Завод 194/Дальз-д

Завод 194/Дальз-д

Завод 194/Дальз-д

Завод 194/Дальз-д
Строит.№
________

243

244

225

242

226

227

241

185
Борт.№
_______

Щ-113

Щ-114

Щ-115

Щ-116

Щ-117

Щ-118

Щ-119

Щ-120
Наимен.
________

Стерлядь

Севрюга

Скат

Осетр

Мокрель

Кефаль

Белуга

Навага
Дата закл.
__________

10.10.32

10.10.32

19.10.32

12.05.33

10.10.32

10.10.32

12.05.33

02.04.33
Дата вода
_________

11.09.34

11.09.34

11.10.34

11.01.35

18.12.34

30.01.35

02.02.35

30.01.35

Примечание.
В графе 3 таблицы в числителе указан завод-изготовитель корпусных конструкций подводных лодок, а в знаменателе – завод производивший сборку корпусных секций, установку и монтаж механизмов, устройств, трубопроводов, оборудования и приборов, проводивший швартовные, заводские, ходовые и сдаточные испытания подводных лодок.

Далее

В начало

Автор: Пивоваров Юрий Германович | слов 582


Добавить комментарий