6. VI бис серия. Тип «М» («Малютка»)

Одновременно со строительством подводных лодок типа «Щ» V и V бис серий в 1933-34 годах конструкторы обеспечивали постройку и сдаточные испытания подводных лодок типа «М» («Малютка») VI серии.

Малые подводные лодки для Тихоокеанского флота строились на заводах 198 и 200 в городе Николаеве по проекту, предложенном главным инженером «ЦКБС-2» А.Н. Асафовым

Основной особенностью подводных лодок VI серии было то, что впервые в мировой практике подводного кораблестроения её прочный корпус и другие корпусные конструкции были выполнены с помощью электросварки, что позволило значительно сократить трудоемкость их постройки.

Подводные лодки типа «М» VI серии имели следующие тактико-технические элементы:

– водоизмещение                                              160,5 м куб.
– длина наибольшая                                           36,9 м
– ширина наибольшая (диаметр прочного корпуса)               3,1 м
– осадка средняя с килем                                     2,6 м
– запас плавучести                                           25%
– глубина погружения:
     предельная                                              60 м
     рабочая                                                 50 м
– начальная метацентрическая высота:
     в надводном положении                                   0,16 м
     в подводном положении                                   0,18 м
– автономность:
     надводная                                               10 суток
     подводная                                               48 часов
– экипаж                                                     15 чел
– наибольшая надводная скорость                              11,0 узлов
– дальность плавания экономичным ходом (8,5 узла)            690 миль
– наибольшая подводная скорость                              6.4 узла
– дальность плавания подводная экономичным ходом (2,0 узла)  48 миль;

Энергетическая установка:

– двигатель 38В8 мощностью 685 л.с                           1 шт.
– главный электромотор ПГ мощностью 200 л.с.                 1 шт.
– аккумуляторная батарея МЛ-56                               1 группа

Вооружение:

– носовые торпедные аппараты для торпед 533 мм               2 шт.
– количество торпед                                          2 шт.
– артиллерийский 45 мм автомат «К-2»                         1 шт.

Подводные лодки VI серии были однокорпусными. Прочный корпус оконечности и надстройки – цельносварные. Прочная рубка и ограждение – клепанные. Подводная лодка межотсечными переборками, рассчитанными на давление 1 кг/см2, делилась на четыре отсека, имела одновальную энергетическую установку.

Главный балласт принимался в концевые отсеки, расположенные снаружи прочного корпуса, во внутреннюю бортовую цистерну, расположенную во втором отсеке. Для откачки главного балласта служила помпа «Рато».

Для подъема подводной лодки имелось два подъемных рыма, грузоподъемностью 80 тонн каждый.
После постройки и испытаний на Черном море подводные лодки этой серии частично демонтировались и транспортировались во Владивосток.

Для транспортировки с них снимались: боевая рубка с ограждением, шахта перископа и перископное устройство, леерные антенны со стойками и тросами сетевого устройства, артиллерийский полуавтомат, аккумуляторная батарея, твердый балласт, носовые горизонтальные рули с баллером, якорь с якорь — цепью, гребной винт, запасы, снабжение и т.п.

Демонтированная подводная лодка устанавливалась на специальный транспортер, укрывалась брезентовыми чехлами и в таком виде, по железной дороге, перевозилась во Владивосток.
Прорабами (строителями) подводных лодок VI серии в городе Николаеве были Е.П. Егоров, К.И. Руберовский и Г.К. Волик.
Е.П. Егоров и К.И. Руберовский вместе с подводными лодками прибыли во Владивосток, где руководили их достройкой и сдачей.

Е.П. Егоров после сдачи подводных лодок VI серии остался во Владивостоке и принимал участи в строительстве подводных лодок «Щ» и «Л» на Дальзаводе.

Достройка «Малюток» на Дальзаводе велась на так называемой «Третьей площадке», для чего на участке набережной против котельного цеха (цех № 5) была проложена колея железной дороги, позволяющая принимать транспортеры с подводными лодками VI бис серии. Там же были подготовлены стапельные места, построены складские и служебные помещения, подведены необходимые коммуникации.
Начальником «Третей площадки» был П.Г. Лобанов.
Прибывшие подводные лодки с помощью плавкранов снимались с транспортеров и устанавливались на стапеля, выполненные по чертежам, разработанным специалистами СКБ. На стапелях производилась установка демонтированных перед транспортировкой конструкций, устройств и проч.

В соответствие с расчетами, выполненными конструкторами СКБ, укладывался твердый балласт с учетом солености Тихого океана, а также производились другие необходимые работы.

Спуск подводных лодок на воду производился также с помощью кранов. На плаву загружали, устанавливали аккумуляторную батарею, опробовали механизмы, системы, устройства, после чего подводные лодки выходили в море на контрольный выход.

Первая «Малютка» VI серии «М-1» вступила в строй 26 апреля 1934 года, а до первого января 1935 года подводные силы Тихоокеанского флота получили еще 26 подводных лодок этой серии.
Последняя «Малютка» «М-26» вступила в строй 16 июля 1936 года (см. таблицу 3).

Таблица 3.

№п/п
________

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.
Проектант
___________

ЦКБС-2

ЦКБС-2

ЦКБС-2

ЦКБС-2

ЦКБС-2

ЦКБС-2

ЦКБС-2

ЦКБС-2

ЦКБС-2

ЦКБС-2

ЦКБС-2

ЦКБС-2

ЦКБС-2

ЦКБС-2

ЦКБС-2

ЦКБС-2

ЦКБС-2

ЦКБС-2

ЦКБС-2

ЦКБС-2

ЦКБС-2

ЦКБС-2

ЦКБС-2

ЦКБС-2

ЦКБС-2

ЦКБС-2

ЦКБС-2

ЦКБС-2
Завод-строитель
___________________

Завод 198/Дальзавод

Завод 200/Дальзавод

Завод 198/Дальзавод

Завод 200/Дальзавод

Завод 200/Дальзавод

Завод 200/Дальзавод

Завод 200/Дальзавод

Завод 198/Дальзавод

Завод 198/Дальзавод

Завод 200/Дальзавод

Завод 198/Дальзавод

Завод 198/Дальзавод

Завод 198/Дальзавод

Завод 200/Дальзавод

Завод 200/Дальзавод

Завод 198/Дальзавод

Завод 198/Дальзавод

Завод 198/Дальзавод

Завод 198/Дальзавод

Завод 198/Дальзавод

Завод 198/Дальзавод

Завод 198/Дальзавод

Завод 200/Дальзавод

Завод 198/Дальзавод

Завод 200/Дальзавод

Завод 200/Дальзавод

Завод 198/Дальзавод

Завод 198/Дальзавод
Строит.№
___________

237

243

236

241

245

244

242

238

240

246

252

253

254

248

247

260

257

259

258

262

263

264

250

265

251

249

255

256
Борт.№
___________

М-1

М-2

М-3

М-4

М-5

М-6

М-7

М-8

М-9

М-10

М-11

М-12

М-13

М-14

М-15

М-16

М-17

М-18

М-19

М-20

М-21

М-22

М-23

М-24

М-25

М-26

М-27

М-28
Дата вода
___________

26.04.34

28.04.34

22.05.34

02.06.34

06.06.34

13.06.34

06.07.34

05.07.34

05.07.34

05.07.34

05.07.34

05.07.34

14.07.34

10.07.34

14.07.34

22.07.34

21.07.34

22.07.34

29.08.34

23.09.34

23.09.34

10.10.34

10.10.34

05.12.34

05.12.34

05.12.34

31.12.34

16.07.34

Примечания.
В графе 3 таблицы в числителе указан завод-строитель подводных лодок, а в знаменателе – завод производивший их достройку и испытание

Далее
В начало

Автор: Пивоваров Юрий Германович | слов 1371


Добавить комментарий