13. XII серия. Тип «М» («Малютка»)

Учитывая, что малые подводные лодки VI и VI бис серий, построенные в 1934-35 годах имели ряд существенных недостатков, в 1935 году инженер П.И. Сердюк предложил новый проект малой подводной лодки, являющейся дальнейшей модификацией проектов подлодок VI и VI бис серий.
Подводные лодки XII серии, как и их предшественники, были одновальными, однокорпусными, цельносварными, однако имели перед VI и VI бис серий ряд преимуществ. Лодка этой серии имела шесть отсеков (вместо четырех у VI и VI бис серий), главный балласт размещался в пяти цистернах, отсутствовали палубные цистерны, а кингстоны и клапана вентиляции цистерн главного балласта имели дистанционное управление.

В качестве главного двигателя применялся дизель марки 38К8 мощностью 800 л.с. при 600 об./мин.

Электромотор трюмного насоса был общим с компрессором ВВД, как и на подлодках VI серии, однако конструкция его была кардинально переработана с целью устранения недостатков, выявленных на предыдущих подлодках VI и VI серий.

Для дифферентовки предусматривался электронасос марки «Д-4» вместо ручного, установленного на VI и VI бис сериях.

Аккумуляторная батарея была вдвое больше чем на подлодке VI серии и состояла из 112 элементов «МЛ-2», соединенных в 2 группы по 56 элементов в каждой.

Главный электродвигатель типа ПГ-12 имел мощность 400 л.с. при 450 об./мин. И был вдвое мощнее, чем на подлодках VI бис серии.

Продувание главного балласта предусматривалось дизелем, работающим как компрессор, что значительно сокращало время продувания главного балласта.

Перископ ПЗ-7 был вынесен в боевую рубку, но допускал наблюдение и из центрального поста. Вынесение перископа в рубку повысило глубину погружения подлодки при ходе под перископом до 4,2 м, что в свою очередь, улучшило скрытность подлодки в перископном положении.

Были значительно улучшены схемы общесудовой вентиляции, конструкции судовых устройств. Уменьшено до 47 секунд время погружения и сокращено до 3 минут время аварийного продувания главного балласта.
Значительно улучшилась обитаемость подводной лодки за счет увеличения постоянных спальных мест и усиления средств судовой вентиляции.

Увеличилась скорость надводного и подводного хода, значительно возросла дальность плавания.

Из приведенного видно, что подводные лодки XII серии, при незначительном увеличении водоизмещения против подлодок VI серии, значительно превосходили последние по своим тактико-техническим элементам и боевым качествам, что в полной мере подтвердила Великая Отечественная война.

Подводные лодки XII серии строились на двух заводах: на заводе № 196 (Судомех) в Ленинграде и «Красное Сормово» в Горьком. Завод № 196 построил 14 подводных лодок этой серии, а завод «Красное Сормово» — 32, причем 15 из них до начала Великой Отечественной войны.

В течение 1941-42 года на Тихоокеанский флот поступило 6 подводных лодок XII серии, построенных на заводе «Красное Сормово».

Подводные лодки этой серии, также как и подводные лодки VI серии, перевозились во Владивосток по железной дороге на специальных транспортерах, частично демонтированными.

На период транспортировки с подлодок выгружались аккумуляторная батарея, твердый балласт, боезапас, топливо, оборудование, демонтировалась боевая рубка с ограждением и перископной тумбой, перископное устройство, антенны, горизонтальные рули и гребной винт.

По прибытии во Владивосток подлодки снимались с транспортеров с помощью 100-тонных гидродомкратов, устанавливались на салазки и по спусковым дорожкам транспортировались на стапельные места. На стапельных местах проводились необходимые монтажи и испытания, после чего подлодки спускались на воду, где грузились и подключались аккумуляторные батареи, велась их зарядка, выполнялись другие работы. После окончания восстановительных работ подводные лодки проводили контрольный выход в море, а также другие необходимые испытания по требованию ГУК ВМФ (Управление кораблестроения) и передавались флоту.

Работы на подводных лодках XII серии осуществлялись под руководством старшего строителя А.С. Касьянова и строителя В. Расторгуева

Конструкторское обеспечение выполняли конструкторы БПС ТО В.Г. Желтовский, А Маркин, Е. Дорофеев и другие.

Подводные лодки типа «М» XII серии имели следующие основные тактико-технические элементы:

– водоизмещение нормальное                                                  208 м куб.;
– длина наибольшая                                                          44,5 м;
– ширина наибольшая (диаметр прочного корпуса)                              3,3 м;
– осадка средняя с килем                                                    2,84 м;
– запас плавучести                                                          25%;
– глубина погружения:
      предельная                                                            60 м;
      рабочая                                                               50 м;
– начальная метацентрическая высота:
      в надводном положении                                                 0,15 м;
      в подводном положении                                                 0,30 м;
– автономность:
      надводная                                                             10 суток;
      подводная                                                             48 часов;
– экипаж                                                                    18 чел;
– наибольшая надводная скорость                                             14,4 узла;
– дальность плавания экономическим ходом (8,6 узла)                         3380 миль;
– наибольшая подводная скорость                                             7,8 узлов;
– дальность плавания подводная
     с наибольшей скоростью                                                 9,8 миль;
     экономичным ходом (2,9 узла)                                           108 миль.

Энергетическая установка:
– двигатель 38К8 мощностью 800 л.с                                           1 шт.;
– главный электродвигатель ПГ 12 мощностью 400 л.с.                          1 шт.;
– аккумуляторная батарея МЛ по 56 элементов а группе                         2 группы;.

Вооружение:
– носовые торпедные аппараты для торпед 533 мм                               2 шт.;
– количество торпед                                                          2 шт.;
– артиллерийская установка калибром 45 мм                                    1 шт.

Далее
В начало

Автор: Пивоваров Юрий Германович | слов 1790


Добавить комментарий