Романтик советского времени

Советская система была целостной. Один из ее важных системных принципов звучит так: «Добро должно быть с кулаками». Т.е. надо не просто «сеять разумное, доброе, вечное», но и активно внедрять его в этот, далекий от совершенства, мир.

Социализм в своих основаниях принял немало христианских правил, но здесь налицо явное расхождение: «Если тебя ударят по левой щеке», то надо не «подставить правую», а развернуться и ударить в ответ так, чтобы впредь «неповадно было». Зла вокруг много и всегда, при любых обстоятельствах надо быть готовым ему противостоять. Если каждый сделает хотя бы что-нибудь в этом направлении, зло потихоньку сойдет на нет, оно не сможет одолеть всеобщее противодействие.

У советского поэта Э.Асадова есть стихотворение «Трусиха» (см. в конце текста). Влюбленная пара идет по пустому вечернему городу, разговаривают, целуются, и вдруг им преграждают дорогу двое грабителей, требующих отдать ценные вещи. Парень начинает снимать часы, а девушка вскипела и одним только словом прогнала хулиганов.

Ситуация понятная и очень реалистичная. Нередко преступники (особнно, еще не очень втянувшиеся в злодеяния) испытывают дискомфорт при совершении преступления и достаточно неожиданного действия, чтобы отказаться от намерений. Здесь был такой случай. Но стихотворение не об этом, в конце его поэт дает четкую характеристику парню «со спортивною фигурой» — «трус». Попробуем разобраться, что такое смелость и ее противоположность — трусость.

Смелый действует в условиях опасности, преодолевая страх. Страх — сильное человеческое чувство, для его обуздания нужны очень веские причины. Какие? Если не рассматривать неизбежность («другой дороги нет»), исход действия будет вероятностный, пути преодоления страха можно назвать такие:- Надеяться на благоприятный исход,- Не думать об опасности,- Принять последствия неблагоприятного исхода. Обычно присутствуют все эти три варианта, но один из них всегда преобладает.

В начале стихотворения есть сюжет о том, как парень в бурю переплывал морской залив. В этом испытании преобладает первый вариант, когда прилагаются все силы для того, чтобы опасности избежать. Парень идет на риск сознательно, уверенный в своих возможностях, в своей победе над стихией. Этому действию предшествовал анализ ситуации (сознательный или бессознательный), а анализ возможен только тогда, когда диапазон случайностей понятен — они не превысят определенные пределы. Парень, несомненно, проявил смелость, его смелость «разумная» (если не рассматривать причины испытания).

Вторая ситуация (столкновение с грабителями) совсем другая. Здесь опасность исходит не от природы, действия которой хотя бы как-то предсказуемы, а от человека, от которого можно ожидать чего угодно. В этой ситуации парень теряется, он не может определить пределы опасности и сопротивляться не пытается. Девушка наоборот, проявляет смелость (в нашей классификации — принимает неблагоприятные последствия) и побеждает. Предполагаемой угрозе (убийство или ранение) она противопоставляет собственную равноценную угрозу (убийство).

«Безумству храбрых поем мы песню». Вторая ситуация не поддается прогнозированию и ответ на нее может быть только такой же случайный, «неразумный», не ожидающий благоприятного исхода. Интуитивно девушка поступила правильно.

В этом примере можно видеть проявление упомянутой советской доктрины — «добро должно быть с кулаками», и ответный удар не будет слабее наносимого. Но есть здесь еще одно проявление советской парадигмы. В ней предполагалось, что возможности воздействия на человека безграничны, что «плохой человек» — не ошибка природы, а издержки воспитания, которые могут быть подправлены. До самого «законченного негодяя» можно «достучаться» — добрыми словами или угрозами. По сути, он такой же как ты сам, лишь заблудился где-то в этой жизни. В словах девушки: «выживу, узнаю, Где б ты ни был, все равно найду!» слышится такой мотив. И если девушка способна принять их методы, то и грабители тоже могут принять обличье нормальных людей. Они действительно смутились: «Тот смешался:- Ладно… тише, гром… — А второй промямлил…»

«В человеке все должно быть прекрасно», — так сказал человек, пребывавший на дне общества. По-советски, добро изначально, лишь неблагоприятные условия существования перемещают человека вниз. Фрейд с его изначально аномальными человеческими комплексами не был принят советской наукой.

Но вернемся к эпизоду стихотворения, где пара встречается с грабителями. Известно, что в Америке советуют гражданам в такой ситуации выполнять по-возможности их требования и отдавать все, что есть. Рассказывают, что там принято для подобных случаев иметь при себе немного денег, которые можно отдать. Не очень много, чтобы минимизировать потери, но и не очень мало, чтобы не раздражать грабителей. Парень поступил согласно американским нормам. Но не советским, и потому заслуживает осуждения.

В связи с этим эпизодам вспоминаются реалии наших дней — Норд-Ост, Беслан, захват заложников террористами. Здесь невозможны «советские правила», этих людей ничем не проймешь. Что же изменилось с тех времен, мир стал более жестоким?

Хочу предположить, что напротив, общество становится все более гуманным. Предполагаю, что в былые времена едва ли можно было шантажировать большое государство убийством десятков (или более) «ничего не значащих» случайных граждан. Во время войны (гражданской) происходили захваты и расстрелы заложников, все вопросы решались на месте…

В заключение хочу сказать, что поэт Э.Асадов — романтик, он творил в романтические годы советского периода.

29.08.2013


Эдуард Асадов
Трусиха
Шар луны под звездным абажуром
Озарял уснувший городок.
Шли, смеясь, по набережной хмурой
Парень со спортивною фигурой
И девчонка — хрупкий стебелек.

Видно, распалясь от разговора,
Парень, между прочим, рассказал,
Как однажды в бурю ради спора
Он морской залив переплывал,

Как боролся с дьявольским теченьем,
Как швыряла молнии гроза.
И она смотрела с восхищеньем
В смелые, горячие глаза…

А потом, вздохнув, сказала тихо:-
Я бы там от страха умерла.
Знаешь, я ужасная трусиха,
Ни за что б в грозу не поплыла!

Парень улыбнулся снисходительно,
Притянул девчонку не спеша
И сказал:-Ты просто восхитительна,
Ах ты, воробьиная душа!

Подбородок пальцем ей приподнял
И поцеловал. Качался мост,Ветер пел…
И для нее сегодня
Мир был сплошь из музыки и звезд!

Так в ночи по набережной хмурой
Шли вдвоем сквозь спящий городок
Парень со спортивною фигурой
И девчонка — хрупкий стебелек.

А когда, пройдя полоску света,
В тень акаций дремлющих вошли,
Два плечистых темных силуэта
Выросли вдруг как из-под земли.

Первый хрипло буркнул:- Стоп, цыпленки!
Путь закрыт, и никаких гвоздей!
Кольца, серьги, часики, деньжонки -
Все, что есть,- на бочку, и живей!

А второй, пуская дым в усы,
Наблюдал, как, от волненья бурый,
Парень со спортивною фигурой
Стал спеша отстегивать часы.

И, довольный, видимо, успехом,
Рыжеусый хмыкнул:- Эй, коза!
Что надулась?! — И берет со смехом
Натянул девчонке на глаза.

Дальше было все как взрыв гранаты:
Девушка беретик сорвала
И словами:-Мразь! Фашист проклятый!-
Как огнем детину обожгла.

- Комсомол пугаешь? Врешь, подонок!
Ты же враг! Ты жизнь людскую пьешь!
- Голос рвется, яростен и звонок:-
Нож в кармане? Мне плевать на нож!

За убийство — стенка ожидает.
Ну, а коль от раны упаду,
То запомни: выживу, узнаю!
Где б ты ни был, все равно найду!

И глаза в глаза взглянула твердо.
Тот смешался:- Ладно… тише, гром…
-А второй промямлил:- Ну их к черту!
-И фигуры скрылись за углом.

Лунный диск, на млечную дорогу
Выбравшись, шагал наискосок
И смотрел задумчиво и строго
Сверху вниз на спящий городок,

Где без слов по набережной хмурой
Шли, чуть слышно гравием шурша,
Парень со спортивною фигурой
И девчонка — слабая натура,
«Трус» и «воробьиная душа».

В начало

Автор: Ханов Олег Алексеевич | слов 1031


Добавить комментарий