Россия (2016)

Государство
18.01.2016. Плохо у нас с государственными службами. Так было 20, 30, 50 лет назад, а такое впечатление, что со времен «царя-гороха». Хорошо бы найти причины, — почему это так? Когда-то виноваты были коммунисты, сейчас — Единая Россия, в 90-е — кто Ельцина винил, а кто-то коммунистическое наследие — была свобода мнений. Это все, конечно «от лукавого», — таковы традиции нашего народа. Хорошо бы поставить диагноз, чтобы искать метод лечения. На мой взгляд, главная причина в том, что человек не смотрит на себя со стороны, забывает о том, что он в социальной среде. Это ощущение собственной единичности, уникальности, значимости, исключительности. Не буду принимать всерьез рассказы о том, что все это от тяжелой жизни, — «много времени и сил уходит на поддержание существования».

- Сейчас ситуация лучше, чем была 20 или 50 лет назад. — Не надо стоять в очередях, колоть дрова, стир.машина стирает и т.д. И наверно реально мы сейчас богаче, чем средний класс лет сто назад. Но в отношениях человека и государственных служб ничего не меняется Это значит, что наш менталитет таков, либо госслужбы сохраняют свои привычки, несмотря на все революции и коренное обновление общества, как это было в 1917-ом или в 91-ом. Я склоняюсь к тому, что таково свойство нашего человека, он и воспроизводит соответствующие структуры. Мне возразят, — наш человек на Западе ведет себя иначе.
- Но там он попадает в другую структуру, которой приходится подчиняться, принять существующие правила игры. Здесь же наш человек создает и наполняет госструктуры и они в конце концов приобретают до боли знакомый нам вид. Надо менять то, что называется «наш менталитет». Не исключаю, что это свойство окажется продолжением каких-нибудь наших достоинств. Как выйти из такого состояния?
- Вижу два варианта: 1) Уехать заграницу и 2) Передать управление страной иному государству. Украина, где живут такие же наши люди, выбрала себе второй путь. «Либералы» стремятся к тому же. Но мне кажется, в 90-е мы уже попробовали, но ничего не получилось. С надеждой смотрим на Украину. У Грузии и Молдавии тоже как-то не очень получается, хотя они и не совсем Россия.

Мне кажется, то, о чем я тут говорю, — это внутреннее ощущение свободы, которое принимает в госструктурах неприятные формы. Свойство хорошее, оно развивается во времени. Сначала это выделение себя из массы подобных, но потом приходит понимание того, что придется сосуществовать вместе со всеми другими и, соответственно, учитывать иные мнения. Это значит, — быть красивым, умным, добрым. Во всяком случае, стремиться к тому, чтобы тебя таковым считали. Стремление к власти — это тоже на эту тему, — хочется, чтобы твое мнение преобладало над мнением других.

Иная форма власти — научится внедрять свое мнение в другие головы, окружить себя учениками и последователями. Есть еще один вариант, — безоговорочно выполнять все внешние требования,чтобы не было никаких трений с внешней средой, но внутри собственного пространства проявлять исключительную индивидуальность. Таково состояние среднего западного человека и как рассказывала Марина Смирнова, так жили «бывшие», — вели себя лояльно Советской власти, но в семьях сохраняли былые традиции. Существовало резкое разделение «Я» и социум. Со стороны это выглядело так, что некоторые умники называют «быдло». Они видят внешние проявления, а углубляться не желают.

Культурный человек принимает правила. А если эти правила дурные? — Я так и не ответил на вопрос, как вести себя в таком случае? Плыть против течения? — Героев конечно почитают, посмертно. Я в свое время принял для себя позицию — не выступать, но и стараться не участвовать в том, в чем не хочется, т.е. по-возможности, отстраниться. Это не совсем конформизм, в котором принимают окружающую форму. Я не стремился к этому, но принимал ее по необходимости. Жить в таких условиях неприятно.

Мне кажется, хорошее общество можно построить только при подавлении свободолюбия. В России это не получается никакими способами. В Америке и на Западе — получилось. Тому способствует обучение — просвещение — воспитание. Необходимо, чтобы человек реально оценивал ситуацию и свои возможности. Разум способен ограничить собственную свободу. Однако, разумное поведение — не в русском стиле, для этого нужен другой преобладающий характер, типа немецкого.

Орда

11.02.2016. Один очень украинский сайт ( http://kievrus-ua.com/article/1975/ ) перепостил мою статью 2011-го года «Наследие Золотой Орды». Она вполне «промайданная», но от нее не откажусь — «еже писахъ, — писахъ». Отправил ссылку Сергею (сыну). Он откликнулся так: «Поздравляю! Только хохлы тебя, кажется, не поняли». — Да нет, поняли все правильно, я действительно говорю о том, что Россия имеет слабое отношение к Киевской Руси. Но истины ради, следовало бы дополнить, что Украина тоже.

«Гусиная» тема в литературе
01.03.2016. У Гоголя поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем из-за гусака, т.е. из-за ничего. Писатель — провидец! Вот сейчас его малая родина поссорилась с большой по такому же поводу. С турками хотя бы были яблоки раздора. Обижаем, однако, мы гусей. Почему-то «гуси-лебеди» через черточку пишется, но лебедь — птица важная, красивая, им любуются. А вот гуси нравятся жирные, им трудно летать.

Гимн
05.03.2016. Нынешний (уже третий) вариант гимна написал Сергей Михалков, когда ему было за 90. Уверен, что не он уже писал, но там по праву стоит его имя, изменения незначительные, да и формальности были соблюдены. Мне больше нравился ельцинский гимн, считал этот вопрос очень важным. Наделяя гимн метафизическими свойствами, утверждал, что советский гимн нас поневоле будет тянуть к советскому, — так я записал в 2005-ом году (текст «Метафизические блуждания у оснований культуры»). И вот, прошло 11 лет и можно наблюдать советский ренессанс в настроениях, даже в моих собственных, а также у моих знакомых антисоветчиков. И опять вопрос, что первично, — ритуальный гимн или — там, наверху, уловили тенденцию, еще не проявившуюся, и реагировали…

Декабристы
05.03.2016. Как представитель читающей публики, был вчера на вечере — презентации журнала «На русских просторах», который ведет Лестева Татьяна Михайловна. Возможно, я там был единственным читателем, другие — писатели. На этот раз были две основные темы — декабристы и Серебряный век русской культуры. О декабристах выступал человек, который занимается этим серьезно, — собрал миллион (!) фотокопий разных источников на эту тему. Из его выступления понял, что тема неисчерпаемая, предстает во всем диапазоне мнений, и, в то же время, — она «ни о чем», — эпизод на Сенатской площади только из большой фантазии можно назвать восстанием. Кружки, подобные декабристскому, в то время были популярны, их было много. Этот кружок произвел некоторое действие, — построились, вышли, постояли, даже были произведены выстрелы. Царь не хотел раскручивать дело, но, как государственному человеку, пришлось. Услышал, что декабристы не говорили ни о какой свободе. Был проект переустройства России, но как и всякие другие рукотворные проекты, начиная с Платона, он был ужасен. Как говорил выступавший, некоторые мысли из этого проекта впоследствии воспроизвел Сталин. Может, потому в советской историографии декабристы занимали почетное место? Со школьной скамьи помню слова Ленина: «Узок круг этих революционеров, страшно далеки они от народа, но…». Что было после «но», не помню…

Гражданская война
23.05.2016. Про Гражданскую войну сейчас мало говорят. А в моем детстве ее было много, еще были живы участники. По радио была передача «Песни Гражданской войны». Я думаю, по масштабам и по степени воздействия на историю, она соизмерима с Великой отечественной. Я бы не стал упрекать в предательстве царских офицеров, перешедших на сторону красных. Россия, которой они служили, умерла в феврале семнадцатого. С кончиной государства, прекратилось действие присяги. Людей пропитанных социалистическими идеями, в то время было много во всех слоях. Рабоче-крестьянская масса в этих процессах была инструментом, а вот представители верхних слоем действовали более сознательно, принимая белую или красную сторону. Революция — последняя стадия гибели, распада. Смерть всегда неприятна, а порой ужасна. Давно отношусь с большим почтением к поколению своих дедушек-бабушек, им пришлось испытать слишком много. Но понимаю, что при этом они жили своей обычной жизнью, а все эти перипетии принимали как непогоду, — неожиданный ливень, грозу, которые вдруг случаются, заставляя менять свои планы.

Караван
02.06.2016. В стройотряде (1967 г.) мы пели песенку:

Мерно качаясь в дали, объят предрассветною мглой
Караван Шапер Али возвращается в край родной

И, по сыпучим пескам, там где бродит один лишь джейран.
Через границу идет, идет с контрабандой караван

Везет он и шелк и парчу из дальней сраны Пакистан,
Тюк он с собою везет, а в тюке кажранский «план»…

О чем песенка, почему она там звучала, — я и раньше не понимал, но вот, слова запомнились. А я считаю. что все, что есть в моей памяти и образует мою личность. Значит, присутствует в ней и тот неведомый караван, о котором кто-то сложил песню. Она исполнялась в восточном ритме, слегка заунывно.

И, все-таки, Российская федерация — это не Советский союз, у нас нет среднеазиатских республик, которые в какой-то мере влияли на общую культуру. Мы так тяжело переживаем отпад Украины оттого, что это сильно изменит нас самих. Хохлы станут европейцами, а мы — непонятно кем, — ни европейцы, ни азиаты. Но, может тем и будем интересны.

Американцы, как ни старались проводить сегрегацию, все-таки стали немного африканцами, во всяком случае, на англичан (как я их представляю) не похожи. Они приняли и заразили весь мир африканскими ритмами, и вот уже молодежь ничего не слышит кроме рока. Я и сам в молодости был американизированным африканцем с евроазиатскими корнями…

От Лиссабона до Владивостока
07.06.2016. Услышал от Меркель слова, которые давно уже слышал от Путина — о Европе от Лиссабона до Владивостока. Мне это как-то ближе, чем шелковый путь на восток. В интерпретации Абрамсона это звучало по-другому: «Путин хочет распространить свое влияние на всю Европу». — Ну, это уже как получится, — будет ли в итоге большая Европа или станет большая Россия. У нас есть опыт сосуществования разных народов. — Таких разных, как Эстония и Туркменистан. Вчера умер Фарид Сильфуль-Мулюков, — известный и прятный телевизионщик, показывали кадры с ним. Обратил внимание, что раньше не очень обращали внимание на странные имена. Была только первая реакция удивления, а дальше выяснялось, что под странным именем обычный человек, — хороший или не очень, а к имени привыкали. Среди моих знакомых — Зигфрид, Мильда, Сусанна, Ваграм, Лион…

Русский мир
08.06.2016.  РУССКИЙ МИР и ЕВРОПЕЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ (сочинение ученицы 11 класса)

В последнее время в западной и в либеральной отечественной публицистике много пишут о русском варварстве на фоне европейской цивилизованности. Но если сравнить нравственные идеалы и реальную жизнь народов, полистать героические страницы истории русского народа, то возникает совсем другая картина. Например, в русском языческом пантеоне никогда не было бога войны, в то время как среди европейских народов понятие о воинственном божестве доминировало, весь эпос построен вокруг войн и завоеваний.

Русский человек после победы над иноверцами никогда не стремился насильственно обратить их в свою веру. В былине «Илья Муромец и Идолище» русский богатырь освобождает Царьград от поганого Идолища, но отказывается быть воеводою города и возвращается на родину. В древнерусской литературе отсутствует тема обогащения при завоеваниях, разбоях, в то время как сюжеты на эту тему распространены в западноевропейской литературе. Герои «Песни о Нибелунгах» одержимы поиском зарытого клада — золота Рейна. Главный герой древней английской поэмы «Беовульф» погибает, «насытив зренье игрой самоцветов и блеском золота… В обмен на богатства жизнь положил я». Ни одному из героев русского эпоса не приходит в голову жизнь положить в обмен на богатства. Более того, Илья Муромец не способен принять откуп, предлагаемый разбойниками, — «золотой казны, платья цветного и коней добрых сколько надобно». Он, не сомневаясь, отвергает путь, где «богату быть», но добровольно испытывает дорогу, где «убиту быть». И не только в эпосе, но и в легендах, сказках, песнях, пословицах и поговорках русского народа долг личной или родовой чести не имеет ничего общего с долгом личной или родовой мести.

Понятие мести как таковое вообще отсутствует в русском фольклоре, оно как бы изначально не заложено в «генетическом коде» народа, а русский воин всегда был воином-освободителем. И в этом — отличие русского человека от западноевропейского.

Русский историк и философ Иван Ильин писал: «Европа не знает нас… потому что ей чуждо славянорусское созерцание мира, природы и человека. Западноевропейское человечество движется волею и рассудком. Русский человек живёт прежде всего сердцем и воображением и лишь потом умом и волею. Поэтому средний европеец стыдится искренности, совести и доброты как «глупости». Русский человек, наоборот, ждёт от человека прежде всего доброты, совести и искренности. Европеец, воспитанный Римом, презирает про себя другие народы и желает властвовать над ними. Русский человек всегда наслаждался естественной свободой своего пространства… Он всегда «удивлялся» другим народам, добродушно с ними уживался и ненавидел только вторгающихся поработителей…».

О милосердии и справедливости русского человека свидетельствует добрососедское отношение к народам присоединённых территорий. Русский народ не творил таких злодеяний, как просвещённые европейцы на завоёванных землях. В национальной психологии было некое сдерживающее нравственное начало. От природы сильный, выносливый, динамичный народ был наделён удивительной выживаемостью. На силе духа основывались и знаменитое русское долготерпение, и терпимость к другим. Под непрерывными нашествиями со всех сторон, в невероятно суровых климатических условиях русский народ колонизировал огромные территории, не истребив, не поработив, не ограбив и не перекрестив насильно ни один народ. Колониальная политика западноевропейских народов искоренила аборигенов трёх материков, превратила в рабов население огромной Африки и неизменно метрополии богатели за счёт колоний.

Русский народ, ведя не только оборонительные войны, присоединяя, как и все большие народы, большие территории, нигде не обращался с завоёванными, как европейцы. От европейских завоеваний лучше жилось европейским народам, ограбление колоний обогащало метрополии. Русский народ не грабил ни Сибирь, ни Среднюю Азию, ни Кавказ, ни Прибалтику. Россия сохранила каждый народ, в неё вошедший. Она была их защитницей, обеспечивала им право на землю, собственность, на веру, обычаи, культуру. Россия никогда не была националистическим государством, она принадлежала одновременно всем, в ней живущим. Русский народ имел только одно «преимущество» — нести бремя государственного строительства. В результате было создано уникальное в мировой истории государство, которое русский народ защищал своей кровью, не щадя жизни. Именно потому, что на его долю выпали такие страдания и колоссальные жертвы, мой народ принял, как свою собственную боль, страдания других народов под гнётом гитлеровских фашистов. И после освобождения родной страны с таким же самопожертвованием, с такой же энергией освободил пол-Европы. Вот какой был героизм! Вот какой силы духа людей рождает русская земля! И думается мне, что на такой подвиг даже великий народ может решиться один раз в века.

Патриотизм, который продемонстрировал русский солдат на полях Великой Отечественной войны — это патриотизм высочайшей пробы, которого не знала ни мировая, ни отечественная история. И я никогда не соглашусь с высказываниями в прессе о русском «варварстве» и европейской «добродетельности». Я горжусь, что такими красивыми, стойкими, мужественными и выносливыми были наши предки, наши героические предки, а мы — их потомки!

Анна Жданова, 16 лет, ученица Радьковской школы Прохоровского района, участница областного конкурса юнкоров «Свой голос».
_____
Мой комментарий
Прочитал сочинение ученицы Радьковской школы и почувствовал, как по телу разливается не то серотонин, не то эндорфин, — я их плохо различаю. Хочется встать, пропеть гимн «Боже царя храни» или «Союз нерушимый республик свободных» (я их тоже плохо различаю). — Реакция естественная, — когда нет слов, есть эмоции хочется петь, как запела гимн наводчица Надежда Савченко с трибуны Верховной рады. А если серьезно, мне понравилось. Да и как это может не нравится человеку русскому, хотя, вероятно, с корнями узбекскими. А русского без корней и не бывает, — как заметил классик, — «поскребите немного» и обнаружите много чего. Нам не надо говорить о толерантности к другим народам, — она в истории, она в крови.

В сочинении ученицы подборка позитивных фактов, они не вызывают возражений. Однако, все сложное противоречиво и можно написать другое сочинение, где Россия предстанет как темное царство в кроваво-красном цвете. Большевики много написали о зверствах царского режима, демократы — о зверствах советского, и все это тоже правда. А еще были русские бунты, «бессмысленные и беспощадные». Не так давно читал книгу (возможно) с названием «Новгородский толмач» (не помню). Это была история о том, как Москва покорила Великий Новгород, средствами безобразными. Да и Петр Великий не отличался человеколюбием… Негативное сочинение призвало бы к действию другие гормоны, вызывающие печаль, страдание, ужас и стыд.

Есть ли будущее у России, не прошла ли она весь свой «пассионарный цикл». Предполагаю, что есть. Россия может стать образом будущего мироустройства, она исповедует приоритет не национальный, но государственный, т.е. управленческий. США в этом смысле, «хоть похожи на Россию, только не Россия». Там нации не имеют юридического оформления, что способствует ассимиляции. В США почти все народности пришлые, живут не на своей территории, с которой могла быть связана собственная история. Были резервации для негров и коренных жителей, но успешная борьба за равноправие, окончательно смешала все народы. Россия же осталась конгломератом народностей, многие из которых сохраняют свой язык, культуру, территорию, причем это прописано на государственном уровне. Россия по этническому устройству — нечто среднее между Америкой и Европой. Однако, американцы (в отличие от государства США) не отождествляют себя со всем миром, считают себя обособленным, гордятся своим американизмом, — «Мы, американский народ!». Здесь тоже есть отличие от России, в которой немало людей известных назвали себя «гражданин мира».

Нынешняя Европа оформилась после войны, а если точнее, — после образования Евросоюза и вхождения в него стран бывшего соцлагеря, т.е. она еще находится в стадии становления. Что из этого получится, пока трудно сказать. Европа делает первые шаги к той организации, которая уже давно получилась в России…

* * *
«Грязь» не вписывается в концепцию ученицы. Не оттого, что она необъективна, просто у нее такой ракурс, где черное будет слишком инородным. Рассматривая явление, мы всегда наблюдаем какую-то одну его сторону, освобождая ее от искажающих деталей. Потому плохое представляется безнадежно плохим, а хорошее превращается в идеальное. Козьма Прутков на это обратил внимание: «Взирая на солнце, прищурь глаза свои, и ты смело разглядишь на нем пятна». Но я возражу, — для солнца не пятна главное, — оно светит и греет, невзирая на пятна.

Русское и американское
01.07.2016. Вспомнил американца, младшего Абрамсона, он некоторое время жил у нас. Переходя перекресток у метро, он непременно ждал зеленого сигнала светофора, когда вся толпа шла на красный. Пришлось объяснить ему, что светофор здесь плохо отрегулирован, безопаснее — так. Он удивлялся, наблюдая, как строитель в люльке без серьезного ограждения выполнял какие-то работы, зависая на десятом этаже. — У нас бы, говорит, при таких обстоятельствах, было бы все оцеплено и дежурила скорая помощь. — К хорошему привыкаешь быстро, а хорошее, все-таки, есть следствие материального. Богатая Россия будет другая страна, населенная другим народом. И только подойдя совсем близко, можно будет увидеть знакомые черты. Советский человек не похож на жителя Российской империи, как современный русский уходит все дальше от советского. Но мы иногда узнаем себя в литературных персонажах 19-го века. Внук Дима, как и я сам, видит у себя черты Печерина и Раскольникова.

Гигантизм, космизм, экспансия — русские качества. Первые поселения на Марсе будут, конечно, русские. А говорят про евреев, что они везде. — Везде русские, или русские евреи.

Русские эмигранты
13.07.2016. Огорчает нежелание русских признавать Россию и любить ее ни за что, как можно любить мать или дитя. Вот и мой Абрамсон не был здесь 27 лет и, вероятно, не приедет никогда. Эмигранты отрубают свое прошлое, но это относится только к добровольным изгнанникам. Те, которые уехали в силу обстоятельств, тоскуют, ностальгируют, мечтают вернуться, иногда возвращаются. Мы знаем много историй о русских эмигрантах послереволюционных и послевоенных. Абрамсон-младший тоскует, дочь жены моего коллеги Л. тоже тосковала, потом все же вернулась, и никакие пряники уже не увлекут ее в Америку, или в Италию, где она жила, училась в школе, в университете.

Охрана
03.08.2016. Все-таки, жизнь с советский времен изменилась сильно. Не помню, чтобы серьезно охраняли школы, больница, да и вообще что-нибудь кроме государственных секретов. У входа сидела вахтерша, — бабушка «божий одуванчик, как в фильме «Операция «Ы». Все оттого, что что везде была государственная собственность и посягательство на нее — государственное преступление, со всеми вытекающими. Теперь охранять — это забота собственника. Т.е. посягать стало легче, силы для охраны меньше, она стала раздробленной. Вот и стоят теперь у входа играющие в смартфон мальчики. Уже несколько лет у нас охраняют даже билетеров-контролеров в электричке. Советское «совесть — лучший контролер», как ни странно, как-то действовало.

Авантюризм
04.08.2016. — Состояние привлекательное, манит неизвестностью. Предопределенное скучно, оно как бы и не существует. Настоящая жизнь — авантюрный роман. Мы стремимся к познанию нового, у каждого такое стремление принимает собственные формы. Одна из форм — путешествия. Для меня это предстает как наука. Есть еще «донжуанство», увлечение детективами, — много чего есть. Англичане — путешественники, к чему располагает островное положение. У французов — адюльтер, у немцев — война. Россия — тоже страна авантюристов, хотя пока не определились с основным направлением. Бредим космосом, меняем направления движения, играем в русскую рулетку.

Отчаянный
12.08.2016. Что обозначает «отчаянный»? — Предполагаю, что слово можно применить к советским людям, добивавшихся целей, преодолевая трудности. И это было в концепции, в парадигме, т.е. глубоко. Посмотрел по словарю Ожегова — «Чрезвычайно тяжёлый, безвыходный, смелый до безрассудности». — Похоже. Время отчаянных прошло. Людям такого типа остается только падать с покоренных вершин или разбиваться в гонках на автомобилях.

Геополитика
22.08.2016. Как-то странно, широта важнее, чем «восток-запад» (долгота). Первое — природное, второе — цивилизационное. Все от того, что на Южном полушарии серьезных цивилизаций не сложилось. Помню австралийских папуасов, диких африканцев, а кто населял Южную Америку, уверенно не скажу. Россия занимает весьма большую часть северного (цивилизационного) полушария, но собственной цивилизации у нас не сложилось, как, например, в Китае или Индии. Мы, как и европейцы, заимствовали греко-римскую через Византию, привнеся в нее свой, русский колорит. Предполагаем и надеемся, что из этого получится своя цивилизация, как это происходит с Америкой, которая, в этом смысле, пребывает в том же состоянии. В своем развитии, мы считаем друг друга антиподами. По большому счету, это хорошо, — многообразие способствует прогрессу. А Советский союз, вероятно, не имел шансов сохраниться, — слишком разное пыталось стать единым. Впрочем, восточная экзотическая Япония как-то оказалась на Западе.

Молоко
24.08.2016. Раньше «советское» означало — плохое, а когда не стало советского, таковым стало китайское. Вот, «западное» казалось — то что надо! Помню советскую очередь за молоком. Женщина, видимо, «своя», подходит к продавщице и тихо спрашивает: «настоящее?». Она отвечает утвердительно, да так, чтоб другие слышали: «Из финского порошка!»

Следы времени
02.09.2016. Категорически не люблю выбрасывать книги. У меня на даче большая библиотека советских книг, хотя о многих из них тосковала свалка. Я продлеваю жизнь ушедшей эпохи, ее следов становится все меньше и на новом фоне они выглядят отчетливо, рельефно, становятся интересными. От советской эпохи в конце концов останется только суть, когда смоется все наносное, излишнее. Помню один из номеров перестроечного «Огонька» Коротича, где на вся страницу грязная фотография Ленина, которую с одного края начали очищать. Вероятно, непросто сохранить чистоту, особенно, когда не знаешь, где главное и чего надо особенно опасаться.

Миссия
06.09.2016. В СМИ не верю, у них основная задача — развлекать/увлекать. Политику не люблю, можно сказать, презираю, хотя она связана с историей, которая мне интересна. Связь, правда, всегда была противоестественная, — не история влияет на политику, а наоборот.

Не слушаю никакие дебаты, не хочу никаких «изменений к лучшему», поскольку считаю, что они происходят не по воле руководителей, а сами собой, по мере саморазвития общества. Как я отмечал (в связи с Идой Рубинштейн), женщина может убедить окружающих, что она красива, для этого достаточно быть умной, тонкой и реалистичной. Россия — женщина, ей до Иды далеко, хотя именно отсюда пришли такие интересные женщины, как Башкирцева и Рубинштейн. Пришли от нас, но обе ушли в Европу. Россия — матушка, ее миссия — рожать и воспитывать (говорят, воспитание завершается в младенчестве), взрослая жизнь проходит в других местах. И, как полагается, между матерью и детьми отношения складываются сложные. Конечно, мать тоже в чем-то виновата, но больше вопросов к детям.

Земные цивилизации
08.09.2016. «Короля играет свита». При всем желании наверху организовать выборы правильно, «как должно быть», сложно, в среде чиновников живы традиции и они поступают «как все», как привыкли. Возможно, поступают от души, считают, что так надо. Когда-то я понял, что экспансия собственного «Я» — одно из врожденных человеческих свойств. Его проявления разнообразные. Чиновник — человек социальный, должен бы душить все свое природное. Но не у всех это получается. Коррупция — на ту же тему, это черта национальная. У русского в душе приоритет природного над социальным, искоренить это никак не получается. Отсюда и всеобщее пренебрежение к законам. Наша цивилизация должна бы быть какая-то другая, в ней должны бы гармонировать природные проявления и их социальное оформление. Западная цивилизация противостоит природе, ее отвергает. Сейчас пытается на некоторых направлениях учитывать, но как-то коряво, «не по-нашему».

К сожалению, Россия не создала свою собственную цивилизацию, как это получилось у Китая и Индии. Мы всегда примеряли на себя западную, кроили ее как могли, но все время сталкиваемся с проблемами. Эта неоформленная «внутренняя» цивилизация постоянно напоминает о себе, особенно при сопоставлении с западным источником. В давней борьбе западников и русофилов, западники предлагают отказаться от русских нюансов, а русофилы — вообще отказаться от Запада. Создать, наконец, свое, адекватное сложившемуся характеру.

В этом смысле, мы чем-то похожи на исламистов, они тоже отвергают западное направление и пытаются создать свое, лишенное по их мнению, европейских пороков. Исламский человек, оказавшийся на западе, вынужден жить в отвратительном окружении, — он живет в мире абсурда. Я не верю в возможность совместного проживания с пришельцами, — только полная ассимиляция или отторжение. Есть еще один вариант — преобразование европейской культуры, ее сближение с восточной. У нас это слегка получилось. В итоге, в Европе будут жить люди с русским менталитетом.

Другой пример, — Америка. Она ассимилировала негров, но кое-что негритянское осталось в ее культуре. Если в Европе получится, как в Америке, — там будут жить не русские, а американцы. Но мне представляется более вероятным первый вариант («русская Европа»)… 

Конфликт
16.09.2016. На днях была презентация журнала «На русских просторах». Хотел поговорить с Татьяной Михайловной (Гл.ред.), чтобы она перенаправляла к нам, в Мемоклуб авторов, в публикации которым по каким-то причинам отказала, — у нас другие требования. Потом решил, что лучше ей напишу. На презентации был конец истории, которая началась весной. Напоминаю. Некий человек из какого-то параллельного литературного объединения возмутился благосклонным отношением к поэту Мережковскому, который незадолго до смерти выступил с панегириком Гитлеру. Тот человек написал донос в некое надзорное ведомство, в сектор «Э» (Экстремизм). ТМ и автор статьи о Мережковском были вызваны туда для беседы. Все закончилось благополучно, там того идиота не приняли всерьез.

Рассказал этот эпизод американцу Абрамсону, чтобы порадовать его — есть у нас ведомство, куда вызывают, и есть доносчики. Впрочем, американца доносами, как понимаю, не удивишь. «Возлюби ближнего» — это не про них. Рядовой американец, вероятно, государство любит больше, чем женщину, не говоря уже о ближних. У нас государство никогда не любили, и доносили не из любви, а из страха или по другим, не очень хорошим мотивам. Но я затрудняюсь сказать, — что лучше, делать злое дело по любви или по соображениям практическим. Не оскверняет ли это любовь? — Уж пучше пусть порочит практицизм… — Опять я тут говорю по-русски. «Практицизм» — хорошее качество, но почему-то у нас к нему много вопросов.

Выборы
19.09.2016. Исполнил свой гражданский долг. С партиями — понятно, слышал, что-то знаю. Но вот с личностями — проблема. В бюллетене их было десятка полтора. — Никого раньше не видел, не слышал, не знал, да и знать не хочу, не интересно. Поставил галочки случайно. Нашел самого старого (он оказался 52-го года) и поставил галочку. Т.е. фактически в выборах по этому списку не участвовал. И мне кажется, мало кто участвовал. Прихожу к выводу, что выборы — лишнее, — надо назначать. Выбрать партию, а там уж пусть они сами разбираются, назначают кого нужно. М подумал я, есть ли подобные выборы в Америке, — мы же знаем только о президентском шоу. — Ну конечно, есть. — Они же выбирают губернаторов и сенаторов.

На улице перед избирательном участке играла музыка. Отметил, что слишком громкая, — раздражает. На стойках продавали пирожки и кофе. Отметил, что дешево. — В общем, все похоже на то, как было в советские времена, мы тогда тоже кого-то выбирали. Моя пассивность высока, — отдал долг и ушел.

Бродяга
07.10.2016. Бродяга бродит в пространстве, и перед ним открываются все новые картины. Бродяга — тот, кто не планирует свой путь. Я не бродяга, и потому с почтением и завистью смотрю вдаль, и вижу картину: «Бродяга к Байкалу подходит…» Русские — бродяги, они разбрелись по всему миру. Русские — это оседлые цыгане. В отличие от евреев, которые были рассеяны, русские сами себя рассеивают. 

Эстонка
10.10.2016. Было письмо от эстонки, которой я сообщил о летних контактах с москвичкой по поводу предков ее мужа. Такое трогательное письмо она прислала! В прошлом письме она говорила, что летом была на родине. Я поинтересовался, — где ее родина? Она отвечает: «Хоть я и живу в Таллинне уже 55 лет,, РОДИНА у меня одна — моя РОССИЯ». И пишет с ностальгической любовью о глухом селении в Волховском районе Лениградской области. Прислала фото станции, реки, себя двадцатидвухлетней (сейчас ей 77) и фото с одноклассницами («из мальчишек никого не осталось в живых»). Выглядит она как иностранка среди этих старых русских бабок. И вспомнил я разговор, когда в 91-ом возвращался на поезде из Архангельска. Куда-то ехали три односельчанки, одна — домой, в Эстонию. Эстонка выглядела лет на 10 младше своих подруг, и отличалась от них интеллигентным видом , манерами и разговором. А говорила она о том, как ей не хочется возвращаться туда, в Эстонию. Тогда и сейчас я почувствовал, как это печально понимать, что прожил не свою жизнь, когда уже ничего изменить нельзя. 

Обман
14.10.2016. Возмущает, а еще более удивляет обман, исходящий от разных лиц и фирм. А его много, я постоянно сталкиваюсь с обманом. И удивляюсь. — Понял, откуда удивление, — оно от советских времен. Тогда все предприятия были государственные и обман со стороны фирмы, обслуги, — да кого угодно, был обманом, идущим от государства. А это много серьезнее, чем обман от частного лица, или, что тоже самое, от частной фирмы. Потому что нам внушали, — «государство — это мы!». Обманывать себя — это нонсенс, для этого должны быть веские причины, не такие, — по которым обманывали. При социализме продавец мяса — государственный человек со статусом чиновника.

Обмана вокруг много, недопустимо много, мне не комфортно в такой среде. И причины обмана мелкие. Мельчает народ, мельчает…

Угасание
29.10.2016. Большое умирает постепенно… Написал и увидел, что это не так. Советский союз почил в один день, от росчерка пера. Хотя можно сказать иначе — детище Сталина умирало в течение почти полувека после его смерти. Моя жизнь пришлась на период его затухания, и мне не нравилась страна, в которой жил. Быть может, еще не конец, угасание продолжается и нынешнее поколение советских людей увидит конец, — полное исчезновение России. Настрой у молодого поколения такой. И культурная общественность в лице либералов не любит Россию, а русская культура — это все, о чем еще можно говорить. Россия приобретает черты фантома. Пассионарность падает…

По логике вышесказанного, только революция может остановить процесс (распада). Я не хотел такого исхода (своих речей), но логика сильнее меня, она безнравственна и бесчеловечная. С ней надо вести непримиримую борьбу.

Чистка
15.11.2016. По поводу ареста Улюкаева. Что-то мне это напоминает 37-ой год, когда высших чиновников судили и расстреливали. Сейчас времена мягкие, — только сажают. Но сажают также под одобрительный гул толпы. Кто скажет слово в защиту Улюкаева? — У нас достаточно сейчас свободы, чтобы сказать. Но все молчат, не из страха, а из понимания, — верной дорогой идем, товарищи! И я не скажу, поскольку не знаю, насколько все это соответствует действительности и насколько эффективно. У меня всегда было мнение, что победить коррупцию можно только «системно», — построить такую систему, чтобы она сама отвергала такие варианты. Однако, известен другой пример — Сингапур, где авторитарный правитель победил коррупцию исключительно жестокими наказаниями.

37-ой год вспомнил потому, что не исключаю, что мог быть в той чистке и некий антикоррупционный мотив, — все началось с верхних слоев. Потом огонь перекинулся и на более низкие. Впрочем, мотивы были самые разные, это оформлялись они одинаково, — «враг народа». Хочу предположить, что при полном искоренении коррупции рухнет вся система. Самое неприятное в том, что проклятый коррупционер может быть еще и хорошим работником. Сталин иногда возвращал из небытия некоторых деятелей, несмотря на однозначный приговор. Смотрел я как-то фильм о директоре Елисеевского магазина. — Взяточник, арестован при Андропове, расстрелян при Горбачеве. — Это был очень хороший хозяйственник, каковых немного. А взятки брал, отдавая дань системе…

Стихи
24.11.2016. Случайно наткнулся на стихотворение. С первых строк почувствовал, что про Россию («маркер» — слово «мать»). Понравилось, в нем противоречивое отношение к «нашей матери», которое сохранилось и до сих пор.

Проклинали. Плакали. Вопили.
Декламировали: «Наша мать…»
В кабаках за возрожденье пили,
Чтоб опять наутро проклинать.
А потом вдруг поняли. Прозрели.
За голову взялись. Неужели
«Китеж», оживающий без нас…
так-таки Великая? Подите ж…
а она, действительно, как Китеж,
проплывает мимо ваших глаз.

И уже сердец людских мильоны
Ждут её на дальних берегах.
И уже пылают их знамёна
Ей навстречу в поднятых руках.
А она, с улыбкой и приветом
Мир несущая народам и векам,
Вся сияет нестерпимым светом,
Всё ещё невидимая Вам !

1943, Шанхай, А.Вертинский

Интеллигенция
30.11.2016. У Великой октябрьской был один бесспорный результат, — она уравняла всех. В основном, тянула вниз, или выдергивала, уничтожала, выбрасывала заграницу. Но были и те, кого она вытянула наверх. Сбылась давняя мечта русской интеллигенции, — быть ближе к народу, — она стала вырастать из народа. Однако, в целом не стал другим ни «народ», ни «новая интеллигенция». Новая элита все также снисходительно, с состраданием или презрением смотрит на народ. — Все также, сверху вниз.

Формально, я должен отнести себя к советскому сословию «техническая интеллигенция», но чем только я не занимался! Пребывал и в очень низких слоях социальной иерархии. Среди моих знакомых есть МА, которая считает, что принадлежит к элите и смотрит презрительно на тех, кто пребывает ниже ее уровня. Она считает важными формальные признаки статуса — положение, деньги и образование. Считала бы важным и происхождение, но есть в роду по некоторым линиям татары и, как недавно заметил ЮМ, цыгане. Иногда, когда ЮМ на нее и ЮБ сердит, называет их презрительно татарами. Видимо, для русского узбека (такова национальность ЮМ) это невысокий разряд…

Формальности
15.12.2016. Есть вопрос, — чему отдать предпочтение, — формальному этикету, или рабочему процессу. Я не определился с собственными предпочтениями, как и страна, в которой живу. Иногда кажется, что надо соблюдать формальности с высокой точностью, поскольку даже малые отклонения способны разрушить систему. А иногда представляется, что такая ситуация более вредна, чем полезна. И не может быть чего-то среднего между педантизмом и разгильдяйством. Я в душе разгильдяй, мой сын — педант, хотя в нем мои гены и мое воспитание.

Острова
18.12.2016. Европа с Азией встретились и хорошо подружились в двух местах — в России и в Японии. Оба варианта оказались весьма интересные. Я отслеживаю визит японского премьера и читаю между строк, о чем он договорился с Путиным. Отдать Курилы нельзя, — в России это не поймут. Забыть про них тоже нельзя, — не поймут в Японии. Мне кажется, на островах намечается особая экономическая зона с автономией типа чеченской, куда хлынут японцы. И может быть, когда-нибудь во времена очередной смуты, острова тихо уплывут в японскую гавань, как приплыл к нам Крым в период украинской смуты. И как сама Украина отравилась в свободное плавание во времена смуты советской. Вариант для японцев вполне реальный, мы не можем долго жить без смуты. 

Национальное
29.12.2016. «Шовинисты и патриоты» — «найдите 5 отличий». Никогда я не был патриотом (это мягкая форма шовинизма). Считал, что племенное (государственное) деление человечества — пережиток прошлого доцивилизационного состояния и долгое время был, как теперь говорят, сторонником глобализации. Сейчас пришел к тому, индивидуализация, как основа многообразия, полезна. Именно так я трактую некоторые высказывания Чебанова, хотя пришел к этому независимо, самостоятельно. В статьях профессора я увидел поддержку, четкое оформление и развитие своих взглядов. Национальное, оно же индивидуальное, надо пестовать, поддерживать и развивать. В этом смысле, надо признать позитивным желание хохлов откреститься от всего русского. Идея, может быть, верна, но исполнение получилось безобразное. Что, однако, выглядит вполне по-русски, т.е. недалеко они еще отошли от своих корней. С другой стороны, формальная бездушная немецчина нам тоже не подойдет. В этом смысле, нам ближе Франция и Италия.

Вчера наткнулся на фильм «Брак по-итальянски» и с удовольствием посмотрел. Название знакомое и, быть может, даже смотрел его лет пятьдесят назад, но ничего не помню, все было как первый раз. Обратил внимание, что фильм очень «национальный», в нем (как и у Фелини) много «чисто итальянского», что способствует их привлекательности.

Катастрофа ТУ-154
27.12.2016. Грусть — неестественное состояние для конца декабря. Но, — увы! Перед Новым годом тоже случается плохое. Не так давно тоже была крупная неприятность в такие дни, кажется, теракт. Память слабая, не хочет помнить плохие события. А в 2013-ом был расцвет Майдана на Украине…

Надо сказать, что сначала в Интернете я прочитал короткую заметку. Отношение было несколько отстраненное, все время что-то где-то происходит нехорошее. Но потом по телевизору пошли подробности, — о чем речь, и я тоже стал причастным к этой трагедии. Рассказы о погибших делают их близкими, а некоторых мы и раньше хорошо знали. Особенно на эмоциональность отношения влияют песни погибшего ансамбля. Музыка вообще оказывает самое глубокое действие. Так, киевскую смуту разогревали не только и не столько послы заинтересованных государств, как сцена на Майдане, где звучала музыка и выступали всем известные артисты, привлекая, увлекая за собой. Песенный флэшмоб — предтеча контрреволюции «достоинства»…

Меня, как всегда, уносит в сторону от главного. Видимо, так устроена моя голова. Или таково свойство мышления, оно «линейное», каждый раз может высвечивать что-нибудь одно. А жизнь объемная, одновременно происходят по-разному окрашенные события.

Я ощущаю нечто мистическое в этот Новый год. В разных местах происходит схожее, какие-то неприятности. У Сергея в прошлом году корпоратив был едва ли не за две недели до события, я много о нем слышал и до, и после. А в этом году — тишина, даже не знаю, был ли он или еще только будет? То же самое у невестки. Мы никуда не пойдем в Новый год, и к нам никто не собирается. Даже за окном не так много взрывов пиротехники, хотя обычно это продолжалось весь декабрь.

Тихо и скромно приближается 2017-ый, в каком-то тревожном ожидании.

В начало

Автор: Ханов Олег Алексеевич | слов 6071


Добавить комментарий