«Бог и жизнь»

Комментарий к беседе профессора С.В.Чебанова со священником о.Яковом Кротовым, опубликованной под заголовком «Бог и жизнь» ( http://www.svoboda.org/a/28191526.html )

Тема интересная, но не могу сказать, что ее освещение мне понравилось. Было такое впечатление, что о.Яков пытается «разговорить» профессора, но весьма безуспешно. В письме об этой беседе С.В. написал: «характер жанра таков, что на многие из вопросов я даю только намёки и заголовки ответов». — На мой взгляд, «намеки» оказались не достаточны для восстановления содержания в представлениях неподготовленного слушателя.

Однако, по существу. Здесь, как и в других последних работах, С.В. пытается найти нечто третье в человеке, отличное от его тела и разума. Быть может, это душа, хотя она все более сползает к тем двум основаниям. Чебанов сейчас говорит не столько о предмете своих поисков, как о том, что таковым не является. По его формулировке, Человек — это вовсе не Homo Sapiens, как мы привыкли считать. HS — это высокоразвитое животное, обезьяна, начало которого там, где и обнаружил его Дарвин. Homo Sapiens — объект для зоологов и ветеринаров. А человек — это нечто другое, он от Бога, эта сущность вмещается в «Человека разумного», но не сводится к нему, а быть может, и вообще имеет с ним не  так много общего. Это лишь форма воплощения, которая предполагает взаимодействие…

Один из разделов интервью посвящен науке. Чебанов утверждает, что не всегда даже признанный ученый способен мыслить, что для науки совершенно необходимо. По его мнению, многие диссертации (имеются ввиду докторские) представляют собой сборник известных шаблонов, лишенных новизны научной мысли. Мне трудно об этом судить, но я вспоминаю свой разговор с МВ из Консерватории, где были слова о «творческом трансе», существование которого она ощущает, но сама не испытывает. Быть может, они с Чебановым говорят о чем-то одном, но в разных понятиях?

Что же касается мышления, я тоже пытался найти его исключительные свойства. Есть некоторые способности, которые свойственны мышлению, но, вероятно, они не закрывают все его признаки. К таковым я отношу способность к логическому выводу, к ассоциациям и к созданию моделей. В «Способности к логическому выводу», однако, нет ничего экстраординарного, — весь наш мир логичен. Более того, именно в физическом мире логика соблюдается безупречно. «Способность к ассоциациям» сводится к узнаванию сходных признаков очень разных явлений. И, наконец, «Создание моделей» — это воспроизведение набора признаков оригинала на других основаниях. Всего этого достаточно для плодотворной научной деятельности. Однако, логика и «кластеризация» (систематизация по сходным признакам) воспроизводится исключительно формальными методами. И если в человеческом разуме ничего более нет, придется признать, что разум — это свойство материи, которое воспроизводимо техническими средствами. Собеседники, однако, согласны в том, что человек — это нечто большее, чем разумное существо.

Наука, литература, Евангелие — «разные виды словесности» (это почти цитата). Учитывая то обстоятельство, что окружающий мир в сознании представляется как совокупность образов, имеющих языковые воплощения, можно первые строки Евангелия от Иоанна понимать буквально: «В начале было слово». Разные виды словесности представляют весь наш мир. И по прошествии времени, слово остается его первоосновой.

Лингвистика (наряду с физикой и верой) предстает как форма познания мира.

28.12.2016.


О книге физика Д.Дойча «Структура реальности»
Бактериальные модификаторы психики
Биоразнообразие

В начало

Автор: Ханов Олег Алексеевич | слов 491


Добавить комментарий