Дальневосточная экспедиция

1976 г., г. Калинин. Я работаю деканом факультета общественных профессий сельскохозяйственного института. Читаю курсы этики, эстетики, социальной педагогики.

Однажды вызывают в Обком. Прихожу, — народу много. Среди приглашенных, вижу знакомого человека по имени Алексей, — он руководил всеми городскими клубами, к одному из которых я имела самое прямое отношение. И вот, мне предлагают набрать коллектив и поехать в командировку для «культурного обслуживания» восточного участка строящегося БАМа. Я пытаюсь отказаться — дел текущих, как всегда, много, но силами Обкома и управления института, где я тогда работала, меня уговорили. — Вы декан, Вы режиссер. Ребята, которые поедут, Вас хорошо знают, Вы сами определитесь с программой выступлений…

Получилась группа 13 человек. 9 из них были студенты, которые у меня учились. С ними я занималась мастерством актера, умением готовить театральные этюды. Организация досуговых форм входила в программу обучения на факультетах общественных профессий — студенты потом уезжали в деревни и там они должны были уметь организовать досуг — на «самотек» пускать это неправильно, а больше такими делами в деревне заниматься некому.

Кроме моих студентов, в группе были два ректора из Института Дальнего востока, очень квалифицированные ребята. Они ехали с какой-то определенной целью, которая была связана с этим институтом. Но я не слушала их лекции — было не до того — надо готовиться к концерту, готовить и проверять выступающих. Сама я в концерте не участвовала, но тоже читала одну свою лекцию. Был с нами очень хороший мальчик Сережа Пугачев. Стихи свои читал, — шикарные!

Перед отъездом провели репетиции, на которые, чтобы мне помочь, пригласили других режиссеров. Посмотрели они и сказали — она сама все может, ей помогать не надо. Действительно, все, что вошло в программу, трудностей не вызывало — все было хорошо отрепетировано и отлажено.

Через несколько дней, в самолете ИЛ-18, мы уже летели на Дальний Восток. Почему-то все время было светло, в темноте почти не летели. Летим. С одной стороны отроги Яблоневого хребта, справа — Китай, со всеми своими хибарами, а посередине — Амур. Он имел цвет почему-то какой-то белесый.

Пролетели Хабаровск, сели на аэродроме за городом. Мы сошли с самолета, а наши вещи сразу повезли на теплоход, который был выделен для этого мероприятия. Первое впечатление — красиво, очень красиво! Город был совсем рядом, мы пошли по его центральному проспекту. Идем, рассматриваем все — интересно! Новый для нас город, восточный город, никто из нашей группы в этих краях никогда не был. Постепенно к нам присоединялись хабаровчане. Каждый хотел рассказать о том, что нам непременно надо посмотреть. В конце пути их оказалось очень много. Так мы и шли — в середине большая наша группа, 13 человек, в окружении еще большей группы жителей этого города. Очень приветливый, гостеприимный народ.

Потом, когда уже стемнело, мы дошли до своего двухпалубного теплохода. Он стоял недалеко, назывался «Пропагандист». Внутри теплохода была сцена и небольшой зал, работал книжный киоск. Мне дали отдельную каюту, а ребята жили все вместе. Утром проснулась рано, выхожу, вижу — Михаил Иванович, наш капитан, уже наловил целое ведро рыбы. Очень вкусная была белая рыба.

Утром еще раз прошлись по городу, который нам очень понравился. Народа тем немного, нет такого, как здесь — все запружено людьми. Там — нет. Прохожие останавливают, спрашивают — вы откуда? — Из Калинина. — Ой, подумать только! Из какого далека к нам люди приезжают! А мы идем, и как вороны, смотрим по сторонам, — нам все ново и интересно. На каждом шагу продавалась черная смородина — 5 рублей за ведро. Климат там другой, все вызревает хорошо и быстро. Потом вернулись на теплоход, и где-то к обеду пришло время отправиться в нашу экспедицию.

Поездка длилась 22 дня. Мы останавливались в разных местах, приглашали народ к себе, в концертный зал на теплоходе, или давали концерты прямо на берегу, в городах выступали на заводах и в других местах. Когда приезжали на какой-то объект, там уже все было готово, можно было сразу начинать выступление. Организация всего этого дела была очень хорошая — всегда было известно, когда и куда мы приедем, какие-то бригады готовили все необходимое. И мы действительно, сразу выходили — пели и плясали. У нас была театрализованная постановка — это когда все концертные номера объединены одной темой. С тех пор я полюбила театрализацию — все смотрится очень хорошо, как смотрится настоящий театр. Я сделала такую программу, когда мы уже приехали на Амур.

Остановились в знаменитом Комсомольске на Амуре. Есть там у них крупнейший, градообразующий, завод по изготовлению больших самолетов. Конечно, побывали на этом заводе, дали концерт. Побродили по улицам города, полакомились все той же смородиной, огромными помидорами и манджурскими орехами. Они крупные и какие-то остроносые. Потом был вечер в клубе, на котором мы тоже выступали. Как и везде на нашем пути, народ был гостеприимный, добрый.

Михаил Иванович все время старался накормить нас той самой, белой рыбой, кажется, называется «чир». Она была с крупной чешуей и такая жирная, что ее жарили без масла. Очень рыбный был Амур и очень симпатичный был человек наш капитан.

Потом мы приехали туда, где заканчивался маршрут — в город Николаев-на-Амуре. Подъезжая, на середине реки мы вдруг остановились. Был там какой-то порог, то ли еще что, — в общем, мы сели на мель и встали там на целые сутки. Михаил Иванович переживал очень, потому что его могли наказать, отстранить от управления теплоходом.

На следующий день подъехал специальный катер — толкач, у которого нос был плоский. Этим носом он нас толкнул, и мы поплыли дальше, до самого пролива Лаперуза. Когда вошли в этот пролив, конечно же, спели известную песенку со словами «А я бросаю камушки с крутого бережка далекого пролива Лаперуза».

Мы были очарованы там всем, что видели, и вот, в заключение — пролив Лаперуза. Боже мой! Никогда я не думала, что доведется побывать на таких дальних участках нашей Родины и увидеть тот самый пролив Лаперуза.

Через несколько лет, когда я переезжала в Ленинград, в Калининском областном центре — я видела — еще оставалась целая стена со стендом, посвященным нашей поездке туда, на край света. Были там крупные фотографии, сопровождаемые текстами подробных комментариев. Для этого города такая поездка была очень необычна. Она вышла из программы Облсовпрофа, Обкома и прочих, в том числе и более высоких инстанций по подготовке и отправке на строящийся БАМ разнообразных «культурных десантов». И вот, не зная и не желая этого, я оказалась «проводником» одного из таких десантов.

Записал: О.А.Ханов
02.03.2011.

Агитбригада от ОБЛСОВПРОФА Калининской обл. в проездке на Дальний восток

z

Ханов О.А.:
В Советском Союзе, начиная с Днепрогэса и Магнитки, постоянно происходила реализация каких-то крупных проектов. В мое время в этом ряду было освоение целины, строительство Братской ГЭС, Автозавод в Тольяти, Байкал-Амурская магистраль… Большие стройки требовали огромных капиталовложений. Средств не хватало, и успех этих проектов был бы невозможен без напряжения всех сил, без определенного энтузиазма. В нерыночном Советском союзе экономические проблемы можно было смещать в область идеологии и ответственность за такое подкрепление экономики ложилась на властные структуры всех уровней и на средства массовой информации. Вся страна в какой-то мере была причастна ко всем этим «великим свершениям», и каждый гражданин сообразно своим возможностям мог и часто — был готов внести свой скромный вклад в это большое общее дело. Идеология — раздел культуры. За годы советской власти сложилась практика — направлять на стройки всесоюзного масштаба деятелей культуры разного уровня, разнообразные художественные коллективы для выступлений и встреч с рабочими. Все это соответствовало официальной доктрине — страна едина, каждый человек, даже живущий в самых отдаленных ее уголках, должен быть причастен к искусству, к культурной жизни, эпицентр которой был в крупных городах. Работники культуры должны были ездить по стране, нести культуру в «широкие народные массы» и в первую очередь, они непременно должны быть на тех самых стройках, имеющих большое значение для развития Советского государства…

В начало
Далее >>

Автор: Борисова Юлия Борисовна | слов 1249 | метки: , ,


Добавить комментарий