ДТП

1999 год. Я занимаюсь практической реализацией своего информационного проекта, перспективы которого были весьма привлекательны. В прошлом году удалось открыть информационный центр на Оптовой базе «Приморская», затем еще на двух — «Выборгская» и «Калининская», сейчас веду переговоры с Невской базой. Я частный предприниматель, кроме меня в это дело вовлечены еще несколько человек. На Приморской базе уже появилась оплата услуг, — очень небольшая, но все впереди, я еще даже не начал создавать свою информационную сеть, ради которой все это затеял, — для нее нужны несколько территориально разнесенных объектов, они еще только появляются.

Несколько точек в разных местах требуют постоянного перемещения между ними. У меня есть старые Жигули, на которых мотаюсь между объектами. Все идет хорошо, есть только одна неприятность — катастрофически не хватает денег. Не только на поддержание и развитие дела, но и просто «на жизнь». В августе прошлого года (1998-го) случился экономический кризис. Еще раньше жена и сын оказались без работы, какое-то время я был единственным «кормильцем». Сейчас у Сергея работа появилась, но денег не хватает, а информационные услуги обществом не очень-то востребованы — сейчас не до того. Поэтому поступлений от моего бизнеса с трудом хватает только на зарплату двум привлеченным работникам (Иржавская Е. и Андрей Н.). Другие двое (Егоров В. и Романова Т.) заразились моим энтузиазмом, они работают бесплатно, надеясь на успех.

В свободное время занимаюсь частным извозом, что позволяет «сводить концы с концами». Доход небольшой, часть его уходит на поддержание жизнеспособности автомобиля ВАЗ 21011, который в прошлом году, еще до кризиса, я купил в долг. Деньги постепенно отдаю в соответствии с обязательствами, но иногда для этого приходится перезанимать. Это тоже непросто, — после кризиса мало у кого есть свободные средства. Долг еще велик, жизнь тяжелая, но виден «свет в конце тоннеля».

Поддерживать живучесть старой машины «Жигули» непросто, а при осутсутствии достаточных средств — очень непросто. Но других вариантов нет — надо! И надо много ездить, что провоцирует новые неисправности. Но пока и здесь все получается — мы с сыном самостоятельно решаем проблемы с ремонтом.

5 июня 1999г. Я завершил текущие дела, пора выезжать «на охоту». День был удачный, почти сразу нашел пассажира — молодой человек едет на Гражданку, спешит (пассажиры такси часто спешат, почти всегда). Еду по Светлановскому пр., перед ул. Жака Дюкло начинает мигать светофор, — ничего, проскочу! И вдруг идущая впереди Опель-Вектра резко тормозит. Я тоже торможу, тоже резко, но тормоза оказались никудышные — машина тормозит плохо и врезается в остановившуюся Вектру.

Шел двадцатый год моего вождения. Все это время я ездил на старых «развалюхах». Однажды (еще на Москвиче) во время движения отвалилось колесо, но все обошлось — машину вынесло на обочину. Колесо поставил на место и поехал дальше. Неоднократно отказывали тормоза, и бывало много всяких других неприятностей, но к ним я всегда был готов, и ни разу не попадал в ДТП. В тот день неисправность проявилась неожиданно.

Мой пассажир довольно сильно ударился о стекло, но он спешил — вышел, поймал другую машину и уехал. Мы с потерпевшим смотрим на разрушения Опеля (состояние моей машины мне уже безразлично). Все плохо! Пострадал багажник. Его удалось открыть, внутри был компьютер. Тогда это стоило дорого. — Вот еще одна моя проблема — подумал я.

Почему-то в тот момент у меня не было никаких эмоций. По-деловому смотрел на сложившуюся ситуацию и думал только о ближайших задачах — что надо делать сейчас. Мобильников еще не было, но место оказалось удачным — пункт ГАИ совсем рядом, на пр. Мориса Тореза. Пошел в ГАИ, заявил о ДТП. Потом приехали гаишники, замерили, запротоколировали. Я сразу признал свою вину, права у меня изъяли. Разбитый ВАЗ оттащили в сторону, Вектра оказалась на ходу, водитель с места ДТП уехал своим ходом.

Водитель Опеля Сергей вел себя достаточно спокойно. Сокрушался по поводу того, что какое-то время будет без машины, которая нужна для работы, а денег на другую сейчас нет — так он сказал. Ремонт за мой счет. Я не возражал — естественно, как же иначе! — Денег, конечно нет? — утвердительно спросил он. — Конечно нет, — подтвердил я. — Надо искать! Мы обменялись телефонными номерами, я записал свой адрес, паспортные данные — все, что было принято в таких случаях.

Автогражданка еще не существовала. Через несколько лет, когда она появилась, мне было странно наблюдать почти повсеместное неприятие нововведения. Я же очень хорошо знаю такую ситуацию, когда она совершенно необходима, и был «двумя руками за».

Через некоторое время водитель Сергей позвонил. Машина в ремонте, его расходы 1500 долларов, которые в ближайшее время я должен возместить. Ежемесячный доход моего «бизнеса» составлял тогда не более 50 долларов. Ситуация тупиковая. С тех пор все мои мысли были о том, где взять деньги. Прокручивал самые невероятные варианты. Узнал, что гараж и дача стоят все вместе не более 600-700 долларов. Думал продать свой информационный центр, или поговорить с директором Калининской базы (было с ним как-то проще), или взять кредит у знакомых бизнесменов. Когда называл сумму, слышал эмоциональное «Ого! — это очень большие деньги!».

Время шло, договориться с предпринимателями базы не получилось. Вечером часто звонил мне водитель Опеля.
- Ну как, Вам удалось найти деньги?
Я вздрагивал, услышав телефонный звонок, а когда его не было, все ждал — сейчас будет, и только к ночи напряжение спадало.
- Из-за Вас у меня нет машины, я трачу ежедневно 10 долларов на такси, придется записать на Ваш счет.

Однажды он предложил такой вариант. — Я могу Вам помочь — есть у меня знакомый, который может Вам дать нужную сумму под расписку, так мы решим проблему. С ним Вы можете договориться, как будете отдавать. Я отказался. 90-е годы, которые сейчас вспоминают как «лихие» еще не закончились. Я подумал, что таким образом могу попасть в кабалу «со счетчиком», из которой уже невозможно выйти. Мне повезло, что пострадавший Сергей оказался человеком, не способным на криминал. Но я совсем не знаю, кому он хочет меня передать. И думал о том, что согласен на все, но квартиру в которой живу вместе семьей — ни при каких обстоятельствах не отдам. А других вариантов нет — это единственная реальная ценность.

Так продолжалось месяца два. Когда удавалось занять какие-то деньги — отдавал, но остаток оставался все таким же большим. Было лето, я жил один, что усугубляло мое тяжелое психическое состояние. Мысли были разные. Выхода не было, я думал о том, что если обстановка будет накаляться…

Неожиданно позвонил Леня Шишагин.
- Хочешь машину марки «Форд»?
- Хочу, но сейчас ничего не могу оплатить.
Леня знал мою ситуацию, и говорит — платить ничего не надо, я тебе ее дарю.
- Так не бывает! — говорю я.
- Бывает.

Форд был его первой машиной, Леня научился ездить, а теперь покупает новую. Старую хотел продать за 200 долларов, но решил отдать ее мне бесплатно. Машина старая, есть проблемы, но они решаемы. Я согласился, конечно. Это резко меняло всю ситуацию — я могу заработать деньги с помощью машины. Теперь я мог говорить с возможными кредиторами более конкретно — я знал, что верну, и даже мог представить — когда. Вскоре удалось набрать значительную по тем временам сумму.

Запишу фамилии тех, кто мне смог тогда помочь — А.Кривоносов, С.Туркин, В.Филиппов, Ю.Сергеев, И.Смирнова, В.Верхолат, Д.Голецкий. С Димой Голецким было так. Мы договорились на 300 долларов, я приехал к нему. Он говорит — я даю тебе деньги, — это не все, что тебе нужно, но есть ли у тебя уверенность в том, что теперь ты решаешь свою проблему? — Я не был уверен, на тот момент мне удалось собрать только 800 долларов. Он буквально заставил меня тут же, от него, позвонить водителю Сергею и спросить об этом. Я позвонил, рассказал ситуацию — мне дают еще 300 долларов, но при условии, что это последний взнос — все мои возможности исчерпаны. Сергей согласился, — да, его это удовлетворит, можно и нужно брать. Потом, когда в назначенный срок я возвращал Диме Голецкому сумму, он признался, что был уверен, что этого не случится — долги сейчас не возвращают. У Димы был бизнес, он знал, что говорит, а я с еще большим уважением оценил его помощь.

Среди тех, кто участвовал в моем «возрождении», надо упомянуть директора оптового рынка «Приморский» Безрукова Н.Н., хотя (возможно) он об этом и не знает. Неожиданно, в конце года, директор меня вызывает. Поговорили о работе моего информационного центра, он сказал, что ему эта идея, это направление нравится, по этому поводу хочет к Новому году сделать мне подарок — премию в 300 долларов. И тут же достает эти деньги. Деньги не были подготовлены — доставал из разных карманов, пока не набралась заявленная сумма — быть может, «премия» была импровизацией, во всяком случае, то были его личные деньги. Я поблагодарил, хотя степень моей благодарности была неизмеримо выше той, которую я смог высказать.

Возможно, Николай Николаевич знал о моих проблемах. Я человек замкнутый, хорошего контакта с директором у меня не получилось. Но сложились хорошие отношения с некоторыми предпринимателями базы, которые, в свою очередь, хорошо и много общались с директором. Иногда я этим пользовался — выводил разговор на нужную тему, излагал свою информацию. По этим каналам она действительно попадала к директору. Возможно, здесь был такой же случай, хотя и не преднамеренный.

Вся эта история закончилась хорошо, за два года мне удалось на машине «Форд» заработать достаточно денег, чтобы отдать все долги. Так Леня Шишагин (сам того не подозревая) стал значимой фигурой моей жизни, обеспечив мое последующее спокойствие, а быть может, и само существование.

Ханов О.А.
04.04.2012

Автор: Ханов Олег Алексеевич | слов 1486


Добавить комментарий